Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 799

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным средством управления является информация, доводимая до личного состава по техническим, документальным и другим каналам.

В числе основных методов управления выделяются командные, экономические и социально-психологические методы.

Формами управления физической подготовкой можно считать линейную, функциональную и линейно-функциональную (смешанную).

В качестве относительно самостоятельных сторон управления процессом физического совершенствования военнослужащих (отраслей управленческой деятельности) выделяются: руководство, планирование, организация, обеспечение, проведение.

Руководство направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям и координацию их действий, анализ результатов выполнения поставленных задач, подведение итогов по физической подготовке.

Планирование должно обеспечивать выполнение программ физической подготовки с учетом решения учебных и боевых задач и предусматривать выделение установленного количества часов на занятия по физической подготовке.

Организация физической подготовки создает условия для непосредственного функционирования процессом физического совершенствования военнослужащих и включает в себя: распределение ответственности и распорядительство, стимулирование и инструктирование (подготовку руководителей), контроль и учет физической подготовки.

Обеспечение физической подготовки представляет собой деятельность органов военного управления и должностных лиц по созданию и поддержанию условий эффективного функционирования и развития системы физической подготовки. Оно включает в себя: материальное, финансовое, медицинское, методическое и информационное обеспечение.

Проведение заключается в непосредственном практическом осуществлении различных мероприятий по физической подготовке.

Изложенный подход к рассмотрению содержания процесса управления физическим совершенствованием военнослужащих учитывает закрепленные в Уставе внутренней, службы Вооруженных Сил и других документах функциональные обязанности и специфические особенности служебной деятельности различных должностных лиц воинской части.

Следует сказать, что некоторыми специалистами в качестве отдельных компонентов системы физической подготовки войск выделяются: военнослужащие, занимающиеся своим физическим совершенствованием
; должностные лица и, органы, отвечающие за руководство, организацию, обеспечение и проведение физической подготовки с личным составом; материальная база. Главным доводом при этом является то, что без упомянутых структурных образований системы физической подготовки просто не может быть.

Данное утверждение, конечно, неоспоримо. Кадры, базу, различные учреждения и т. п. необходимо рассматривать не как составные части системы физической подготовки войск, а как необходимые условия ее функционирования.

Сложность понимания системы физической подготовки заключается и в том, что она одновременно является подсистемой (компонентом) более крупных систем: системы боевой подготовки военнослужащих, системы боевого совершенствования войск, системы физического воспитания всех граждан страны.

Как предмет (подсистема, компонент) боевой подготовки военнослужащих, физическая подготовка существенно отличается от большинства других предметов боевой подготовки и одновременно выходит за ее рамки. Это обусловлено не только многообразием ее форм, но и особенно тем, что задачи, решаемые в процессе физической подготовки, теснейшим образом связаны сцелью и задачами как боевой подготовки войск, так и политико-воспитательной, культурно-массовой работы, проводимой командирами подразделений, а также с оздоровительными и профилактическими мероприятиями, осуществляемыми по линии военно-медицинской службы, В принципе, это и определяет объективную необходимость в штатных офицерах—специалистах по физической подготовке и спорту.

Все вышеизложенное дает возможность конкретизировать представление о сущности и структуре системы физической подготовки войск и сделать вывод о том, что она представляет собой упорядоченную в соответствии с требованиями боевой деятельности совокупность цели, задач и принципов, а также средств, методов и форм, составляющих процесс физического совершенствования военнослужащих и управление этим процессом, направленную на обеспечение их физической готовности к боевой деятельности.

  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   23


Функции физической подготовки.


Функции — это те или иные возможности, которыми обладает физическая подготовка по воздействию на личный состав, по влиянию на соответствующие стороны процесса боевого совершенствования войск по достижению каких-либо конкретных результатов. Функции физической подготовки носят объективный характер. Вместе с тем, степень их реализации на практике в значительной мере обусловливается эффективностью управленческой и педагогической деятельности различных должностных лиц, отвечающих за руководство, организацию, обеспечение и проведение физической подготовки с личным составом.

Физическая подготовка (как составная часть системы боевого совершенствования войск) должна обеспечивать физическую готовность военнослужащих к боевой деятельности, т.е. формировать и поддерживать на требуемом уровне показатели их физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности. Кроме того, в процессе физической подготовки у личного состава формируются соответствующие убеждения и потребности, а также специальные знания и умения, необходимые для целенаправленного и рационального физического совершенствования.

Однако значение физической подготовки гораздо шире. Несмотря на специфичность своих средств и методов, физическая подготовка может вполне успешно способствовать решению многих других задач боевого совершенствования личного состава армии и флота. Например, уже давно доказано важное воспитательное значение занятий различными физическими упражнениями.

Служба в Вооруженных Силах, являясь своеобразной жизненной школой для большинства юношей нашей страны, призвана наряду с формированием у них готовности к боевой деятельности всячески содействовать улучшению подготовленности их во всех других отношениях. Тем самым перечень и содержание функций, как всей системы боевого совершенствования войск, так и ее составных частей, в том числе и физической подготовки, еще более расширяется.

Физической подготовке войск объективно присущи такие основные относительно самостоятельные функции, как об
разовательная, развивающая, воспитательная, оздоровительная и функция слаживания. Они вытекают из специфики педагогических и иных возможных воздействий физической подготовки на личный состав.

Образовательная функция включает формирование и совершенствование у военнослужащих двигательных навыков, привитие им теоретических знаний и организаторско-методических умений, а также совершенствование различных военно-специальных и трудовых знаний, навыков и умений.

Развивающая функция включает, улучшение у военнослужащих антропометрических показателей, развитие и совершенствование физических и специальных качеств.

Воспитательная функция включает совершенствование морально-политических и психических качеств, воспитание у военнослужащих убежденности в важном значении физической подготовки для повышения боеспособности войск, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Оздоровительная функция включает улучшение функционального состояния организма военнослужащих, укрепление их здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после ранений, болезней, травм и различных поражений.

Функция слаживания включает сплочение личного состава воинских подразделений, формирование и совершенствование у военнослужащих навыков в коллективных действиях.

Функция социализации личности предполагает ее приобщение к ценностям физической культуры, повышение социальной активности, авторитета в коллективе, формирование здорового образа жизни человека, совершенствование общественных связей и отношений.

Функция социальной интеграции обеспечивает тесное общение военнослужащих на основе физкультурно-спортивной деятельности, способствует установлению межличностных отношений и улучшению психологического климата в воинских коллективах.

Физическая подготовка, кроме того, может вполне успешно влиять на ускорение адаптации молодых воинов к условиям службы в армии и на флоте, использоваться для повышения эффективности военно-профессионального отбора военнослужащих и сокращения сроков обучения по специальности, обеспечивать продление профессионального долголетия офицеров и др.

Вышеперечисленные функции в той или иной мере присущи и другим составным частям системы боевого совершенствования войск, другим предметам боевой подготовки военнослужащих. Поэтому их выделение дает возможность рассмотреть значение физической подготовки преимущественно в общетеоретическом плане. Оно не позволяет дифференцировать все функции физической подготовки по степени их значимости с учетом специфики и реальных возможностей процесса физического совершенствования военнослужащих.


Все функции физической подготовки подразделяются на две группы: 1) специфические, отражающие необходимость формирования всех показателей физической готовности военнослужащих и привития соответствующих убеждений, знаний и умений в этой области; 2) неспецифические, направленные, во-первых, на совершенствование других слагаемых боеготовности личного состава и, во-вторых, на усиление подготовленности военнослужащих к цивилизованному образу жизни. Такое деление функций дает возможность рассмотреть значение физической подготовки в конкретно прикладном смысле и сформулировать ее конкретные задачи, являющиеся субъективным отображением соответствующих функций. Функции физической подготовки реализуются с учетом направленности различных этапов военно-професиональной деятельности военнослужащих, в зависимости от уровня сформированности соответствующих показателей их боевого состояния. В связи с этим на первый план могут выдвигаться то одни, то другие функции. Однако всегда главным для физической, подготовки будет осуществление специфических функций, так как именно они определяют ее основное предназначение как составной части системы боевого совершенствования войск, обусловливают самостоятельное ее функционирование в качестве одного из основных предметов боевой подготовки личного состава армии и флота.

Аналогичный подход, в принципе, должен быть к определению функций и всех других составных частей системы боевого совершенствования войск. Обеспечивая требуемый уровень соответствующих слагаемых боевой готовности личного состава, все они должны активно содействовать формированию и поддержанию физической готовности военнослужащих к боевой деятельности. К сожалению, в теории и практике боевой подготовки личного состава армии и флота часть функций в настоящее время реализуется недостаточно.

Функции физической подготовки наиболее полно проявляются в трех взаимосвязанных направлениях:

  1. в совершенствовании различных показателей боеспособности личного состава;

  2. в повышении эффективности процесса боевого совершенствования войск;

  3. в поддержании и восстановлении боеспособности военнослужащих.

Данные направления, а также воздействие физической подготовки на формирование готовности воинов к цивилизованному образу жизни в совокупности и определяют общее значение физической подготовки как важной и неотъемлемой составной части системы боевого совершенствовали войск. Если воздействие физической подготовки на физическое состояние военнослужащих в большинстве случаев видно невооруженным глазом, то ее влияние на другие стороны боеспособности личного состава зачастую бывает скрыто от прямого наблюдения. Здесь роль физической подготовки более сложна, ее связи с различными видами военно-профессиональной деятельности обычно проявляются опосредованно. Это требует научного анализа и объяснения соответствующих закономерностей.