Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 768

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
* из аэробики -- музыку, динамические нагрузки для укрепления сердечно-сосудистой системы, убирать излишние жировые запасы;

* из атлетической гимнастики -- возможность влиять на локальные мышечные группы.

При занятии шейпингом интенсивность физической нагрузки дозируется строго индивидуально, так как в этом случае она дает наибольший эффект.

До начала занятий все занимающиеся проходят тестирование с помощью современной электронной аппаратуры для выявления своего исходного состояния (физическое развитие, уровень функциональных возможностей организма, недостатки фигуры, тип нервной системы и др.). На основе анализа исходных данных занимающиеся (с помощью компьютеров) получают индивидуальную программу занятий. Занятия начинаются с аэробной части, т.е. с ритмической гимнастики, которая решает задачи разминки для основной части. После этого занимающиеся переходят к тренировке на тренажерах или к выполнению упражнений с гантелями, амортизаторами, упражнений ритмической гимнастикой в партере. Для демонстрации упражнений и самоконтроля широко используются видеомагнитофоны, зеркала. По мере тренированности проводится текущее тестирование на проверку произошедших сдвигов в организме и необходимость корректировки программы воздействий.

Аквааэробика - это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, силовые упражнения. Использование аквааэробики способствует решению следующих задач (Т. А. Кохан, 1999): улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитие физических качеств (выносливости, гибкости, силы и координации); коррекция телосложения; повышение уровня работоспособности; положительное влияние на психику человека. Создаваемые водной средой физическое, механическое, температурное воздействия являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем. При регулярных занятиях происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких. Отдача тепла человеческим телом в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе, при этом в организме активизируется обмен веществ. В результате расходуется в несколько раз больше энергии, чем при той же работе на суше, что приводит к уменьшению жировых отложений. Человек в воде почти полностью теряет свой вес, поэтому при выполнении упражнений снижается нагрузка на мышцы и суставы, что практически исключает возможность получения травм и растяжений. Кроме того, необходимо отметить положительное влияние воды как своеобразного массажера. Кроме оздоровительной направленности аквааэробика служит средством реабилитации после травм.


Аэробика - система упражнений в циклических видах спорта: беге, ходьбе, плавании, гребле, конькобежном и лыжном виде спорта и т.п. Эти упражнения повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Американский физиолог Кеннет Купер назвал свою методику аэробикой, так как при выполнении физических упражнений из циклических видов спорта в организме происходят аэробные процессы, при которых в него поступает большое количество кислорода. Слово «аэробика» - от греч. аэро - воздух, биос - жизнь. Регулярные занятия упражнениями циклического характера требуют большого количества кислорода в течение продолжительного времени и неизбежно заставляют организм совершенствовать свои системы, отвечающие за транспорт кислорода, т.е. упражнения, которые выполняются организмом в, так называемом, устойчивом сочетании. Именно таким потенциалом обладают ходьба, бег, медленный бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах. Основное требование при выполнении аэробных упражнений заключается в том, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал, по меньшей мере, 130 уд/мин и, по возможности, был близок к оптимальному. К. Купер выделяет четыре основные фазы: разминку, аэробную фазу, заминку, силовую нагрузку:

* Разминка служит для разогрева мышц спины и конечностей и вызывает некоторое учащение темпа сердечных сокращений для перехода к аэробной части.

* Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе, занимаясь основными видами аэробики (лыжи, плавание, бег, езда на велосипеде), нужного оздоровительного эффекта достигают при занятиях продолжительностью не менее 20 минут в день 4 раза в неделю.

* Заминка занимает 5 минут. В течение этого времени следует продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений.

* Силовая нагрузка включает упражнения на гибкость, укрепляет мышцы, развивает подвижность в суставах и продолжается не менее 10 минут. В результате занятий аэробикой в состоянии организма происходят следующие положительные сдвиги:

1) укрепляется костная система;

2) уменьшается подверженность депрессии, ипохондрии;

3) улучшается пищеварение;

4) замедляются процессы старения;

5) повышается физическая и интеллектуальная работоспособность

;

6) снижается риск сердечных заболеваний;

7) улучшается сон.

Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики оздоровительной направленности. Основным содержанием ее являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, выполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений). Комплекс ритмической гимнастики состоит из вводной, основной и заключительной частей, длительность которых составляет приблизительно 20, 70 и 10% времени.

* Вводная часть (разминка) занимает 5-10 минут и предназначена для подготовки организма к занятию. Она включает простые упражнения для отдельных групп мышц (ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др.).

* Основная часть занимает 20-30 минут и направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты). Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Специалистами рекомендуется так чередовать движения, чтобы однотипные движения не следовали друг за другом, чтобы упражнениям силовой направленности предшествовали упражнения на растягивание, чтобы в проработку последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги и туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения - бег, прыжки, танцевальные шаги. Длительность каждого упражнения в комплексе в среднем 50 секунд.

* Заключительная часть занятия длится около 3-5 минут и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются упражнения на дыхание и расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой. Все занятия ритмической гимнастики проводятся под музыку. В подготовительной части занятия используются спокойные и негромкие произведения. В основной части энергичные и звучные чередуются с более спокойными, что дает возможность несколько отдохнуть в ходе занятия и слегка расслабиться. Минимальная нагрузка на занятиях должна соответствовать частоте сердечных сокращений не менее 130 уд/мин.

  1. 1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


Формы занятий оздоровительной физической культурой, их типология.


Использование различных форм оздоровительной физической культуры неразрывно связано с получением основного эффекта - повышения и сохранения здоровья человека. Вместе с тем, ими решаются в обществе и многие другие задачи - общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнастика), рекреационные, развлекатель¬ные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка).

Физическая культура имеет 4 основные формы:

- физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);

- восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация;

- занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. – рекреация;

- высшее достижение в области спорта.

Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.

По типу проведения занятия физической культурой делятся на учебные занятия и вне учебные.

Учебные занятия:

- учебные занятия (обязательные и факультативные) - основная форма физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, их проведение обосновывается преподавателями кафедры физического воспитания на протяжении всего времени обучения студентов;

- обязательные занятия (практические, практикумы-консультации, теоретические), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям;

- консультативно-методические занятия, направленные на оказание студентам методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Консультативно-методические занятия целесообразно проводить также в периоды экзаменационных сессий, учебных практик, военных сборов, в оздоровительно-спортивных лагерях. Для студентов с недостаточным уровнем физической подготовки или пропустивших плановые занятия проводятся дополнительные занятия;

- индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в период производственной практики. Индивидуальные занятия студентов проводятся в не учебное время по заданию преподавателей кафедры физического воспитания в самодеятельных секциях (группах) студенческого спортивного клуба или коллектива физкультуры. Они позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, способствуют ускорению процесса физического развития, являются одним из путей внедрения физической культуры в быт и отдых студентов.


Внеучебные занятия.

Занятия физической культурой во внеучебное время, позволяют увеличить общее время занятиями физическими упражнениями и, в совокупности с учебными, обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

- физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов "минуты бодрости"). Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание;

- занятия в секциях, неформальных группах и клубах по интересам;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом. Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом и туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться в не учебное время по заданию преподавателей или в секциях;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах.

Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

Использование различных форм оздоровительной физической культуры неразрывно связано с получением основного эффекта - повышения и сохранения здоровья человека. Вместе с тем, ими решаются в обществе и многие другие задачи - общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнастика), рекреационные, развлекательные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка).