Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уровень актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день;
зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, т.е. в саморазвитии. Оно направлено на развитие задатков личности, коррекцию влияния генотипа и среды.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
-
Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников. -
Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др. -
Привлекал воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности. -
Своевременно выявлял и устранял причины, мешающие достижению цели, или оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от сложившихся условий. -
Максимально опирался на собственную активность личности. -
Сочетал воспитание с самовоспитанием, помогая в выборе целей, методов и форм, развивал инициативу и самостоятельность, направлял ведущую к успеху деятельность.
Педагогическая поддержка – это технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силам и способностям ребенка, естественный акт содействия каким-либо усилиям в условиях дефицита помощи. О.С. Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с процессами индивидуализации в образовании.
Основные подходы к объяснению развития личности:
-
Описательный - Кречмер (1925 г.), Шелдон (1954 г.), где личностные качества и темперамент увязывались с физической конституцией. -
Бихевиористский - Уотсон, Скиннер считали, что личность - это результат взаимодействия индивида и окружающей среды, поведение - управляемый процесс, зависит от раздражителя (стимула) и требует положительного подкрепления (поощрения) или наказания в случае неадекватной реакции. -
Когнитивный - Роттер, утверждалось, что характер реакций индивида определяется его когнитивной интерпретацией, которую он сам дает внутренним и внешним причинам. -
Психодинамические: психоаналитический - З. Фрейд, в котором развитие личности соответствует психосексуальному, каждый из этапов которого характеризуется определенным способом проявления либидо (половой энергии); индивидуальная психология А. Адлера, где определяющим фактором является воля к власти; аналитическая психология Юнга, в основе которой лежит коллективное бессознательное - архетипы культуры. -
Психосоциальный - Эриксон, считающий социализацию как усвоение социальных навыков определяющим фактором развития личности, проживающей на протяжении жизни 8 психосоциальных кризисов. -
Гуманистический - Роджерс, Маслоу, в основе которого лежит теория самоактуализации, предполагающая, что в каждом человеке есть ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. Гуманистическая парадигма образования: изучение человека в его целостности и специфике, уважение его достоинства, принятие человека и соблюдение его прав. Создание условий, способствующих его развитию и исключение препятствующих развитию, т.е. оказание помощи со стороны педагога.
Периодизация детства:
-
Периодизация детства по Давыдову (по ведущему типу деятельности):
-
от 0 до 1 года, 1-3 лет - предметно-манипуляторная; -
3-6 лет - игровая; -
6-10 лет - учебная; -
10-15 лет - общественно-полезная; -
15-18 лет - профессиональная.
В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:
-
младенчество (до 1 года); -
преддошкольный период (1-3); -
дошкольный возраст (3-6); -
младший (3-4); -
средний (4-5); -
старший (5-6); -
младший школьный возраст (6-10); -
средний школьный возраст (10-15); -
старший школьный возраст (15-18).
Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.
Психолого-педагогические доминанты развития
Возрастная группа | доминанты |
дошкольники | развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений. |
Младшие школьники | изменение социального статуса (дошкольник - школьник). Смена режима жизни и деятельности, новая система взаимоотношений с окружением, адаптация к школе. |
Школьники среднего возраста | переориентация с детских норм на взрослые, подражание, потребность в самоутверждении среди сверстников, поиск друзей, группирование. |
Старшие школьники | акселерация - разрыв между физическим и социальным созреванием, самоанализ, самосозерцание, самоутверждение. Широта интересов, ориентация на будущее. Гиперкритицизм. Потребность быть понятым, тревожность. Дифференцирование отношений к окружающим, родителям, учителям. |
3. Полный жизненный цикл по Э. Эриксону:
Стадии | Радиус значимых отношений | Основной выбор или кризисное противоречие возраста | Позитивные «ново образования» возраста | Деструктивные «ново образования» возраста |
Младенчество 0-1 | Мать | Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности | Базисное доверие, надежда | Уход от общения и деятельности |
Раннее детство 2-3 | Родители | Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений | Воля | Навязчивость (импульсивность или соглашательство) |
Возраст игры 3-5 | Семья | Личная инициатива против чувства вины и страха порицания | Целеустремленность, целенаправленность | Заторможенность |
Школьный возраст 6-11 | Соседи, школа | Предприимчивость против чувства неполноценности | Компетентность, умелость | Инертность |
Подростки 11-18 | Группы сверстников | Идентичность против смешения идентичности | Верность | Застенчивость, негативизм |
Юность 18-25 | Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники | Интимность против изоляции | Любовь | Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений) |
Взрослость 25-60 | Разделенный труд и общий дом | Производительность против застоя, поглощенности собой | Забота, милосердие | Отверженность |
Старость после 60 | Человечество - «мой род» | Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения | Мудрость | Презрение |
Тема 5. Процесс воспитания
-
Воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом (как соц.явление). -
В психологической сфере воспитание определяется как управление развитием личности. -
Воспитание – это организованное воспитателем, целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества (историко-культорологический подход). -
В профессионально-педагогической сфере, воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Признаки воспитания:
-
это процесс, как минимум, между двумя лицами; -
неравное положение воспитателя и воспитуемого по компетентности; -
наличие образца как социально-культурного идеала; -
соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям; -
это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам. Процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный; -
процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.
Свойства и особенности процесса воспитания:
-
многомерность, -
диалектичность, -
самоуправляемость, -
иерархичность, -
многофакторность, -
длительность, -
непрерывность, -
комплексность, -
вариативность, -
неопределенность, -
импульсивность, -
двусторонний характер воспитания.
Воспитание – это исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Воспитательная деятельность – педагогическая деятельность, которая направлена на создание условий успешного развития детей.
Структура (компоненты) воспитательной деятельности:
-
Потребностно-мотивационный. -
Целевой (развитие творческой, активной личности, например). Цель педагога всегда находится вне его - она в его ученике. -
Содержательный (формирование и проживание социально-ценностных отношений). -
Операционно-технологический (методы, формы, средства, технологии воспитания, направленные на взаимодействие, диалог). -
Эмоционально-волевой. -
Контрольно-оценочный.
Немецкий ученый Ф. Крон выделяет 7 подходов к воспитанию. Воспитание как:
-
своеобразное принуждение (Платон); -
помощь ребенку в жизни (И.Г. Песталоцци, К. Роджерс); -
создание условий для свободного развития (Ж. Руссо); -
управление и надзор (Г. Гербарт); -
руководство со стороны взрослых, опытных людей; -
как выработка заданных норм (бихевиоризм); -
приобщение к ценностям (культурологический подход).
Воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. Не формирование определенной модели члена общества, производителя благ, а гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание - освобождающее, где педагог и дети - равноправные субъекты, а объектом их совместной творческой деятельности является весь мир, который они познают и преобразуют.
-
Философской основой ЛОРО (личностно-ориентированное образование) является экзистенциализм. -
Дети имеют право на личную жизнь, а не только общественную. -
Создание условий развития личности и творческого проявления его индивидуальности - одна из самых сложных задач ЛОРО. -
Ключевые параметры ЛОРО: воспитательная среда и воспитательное взаимодействие. -
Основной характеристикой воспитательной среды является ее активность — способность поддерживать эмоциональную и интеллектуальную напряженность, стимулировать творческий поиск. -
Движущей силой развития Э.Н. Гусинский, один из разработчиков ЛОРО, назвал явление провоцирования кризиса компетентности (смогу ли я?). -
Одна из важных характеристик взаимодействия — открытость.
Цель (в воспитании) – это педагогическая категория, системообразуюший компонент воспитательной системы, ведущий этап (целеполагание) и основная закономерность (целенаправленность) воспитательного процесса.
Характеристики цели:
-
общественная (социально детерминированную), историческую (обусловленную особенностями исторического развития общества), -
конкретно-историческая (обусловленную конкретно-региональными условиями развития социума) -
индивидуально-личностная (обусловленную системой потребностей и ценностей человека)
Уровни цели воспитания:
-
социально значимая -
личностно значимая
Цель выполняет функции воспитательного процесса:
-
мобилизирующую, -
ориентирующую, -
программирующую, -
моделирующую, -
прогностическую, -
организующую, -
критериальную
Таксономия – это система взаимосвязанных, последовательно усложняющихся целей и задач воспитания.
В воспитании сложилась следующая иерархия целей:
-
Идеальные – некий идеал, практически недостижимый в силу постоянно совершенствующихся в своем развитии общества и человека (всестороннее развитие личности). -
Глобальные – общие цели-эталоны воспитания (разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка). -
Стратегические – основные направления воспитания. -
Тактические – воспитательные задачи по формированию личности ребенка или коллектива и организационно-практические задачи, связанные с определением конкретных путей и средств достижения воспитательного результата.
Целеполагание – это процесс постановки стратегических целей и тактических задач воспитательной работы.
Подходы к определению цели воспитания (ее аспекты):
-
Социальный аспект. Цель воспитания – это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. -
Психологический аспект. Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. -
Культурологический аспект. Воспитание рассматривается как социокультурное воспроизводство человека. И тогда, цель воспитания - приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности.
Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений. -
Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. Функция учителя состоит в том, чтобы наметить конкретные цели управляемого педагогического процесса. Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели: