Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 764

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Сущность оздоровительной тренировки и специфика её построения.


Оздоровительная тренировка (за рубежом — кондиционная тренировка) – это система физических упражнений, направленных на повышение физического состояния до безопасною уровня, гарантирующею стабильное здоровье.

В отличие от спортивной тренировки, где конечной целью является достижение высших спортивных результатов, в тренировке здоровья таковой является повышение физическою состояния до должного уровня, гарантирующего сохранение и укрепление здоровья. Оздоровительная тренировка как форма оптимизации двигательного режима органически входит в содержание ЗОЖ. Однако данные занятия физическими упражнениями не должны подчинять себе остальные компоненты ЗОЖ (компоненты ЗОЖ были рассмотрены в предыдущей лекции), как, например, в спорте, где спортивная деятельность регламентирует фактически весь образ жизни человека.

Существенными признаками тренировки здоровья являются:

- использование средств физического воспитания для укрепления здоровья, в первую очередь занятия должны обеспечить профилактику сердечно-сосудистых заболеваний;

- направленность тренировочного процесса на повышение уровня физического состояния;

- доминирующая роль доступных упражнений, не требующих высокой двигательной подготовленности и специального инвентаря;

- исключение из занятий травмоопасных и излишне нагрузочных упражнений;

- занятие должно приносить удовольствие, удовлетворение, нежелательны отрицательные эмоции;

- создание у занимающихся убежденности в необходимости использования физических упражнений в жизни;

- формирование у занимающихся специальных физкультурных знаний, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В соответствии с вышеперечисленными особенностями и на основании физкультурных потребностей подбираются нагрузочные средства. Их использование в общих чертах повторяет спортивную тренировку, поскольку для достижения оздоровительного эффекта необходим прирост функциональных возможностей организма, который невозможно достичь без стимуляции процессов утомления. Вместе с тем принципиальное значение имеет вопрос о параметрах нагрузки, используемой в оздоровительной тренировке. Бесконтрольное повышение нагрузки при занятиях физическими упражнениями может иметь ряд негативных для здоровья последствий. Поэтому более подробно рассмотрим закономерности формирования адаптационных реакций под влиянием физической нагрузки.


Ценность физических упражнений как средства оздоровления связана с эффектом, развивающимся параллельно с увеличением физической подготовленности. Данный эффект был обозначен как неспецифический. Следует отметить, что в максимальной степени он проявляется только при условии соблюдения главною принципа оздоровительной тренировки –принципа оздоровительной направленности.

Оздоровительные возможности физической тренировки можно зафиксировать непосредственно во время занятия, по его окончании, а также на протяжении длительного времени после тренировочного курса. По временному признаку и характеру структурно-функциональных перестроек соответственно творят о срочном, следовом и отставленном эффектах физической тренировки. Первый обусловлен процессами, происходящими во время мышечной деятельности. Второй механизмами восстановления после работы. С практической же точки зрения наибольший интерес представляет третий эффект – долговременный (кумулятивный), благодаря которому тренированный организм приобретает повышенную устойчивость к повреждающим воздействиям внешней среды. Он возникает в результате накопления ряда следовых эффектов. Оздоровительную ценность каждого эффекта рассмотрим в контексте увеличения общей неспецифической устойчивости организма – важной составляющей здоровья человека.

Оздоровительные задачи регламентируют содержание тренировки, приводя ее в соответствие с закономерностями укрепления здоровья. В первую очередь оздоровительная тренировка должна способствовать снижению отрицательного влияния на человека издержек современной цивилизации. Это может быть обеспечено путем решения следующих задач:

1) рациональная организация двигательной активности;

2) повышение различных видов физической работоспособности;

3) расширение функциональных возможностей всех органов и систем;

4) профилактика расстройств сердечно-сосудистой системы;

5) стимуляция общей неспецифической резистентности организма;

7) коррекция физического развития;

8) нормализация массы тела;

9) снижение последствий психо-эмоционального напряжения;

10) ускорение послерабочего восстановления;

11) ограничение инволюционных процессов.

Характер воспитательных задач диктуется общей направленностью физического воспитания как педагогического процесса. В рамках ОФК его особенностью является преимущественное формирование двигательных умений и навыков, развитие соответствующих физических качеств, которые обеспечивают успешное решение в первую очередь оздоровительных задач. Среди круга воспитательных задач можно выделить:



1) формирование прикладных двигательных умений и навыков;

2) гармоничное развитие всех физических качеств;

3) поддержание достигнутого уровня физической подготовленности;

4) воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;

5) укрепление личной установки на соблюдение здорового образа жизни

6) развитие уверенности в своих силах, настойчивости, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

Образовательные задачи предназначены для оптимизации содержания здорового образа жизни. Специальные знания должны сообщаться в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Без них невозможна целенаправленная физкультурная и другая здравоохранная деятельность человека. Тем более, физкультурно-оздоровительные занятия часто осуществляются в самостоятельной форме. Образовательные задачи должны охватывать как специальные физкультурные знания, так и знания по основам ЗОЖ.


  1. Характеристика традиционных и не традиционных систем оздоровления.


Нетрадиционные методы лечения и гармонизации организма, также называемые альтернативной медициной или неконвенциональной медициной, — условное понятие, объединяющее способы диагностики, предупреждения и лечения болезней человека, которые по тем или иным причинам не получили всеобщего признания у врачей. Основной причиной этого обычно является отсутствие чётких правил, большая доля субъективности в выборе и применении данных методов, плохая воспроизводимость результатов в руках разных специалистов и, вследствие этого, сложности в проведении объективных испытаний их эффективности и широкого внедрения в клиническую практику. Кроме того, иногда в понятие нетрадиционной медицины включают заведомо неэффективные подходы, основанные на необычных идеях и фантазиях.

Понятие «нетрадиционная медицина» возникло в XX веке в связи с развитием доказательной медицины.

Нетрадиционные методы оздоровления и гармонизации являются совокупностью накопленных эмпирических сведений о целительных средствах медицины, лекарственных травах и гигиенических навыков, а также их практическое применение методов нетрадиционной медицины для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Передававшиеся из поколения в поколение методы нетрадиционной медицины устным путём, эти сведения нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, преданиях и закреплены в ряде письменных источников по медицине (лечебники, травники и др.).


В последние годы возрос интерес к немедикаментозным методам лечения и профилактики. И всё больше людей стремится овладеть доступными секретами восточной медицины, основами массажа и мануальной терапии, рефлексотерапии акупунктуры и др. Это прежде всего обусловлено резким увеличением различных аллергических реакций на применение фармакологических препаратов, неблагоприятных экологических воздействий и т.п.

Альтернативные подходы следуют таким принципам:

  • целостное понимание организма и болезни, включающее неразрывное единство духа и тела;

  • "сочувствующая" терапевтическая позиция, нацеленная на расширение лечебных возможностей самого организма;

  • отношения сотрудничества между врачом и пациентом;

  • активная роль пациента в восстановлении здоровья.

Сейчас существует огромное разнообразие нетрадиционных подходов к лечению: Траволечение (фитотерапия), Ароматерапия, Гирудотерапия (лечение пиявками), Гомеопатия, Водолечение (гидротерапия), Акупунктура (иглоукалывание), Акупрессура (точечный массаж), Голодание, Грязелечение, Литотерапия (лечение камнями), Массаж, Магнитотерапия, Рефлексология, Светолечение и мн.др.


  1. Физкультурно-оздоровительные технологии и современные подходы к их конструированию.


Принцип оздоровительной направленности физического воспитания конкретизируется в физкультурно - оздоровительных технологиях, которые в настоящее время активно развиваются. Понятие физкультурно - оздоровительная технология объединяет процесс использования средств физического воспитания в оздоровительных целях и научную дисциплину, разрабатывающую основы методики построения физкультурно - оздоровительного процесса. Практическим проявлением физкультурно - оздоровительных технологий в физическом воспитании являются разнообразные фитнес - программы. Фитнес - программы как формы двигательной активности специально организованы в формах групповых и индивидуальных занятий, имеют как оздоровительно - координационный направленность (снижение риска развития заболеваний, достижения и поддержания определенного уровня двигательных качеств), так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решение двигательных и спортивных задач на высоком уровне. В структуре любой - либо фитнес - программы выделяют следующие части: разминка, аэробная часть, кардиоресператорный компонент, силовая часть, компонент развития гибкости, заключительная часть. Наиболее рас распространены фитнес - программы, созданные на использовании видов двигательной активности аэробной направленности.


Виды фитнес-программ аэробной направленности:

- Роуп-скипинг - представляет комбинации различных прыжков, акробатических и танцевальных элементов с одной или двумя скакалками, выполняемых индивидуально или в группах. Программа является одной из самых доступных и эмоциональных видов двигательной активности, позволяет Эффективное влиять на важные группы мышц, укрепить сердечно - сосудистую и дыхательную систему, корректировать массу тела, развивать общую и специальную скоростную выносливость, силовые качества, ловкость и координацию движений.

- Памп-аэробика - направление танцевальной аэробики с использованием спортивных снарядов (перекладины, мини - штанги, гантели, амортизаторы).

- Слайд-аэробика - программа различной физической подготовки на основе латеральных (боковых) движений ногами, заимствованные из конькобежного спорта.

Упражнения слайд - аэробики повышают силу и координацию мышц ног, развивают выносливость, является эффективным средством регулирования массы тела.

- Фитбол-аэробика - комплекс разнообразных движений и статических поз с сопротивлением на специальный мяч. Возможность проведения аэробной части занятия в положении сидя на поверхности мяча оказывает положительное влияние на мышцы спины, нижних и верхних конечностей, позвоночник и вестибулярный аппарат.

- Шейпинг-система физкультурно - оздоровительных занятий для девушек, направленная на достижение гармонично развитых форм тела в единстве с высоким уровнем двигательной активности. В основе шейпинг -тренировки заложен принцип рационального использования потенциала ритмопластичних и силовых направлений гимнастики, синтез упражнений которых способствует положительной динамике целого комплекса важных морфофункциональных показателей организма. Основные средства шейпинга - общефизические упражнения, которые в зависимости от методической целесообразности выполняются без предметов, с предметами, на специальных снарядах

- Степ-аэробика - наиболее распространенная и наиболее привлекательная для школьников из всех видов аэробики. Характерной чертой проведения занятий с степ-аэробики является использование степ-платформы. Музыка, которая выполняется на занятиях, является той канвой, от качества которой во многом зависит эффективность и привлекательность степ-аэробики для школьников. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение тех, кто занимается. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Темп, который рекомендуется для аэробной фазы урока степ-аэробики, - 118 - 122 музыкальных акценты в минуту. Установлено, что, когда комплекс выполняется в этом темпе, улучшается деятельность сердечно - сосудистой системы и поддерживается правильная механика работы тела.