Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 978

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа — служебный документ, устанавливающий общий порядок обучения военнослужащих, содержание изучаемых предметов (дисциплин), примерное количество часов на различные темы и последовательность их освоения. Программы по физической подготовке для личного состава воинских частей и подразделений разрабатываются на основе Наставления по физической подготовке. В зависимости от организационных и других особенностей тех или иных видов Вооруженных Сил содержание учебных занятий по физической подготовке может отражаться в общих программах боевой подготовки или излагаться в виде отдельных программ.

Руководство, инструкция, правила — документы, регламентирующие конкретный порядок действий должностных лиц, а нередко и всего личного состава по различным вопросам. К данным видам документов относятся руководства о проведении в армии и на флоте смотров спортивно-массовой работы, всеармейских массовых заочных соревнований по военно-прикладным видам спорта, инструкции по выполнению физических упражнений в процессе боевого дежурства, правила военно-спортивных соревнований и др.

План — документ, раскрывающий перечень намечаемых к выполнению работ или мероприятий, их последовательность с указанием сроков исполнения и исполнителей. Вопросы физической подготовки и спорта включаются в общие планы боевой подготовки военнослужащих или могут фиксироваться в отдельных документах.

К руководящим документам по физической культуре и спорту, имеющим непосредственное отношение к функционированию системы физической подготовки в армии и на флоте, наряду с различными законами, постановлениями, указами, распоряжениями государственных органов управления, объявленными соответствующими приказами, относятся спортивная классификация, правила спортивных соревнований, а также в определенной мере положение о физкультурном комплексе и документы планирования спортивных мероприятий соответствующих органов управления физической культурой и спортом.

Руководящими документами для организации, обеспечения и проведения физической подготовки в воинской части в процессе учебного года также являются:

  • приказы командира части по боевой подготовке, в том числе по физической подготовке и спорту;

  • документы планирования боевой подготовки в воинской части;

  • документы планирования физической подготовки и спорта, утвержденные командиром воинской части;

  • другие утвержденные командиром воинской части документы.


В системе руководящих документов, регламентирующих процесс физического совершенствования военнослужащих, центральное место занимает Наставление по физической подготовке, так как именно оно определяет все основные элементы действующей в тот или иной отрезок времени системы физической подготовки личного состава армии и флота.


  1. Методика формирования и совершенствования организаторско - методических навыков и умений у военнослужащих.


Организаторско-методические навыки – это способность военнослужащих к обучению действиям по руководству, планированию, организации, обеспечению и проведению различных физкультурно-спортивных мероприятий.

Организаторско-методические умения – это способность военнослужащих к обучению различным видам физкультурно-спортивной деятельности по руководству, планированию, организации, обеспечению и проведению процесса их физического совершенствования. С учётом содержания управленческой деятельности могут выделяться навыки руководства, планирования, организации, обеспечения, контроля, учёта и проведения различных форм физической подготовки.

В ходе формирования организаторско-методических навыков и умений, в отличие от двигательных навыков и умений, проявляются свои специфические закономерности.

Совершенствование организаторско-методических навыков и умений преимущественно основывается на теории поэтапного усвоения умственных действий. Суть её заключается в следующем.

В деятельности занимающихся объективно выделяются три основные формы действий: материальная (материализованная) внешнеречевая и умственная.

Материальная или материализованная форма является исходной и заключительной. Занимающиеся получают представление об изучаемом объекте в виде реальных предметов (материальная форма) или в виде моделей и схем (материализованная форма), а также реально выполняют соответствующие задания в начале и в конце обучения.

Внешнеречевая форма проявляется в том, что процесс преобразования действия происходит путём рассуждения, т.е. на более высоком уровне познания окружающей действительности.

Умственная форма действий характеризуется образованием представлений и понятий, свидетельствующих об осуществлении действий в уме.



В соответствии с указанными формами строятся этапы обучения. Вначале занимающиеся проходят этап предварительного ознакомления с организаторско-методическим действием, получая разъяснение о его цели и характере, т.е. овладевают ориентировочной основой действия (ООД). На втором этапе они осуществляют реальные действия. Затем – на третьем этапе эти действия проговариваются вслух. На четвёртом этапе разучиваемые действия проговариваются «про себя». Следующий этап характеризуется тем, что внутриречевые действия переходят в мыслительные операции. Завершающий (шестой) этап обучения – это снова практическое выполнение уже осмысленного в уме организаторско-методического действия.

Данная общая схема формирования и совершенствования организаторско-методических навыков и умений у военнослужащих может изменяться в зависимости от наличия у них предварительного опыта организации, обеспечения и проведения различных форм физической подготовки, сроков обучения и требуемой степени их подготовленности, а также уровня методического мастерства руководителей занятий. При этом необходимо учитывать, что, несмотря на многообразие различных организаторско-методических навыков и умений, в их основе лежит определённый набор часто повторяющихся элементарных однотипных, т.е. своеобразных «кирпичиков» организаторско-методического мастерства военнослужащих. Их часто называют элементами организаторской или педагогической техники. В ходе многократного повторения эти действия становятся автоматическими, благодаря чему руководитель занятия или организатор физической подготовки может более успешно управлять поведением своих подчиненных, подключая различные формы проявления мышления и сознания.

К закономерностям формирования и совершенствования организаторско-методических навыков и умений военнослужащих относятся следующие положения:

  • проявление фазового характера образования;

  • обобщение учебной информации, используемой для формирования структуры педагогических навыков;

  • программирование педагогических действий;

  • функционирование педагогических навыков и умений как сложной системной организации;

  • совершенствование динамической структуры навыка за счёт элементов педагогической техники;

  • проявление циклической структуры микрообучения;

  • укрупнение дидактических единиц информационного обеспечения при формировании многокомпонентных педагогических навыков и умений;

  • сочетание двух видов этапности в формировании навыков, определяемых как сложностью их структуры, так и в соответствии с последовательностью в овладении обязанностями различных должностных лиц;

  • осуществление индивидуального подхода в условиях массового обучения;

  • проявление устойчивости, надежности, гибкости и вариативности в разнообразных условиях.


В процессе обучения происходит, как правило, соединение двух направлений повышения методической подготовленности занимающихся: нарастания сложности структуры изучаемых организаторско-методических действий (от элементов техники до умений различного профиля) и увеличения объёма изучаемых функциональных обязанностей (инструктора по физической подготовке, командира взвода инструкторов, заместителя командира по физической подготовке – начальника физической подготовки воинской части, преподавателя вуза).

Формирование и совершенствование организаторско-методических навыков и умений у военнослужащих осуществляется путём комплексного использования всех методов обучения. Очень важно в ходе занятий организовать постоянную методическую практику обучаемых с обеспечением обратной связи, контролем и коррекцией действий занимающихся с помощью ТСО и соответствующих средств наглядности, т.е. превратить все занятия по физической подготовке в средства не только физического, но и организаторско-методического совершенствования военнослужащих.

  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   23


Специальные функциональные качества. Методика развития устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности средствами физической подготовки.


Основная задача физической подготовки применительно к совершенствованию функционального состояния организма военнослужащих – обеспечить эффективное увеличение его адаптационных возможностей, усилить приспособительные реакции всех функциональных систем и органов к специфическим нагрузкам современной боевой деятельности. В развитии большинства адаптационных реакций организма военнослужащих прослеживается два этапа: срочной, но не совершенной адаптации, и совершенной долговременной адаптации.

На первом этапе применяемые в процессе физической подготовки средства и методы должны наиболее эффективно повышать функциональные возможности физиологических систем первой очереди мобилизации, которые включают сердечно-сосудистую систему, системы дыхания и крови. Названные системы в наибольшей мере совершенствуются при работе большей мощности. К ней относятся такие действия, которые человек способен выполнять от 5 - 6 до 20 - 30 мин. Основными методами развития указанных систем являются равномерный и переменный.

На втором этапе средства и методы физической подготовки должны использоваться для приспособления самих тканей к эффективному функционированию при пониженном содержании кислорода во внутренней среде, повышения их устойчивости. Наиболее выраженно это происходит при выполнении работы субмаксимальной мощности, продолжительность которой должна составлять от 20 - 30 с до 3 - 5 мин, и при использовании повторного и интервального метода.

Стимулируя долговременную адаптацию организма военнослужащих, следует иметь в виду исключительно важную закономерность адаптационных процессов – наличие единого механизма приспособления на клеточном уровне к разнообразным факторам. Это даёт возможность использовать в тренировочном процессе не только соответствующие беговые упражнения, но и плавание, греблю, передвижение на лыжах, пешие переходы и т.п.

Таким образом, наилучшие возможности для совершенствования функционального состояния организма военнослужащих создают упражнения на общую и скоростную выносливость, связанные с усиленным и достаточно длительным функционированием систем обеспечения организма кислородом, так как они способствуют эффективному совершенствованию одновременно системного и тканевого механизмов адаптации личного состава. Целесообразно применять и упражнения (преодоление препятствий и т.д.), в ходе которых задействуется большая часть крупных мышечных групп, так как именно они являются основными потребителями кислорода.