Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 780

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При возвращении подразделений с занятий по боевой подготовке в качестве основного средства физической тренировки личного состава чаще всего используется ускоренное передвижение в пешем порядке и на лыжах.

Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в целях сохранения достигнутого уровня физической тренированности и обеспечения постоянной готовности к боевым действиям. При длительном передвижении войск железнодорожным транспортом физические упражнения выполняются во время продолжительных остановок. Во время безостановочного движения воинского эшелона физические упражнения выполняются в вагонах через каждые 3 - 4 часа.

При длительном передвижении войск в боевых и транспортных машинах физические упражнения выполняются во время остановки, не выходя из машин или после высадки из них. После высадки из транспортных средств физические упражнения выполняются с разрешения старшего колонны, который определяет порядок, время и место проведения занятий.

При нахождении в боевой технике военнослужащие выполняют физические упражнения на своих местах. При этом в комплекс могут включаться ходьба и бег на месте, вольные упражнения для отдельных групп мышц. Целесообразно использовать также упражнения в сгибании и разгибании рук с опорой на скамейку, поочерёдное приседание на одной ноге и приседания на обеих ногах, держась руками за опору. Сгибание и разгибание рук в упоре, а также упражнения в положении лёжа – поднимание ног или туловища, сгибание и разгибание ног в коленных суставах, вращение и сгибание ног в голеностопных суставах и другие упражнения – выполняются на полках.

На остановках эшелона в процессе длительного движения, когда предусмотрен выход личного состава из вагонов, физические упражнения проводятся в форме зарядки в течение 15 - 20 мин. Обязательным условием при выполнении комплекса упражнений является обеспечение безопасности военнослужащих. Если это осуществить невозможно, то физические упражнения вне вагона не выполняются. В комплексы преимущественно включаются ходьба, бег и различные общеразвивающие упражнения.

При длительном передвижении личного состава на автомобилях (боевых машинах, бронетранспортёрах) в зависимости от характера передвижения, состояния личного состава, погоды и времени суток физические упражнения могут проводиться с высадкой из транспортных средств или не сходя с них.

Комплексы упражнений с высадкой из машин выполняются по указанию командира на остановках после 3-часового непрерывного движения в течение 15 - 20 мин в форме зарядки. В комплекс включаются ходьба, бег, обще развивающие упражнения, упражнения в парах, групповые упражнения и эстафеты. Заканчивается комплекс медленной ходьбой, упражнениями на расслабление мышц и в глубоком дыхании. Упражнения выполняются справа от дороги в составе подразделений или групп военнослужащих.


Во время движения машин упражнения выполняются в положении сидя в течение 5 мин через каждый час движения. Примерными физическими упражнениями являются следующие: потягивание, прогибание в пояснице и в грудной части в сочетании с глубоким дыханием, наклоны и повороты головы, наклоны туловища вперёд, сгибание и разгибание пальцев рук, вращение кистей и ступней ног, быстрые поочерёдные поднимания колен с постукиванием ступнями о пол кузова и др.

При длительном передвижении войск водным транспортом физические упражнения в зависимости от условий могут проводиться в помещениях (кубриках) или на палубах. Упражнения на палубе выполняются подразделениями поочерёдно. Места занятий и очерёдность определяет командир корабля (транспорта). Комплекс физических упражнений проводится в течение 15 - 20 мин в форме зарядки. При выполнении упражнений в кубриках содержание комплексов будет примерно таким же, как и при перевозках личного состава железнодорожным транспортом.

На десантных кораблях и транспортах для перевозимых подразделений организуются ежедневные комплексные занятия по физической подготовке продолжительностью не менее 50 мин. Тренировочная направленность занятий в течение недели периодически меняется. Например, первый день – скоростно-силовая, второй – координационная, третий – на развитие общей выносливости, четвёртый – комплексная тренировка, пятый – скоростно-силовая, шестой – на развитие общей выносливости, седьмой – активный отдых. Основное внимание в тренировке уделяется упражнениям для мышц ног, бегу, прыжкам на месте, а также совершенствованию приёмов рукопашного боя.

При продолжительной транспортировке личного состава по воздуху физические упражнения используются военнослужащими через каждые 1 - 2 ч полёта. Комплекс выполняется в течение 3 - 5 мин и может включать: потягивания в положении сидя; сгибание и разгибание рук в локтевом суставе; быстрое поочерёдное поднимание колен, сгибание и разгибание ног в коленях; плавные круговые вращения туловища в поясничной части и др.

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности может проводиться и в других условиях – при пребывании личного состава в укрытиях (траншеях, убежищах и т.д.), во время перерывов между теоретическими занятиями, в ходе официально установленных распорядком дня для офицеров штабов пауз активного отдыха.

Без целенаправленного и планомерного проведения физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности невозможно в полной мере обеспечить физическую готовность личного состава армии и флота к успешным действиям в современном бою. На отдельных этапах боевой учёбы физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности может занимать ведущее место в системе физического совершенствования военнослужащих. Сложные задачи, стоящие перед физической подготовкой по формированию и поддержанию физической готовности личного состава армии и флота к боевой деятельности, требуют комплексного использования всех форм физического совершенствования военнослужащих на основе их оптимального сочетания и взаимосвязи.




  1. Порядок планирования физической подготовки в воинской части (циклы, объем времени, разрабатываемые документы).


Планирование физической подготовкиэто деятельность по разработке и оформлению документов, в которых изложено содержание и последовательность действий в интересах физического совершенствования военнослужащих. Планирование находит свое выражение в установленной системе соответствующих руководящих документов.

Планирование физической подготовки в воинской части осуществляется начальником штаба и начальником физиче­ской подготовки и спорта (на кораблях — старшим помощником или помощником командира корабля и нештатным начальником физической подготовки и спорта); в батальоне — начальником штаба; вроте — командиром роты. В планировании спортивной работы участвуют спортивный комитет воинской части, заместители командиров по воспитательной работе, спортивные организаторы подразделений.

Проведение учебных занятий по разделам физической подготовки, особенно на первоначальном этапе, должно осуществляться концентрированно, т. е. без больших перерывов (не более 3-4 дней). В основном это касается разделов, содержание которых преимущественно направлено на развитие прикладных двигательных навыков (военно-прикладное плавание, рукопашный бой, преодоление препятствий, лыжная подготовка). Данное требование обусловлено закономерностями формирования и совершенствования двигательных навыков. Планирование же других разделов фи­зической подготовки, а также комплексных занятий может быть как концентрированным, так и рассредоточенным. С учетом закономерностей совершенствования качеств и навыков различные разделы физической подготовки, например для военнослужащих Сухопутных войск, в течение периода обучения целесообразно планировать и проводить в четыре этапа: общеподготовительный, военно-прикладного обучения; этап специализированной физической тренировки и комплексной физической тренировки.

На общеподготовительном этапе планируется проведение комплексных занятий, как правило 1-то и 2-го вариантов утренней физической зарядки, учебно-тренировочных замятий и соревнований, не связанных с выполнением военно-прикладных приемов и действий. На этапе военно-прикладного обучения обычно планируются занятия по пре­одолению препятствий, рукопашному бою, военно-приклад­ному плаванию, лыжной подготовке, 2-й и 3-й варианты зарядки, учебно-тренировочные занятия и состязания по упражнениям и видам спорта из программ боевой подготовки, Военно-спортивного комплекса и Военно-спортивной классификации. Специализированная физическая тренировка планируется по отдельным, наиболее важным в военно-прикладном отношении разделам, видам спорта, а также комплексным занятиям, включающим наиболее эффективные специальные физические упражнения. На этапе комплексной физической тренировки планируются, как правило, комплексные занятия с использованием всех основных, ранее изученных упражнений; спортивные и военно-спортивные соревнования по упражнениям и видам спорта, выполняемым в составе подразделений, а также требующим больших физических и психических усилий; проведение утренней физической зарядки — преимущественно по 4-му варианту.


Принцип систематичности при планировании физической подготовки находит свое выражение и в регулярности проведения следующих мероприятий: заседаний спортивного комитета воинской части; проверок по физической подготовке и подведении ее итогов; инструкторско-методических и показных занятий с учетом их рационального чередования и последовательности проведения по различным формам и разделам физической подготовки; действий по осуществлению различных видов обеспечения физической подготовки и ее проведения.

Оптимальность в планировании физической подготовки предполагает:

  1. определение объективно необходимого количества организационно-методических мероприятий, проводимых в воинской части и подразделениях;

  2. рациональное дозирование физической нагрузки в процессе физической подготовки и достижение определенного уровня развития физических и специальных качеств, а также степени сформированности двигательных навыков.

Реализация первого направления предполагает установление оптимального количества инструкторско-методических и показных занятий по разделам (темам) и формам физической подготовки, которые необходимо провести с должностными лицами, организующими и проводящими физическую подготовку с личным составом. Количество занятий в той или иной воинской части (подразделении) различно и будет зависеть от ряда причин, в частности от реального уровня методической подготовленности руководителей занятий. Практика свидетельствует, что и в воинской части для нормального функционирования физической подготовки необходимо на период обучения планировать 4-6 инструкторско-методических и 1-2 показных занятия, из них не менее половины (2-3 занятия)—по разделам учебных занятий и формам физической подготовки.

В основе реализации второго направления в процессе планирования физической подготовки лежит необходимость обеспечения должного воздействия физических упражнений на организм военнослужащих в целях достижения требуемой физической готовности к боевой деятельности и в то же время сохранения их физического и психического здоровья. Так, учебно-тренировочные занятия по спорту и состязания необходимо планировать на те дни, когда не проводятся учебные занятия по физической подготовке. Выполнение однотипных упражнений желательно планировать в разные дни. Это обеспечит относительно равномерную общую физическую нагрузку и будет способствовать использованию разнообразных средств из других разделов физической подготовки, повысит эмоциональность занятий и активность личного состава в процессе обучения. Одновременно учитывается и нагрузка на занятиях по другим предметам боевой подготовки. В дни проведения тактико-специальных занятий с большой физической нагрузкой учебные занятия по физической подготовке, учебно-тренировочные занятия по спорту и состязания планировать нецелесообразно.


Реализуя данное положение при планировании физической подготовки, необходимо учитывать и этапность военно-профессиональной деятельности. Например, для летчиков на этапе переучивания на новую авиационную технику физическую подготовку необходимо планировать с таким расчетом, чтобы она была направлена на поддержание их высокой работоспособности, профилактику утомления и снятия эмоционального напряжения, а после длительного перерыва в летной работе — на восстановление физических и специальных качеств, улучшение функционального со­стояния организма. Все это справедливо и для других видов Вооруженных Сил и родов войск и отражается в соответствующих документах планирования физической подготовки.

Конкретность планирования физической подготовки предполагает учет конкретных условий воинской части и обеспечивает реальность планирования физической подготовки.

Под конкретными условиями воинской части понимается штатная структура, воинской части и подразделений, фактическое физическое состояние личного состава, уровень методической подготовленности командиров подразделений и общественного спортивного актива, материальная обеспеченность, географические и климатические условия, распорядок дня части.

Штатная структура воинской части и подразделений учитывается при разработке порядка использования учебной материально-технической базы по фи­зической подготовке и спорту, при планировании спортивных военно-спортивных состязаний и смотра спортивной работы. При планировании утренней физической зарядки также принимается во внимание общее количество подразделений и их численность. На этой основе с учетом пропускной способности учебной материально-технической базы определяется максимально возможное количество подразделений, проводящих зарядку по одному из вариантов на каждый день.

Фактическое физическое состояние личного состава является одним из отправных моментов при расчете времени, отводимого на учебные занятия, и определении сроков прохождения той или иной темы из программы физической подготовки. Так, занятия по рукопашному бою и преодолению препятствий целесообразно начинать при достаточно высокой общей физической подготовленности военнослужащих.

В зависимости от фактического уровня развития физических, специальных качеств и степени сформированности прикладных двигательных навыков перераспределяется количество часов, отводимых на физическую подготовку. Если по результатам контроля у основной массы личного состава было выявлено отставание в развитии тех или иных качеств или навыков, то на соответствующие разделы физической подготовки отводится большее количество времени.