Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 977
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.
Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.
В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, – физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п.
Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно проводить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает сбольшей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения – на травяных кортах, где мяч может отскочить в непредсказуемом направлении. Для затруднения – утяжеленной ракеткой и мячом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).
-
Современные подходы к спортивной ориентации и спортивному отбору.
Для современного спорта характерны стремительный рост рекордов, значительная интенсификация тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимо подчас 8-10 лет напряжённых занятий. Поэтому очень важно своевременно выявить спортивные способности у детей для обнаружения действительно талантливых в двигательном отношении детей.
Проблема подготовки полноценных спортивных резервов затрагивает широкий круг вопросов организационного, методического, научного характера.
Начинается этот процесс со спортивного отбора или ориентации.
Что же такое спортивная ориентация и отбор? В литературе в настоящее время имеется много материала по этим вопросам, однако до сих пор авторы используют различные понятия, а иногда даже путают эти два термина.
Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или в группе видов спорта.
Ориентация также направлена на выявление спортивных способностей к тому или иному виду спорта.
Однако есть принципиальное отличие отбора от ориентации. Дело в том, что при отборе подбирают детей, наиболее соответствующих требованиям определённого вида спорта, а приориентации - подбирается вид спорта, наилучшим способом соответствующий способностям, задаткам и интересам ребёнка.
Можно даже сказать, что ориентация более гуманна, в ней решается вопрос "спорт для человека", а не "человек для спорта".
Хотя на практике чаще используют отбор, а не ориентацию. Ведь технология осуществления ориентации намного сложнее чем отбора. При ориентации необходимо рассмотреть множество видов спорта и выбрать в конечном итоге один, наиболее подходящий конкретному человеку. При этом усложняется процедура тестирования (большое количество тестов) и анализ полученных данных. При отборе же мы имеем дело с одним видом спорта. А по большинству видов спорта уже разработаны батареи тестов для отбора.
Несмотря на это следует отметить, что проблема спортивной ориентации и отбора ещё до конца не решена и требует дальнейшего осмысления как учёных, так и практиков.
Научной основой для выявления у детей спортивных способностей является поиск батареи тестов, которые позволяют с высокой вероятностью прогнозировать степень одарённости детей для занятий различными видами спорта.
Этот поиск тестов реально может быть осуществлен с помощью двух подходов:
изучения стабильности характеристик человека;
изучения наследственных влияний.
Для изучения стабильности характеристик человека используют многолетние эксперименты на постоянном контингенте испытуемых (лонгитюдные исследования), в ходе которых применяют широкую программу тестирования и отбирают в конце концов те тесты, достижения в которых были стабильными в детском, юношеском и юниорском возрасте. В этих исследованиях используют корреляционный анализ для выявления тесноты взаимосвязи между достижениями каждого испытуемого в одном и том же тесте, показанном в разные годы.
Таких многолетних исследований крайне мало ввиду большого отсева занимающихся спортом. Учитывая сложность определения стабильности физических и психических характеристик на основе многолетних наблюдений на одном и том же контингенте, можно признать оправданным и весьма полезным метод изучения спортивных биографий мастеров спорта международного класса. Несмотря на малочисленность многолетних исследований, результаты некоторых из них вносят определённый вклад в теорию и практику физического воспитания.
Например, имеются данные, позволяющие тренеру прогнозировать окончательную длину тела воспитанников. Так, динамические наблюдения за длиной тела мальчиков в возрасте 6-7 лет позволяют предсказать окончательную её величину с точностью до плюс/минус 4 см. Можно прогнозировать будущий рост по величине стопы у ребёнка в раннем возрасте.
Другая разновидность методов изучения стабильности характеристик человека связана с изучением физиограмм. Например, определяя реакцию ЧСС на стандартную нагрузку, учёные установили, что у 18-летних спортсменов в детстве ЧСС на стандартную нагрузку была ниже, чем у не спортсменов. Поэтому некоторые исследователи считают, что в спорте не отсеиваются те дети, которые наиболее экономно расходуют энергию при выполнении стандартной физической нагрузки (у которых в 11-12 лет суммарные ЧСС ниже).
Данные чешского исследователя Ульриха свидетельствуют, что если измерить относительные величины МПК (максимальное потребление кислорода) у мальчиков 11-12 лет, то можно с высокой вероятностью предсказать каким будет уровень физической работоспособности у них в 18 лет. Это значит, что МПК является весьма стабильной характеристикой спортивной одарённости человека, так же во многом обусловлена наследственной предрасположенностью.
По данным Н.Ж. Булгаковой, прогноз выносливости также оказывается убедительным: дети, хорошо проявляющие себя на длинных дистанциях, впоследствии становятся, как правило, хорошими стайерами, тогда как отличающиеся в спринте не всегда становятся хорошими спринтерами. Это значит, что показатель выносливости - характеристика стабильная, а показатель скорости - нестабильная (на примере плавания).
Второй подход при прогнозировании достижений спортсменов сводится к изучению наследственных изменений и имеет следующие разновидности:
исследование родословных;
корреляционный анализ между достижениями родителей и детей в одном и том же возрасте;
изучение связи (корреляционной) между маркерами (заведомо передающимися по наследству признаками) и двигательными достижениями;
близнецовый метод, т.е. исследование совпадения и несовпадения признаков у идентичных, или монозиготных (однояйцевых), или неидентичных, или дизиготных (двухяйцевых) близнецов.
Эти методы позволяют получить ответ на вопрос: в какой степени те или иные признаки обусловлены наследственностью. Ведь отдельные признаки, влияющие на развитие двигательных качеств, в большей степени зависят от наследственных факторов, другие от среды (в том числе от обучения и воспитания), а третьи - от того и другого.
-
Управление подготовкой спортсменов.
Эффективность системы подготовки спортсменов обеспечивается управлением, сущность которого составляют процесс получения, передачи и переработки информации, принятие на этой основе управленческого решения и выдача команд в соответствии с принципом обратной связи.
Процесс управления включает в себя следующее:
1) выявление исходной информации о спортсменах, условиях, прежних выступлениях и т.п., определение целевых установок и прогнозирование модельных характеристик, необходимых для достижения запланированных результатов в основных соревнованиях;
2) разработка комплексной программы тренировочной и соревновательной деятельности, других компонентов системы, обеспечивающих в целом «выход» на установленную цель;
3) установление системы контроля для получения информации о выполнении комплексной программы, сравнение полученных результатов с модельными уровнями;
4) анализ полученных данных и внесение корректив в процессе подготовки спортсменов.
Основными функциями управления являются планирование и комплексный контроль. Планирование определяет содержание подготовки спортсменов ( направление тренировочной и соревновательной деятельности, эффективные средства и методы и пр.). Различают несколько видов планирования.
Многолетнее (перспективное) планирование содержит основные данные, ведущие показатели, которые служат своеобразными вехами на пути к достижению цели многолетней подготовки.
Годичное (текущее) планирование включает большое количество параметров и раскрывается более детально. Выделяют подготовительный, соревновательный и переходные периоды (средние циклы). Их продолжительность измеряется в зависимости от закономерностей становления «спортивной формы», календаря соревнований, особенностей контингента спортсменов. Подготовительный период заканчивается к началу основных соревнований. Соревновательный период планируется с учетом сроков основных соревнований. Переходный период начинается после соревнований и длится до начала очередного годичного цикла.
Оперативное планирование детализирует содержание отдельного периода тренировки (среднего и малого циклов). Различают соревновательный, предсоревновательный, базово-развивающий, втягивающий и активного отдыха средние циклы. Соревновательный — моделирует все условия подготовки и соревновательной деятельности в период основных соревнований. Предсоревновательный — обеспечивает адаптацию спортсменов к условиям основных соревнований и создает условия для реализации возможностей в соревнованиях. Базово-развивающий — направлен на повышение функциональных возможностей спортсменов и совершенствование мастерства по всем компонентам подготовленности. Тренировочная работа сочетается с участием в контрольных соревнованиях по основному и другим видам спорта, по технико-тактической и физической подготовке. Втягивающий — направлен на то, чтобы подготовить спортсменов к предстоящей работе в данном сезоне или этапе подготовки. Обычно он следует за отдыхом или после существенного снижения тренировочных нагрузок. Цикл направлен на постепенное увеличение тренировочной нагрузки спортсмена для напряженной соревновательной деятельности.
Каждый план среднего цикла детализируется в нескольких планах малых циклов. В основе детализации лежит персональная индивидуализация средств, методов и т.д. Малый цикл составляет относительно законченный фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных дней в цикле — два, максимальное — семь (то есть без дня отдыха). Варианты цикла могут быть следующими: 7:0, 6:1, 5:1, 4:1, 3:1, 2:1 (семь дней тренировочных занятий, шесть тренировочных дней и день отдыха, пять тренировочных дней и день отдыха и т.д.). Количество тренировочных занятий в день может быть от одного до трех. Выделяют соревновательный, подводящий, специально-подготовительный, общеподготовительный, восстановительный малые циклы.
Соревновательный — включает все составляющие главного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных соперников, условий проведения и т.п.
Подводящий — применяется в ходе непосредственной подготовки к соревнованиям. В нем моделируются элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения, судейство, зрители и т.п.).
Специально-подготовительный малый цикл направлен на повышение специальной подготовленности спортсменов. В нем используются соревновательные и вспомогательные упражнения, решаются задачи основных разделов тренировки (технико-тактической, интегральной и т.д.) В тренировке доля этих циклов наиболее значительна.