Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 798

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация физических упражнений.


При проведении различных форм физической подготовки с личным составом армии и флота используется большое количество физических упражнений. Для упорядочения выбора упражнений в практической работе их классифицируют по различным признакам. Классифицировать физические упражнения —• это значит логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В настоящее время существует несколько классификаций по различным признакам, и каждая из них имеет практическое значение.

В зависимости от структурных признаков физические упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. Циклические упражнения представляют собой цепь периодически повторяющихся движений или действий, при выполнении которых тело человека и его части каждый раз оказываются в одном и том же исходном положении (бег, ходьба, передвижение на лыжах и т.п.). Ациклические упражнения — это такие двигательные действия, при выполнении которых отсутствует смежная повторяемость стандартных циклов движений (упражнения на гимнастических снарядах, приемы рукопашного боя, преодоление препятствий и т.п.). Смешанные упражнения характеризуются сочетанием движений или действий циклического и ациклического типа (спортивные игры, прыжки в длину и высоту, метание гранаты и т.п.).

В зависимости от величины энергетической стоимости различают упражнения, выполняемые в зонах максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Продолжительность работы в зоне максимальной мощности составляет, как правило, не более 20—30 с. Она протекает преимущественно в анаэробных условиях и сопровождается возникновением значительного кислородного долга. Продолжительность работы в зоне субмаксимальной мощности — от 20—30 с до 3—5 мин. При этом интенсивно развертываются не только анаэробные, но и аэробные процессы, что приводит к максимальным физиологическим сдвигам в организме военнослужащих. Работа в зоне большой мощности характеризуется длительностью от 3—5 до 30—50 мин. В ходе ее интенсивность анаэробных процессов обычно превышает интенсивность аэробных реакций. Продолжительность работы в зоне умеренной мощности составляет свыше 30—50 мин. Для нее характерно равенство величин кислородного запроса и потребления кислорода в единицу времени.


В зависимости от решаемых задач физические упражнения подразделяются на общие и специальные. Общие упражнения преимущественно направлены на решение общих задач физической подготовки военнослужащих, специальные— на решение специальных задач. При этом одни и те же упражнения для разных воинских специальностей могут выступать в роли как общих, так и специальных средств их физической подготовки.

В зависимости от преимущественной направленности на развитие и формирование различных качеств и навыков наиболее часто выделяются упражнения, используемые для совершенствования тех или иных физических качеств — выносливости, силы, быстроты и ловкости; специальных качеств — устойчивости к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию, воздействию других неблагоприятных факторов, пространственной ориентировки и др.; морфологических качеств — гибкости, пропорциональности тела и его частей, крепости костно-мышечной системы и т.д.; двигательных навыков — навыков в передвижении на лыжах, плавании, преодолении препятствий и т.д.

В зависимости от воздействия на различные группы мышц выделяют упражнения для развития и совершенствования мышц рук, ног, шеи, туловища и т.д.

В зависимости от характера мышечной работы физические упражнения могут быть динамическими и статическими. При динамических упражнениях соответствующее напряжение и расслабление мышц происходит в ходе перемещения тела или его частей в пространстве. Для статических упражнений характерно то, что напряжение мышц происходит при неподвижном теле и его частях, т.е. сумма моментов действующих на них сил в целом равна нулю.

Физические упражнения могут классифицироваться по ряду других специфических признаков: принадлежности к различным разделам физической подготовки и видам спорта; биомеханическим характеристикам (поступательные, вращательные и др.); степени соответствия основной спортивной деятельности (подготовительные, подводящие, соревновательные) и др.

Указанные классификации дополняют друг друга, помогают офицерам — специалистам по физической подготовке и спорту, командирам подразделений и всему личному составу армии и флота ориентироваться в многогранном содержании физической подготовки, отбирать и систематизировать наиболее эффективные средства физического совершенствования военнослужащих применительно к конкретным условиям их военно-профессиональной деятельности.

В системе физической подготовки личного состава нашей армии и флота чаще других применяются классификация физических упражнений в зависимости от их направленности, во-первых, на развитие и совершенствование различных качеств и навыков военнослужащих и, во-вторых, на решение общих и специальных задач физической подготовки.




  1. Общая характеристика системы физической подготовки (определение, компоненты, факторы, элементы).


В современных условиях система физической подготовки является целостным специфическим образованием, играющим важную роль в обеспечении высокого уровня боеспособности личного состава армии и флота.

Системный подход (т.е. рассмотрение различных явлений действительности в качестве своеобразных систем) издавна используется в науке и практике. К настоящему времени накоплен значительный объем системных исследований, касающихся различных областей че­ловеческой деятельности. Системному анализу подвергнуты биологические, социальные, педагогические и другие виды систем. Однако общепринятого определения понятия «система» пока еще нет. Одно из наиболее удачных определений сформулировано П. К. Анохиным: «Системой можно назвать только комплекс таких избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата»1[1]. Данное обобщенное определение функциональной системы в значительной мере можно распространить и на физическую подготовку личного состав армии и флота, принадлежащую к классу довольно сложных динамических социальных систем.

Системе физической подготовки войск, как и каждой другой подобной системе, свой­ственен ряд общих признаков. К основным из них относятся следующие.

  1. Существование так называемых системообразующего фактора, системорегулирующего и системонаполняющего факторов. Системообразующий фактор – это совокупно­сть объективных требований (потребностей), вызывающих необходимость создания и активного действия той или иной системы. Этот фактор обеспечивает органическую связь всех составных частей системы и их взаимодействие для достижения определенного результата.

Системорегулирующий фактор представляет собой совокупность различных объективных и субъективных условий, которые оказывают и опосредованное воздействие на состояние системы физической культуры. В большей мере эту роль выполняет компонент концептуальных установок. Целевые установки, задачи и принципы, т.е. весь блок концептуальных установок в представленных подсистемах (физическая подготовка в полку, в вузе, в соединении, объединении, округе) будут несколько отличаться друг от друга. Эффективность функционирования системы
физической подготовки зависит не только от ее внутренних ресурсов, но и в немалой степени — от окружающей среды. Наибольшее стимулирующее или, напротив, угнетающее воздействие на функционирование системы физической подготовки в воинских частях и подразделениях оказывают такие условия внешней среды, как степень организованности системы боевого совершенствования войск, фактическое количество времени, выделяемого на физическую подготовку, наличие и уровень подготовленности кадров, состояние учебной материально-технической базы для занятий физической подготовкой и спортом.

Системонаполняющий фактор во многом предопределяется требованиями концептуальных установок. Он характеризует степень организованности специализированного учебно-воспитательного процесса в различных звеньях системы, фактические затраты времени на все формы и виды занятий физическими упражнениями. Так подсистема физической подготовки в полку по подбору физических упражнений, методов, форм организации занимающихся будет отличаться от подсистемы физической подготовки в военно-учебном заведении.

Та или иная система физической подготовка возникает как необходимое средство разрешения противоречия между объективными требованиями боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих и реальными физическими возможностями призывного контингента, а также личного состава, проходящего военную службу по контракту. Разрешить это противоречие можно лишь путем улучшения физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности военнослужащих. Чем оно глубже, тем острее необходимость в создании и функционировании в армии и на флоте соответствующей системы физической подготовки. Потребность вооруженных сил в максимально возможном устранении указанного противоречия выступает, таким образом, основной причиной выделения физической подготовки в одну из составных частей (сторон) процесса боевого совершенствования войск. В свою очередь, требования боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих являются главным системообразующим факторам системы физической подготовки войск.
Именно он связывает все относительно самостоятельные составные части физической подготовки в единую систему, соответствующую конкретному этапу развития вооруженных сил.

  1. Наличие определенной структуры (строения)совокупности взаимосвязан­ных составных частей, при которой выпадение любой из них ведет к распаду всей системы или к резкому нарушению ее целостности. При этом в качестве составных частей системы физической подготовки военнослужащих могут выделяться такие образования, как: подсистемы — относительно самостоятельные части системы, которые наряду с решением задач, стоящих перед всей системой, могут решать и свои специфические задачи; компоненты — составные части той или иной подсистемы; элементы — отдельные звенья компонентов системы.

  1. Направленность системы на достижение определенного результата, т.е. необхо­димость и возможность ее активного функционирования. Функционировать — это значит изменять свое состояние и тем самым воздействовать на различные объекты в со­ответствии с конкретными функциями, специфическим предназначением. Функции и основное предназначение физической подготовки войск достаточно подробно раскрыты в предыдущих главах учебника.

4. Наличие четких прямых и обратных связей, субординационных и координационных отношений между элементами системы, а также аналогичных связей и отношений с системами высшего порядка. Отношения субординации предполагают иерархическую соподчиненность всех элементов системы физической подготовки друг другу, а отношения координации — их согласованность между собой.

  1. Устойчивость системы к внешним воздействиям, сохранение ее целостности до необходимых пределов. Система физической подготовки сохраняет свою целостность до тех пор, пока связи между ее элементами оказываются сильнее, чем их связи с окружающей средой, с системой более высокого порядка. Как только внутренние связи под влиянием тех или иных обстоятельств ослабевают, система физической подготовки перестает существовать как целое, распадается на отдельные части.