Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 963
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 4. Теория и методика оздоровительной
и адаптивной физической культуры
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. Поэтому существует множество определений термина «здоровье».
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
Последнее определение здоровья сформулировано и признанно Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое.
Духовное здоровье человека – это здоровье его разума. Оно зависит от умения определить свое отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с самим с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.
Физическое здоровье человека – это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, курения, наркотиков и других вредных привычек.
Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения).
Индивидуальное здоровье – это личное здоровье человека, которое во многом зависит только от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры – культуры здоровья.
Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов.
Взаимозависимость здоровья и благополучия сформулирована уже в определении здоровья. При неудовлетворительном состоянии здоровья невозможно достичь благополучия в любой из областей жизнедеятельности, и наоборот. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Отказ от вредных привычек, и прежде всего отказ от курения как самой часто встречающейся пагубной привычки - это еще один важный шаг на пути к собственному здоровью. От курения стоит отказаться хотя бы потому, что это наносит вред здоровью вашим детям и близким людям.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни по определению и признанию ВОЗ – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
ЗОЖ обеспечивает оптимальные условия для течения психических и физиологических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.
Основными составляющими этой системы являются: 1)оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении; 2) закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; 3) рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы); 4)соблюдение режима труда и отдыха; 5) личная гигиена; 6) экологически грамотное поведение; 7) психическая, эмоциональная устойчивость; 8) сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем; 9) отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков; 10) безопасное поведение дома, на улице, позволяющее избежать травм и других повреждений.
ЗОЖ, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания.
В основе здорового образа жизни лежит правильная организация жизнедеятельности, предполагающая разумное чередование основных элементов: работы, отдыха, питания, сна.
Важное значение для жизнедеятельности человека имеют качество и продолжительность сна. Быстрому засыпанию, спокойному и глубокому сну способствуют постоянное время отхода ко сну, прогулки на свежем воздухе, ужин за 2 – 3 часа до сна, свежий воздух, комфортная температура, чистота и тишина в спальном помещении.
Питание – одна из главнейших функций любого живого организма. Оно имеет огромное значение для каждого человека. Несоблюдение режима питания приводит к нарушению функций пищеварительной системы, к снижению или повышению аппетита, а затем и к различного рода заболеваниям, связанным с обменом веществ.
Режим труда и отдыха – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течении дня, недели, месяца, года.
Один из основополагающих принципов режима – строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Если возникает необходимость перехода к новому режиму, то такой переход должен быть постепенным. Эти требования вызваны тем, что организм привыкает к определенному ритму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных его функций.
Второй принцип режима заключается в том, что все виды намеченной в нем деятельности должны быть посильными для организма и не превышать придела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен способствовать полное их восстановление.
Свободное время можно проводить по-разному, в зависимости от интересов. Важно, что бы в нем обязательно присутствовал компонент активного действия.
Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья, прежде всего утомление и переутомление.
Признаками здоровья являются: 1) устойчивость к действию повреждающих факторов; 2) показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы; 3)наличие резервных возможностей организма; 4)функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы; 5) отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития; 6) высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем и курением. .
Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психо-эмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональное напряжение.
Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров — все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни: 1) создание оптимальных внешнесредовых условий 2)макросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе;
3)обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания.
Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты: 1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности; 2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье; 3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам; 4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте; 5) сознательное участие в профилактических мероприятиях,
и адаптивной физической культуры
-
Современная концепция здоровья и здорового образа жизни.
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. Поэтому существует множество определений термина «здоровье».
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
Последнее определение здоровья сформулировано и признанно Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое.
Духовное здоровье человека – это здоровье его разума. Оно зависит от умения определить свое отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с самим с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.
Физическое здоровье человека – это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, курения, наркотиков и других вредных привычек.
Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения).
Индивидуальное здоровье – это личное здоровье человека, которое во многом зависит только от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры – культуры здоровья.
Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов.
Взаимозависимость здоровья и благополучия сформулирована уже в определении здоровья. При неудовлетворительном состоянии здоровья невозможно достичь благополучия в любой из областей жизнедеятельности, и наоборот. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Отказ от вредных привычек, и прежде всего отказ от курения как самой часто встречающейся пагубной привычки - это еще один важный шаг на пути к собственному здоровью. От курения стоит отказаться хотя бы потому, что это наносит вред здоровью вашим детям и близким людям.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни по определению и признанию ВОЗ – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
ЗОЖ обеспечивает оптимальные условия для течения психических и физиологических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.
Основными составляющими этой системы являются: 1)оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении; 2) закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; 3) рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы); 4)соблюдение режима труда и отдыха; 5) личная гигиена; 6) экологически грамотное поведение; 7) психическая, эмоциональная устойчивость; 8) сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем; 9) отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков; 10) безопасное поведение дома, на улице, позволяющее избежать травм и других повреждений.
ЗОЖ, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания.
В основе здорового образа жизни лежит правильная организация жизнедеятельности, предполагающая разумное чередование основных элементов: работы, отдыха, питания, сна.
Важное значение для жизнедеятельности человека имеют качество и продолжительность сна. Быстрому засыпанию, спокойному и глубокому сну способствуют постоянное время отхода ко сну, прогулки на свежем воздухе, ужин за 2 – 3 часа до сна, свежий воздух, комфортная температура, чистота и тишина в спальном помещении.
Питание – одна из главнейших функций любого живого организма. Оно имеет огромное значение для каждого человека. Несоблюдение режима питания приводит к нарушению функций пищеварительной системы, к снижению или повышению аппетита, а затем и к различного рода заболеваниям, связанным с обменом веществ.
Режим труда и отдыха – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течении дня, недели, месяца, года.
Один из основополагающих принципов режима – строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Если возникает необходимость перехода к новому режиму, то такой переход должен быть постепенным. Эти требования вызваны тем, что организм привыкает к определенному ритму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных его функций.
Второй принцип режима заключается в том, что все виды намеченной в нем деятельности должны быть посильными для организма и не превышать придела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен способствовать полное их восстановление.
Свободное время можно проводить по-разному, в зависимости от интересов. Важно, что бы в нем обязательно присутствовал компонент активного действия.
Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья, прежде всего утомление и переутомление.
Признаками здоровья являются: 1) устойчивость к действию повреждающих факторов; 2) показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы; 3)наличие резервных возможностей организма; 4)функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы; 5) отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития; 6) высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем и курением. .
Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психо-эмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональное напряжение.
Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров — все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни: 1) создание оптимальных внешнесредовых условий 2)макросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе;
3)обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания.
Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты: 1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности; 2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье; 3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам; 4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте; 5) сознательное участие в профилактических мероприятиях,