Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уровень актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день;

  • зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

    Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, т.е. в саморазвитии. Оно направлено на развитие задатков личности, коррекцию влияния генотипа и среды.

    Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

    1. Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников.

    2. Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.

    3. Привлекал воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

    4. Своевременно выявлял и устранял причины, мешающие достижению цели, или оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от сложившихся условий.

    5. Максимально опирался на собственную активность личности.

    6. Сочетал воспитание с самовоспитанием, помогая в выборе целей, методов и форм, развивал инициативу и самостоятельность, направлял ведущую к успеху деятельность.

    Педагогическая поддержка – это технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силам и способностям ребенка, естественный акт содействия каким-либо усилиям в условиях дефицита помощи. О.С. Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с процессами индивидуализации в образовании.

    Основные подходы к объяснению развития личности:

    1. Описательный - Кречмер (1925 г.), Шелдон (1954 г.), где личностные качества и темперамент увязывались с физической конституцией.

    2. Бихевиористский - Уотсон, Скиннер считали, что личность - это результат взаимодействия индивида и окружающей среды, поведение - управляемый процесс, зависит от раздражителя (стимула) и требует положительного подкрепления (поощрения) или наказания в случае неадекватной реакции.

    3. Когнитивный - Роттер, утверждалось, что характер реакций индивида определяется его когнитивной интерпретацией, которую он сам дает внутренним и внешним причинам.

    4. Психодинамические: психоаналитический - З. Фрейд, в котором развитие личности соответствует психосексуальному, каждый из этапов которого характеризуется определенным способом проявления либидо (половой энергии); индивидуальная психология А. Адлера, где определяющим фактором является воля к власти; аналитическая психология Юнга, в основе которой лежит коллективное бессознательное - архетипы культуры.

    5. Психосоциальный - Эриксон, считающий социализацию как усвоение социальных навыков определяющим фактором развития личности, проживающей на протяжении жизни 8 психосоциальных кризисов.

    6. Гуманистический - Роджерс, Маслоу, в основе которого лежит теория самоактуализации, предполагающая, что в каждом человеке есть ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. Гуманистическая парадигма образования: изучение человека в его целостности и специфике, уважение его достоинства, принятие человека и соблюдение его прав. Создание условий, способствующих его развитию и исключение препятствующих развитию, т.е. оказание помощи со стороны педагога.


    Периодизация детства:

    1. Периодизация детства по Давыдову (по ведущему типу деятельности):

    • от 0 до 1 года, 1-3 лет - предметно-манипуляторная;

    • 3-6 лет - игровая;

    • 6-10 лет - учебная;

    • 10-15 лет - общественно-полезная;

    • 15-18 лет - профессиональная.

  • В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:

    • младенчество (до 1 года);

    • преддошкольный период (1-3);

    • дошкольный возраст (3-6);

    • младший (3-4);

    • средний (4-5);

    • старший (5-6);

    • младший школьный возраст (6-10);

    • средний школьный возраст (10-15);

    • старший школьный возраст (15-18).

    Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.

    Психолого-педагогические доминанты развития

    Возрастная группа

    доминанты

    дошкольники

    развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений.


    Младшие школьники

    изменение социального статуса (дошкольник - школьник). Смена режима жизни и деятельности, новая система взаимоотношений с окружением, адаптация к школе.


    Школьники среднего возраста

    переориентация с детских норм на взрослые, подражание, потребность в самоутверждении среди сверстников, поиск друзей, группирование.

    Старшие школьники

    акселерация - разрыв между физическим и социальным созреванием, самоанализ, самосозерцание, самоутверждение. Широта интересов, ориентация на будущее. Гиперкритицизм. Потребность быть понятым, тревожность. Дифференцирование отношений к окружающим, родителям, учителям.



    3. Полный жизненный цикл по Э. Эриксону:

    Стадии

    Радиус значимых отношений

    Основной выбор или кризисное противоречие возраста

    Позитивные «ново
    образования» возраста


    Деструктивные «ново
    образования» возраста


    Младенчество 0-1

    Мать

    Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности

    Базисное доверие, надежда

    Уход от общения и деятельности

    Раннее детство 2-3

    Родители

    Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений

    Воля

    Навязчивость (импульсивность или соглашательство)

    Возраст игры 3-5

    Семья

    Личная инициатива против чувства вины и страха порицания

    Целеустремленность, целенаправленность

    Заторможенность

    Школьный возраст 6-11

    Соседи, школа

    Предприимчивость против чувства неполноценности

    Компетентность, умелость

    Инертность

    Подростки 11-18

    Группы сверстников

    Идентичность против смешения идентичности

    Верность

    Застенчивость, негативизм

    Юность 18-25

    Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники

    Интимность против изоляции

    Любовь

    Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений)

    Взрослость 25-60

    Разделенный труд и общий дом

    Производительность против застоя, поглощенности собой

    Забота, милосердие

    Отверженность

    Старость после 60

    Человечество - «мой род»

    Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения

    Мудрость

    Презрение



    Тема 5. Процесс воспитания


    1. Воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом (как соц.явление).

    2. В психологической сфере воспитание определяется как управление развитием личности.

    3. Воспитание – это организованное воспитателем, целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества (историко-культорологический подход).

    4. В профессионально-педагогической сфере, воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

    Признаки воспитания:

    • это процесс, как минимум, между двумя лицами;

    • неравное положение воспитателя и воспитуемого по компетентности;

    • наличие образца как социально-культурного идеала;

    • соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям;

    • это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам. Процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный;

    • процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.

    Свойства и особенности процесса воспитания:

    • многомерность,

    • диалектичность,

    • самоуправляемость,

    • иерархичность,

    • многофакторность,

    • длительность,

    • непрерывность,

    • комплексность,

    • вариативность,

    • неопределенность,

    • импульсивность,

    • двусторонний характер воспитания.

    Воспитание – это исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

    Воспитательная деятельность – педагогическая деятельность, которая направлена на создание условий успешного развития детей.


    Структура (компоненты) воспитательной деятельности:

    1. Потребностно-мотивационный.

    2. Целевой (развитие творческой, активной личности, например). Цель педагога всегда находится вне его - она в его ученике.

    3. Содержательный (формирование и проживание социально-ценностных отношений).

    4. Операционно-технологический (методы, формы, средства, технологии воспитания, направленные на взаимодействие, диалог).

    5. Эмоционально-волевой.

    6. Контрольно-оценочный.

    Немецкий ученый Ф. Крон выделяет 7 подходов к воспитанию. Воспитание как:

    • своеобразное принуждение (Платон);

    • помощь ребенку в жизни (И.Г. Песталоцци, К. Роджерс);

    • создание условий для свободного развития (Ж. Руссо);

    • управление и надзор (Г. Гербарт);

    • руководство со стороны взрослых, опытных людей;

    • как выработка заданных норм (бихевиоризм);

    • приобщение к ценностям (культурологический подход).




    Воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. Не формирование определенной модели члена общества, производителя благ, а гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание - освобождающее, где педагог и дети - равноправные субъекты, а объектом их совместной творческой деятельности является весь мир, который они познают и преобразуют.

    • Философской основой ЛОРО (личностно-ориентированное образование) является экзистенциализм.

    • Дети имеют право на личную жизнь, а не только общественную.

    • Создание условий развития личности и творческого проявления его индивидуальности - одна из самых сложных задач ЛОРО.

    • Ключевые параметры ЛОРО: воспитательная среда и воспитательное взаимодействие.

    • Основной характеристикой воспитательной среды является ее активность — способность поддерживать эмоциональную и интеллектуальную напряженность, стимулировать творческий поиск.

    • Движущей силой развития Э.Н. Гусинский, один из разработчиков ЛОРО, назвал явление провоцирования кризиса компетентности (смогу ли я?).

    • Одна из важных характеристик взаимодействия — открытость.

    Цель (в воспитании) – это педагогическая категория, системообразуюший компонент воспитательной системы, ведущий этап (целеполагание) и основная закономерность (целенаправленность) воспитательного процесса.


    Характеристики цели:

    • общественная (социально детерминированную), историческую (обусловленную особенностями исторического развития общества),

    • конкретно-историческая (обусловленную конкретно-региональными условиями развития социума)

    • индивидуально-личностная (обусловленную системой потребностей и ценностей человека)

    Уровни цели воспитания:

    1. социально значимая

    2. личностно значимая

    Цель выполняет функции воспитательного процесса:

    1. мобилизирующую,

    2. ориентирующую,

    3. программирующую,

    4. моделирующую,

    5. прогностическую,

    6. организующую,

    7. критериальную

    Таксономия – это система взаимосвязанных, последовательно усложняющихся целей и задач воспитания.
    В воспитании сложилась следующая иерархия целей:

    • Идеальные – некий идеал, практически недостижимый в силу постоянно совершенствующихся в своем развитии общества и человека (всестороннее развитие личности).

    • Глобальные – общие цели-эталоны воспитания (разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка).

    • Стратегические – основные направления воспитания.

    • Тактические – воспитательные задачи по формированию личности ребенка или коллектива и организационно-практические задачи, связанные с определением конкретных путей и средств достижения воспитательного результата.


    Целеполагание – это процесс постановки стратегических целей и тактических задач воспитательной работы.

    Подходы к определению цели воспитания (ее аспекты):

    1. Социальный аспект. Цель воспитания – это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей.

    2. Психологический аспект. Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека.

    3. Культурологический аспект. Воспитание рассматривается как социокультурное воспроизводство человека. И тогда, цель воспитания - приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности.
      Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

    4. Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. Функция учителя состоит в том, чтобы наметить конкретные цели управляемого педагогического процесса. Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели: