Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 985

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система физической подготовки войск строится и приводится в действие в соответствии с определенной концепцией— комплексом взглядов на сущность процесса физического совершенствования военнослужащих и управления им; общим замыслом, определяющим возможные пути обеспечения наибольшей эффективности физической подготовки в различных условиях; своеобразной методологией реализации специфических и неспецифических функций физической подготовки, достижения ее конкретных результатов. Истинность той или иной концепции обусловливается глубиной научного познания объективных потребностей армии и флота в обеспечении физической готовности личного состава к боевой деятельности, обоснованностью теоретических представлений о строении и содержании процесса физического совершенствования военнослужащих и управления этим процессом, а также полнотой учета реальных возможностей для ее практического осуществления в воинских частях и подразделениях.

В системе физической подготовки концентрируются специфические отрасли человеческой деятельности, направленные на решение важных общественных задач по обеспечению должной физической готовности военнослужащих к боевой деятельности, а в конечном счете — и высокого уровня боеспособности армии и флота. Поэтому, опираясь на научное понимание человеческой деятельности, ей можно дать следующее наиболее общее определение: система физической подготовки войск — это совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих концептуальные основы, процесс физического совершенствования военнослужащих и управление этим процессом в интересах достижения запланированного результата по обеспечению физической готовности военнослужащих. В данном определении системы физической подготовки находят свое отражение объективный системообразующий фактор, а также сущность физической подготовки как составной части системы боевого совершенствования войск.

Образованная в соответствии с требованиями боевой деятельности к физическому состоянию личного состава, система физической подготовки состоит из
подсистем различного уровня: физической подготовки в воинской части, в вузе, в соединении и т.д. Каждая из указанных подсистем имеет одинаковую структуру, включающую четыре компонента: 1) концептуальные основы; 2) процесс физического совершенствования военнослужащих; 3) управление процессом физического совершенствования военнослужащих. Данное строение присуще любым подсистемам физической подготовки, независимо от их принадлежности к тем или иным эпохам и типам армий.

Концептуальные основы системы физической подготовки войск являются отражением требований современного боя к физическому состоянию личного состава, а также реальных возможностей обеспечения физической готовности военнослужащих к боевой деятельности. Они воплощаются в. цели; задачах и принципах физической подготовки.

Цель концентрирует в себе особую направленность физической подготовки, ее специфическое предназначение, как составной части системы боевого совершенствования войск. Без постановки точно сформулированной, ясной и конкретной цели высокая эффективность функционирования любой педагогической системы (в том числе и физической подготовки военнослужащих) невозможна.

Научно обоснованная цель физической подготовки должна: соответствовать общей направленности всей системы воинского обучения и воспитания, системы боевой подготовки войск; учитывать специфические особенности физической подготовки как относительно самостоятельной составной части системы боевого совершенствования войск; предусматривать наличие объективных условий для успешной реализации на практике; комплексно отражать как общие, так и специфические требования к физическому состоянию военнослужащих различных родов войск (сил флота) и специальных войск; четко дифференцировать специфические и неспецифические функции физической подготовки; учитывать основные закономерности формирования и поддержания на требуемом уровне физической готовности военнослужащих.

Сопоставление достигнутых результатов с целью дает возможность оценить реальную эффективность той или иной системы физической подготовки войск, обеспечивает необходимую обратную связь.

Задачи физической подготовки раскрывают и конкретизируют ее цель. При этом каждая задача воплощает в себе соответствующую сторону целевой установки. При формулировке задач учитываются специфические и неспецифические функции физической подготовки, конкретные требования боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих тех или иных воинских специальностей и другие условия. Особое значение имеет реальность практического достижения поставленных задач.



Рационально организованная физическая подготовка, наряду с формированием соответствующих показателей физической готовности военнослужащих, может вполне успешно способствовать решению многих других задач боевого совершенствования личного состава армии и флота.

Принципы — это особо важные положения, которые отражают закономерности всестороннего совершенствования человека и служат главными ориентирами на пути к достижению цели и решению поставленных задач. Физическая подготовка войск, как и любой другой целенаправленный и управляемый педагогический процесс, также должна организовываться и осуществляться в соответствии с определенными научно обоснованными и четко сформулированными принципами.

На физическую подготовку личного состава армии и флота, являющуюся педагогической отраслью военно-профессиональной деятельности, распространяют свое влияние принципы, присущие системам более высокого порядка. В ходе физической подготовки военнослужащих реализуются принципы общей системы обучения, развития и воспитания населения, воинского обучения и воспитания, государственной системы физического воспитания и спортивной тренировки, управления различными социальными явлениями. Однако многие из них преимущественно относятся лишь к отдельным сторонам физического совершенствования человека, а некоторые вообще не учитывают его специфику.

Вместе с тем, физическая подготовка военнослужащих, выступая в виде важного звена государственной системы физического воспитания, а также составной части системы боевого совершенствования войск, имеет свои специфические закономерности, обладает целым рядом особых свойств. Поэтому для физической подготовки войск сформулированы свои специфические принципы — наиболее общие руководящие положения, вытекающие из закономерностей процесса формирования и поддержания физической готовности личного состава к боевой деятельности, управления данным процессом и обеспечивающие при их практической реализации существенное повышение эффективности системы физической подготовки. К ним относятся: прикладность, комплексность, систематичность, оптимальность, конкретность. В содержании этих наиболее общих принципов физической подготовки находят свое отражение многие частные принципы обучения, воспитания, развития и слаживания военнослужащих, а также руководства, организации, обеспечения и проведения физической подготовки с личным составом.


Для реализации цели, задач и принципов физической подготовки подбираются соответствующие средства и способы. Поэтому цель, задачи и принципы, конкретизируя направленность процесса физического совершенствования военнослужащих, вытекающие из требований боевой деятельности выступают в качестве системорегулирующего фактора, а средства, методы и формы организации занимающихся и управления этим процессом – в качестве системонаполняющего фактора системы физической подготовки войск, т.е. именно они придают ей качественную определенность, наполняют ее конкретным содержанием

Компонент процесса физического совершенствования военнослужащих структурно состоит из таких элементов, как средства, методы и формы.

Средства в широком смысле слова — это все то, что используется человеком для достижения соответствующей цели, решения тех или иных задач.

Специфичность средств физического совершенствования военнослужащих заключается в том, что их воздействие направлено непосредственно на самого человека, на улучшение его физического состояния. Основными средствами физического совершенствования военнослужащих традиционно считаются физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

К средствам физического совершенствования личного состава армии и флота при определенных условиях относятся и элементы военно-профессионального труда — военно-профессиональные приемы и действия, используемые для улучшения физического состояния военнослужащих, решения других задач их обучения и воспитания.

Методы — это способы применения различных средств физического совершенствования военнослужащих, конкретные пути достижения соответствующей цели или решения поставленных задач. Выделяются методы развития физических качеств, формирования двигательных навыков, совершенствования антропометрических показателей, воспитания психических качеств и т. д. Совокупность методов, а также различных методических приемов, используемых во взаимосвязи, составляет соответствующую методику.

Формы физического совершенствования военнослужащих — это специфические временные и организационные рамки использования средств и методов физической подготовки. К основным формам физической подготовки относятся: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности. Все они имеют свою специфическую направленность
, содержание, методику, особенности организации, обеспечения и проведения. В практике физической подготовки войск все эти формы физического совершенствования военнослужащих используются в тесной взаимосвязи. В определенном смысле формы физического совершенствования личного состава выступают и в виде составных частей физической подготовки войск.

Спорт в Вооруженных Силах является одним из важных средств воинского обучения и воспитания. Основу спортивной работы составляет любительских спорт, который представлен соревнованиями по олимпийским, не олимпийским и военно-прикладным видам спорта на первенство частей, соединений, объединений, вузов и округов.

Рассматривается процесс физического совершенствования военнослужащих с функциональных позиций, можно выделить такие относительно самостоятельные стороны, как обучение, развитие, воспитание и слаживание личного состава.

Обучение — формирование прикладных двигательных навыков, приобретение теоретических знаний и организаторско-методических умений.

Развитие — совершенствование физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей.

Воспитание—формирование убежденности в важном значении физической подготовки для повышения боеспособности войск, потребности в систематическом выполнении физических упражнений, а также совершенствование различных морально-политических и психических качеств.

Слаживание — повышение уровня сплоченности воинских подразделений, формирование навыков в коллективных действиях военнослужащих.

На практике все это осуществляется в тесном единстве. В ходе обучения, развития, воспитания и слаживания военнослужащих наряду с общими средствами и методами физического совершенствования могут использоваться различные частные средства и методы.

Компонент управление процессом физического совершенствования военнослужащих представляет собой совокупность специфических воздействий на процесс физической подготовки с целью приведения его в требуемое состояние, обеспечивающее достижение ими физической готовности к учебно-боевой деятельности.

Управление является непременным атрибутом любой человеческой деятельности, в там числе и физической подготовки войск. Даже если военнослужащий самостоятельно выполняет физические упражнения, то и в таком случае налицо определенное управление его действиями, приобретающее форму самоуправления. Еще в большей мере это относится к воинским коллективам. Управление осуществляется путем воздействия как на физическую подготовку в целом, так и на ее различные стороны и составные части. По своей структуре оно также представляет собой совокупность средств, методов и форм.