Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это - школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков).
Педагогической технологией или педагогической техникой – форма организации поведения преподавателя в обстоятельствах урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе, актерских и режиссерских (по Ильеву В.А.).
Среди педтехнологий по сфере применения в образовательной области можно выделить:
-
универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области; -
ограниченные - для нескольких предметов или областей; -
специфические - для одного-двух предметов.
В зависимости от психологических структур (И.Я. Лернер) выделяются и классифицируются следующие технологии:
-
информационные (формирование знаний, умений, навыков - ЗУНов); -
операциональные (формирование способов умственных действий - СУД); -
эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН); -
технологии саморазвития (формирование саморазвивающихся механизмов личности - СУМ); -
эвристические (развитие творческих способностей - РТС).
По характеру содержания образования технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические.
Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):
-
педтехнология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, некорректируемая деятельность учащихся); -
циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем); -
рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное); -
ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения).
По стилю управления
педагогические технологии делятся на:
-
авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся); -
дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием); -
личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка).
В рамках наиболее перспективной личностно-ориентированной технологии выделяются технологии сотрудничества (стремятся к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям); технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора, самостоятельности в его жизнедеятельности).
Новые педагогические технологии, применяемые в настоящее время в образовательных учреждениях, создаются на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно-ориентированные технологии):
-
вероятностное образование (А. Лобок); -
развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); -
«Школа диалога культур - ШДК» (В.С. Библер); -
гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили); -
преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин); -
дизайн-педагогика.
Педагогическая технология является тем «педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, креативность» (Е.Ф. Широкова).
Таблица классификаций педагогических технологий
По ведущему фактору психического развития | Биогенные |
Социогенные | |
Психогенные | |
Идеалистические | |
По ориентации на личностные структуры | Информационные (формирование знаний, умений, навыков) |
Операционные (формирование способов умственных действий) | |
Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений) | |
Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений) | |
Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов) | |
Эвристические (развитие творческих способностей) | |
По характеру содержания образования | Обучающие - воспитательные |
Светские - религиозные | |
Общеобразовательные - профессиональные | |
Гуманитарные - технократические | |
Частнопредметные | |
По организационным формам | Классно-урочные - альтернативные |
Академические - клубные | |
Индивидуальные - групповые | |
Коллективный способ обучения | |
Способы дифферинцированного обучения | |
По отношению к ребенку | Авторитарные |
Дидактоцентрические | |
Личностно-ориентационные | |
Гуманно-личностные | |
Технологии сотрудничества | |
Технологии свободного воспитания | |
По преобладающему (доминирующему) методу | Догматические, репродуктивные |
Объяснительно-иллюстративные | |
Развивающее обучение | |
Проблемные, поисковые | |
Творческие | |
Программированное обучение | |
Диалогические | |
Игровые | |
Саморазвивающее обучение | |
Информационные (компьютерные) | |
По категории обучающихся | Массовая технология |
Продвинутого образования | |
Компенсирующие | |
Виктимологические | |
Технологии работы с трудными детьми | |
Технологии работы с одаренными детьми | |
По концепции усвоения | Ассоциативно-рефлекторные |
Бихевио-ристические | |
Гештальт-технологии | |
Интериоризаторские | |
Суггестивные | |
Нейролингвистические |
По типу управления познавательной деятельностью | Классическое лекционное | Современное традиционное обучение | Традиционное классическое | Программированное обучение |
Обучение с помощью ТСО | ||||
Система «консультант» | ||||
Обучение по книге | ||||
Система малых групп | ГСО, дифференцирование | |||
Компьютерное обучение | ||||
Система «репетитор» | ||||
Программное обучение |
Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование
Инновация – нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
-
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; -
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; -
в систему контроля и оценки уровня образования; -
в систему финансирования; -
в учебно-методическое обеспечение; -
в систему воспитательной работы; -
в учебный план и учебные программы; -
в деятельность учителя и школьника.
В историческом плане масштаб (объем) нового всегда относителен. Новизна носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать нормой или устареть.
В процессе развития школы или вуза, а возможно, и образовательной системы в целом, учитывают:
-
абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов); -
относительную новизну; -
псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи.
Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:
-
в целях и содержании образования; -
в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса; -
в формах и способах организации обучения и воспитания; -
в деятельности администрации, педагогов и учащихся.
Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:
-
локальные и единичные, не связанные между собой; -
комплексные, взаимосвязанные между собой; -
системные, охватывающие всю школу или вуз.
Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:
-
модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры); -
комбинаторные нововведения; -
радикальные преобразования.
Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:
-
потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; -
воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значении; -
достижения комплекса наук о человеке; -
передовой педагогический опыт; -
интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок; -
опытно-экспериментальная работа; -
зарубежный опыт.
Существует множество национальных образовательных систем разного типа и уровня, значительно различающихся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Например, к настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:
-
Американская модель: младшая средняя школа - средняя школа - старшая средняя школа - колледж двухгодичный - колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура. -
Французская модель: единый колледж - технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей - университет, магистратура, аспирантура. -
Немецкая модель: общая школа - реальное училище, гимназия и основная школа - институт и университет, аспирантура. -
Английская модель: объединенная школа - грамматическая и современная школа - колледж - университет, магистратура, аспирантура. -
Российская модель: общеобразовательная школа - полная средняя школа, гимназия и лицей - колледж - институт, университет и академия - аспирантура - докторантура.
Таким образом, все национальные образовательные системы объединены в мировое образовательное пространство, при этом в каждой системе при наличии разнообразия выделяют определенные глобальные тенденции:
-
Стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям. -
Обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности). -
Значительное влияние социально-экономических факторов. Образование для получения профессии и образование как самоцель для индивида.
Важнейшими принципами развития отечественных университетов остаются:
-
взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалиста; -
преемственность между уровнями образования, культуротворчество и высокая корпоративность выпускников университета; -
гражданственность воспитания; -
интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране.
Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Здесь наблюдается ряд тенденций.
Инновационные тенденции в университетском образовании:
-
Развитие многоуровневой системы во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что она обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образования новые специальности. -
Мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов. -
Университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов. -
Перевод высшей школы России на самофинансирование. -
Включение вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.