Файл: Н. Смирнов, Ю. М. Чинючин, С. П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 55 -
1   2   3   4   5   6   7

3.4. Информационноеобеспечениевсистемесохранения летнойгодностиВС
Целью информационного обеспечение является формирование и выра- ботка управляющих воздействий по назначению и выполнению работ для со- хранения летной годности ВС.
С учетом сложившегося уровня оснащенности предприятий граждан- ской авиации информационное обеспечение сохранения летной годности це- лесообразно реализовать по трем горизонтальным уровням; локальному, от- раслевому и межотраслевому.
Сбор информации на локальном уровне – это накопление информации в низших производственных звеньях о ВС, проходящих ТО или ремонт.
Отраслевые информационные системы объединяют локальные системы и обеспечивают информационные потоки по типам ВС.
Межотраслевые информационные системы позволяют формировать масштабные задачи управления летной годностью на этапах разработки, производства и эксплуатации используемых и перспективных ВС.
Эффективное информационное обеспечение в системе сохранения лет- ной годности ВС может осуществляться при центрах технического обслужи- вания и ремонта ВС путем создания на их базе оперативных информационно- управляющих систем (ИУС) по типам ВС.
Благодаря широкому внедрению вычислительной техники на базе пер- сональных компьютеров, появилась возможность значительного сокращения и, в дальнейшем, полностью заменить бумажную технологию управления эксплуатацией ВС электронной информационной технологией. При этом ис- пользуются электронные базы данных, которые служат для накопления, об- работки и выдачи руководителю информации, которую он использует для принятия оптимального решения.
В настоящее время идет этап дальнейшего развития ИУС на основе специального ГОСТ Р-50596-93 «Система информационно-управляющая для обеспечения технической эксплуатации воздушных судов». Этот ГОСТ рег- ламентирует назначение, состав, функции и задачи ИУС ГА.
На рис. 7 показана общая структура движения эксплуатационной ин- формации и соответствующих решений по текущим и перспективным вопро- сам в процессах эксплуатации авиационной техники.
Регистрации и учету подлежат все отказы и неисправности авиацион- ной техники, задержки и отмены рейсов, количество и длительность каждой формы технического обслуживания и полетов каждого конкретного ВС. Эти сведения подаются и регистрируются на момент окончания соответствующей формы ТОиР полета. По каждому состоянию ВС регистрации подлежат тру- дозатраты и стоимости этих состояний.


Текущая информация по состоянию конкретных ВС используется для выработки соответствующих решений с целью устранения возникающих не- достатков и сложностей в процессе ТОиР,

- 56 -
По результатам регистрации определяются статистические данные о количестве каждого состояния ВС и их парка за рассматриваемый период. По этим данным выполняется расчет средних значений и распределения харак- теристик надежности и эффективности ТОиР. Эти данные используются при выработке решений и планирования ТОиР на перспективные периоды време- ни эксплуатации.
Рис. 7. Структура потоков информации и решений в ИУС
Структурная схема ИУС приведена на рис. 8. Как следует из этой схе- мы, ИУС представляет собой систему из шести взаимосвязанных информа- ционных комплексов, которые, в свою очередь, состоят из ряда информаци- онных подсистем, обозначенных символами П
i
Каждая из подсистем выполняет одну, достаточно узкую, функцию.
ГОСТ определяет сорок таких подсистем. Однако это число может быть уменьшено или увеличено в зависимости от потребностей ОТО. В выполняе- мую функцию подсистемы может входить решение одной или нескольких задач. При этом одна и та же задача, при необходимости, может решаться в нескольких подсистемах.
Рассмотрим состав основных задач, решаемых в некоторых комплек- сах, имеющих непосредственное отношение к проблеме сохранения летной годности ВС.
Комплекс «Управление техническим состоянием ВС» предназначен для учета состояния основных изделий и их агрегатов, определения полного объ-
Информация процессов технической эксплуатации АТ
Отказы и не- исправности
Задержки и отмены рейсов
Состояния процесса
Трудоемкости и стоимости процессов
Статистика состояний и трудоемкости состояний
Оперативные решения
Статистика характеристики состояний
Расчет характеристик эффективности про- цессов технической эксплуатации
Планирование ТОиР, мероприятий по уве- личению эффективно- сти ТЭ
Регистрация и учет информации
Руководящая документа- ция

- 57 - ема работ по ТО ВС, выдачи необходимой информации по ТО. В комплекс входят 15 подсистем П
6
– П
20
: Основные изделия, Учет агрегатов на ВС и АД,
Отклонения от ТТ, Регламент ТО, Бюллетени и контрольные карты, Регист- рация повреждений и ремонт лопаток АД, Параметры АД, Анализ масла, Пе- речень работ при ТО ВС, Учет неисправностей, Поиск и анализ отказов и не- исправностей, Периодическое ТО ВС, Оперативное ТО ВС, Расшифровка по- летной информации, Бюллетени по доработкам.
Рис. 8. Структура ИУС ИАС по ГОСТ Р 50596-93
Комплекс «Управление запасами агрегатов и запасных частей» предна- значен для автоматизации информационных процессов, связанных с контро- лем наличия, состояния, движения, формирования запаса агрегатов АТ. Ком- плекс включает 9 подсистем П
21
– П
29
: Формирование годовой поквартальной заявки, Формирование месячной заявки в ОМТС, Контроль наличия и со- стояния агрегатов, Учет агрегатов на земле, Учет драгоценных металлов,
Учет движения агрегатов, ТО агрегатов АиРЭО, Комплектация агрегатов,
Рекламации.
Комплекс «Управление средствами ТО» предназначен для учета со- стояния и формирования комплектов средств для периодического и опера- тивного ТО. Комплекс включает две подсистемы П
36
и П
37
: Метрология,
Информационно- управляющая система обеспе- чения ТЭ ВС
П
1
П
15
Комплекс
«Управле- ние тех- ническим состояни- ем ВС»
Комплекс
«Управле- ние запа- сами агре- гатов и запасных частей»
Комплекс
«Управле- ние про- изво- дственной и хозяйст- венной деятель- ностью
Ком- плекс
«Управ ление средст- вами
ТО»
Ком- плекс
«Иден- тифи- кация
ВС и агрега- тов»
П
6
П
7
П
20
П
21
П
22
П
29
П
30
П
31
П
35
П
38
П
39
П
40
П
36
П
37
Комплекс
«Управление использованием
ВС»


- 58 -
Комплектация средств ТО (для учета состояния и формирования комплектов средств контроля для оперативного и периодического ТО).
Комплекс «Идентификация ВС и агрегатов» предназначен для согласо- вания функционирования всех подсистем ИУС. Он включает три подсистемы
П38 – П40: Кодификатор основных и комплектующих изделий (для одно- значного кодирования ВС и агрегатов: список кодов ВС, систем, подсистем, агрегатов, блоков, деталей), Эталон (эталонная информация по средствам из- мерения и комплектующим изделиям), Кодификатор внешних проявлений отказов и неисправностей на ВС (используется при поиске места отказа и не- исправности).
В настоящее время разработаны и уже используются в эксплуатацион- ных предприятиях ГА современные ИУС для эксплуатационных предпри- ятий, в которых используется большой комплекс цифровых вычислительных машин, развитое программное обеспечение, локальные вычислительные сети и, при необходимости, возможно использование сети Интернет.
Примером наиболее мощной ИУС является система «ЭРЛАН-1». Она обеспечивает формирование любой конфигурации системы в зависимости от числа и типов ВС в парке, организационной структуры предприятия, харак- теристик технологии выполнения работ. Программное обеспечение системы реализует основные комплексы задач: учет, контроль и анализ технического состояния авиационной техники; все виды планирования деятельности пред- приятия ГА; использования АТ, оперативного и периодического техническо- го обслуживания; управление поиском и устранением отказов; учет и управ- ление запасами изделий АТ и др. задачи.
Система реализована на базе локальной вычислительной сети, охваты- вает практически все технологические процессы технической эксплуатации деятельности ИАС предприятия. Ее применение позволяет отказаться от большей части всего объема бумажной документации, а в перспективе име- ется возможность почти полностью исключить.
К настоящему времени география распространения системы в различ- ных ее модификациях насчитывает десятки авиакомпаний России, а также
Украины и Молдовы.
В последнее время разрабатывается более мощное ИУС «Эрлан-2» с использованием операционной системы «WINDOWS».

- 59 -
ГЛАВА 4. Государственныйконтрользасохранением летнойгодностиВС
4.1. Организациягосударственногоконтролязасохранением летнойгодностиВС
Целью государственного контроля за хранением летной годности ВС является обеспечение безопасности полетов.
В соответствии с требованиями Воздушного Кодекса РФ (ст. 37) Госу- дарственный контроль за летной годностью ВС, авиационных двигателей и воздушных винтов на этапах их разработки, производства и эксплуатации осуществляется специально уполномоченными органами: Межгосударствен- ным авиационным комитетом (МАК) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ).
Задачами МАК в сфере рассматриваемой проблемы являются:

разработка Авиационных правил – Норм летной годности ВС, дви- гателей, воздушных винтов;

разработка Правил производства авиационной техники;

разработка Процедур сертификации авиационной техники, а также ее Разработчиков и Изготовителей;

проведение сертификации новых ВС, двигателей, воздушных вин- тов с выдачей сертификатов типовой конструкции;

проведение сертификации Разработчиков и Изготовителей ВС с другой авиационной техники с выдачей соответствующих сертификатов.
Задачами ФСНСТ в области сохранения летной годности ВС являются:

участие в разработке Федеральных авиационных правил (ФАП) по сертификации Эксплуатантов, Организаций по ТОиР АТ, наземной авиаци- онной техники, экземпляров ВС;

разработка Порядка и процедур сертификации упомянутых объек- тов воздушного транспорта (ВТ);

проведение сертификации упомянутых объектов с выдачей соответ- ствующих сертификатов;

организация и проведение инспекционного контроля за сертифици- рованными объектами ВТ;
Государственная политика и контроль за сохранением летной годности
ВС строится на базе соответствующего воздушного законодательства, учи- тывающего требования ведущих авиационных государств и международных организаций.
Центральное место в воздушном законодательстве Российской Федера- ции занимает Воздушный кодекс, который утверждает следующие основные принципы и правила обеспечения и сохранения летной годности ВС:

летная годность закладывается при проектировании ВС с учетом предыдущего опыта эксплуатации и экологии и подтверждается необходи-


- 60 - мым объемом стендовых и летных испытаний, включая сертификационные испытания;

летная годность обеспечивается при серийном изготовлении ВС и контролируется независимой приемкой на всех этапах создания авиатехники;

летная годность сохраняется при эксплуатации путем соблюдения установленных правил летной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта ВС;

разработка и серийное производство авиатехники осуществляются сертификационными предприятиями;

каждый образец (тип) авиатехники с блоком эксплуатационной до- кументации проходит сертификацию и получает Сертификат типа;

на каждый образец (тип) авиатехники разрабатывается Программа обеспечения ТОиР;

каждый экземпляр авиационной техники получает Сертификат лет- ной годности;

ответственность за сохранение летной годности ВС возлагается на эксплуатанта;

при нарушении эксплуатантом требований по сохранению летной годности ВС, а также выявлении их небезопасного состояния вводятся огра- ничения на их эксплуатацию или эксплуатация ВС приостанавливается;

техническое обслуживание и ремонт осуществляют сертифициро- ванные организации по ТО и организации по ремонту;

подготовка авиационного персонала осуществляют сертифициро- ванные образовательные учреждения;

все виды работ по сохранению летной годности ВС выполняет авиационные персонал, прошедший аттестацию;

обеспечение взаимосвязи надзора и контроля за соблюдением ука- занных принципов, а также предоставления эксплуатантом информации о техническом состоянии авиатехники осуществляется в рамках федеральных авиационных правил.
Государственный контроль за соблюдением изложенных принципов и правил обеспечения и сохранения летной годности ВС осуществляется в рамках действующих систем сертификации:

Системы сертификации авиационной техники и объектов граждан- ской авиации (ССАТиОГА) и

Системы сертификации в гражданской авиации (ССГА).
В рамках системы «ССАТиОГА» сертифицируются: Разработчики АТ,
Изготовители, ВС, двигатели, воздушные винты, ремонтные организации.
В рамках системы «ССГА» сертифицируются: Эксплуатанты, органи- зации по ТОиР, наземная авиационная техники, экземпляры ВС.
Обязательность сертификации названных объектов установлена Воз- душным Кодексом РФ.