Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 797

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Боевая готовность, рассматриваемая как венец боевого мастерства войск в мирное время, заключается в способности военнослужащих, подразделений, частей и Вооруженных Сил в целом с высоким качеством выполнять боевую задачу в заданный отрезок времени. Поэтому вполне понятно стремление командиров всех степеней оценивать значение любого раздела боевой выучки по его вкладу в состояние боевой готовности войск.

Значение физической подготовки для поддержания высокой боевой готовности всегда тесно связано с характером и способом ведения боевых действий, которые в свою очередь определяются боевыми средствами, находящимися в распоряжении армии.

В ходе научно-технической революции войска получили принципиально новые образцы вооружения и боевой техники. Значительно усовершенствовались традиционные образцы. Появилось много автоматизированных и механизированных систем, управление которыми требует не столько высокой двигательной активности, сколько большого объема теоретических знаний.

В данной ситуации необходимо грамотное разрешение диалектического противоречия между объективным отсутствием больших физических нагрузок в повседневной практической деятельности военнослужащих и требованием высокой физической подготовленности как условия устойчивой работоспособности. Наличие такого противоречия приводит к недооценке значимости физической подготовки для повышения боевой готовности военных специалистов.

Рассмотрение вопроса о влиянии уровня физической подготовленности на состояние боевой выучки военнослужащих невозможно без понимания механизма осуществления этого влияния. Многочисленными исследованиями доказано, что в основе этого механизма лежит явление переноса навыков и умений, сформированных в одной области человеческой деятельности, на результаты овладения навыками и умениями в других сферах. Этот перенос может осуществляться как в близких по структуре действиях, например между различными физическими упражнениями, так и в далеких.

Применительно к физической подготовке, явление переноса может наблюдаться не только относительно навыков, но и относительно физических качеств. Следует сразу же оговориться, что наблюдать перенос физических качеств или двигательных навыков в чистом виде практически невозможно, так как они присутствуют в единстве при выполнении любого упражнения и результат тренировки зависит от развития как навыка, так и физического качества. Во многих случаях явление переноса связано с общностью морфологических, биохимических и функциональных изменений в организме под влиянием упражнений в развитии физических качеств.


В связи с возросшим числом военных специалистов операторного профиля специального рассмотрения требует механизм переноса между физической тренированностью и деятельностью, в которой значителен компонент интеллектуальных действий и невысокие величины физических усилий. Здесь можно вычленить два пути осуществления переноса. С одной стороны, высокая степень физической тренированности обеспечивает необходимую физиологическую базу профессиональной выносливости, а с другой–в ходе занятий физическими упражнениями естественным образом формируются механизмы обеспечения деятельности вегетативных систем организма в напряженном режиме, который при интеллектуальной работе возникает в моменты принятия важных решений, на ответственных этапах выполнения боевых заданий, связанных с психологической напряженностью.

При планировании явлений переноса постоянно возникает вопрос о том, на каком уровне развития физических качеств и закрепления двигательных навыков возможно их положительное влияние на другие формы деятельности. Анализ многочисленных исследований дает основание для формулировки некоторых закономерностей.

Факты показывают, что перенос легче всего осуществляется на первых этапах формирования двигательных умений и навыков в особых видах деятельности. По мере овладения навыками выполнения физических упражнений и профессиональных действий связи между ними постепенно «размываются» и сходят на нет.

Можно предположить, что в любой области деятельности по мере профессионального становления у каждого человека складывается свое специфическое сочетание компонентов рационального выполнения заданий и это затрудняет реализацию явлений переноса в другие сферы.

После овладения основными профессиональными навыками и умениями с помощью физических упражнений можно в большей мере обеспечить перенос при функционировании, формируя физиологическую базу устойчивой работоспособности и условия сохранения структуры навыка при утомлении. Этим и объясняется влияние физической подготовленности на деятельность опытных военнослужащих в экстремальных ситуациях. Различия в физической подготовленности скажутся и на протекании процессов восстановления после напряженных периодов работы.

Влияние фактора физической подготовленности на полевую выучку характерно для всех воинских специальностей. Наличие достаточного арсенала двигательных навыков, способность быстро и эффективно переключаться с одних приемов деятельности на другие – важные условия надежности работы оператора автоматизированной системы. Высокий уровень физической тренированности позволяет заметно повысить

способность воинов к быстрой оценке обстановки, к принятию решения в сложных ситуациях.

Планомерно проводимая физическая подготовка помогает интенсифицировать процесс боевой учебы. Хронометраж действий личного состава в процессе многодневных учений свидетельствует о том, что активные действия воинов, связанные со значительными физическими нагрузками и психическими напряжениями, достигают 60 процентов от всего времени учений, на сон приходится, как правило, не более 20 процентов, что составляет 35–40 процентов от нормальной потребности человека во сне. Понятно, что преодоление таких нагрузок под силу физически тренированным людям. Низкий уровень физической подготовленности будет отрицательно влиять на выполнение учебно-боевых задач воинов и подразделений. Это отчетливо проявляется в снижении подвижности, точности действий, выносливости, работоспособности. Так, у солдат с отличной оценкой по физической подготовке показатели работоспособности в ходе наступления сохраняются почти без изменений, а у солдат, имеющих слабую физическую подготовленность, она снижается после первых суток учений на 35 процентов.

Таким образом, как свидетельствуют опыт войск и результаты научных исследований, физическая подготовка выступает важным средством повышения боевого мастерства личного состава всех видов Вооруженных Сил и родов войск, показателем уровня профессиональной выучки военнослужащих. Ее роль проявляется прежде всего в сохранении и повышении как физической, так и умственной работоспособности и более быстром восстановлении их до исходного уровня после напряженной работы. Благодаря этому военнослужащие эффективнее и надежнее используют вооружение и боевую технику в учебно-боевой деятельности, быстрее, точнее и успешнее действуют в разнообразных условиях обстановки.


  1. Основные свойства и виды переноса подготовленности военнослужащих.


Переносу подготовленности присущи специфические свойства, к основным из которых относятся комплексность, противоречивость, оптимальность, неравномерность.

Комплексность переноса проявляется в том, что эффект воздействия физической подготовки на военно-профессиональную деятельность военнослужащих определяется не одним каким-либо признаком, а совокупностью всех показателей их подготовленности, находящихся друг с другом в диалектической взаимосвязи и оказывающих не только
соответствующее влияние на отдельные действия воинов, но и взаимное влияние на другие показатели их боеспособности.

Противоречивость переноса заключается в том, что влияние физической подготовки на эффективность учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих обычно бывает разнонаправленным. На одни показатели деятельности личного состава выполнение физических упражнений оказывает положительное влияние, на другие – отрицательное, по отношению к третьим – может быть нейтральным. В процессе тренировки направленность переноса различных качеств, навыков и свойств, как правило, многократно претерпевает изменения.

Оптимальность переноса проявляется в том, что влияние физической подготовки на военно-профессиональную деятельность военнослужащих имеет место лишь при определённом уровне их подготовленности. Этот уровень в процессе физической подготовки достигается не сразу, а постепенно, путем накапливания малозаметных изменений в организме и психике военнослужащих. Только при достижении соответствующего порога качественных изменений начинает сказываться эффект выполнения физических упражнений и возникает перенос тех или иных сторон подготовленности воинов на их учебно-боевую и боевую деятельность. Данное соответствие предполагает не только нижнюю, но и верхнюю границу переноса. Это значит, что положительный перенос может происходить только в определённой зоне, обусловленной как уровнем развития отдельных показателей подготовленности, так и качественными особенностями учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих. При переходе к военно-профессиональной деятельности различных специалистов границы зон положительного переноса могут быть неодинаковыми.

Неравномерность переноса проявляется в том, что в зависимости от срока обучения личного состава, уровня и структуры его подготовленности, влияние физической подготовки на военно-профессиональную деятельность может нарастать, то быстрее, то медленнее, в отдельных случаях – исчезать, а затем появляться снова.

Особенности влияния физической подготовки на учебно-боевую и боевую деятельность военнослужащих, многообразие проявлений переноса позволяет выделить следующие его основные виды (рис. 15):

  1. По характеру влияния – прямой и опосредованный. Прямой – когда результаты физической подготовки непосредственно воздействуют на показатели, определяющие эффективность другой деятельности. Опосредованный – когда физическая подготовка создает потенциальные возможности для повышения результативности другой деятельности, влияет на неё через другие факторы.

  2. По содержанию воздействия – положительный и отрицательный. Положительный – когда выполнение физических упражнений улучшает качество другой деятельности. Отрицательный – когда выполнение физических упражнений ухудшает качество другой деятельности.

  3. По времени проявления – оперативный и отсроченный (отставленный). Оперативный – когда эффект тренировки сразу же сказывается на улучшении результатов в военно-профессиональной деятельности, отсроченный или отставленный – когда эффект тренировки обнаруживается только через более или менее продолжительный промежуток времени.

  4. По степени воздействия – полный и частичный. Полный – когда влияние физической подготовки сказывается на всех параметрах деятельности военнослужащих. Частичный – когда влияние физической подготовки сказывается лишь на некоторых сторонах деятельности военнослужащих.

  5. По направленности влияния – взаимный и односторонний. Взаимный – когда каждый вид деятельности положительно или отрицательно влияет на другой (при этом данное влияние может быть однонаправленным, т.е. только положительным или только отрицательным, и равнонаправленным, т.е. положительным в одну сторону и отрицательным в другую). Односторонний – когда заметно достаточно эффективное влияние одного вида деятельности на другой, но отсутствует обратное воздействие.




  1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23