Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 977

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.

Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.

В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, – физическое и техническое, тех­ническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психо­логическое и т.п.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно проводить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает сбольшей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения – на травяных кортах, где мяч может отскочить в непредсказуемом направлении. Для затруднения – утяжеленной ракеткой и мячом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).


  1. Современные подходы к спортивной ориентации и спортивному отбору.


Для современного спорта характерны стремительный рост рекордов, значительная интенсификация тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимо подчас 8-10 лет напряжённых занятий. Поэтому очень важно своевременно выявить спортивные способности у детей для обнаружения действительно талантливых в двигательном отношении детей.

Проблема подготовки полноценных спортивных резервов затрагивает широкий круг вопросов организационного, методического, научного характера.

Начинается этот процесс со спортивного отбора или ориентации.

Что же такое спортивная ориентация и отбор? В литературе в настоящее время имеется много материала по этим вопросам, однако до сих пор авторы используют различные понятия, а иногда даже путают эти два термина.


Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или в группе видов спорта.

Ориентация также направлена на выявление спортивных способностей к тому или иному виду спорта.

Однако есть принципиальное отличие отбора от ориентации. Дело в том, что при отборе подбирают детей, наиболее соответствующих требованиям определённого вида спорта, а приориентации - подбирается вид спорта, наилучшим способом соответствующий способностям, задаткам и интересам ребёнка.

Можно даже сказать, что ориентация более гуманна, в ней решается вопрос "спорт для человека", а не "человек для спорта".

Хотя на практике чаще используют отбор, а не ориентацию. Ведь технология осуществления ориентации намного сложнее чем отбора. При ориентации необходимо рассмотреть множество видов спорта и выбрать в конечном итоге один, наиболее подходящий конкретному человеку. При этом усложняется процедура тестирования (большое количество тестов) и анализ полученных данных. При отборе же мы имеем дело с одним видом спорта. А по большинству видов спорта уже разработаны батареи тестов для отбора.

Несмотря на это следует отметить, что проблема спортивной ориентации и отбора ещё до конца не решена и требует дальнейшего осмысления как учёных, так и практиков.

Научной основой для выявления у детей спортивных способностей является поиск батареи тестов, которые позволяют с высокой вероятностью прогнозировать степень одарённости детей для занятий различными видами спорта.

Этот поиск тестов реально может быть осуществлен с помощью двух подходов:

изучения стабильности характеристик человека;

изучения наследственных влияний.

Для изучения стабильности характеристик человека используют многолетние эксперименты на постоянном контингенте испытуемых (лонгитюдные исследования), в ходе которых применяют широкую программу тестирования и отбирают в конце концов те тесты, достижения в которых были стабильными в детском, юношеском и юниорском возрасте. В этих исследованиях используют корреляционный анализ для выявления тесноты взаимосвязи между достижениями каждого испытуемого в одном и том же тесте, показанном в разные годы.



Таких многолетних исследований крайне мало ввиду большого отсева занимающихся спортом. Учитывая сложность определения стабильности физических и психических характеристик на основе многолетних наблюдений на одном и том же контингенте, можно признать оправданным и весьма полезным метод изучения спортивных биографий мастеров спорта международного класса. Несмотря на малочисленность многолетних исследований, результаты некоторых из них вносят определённый вклад в теорию и практику физического воспитания.

Например, имеются данные, позволяющие тренеру прогнозировать окончательную длину тела воспитанников. Так, динамические наблюдения за длиной тела мальчиков в возрасте 6-7 лет позволяют предсказать окончательную её величину с точностью до плюс/минус 4 см. Можно прогнозировать будущий рост по величине стопы у ребёнка в раннем возрасте.

Другая разновидность методов изучения стабильности характеристик человека связана с изучением физиограмм. Например, определяя реакцию ЧСС на стандартную нагрузку, учёные установили, что у 18-летних спортсменов в детстве ЧСС на стандартную нагрузку была ниже, чем у не спортсменов. Поэтому некоторые исследователи считают, что в спорте не отсеиваются те дети, которые наиболее экономно расходуют энергию при выполнении стандартной физической нагрузки (у которых в 11-12 лет суммарные ЧСС ниже).

Данные чешского исследователя Ульриха свидетельствуют, что если измерить относительные величины МПК (максимальное потребление кислорода) у мальчиков 11-12 лет, то можно с высокой вероятностью предсказать каким будет уровень физической работоспособности у них в 18 лет. Это значит, что МПК является весьма стабильной характеристикой спортивной одарённости человека, так же во многом обусловлена наследственной предрасположенностью.

По данным Н.Ж. Булгаковой, прогноз выносливости также оказывается убедительным: дети, хорошо проявляющие себя на длинных дистанциях, впоследствии становятся, как правило, хорошими стайерами, тогда как отличающиеся в спринте не всегда становятся хорошими спринтерами. Это значит, что показатель выносливости - характеристика стабильная, а показатель скорости - нестабильная (на примере плавания).

Второй подход при прогнозировании достижений спортсменов сводится к изучению наследственных изменений и имеет следующие разновидности:

исследование родословных;

корреляционный анализ между достижениями родителей и детей в одном и том же возрасте;


изучение связи (корреляционной) между маркерами (заведомо передающимися по наследству признаками) и двигательными достижениями;

близнецовый метод, т.е. исследование совпадения и несовпадения признаков у идентичных, или монозиготных (однояйцевых), или неидентичных, или дизиготных (двухяйцевых) близнецов.

Эти методы позволяют получить ответ на вопрос: в какой степени те или иные признаки обусловлены наследственностью. Ведь отдельные признаки, влияющие на развитие двигательных качеств, в большей степени зависят от наследственных факторов, другие от среды (в том числе от обучения и воспитания), а третьи - от того и другого.


  1. Управление подготовкой спортсменов.


Эффективность системы подготовки спортсменов обеспечивается управлением, сущность которого составляют процесс получения, пе­редачи и переработки информации, принятие на этой основе управ­ленческого решения и выдача команд в соответствии с принципом обратной связи.

Процесс управления включает в себя следующее:

1) выявление исходной информации о спортсменах, условиях, пре­жних выступлениях и т.п., определение целевых установок и про­гнозирование модельных характеристик, необходимых для дости­жения запланированных результатов в основных соревнованиях;

2) разработка комплексной программы тренировочной и соревнова­тельной деятельности, других компонентов системы, обеспечиваю­щих в целом «выход» на установленную цель;

3) установление системы контроля для получения информации о вы­полнении комплексной программы, сравнение полученных резуль­татов с модельными уровнями;

4) анализ полученных данных и внесение корректив в процессе под­готовки спортсменов.

Основными функциями управления являются планирование и ком­плексный контроль. Планирование определяет содержание подготов­ки спортсменов ( направление тренировочной и соревновательной де­ятельности, эффективные средства и методы и пр.). Различают несколько видов планирования.

Многолетнее (перспективное) планирование содержит основные дан­ные, ведущие показатели, которые служат своеобразными вехами на пути к достижению цели многолетней подготовки.

Годичное (текущее) планирование включает большое количест­во параметров и раскрывается более детально. Выделяют подготови­тельный, соревновательный и переходные периоды (средние циклы). Их продолжительность измеряется в зависимости от закономерностей становления «спортивной формы», календаря соревнований, особен­ностей контингента спортсменов. Подготовительный период закан­чивается к началу основных соревнований. Соревновательный пери­од планируется с учетом сроков основных соревнований. Переходный период начинается после соревнований и длится до начала очередно­го годичного цикла.


Оперативное планирование детализирует содержание отдельного периода тренировки (среднего и малого циклов). Различают соревновательный, предсоревновательный, базово-развивающий, втягивающий и активного отдыха средние циклы. Соревновательный — моделирует все условия подготовки и соревновательной деятельности в период основных соревнований. Предсоревновательный — обеспечивает адаптацию спортсменов к условиям основных соревнований и создает условия для реализации возможностей в соревнованиях. Базово-развивающий — направлен на повышение функциональных возможностей спортсменов и совершенствование мастерства по всем компонентам подготов­ленности. Тренировочная работа сочетается с участием в контрольных соревнованиях по основному и другим видам спорта, по технико-такти­ческой и физической подготовке. Втягивающий — направлен на то, что­бы подготовить спортсменов к предстоящей работе в данном сезоне или этапе подготовки. Обычно он следует за отдыхом или после существен­ного снижения тренировочных нагрузок. Цикл направлен на постепен­ное увеличение тренировочной нагрузки спортсмена для напряженной соревновательной деятельности.

Каждый план среднего цикла детализируется в нескольких планах малых циклов. В основе детализации лежит персональная индивидуализация средств, методов и т.д. Малый цикл составляет относительно законченный фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных дней в цикле — два, максимальное — семь (то есть без дня от­дыха). Варианты цикла могут быть следующими: 7:0, 6:1, 5:1, 4:1, 3:1, 2:1 (семь дней тренировочных занятий, шесть тренировочных дней и день отдыха, пять тренировочных дней и день отдыха и т.д.). Количест­во тренировочных занятий в день может быть от одного до трех. Выделя­ют соревновательный, подводящий, специально-подготовительный, общеподготовительный, восстановительный малые циклы.

Соревновательный — включает все составляющие главного соревно­вания данного сезона: структуру соревновательной деятельности, на­личие основных соперников, условий проведения и т.п.

Подводящий — применяется в ходе непосредственной подготовки к соревнованиям. В нем моделируются элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения, судейство, зрители и т.п.).

Специально-подготовительный малый цикл направлен на повыше­ние специальной подготовленности спортсменов. В нем используются соревновательные и вспомогательные упражнения, решаются задачи основных разделов тренировки (технико-тактической, интегральной и т.д.) В тренировке доля этих циклов наиболее значительна.