Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и межпредметными понятиями.
– предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий, программ учебных предметов, программ внеурочной деятельности.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Учебное занятие, на котором учитель использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ называют «Современным уроком».
Обратимся к определению понятия «современный урок»: в педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ.
Н.Е. Щуркова даёт такое определение: «Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает
, и никто никого не боится». Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.
Требования к современному уроку:
– индивидуальный, личностно-ориентированный подход;
– системно-деятельностный подход – создание условий для реализации познавательной активности детей;
– развитие универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных;
– приоритет самостоятельной деятельности ученика; задача учителя — помогать, направлять, давать инструментарий для получения знаний.
Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
В зависимости от этапов прохождения той или иной учебной темы в структуре урока могут исключаться или включаться те или иные элементы урока. Структура урока во многом зависит учебной деятельности младшего школьника.
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. В ходе учебной деятельности учащийся овладевает содержанием развитых форм общественного сознания – научными понятиями, художественными образами, нравственными ценностями, правовыми нормами.
Учебная деятельность достаточно сложна сама по себе, поэтому задача начальной школы состоит не только в предоставлении некоего объема знаний и умений, но и в том, чтобы научить ребенка учиться. Для младших школьников учебная деятельность является ведущим видом деятельности. Для того чтобы рассматривать типологию уроков в соответствии с деятельностным подходом, необходимо рассмотреть структуру учебной деятельности младшего школьника.
Структура учебной деятельности:
– Мотивация (успех, надо, могу, хочу).
– Целеполагание. Постановка задач. (разрыв, проблема, противоречие).
– Учебные действия по преобразованию содержания (сравнение, группировка, анализ, синтез, обобщение…).
– Рефлексивный контроль (соотнесение с нормой, эталоном).
– Действия оценки (содержательная самооценка).
– Коррекция способа действия (причины ошибок, план их устранения).
В соответствии со структурой учебной деятельности необходимо рассмотреть типологию уроков деятельностной направленности по ФГОС.
Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий, но учителю необходима такая классификация уроков, которая реально отражала бы образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы. Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
– Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
– Тип №2. Урок рефлексии
– Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
– Тип №4. Урок развивающего контроля.
Технологическая карта— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, результат (формируемые УУД).
Структура технологической карты включает:
1) Название этапа урока;
2) Цели этапа урока;
3) Содержание этапа;
4) Деятельность учителя;
5) Деятельность учащихся;
6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая);
7) Результат (формируемые УУД, продукт).
Главная задача технологической карты урока – отразить деятельностный подход в обучении, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.
В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:
– личностных;
– метапредметных;
– предметных.
Технологическая карта позволяет:
– увидеть учебный материал целостно и системно;
– осмыслить и спроектировать последовательность работы с учётом цели и темы урока;
– гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
– согласовать действия учителя и учащихся;
– организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;
Технологическая карта позволит учителю:
– реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
– системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
– проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
– на практике реализовать межпредметные связи;
– выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
– учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
– используются эффективные методы работы с информацией;
– организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
– обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Пример технологической карты, которую использовал учитель-наставник во время урока математики представлен в приложении А.
Общая характеристика воспитательной программы школы в начальном звене
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
На территории пгт. Инской находится МУ КЦ «Инской», Совет ветеранов пгт. Инской, МБУ ДШИ №39, Библиотека семейного чтения «Инская», Стадион «Энергетик», МОУ ДОД «ДЮСШ им.Макарова».
Во внеурочную деятельность вовлечены 97 % обучающихся.
В МАОУ СОШ №16 города Белово основным направлением является гражданскопатриотическое воспитание, которое направлено на формирование у школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его истории, природе, населении, быте, культуре; гражданской позиции, сохранения традиций народов, проживающих на территории Кузбасса.
Также приоритетное направление работы школы – здоровьесберегающая деятельность. Оно предполагает формирование основ культуры здорового образа жизни; практическое овладение элементарными умениями и навыками сохранения и укрепления своего здоровья и окружающих.
Содержание учебной деятельности осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Через школьный урок в детях воспитывается любовь к своему Отечеству, малой Родине, своему народу, его языку, истории, духовным, природным и культурным ценностям,
– предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий, программ учебных предметов, программ внеурочной деятельности.
-
Анализ основных этапов и особенностей организации современного урока
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Учебное занятие, на котором учитель использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ называют «Современным уроком».
Обратимся к определению понятия «современный урок»: в педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ.
Н.Е. Щуркова даёт такое определение: «Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает
, и никто никого не боится». Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.
Требования к современному уроку:
– индивидуальный, личностно-ориентированный подход;
– системно-деятельностный подход – создание условий для реализации познавательной активности детей;
– развитие универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных;
– приоритет самостоятельной деятельности ученика; задача учителя — помогать, направлять, давать инструментарий для получения знаний.
Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
В зависимости от этапов прохождения той или иной учебной темы в структуре урока могут исключаться или включаться те или иные элементы урока. Структура урока во многом зависит учебной деятельности младшего школьника.
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. В ходе учебной деятельности учащийся овладевает содержанием развитых форм общественного сознания – научными понятиями, художественными образами, нравственными ценностями, правовыми нормами.
Учебная деятельность достаточно сложна сама по себе, поэтому задача начальной школы состоит не только в предоставлении некоего объема знаний и умений, но и в том, чтобы научить ребенка учиться. Для младших школьников учебная деятельность является ведущим видом деятельности. Для того чтобы рассматривать типологию уроков в соответствии с деятельностным подходом, необходимо рассмотреть структуру учебной деятельности младшего школьника.
Структура учебной деятельности:
– Мотивация (успех, надо, могу, хочу).
– Целеполагание. Постановка задач. (разрыв, проблема, противоречие).
– Учебные действия по преобразованию содержания (сравнение, группировка, анализ, синтез, обобщение…).
– Рефлексивный контроль (соотнесение с нормой, эталоном).
– Действия оценки (содержательная самооценка).
– Коррекция способа действия (причины ошибок, план их устранения).
В соответствии со структурой учебной деятельности необходимо рассмотреть типологию уроков деятельностной направленности по ФГОС.
Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий, но учителю необходима такая классификация уроков, которая реально отражала бы образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы. Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
– Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
– Тип №2. Урок рефлексии
– Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
– Тип №4. Урок развивающего контроля.
-
Технологическая карта урока
Технологическая карта— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, результат (формируемые УУД).
Структура технологической карты включает:
1) Название этапа урока;
2) Цели этапа урока;
3) Содержание этапа;
4) Деятельность учителя;
5) Деятельность учащихся;
6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая);
7) Результат (формируемые УУД, продукт).
Главная задача технологической карты урока – отразить деятельностный подход в обучении, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.
В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:
– личностных;
– метапредметных;
– предметных.
Технологическая карта позволяет:
– увидеть учебный материал целостно и системно;
– осмыслить и спроектировать последовательность работы с учётом цели и темы урока;
– гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
– согласовать действия учителя и учащихся;
– организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;
Технологическая карта позволит учителю:
– реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
– системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
– проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
– на практике реализовать межпредметные связи;
– выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
– учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
– используются эффективные методы работы с информацией;
– организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
– обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Пример технологической карты, которую использовал учитель-наставник во время урока математики представлен в приложении А.
- 1 2 3
Общая характеристика воспитательной программы школы в начальном звене
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
На территории пгт. Инской находится МУ КЦ «Инской», Совет ветеранов пгт. Инской, МБУ ДШИ №39, Библиотека семейного чтения «Инская», Стадион «Энергетик», МОУ ДОД «ДЮСШ им.Макарова».
Во внеурочную деятельность вовлечены 97 % обучающихся.
В МАОУ СОШ №16 города Белово основным направлением является гражданскопатриотическое воспитание, которое направлено на формирование у школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его истории, природе, населении, быте, культуре; гражданской позиции, сохранения традиций народов, проживающих на территории Кузбасса.
Также приоритетное направление работы школы – здоровьесберегающая деятельность. Оно предполагает формирование основ культуры здорового образа жизни; практическое овладение элементарными умениями и навыками сохранения и укрепления своего здоровья и окружающих.
Содержание учебной деятельности осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Через школьный урок в детях воспитывается любовь к своему Отечеству, малой Родине, своему народу, его языку, истории, духовным, природным и культурным ценностям,