Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психологопедагогические теории и технологии начального образования 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический___________________

(наименование института полностью)

Кафедра______________Педагогика и психология_____________

(наименование)


КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психолого-педагогические теории и технологии

начального образования 2»
Тема 8. «Формирование логического мышления младших школьников»


Студент

М.И. Иванова

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-1702а

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Т.В. Емельянова

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2020

Оглавление




Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников 6

1.1 Особенности формирования логического мышления младших школьников 6

1.2 Возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников 10

Глава 2 Опытно-экспериментальная часть по формированию логического мышления младших школьников на уроках технологии 14

2.1 Выявление уровня сформированности логического мышления младших школьников 14

2.2 Разработка и реализация комплекса игр по технологии, направленных на формирование логического мышления младших школьников 23

2.3 Выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента 25

Заключение 32

Список используемой литературы 34

Приложение А 37

Соединение элементов воедино 37

Приложение Б 38

Узнавание объекта по определённым признакам 38

Приложение В 39

Игра «Что лишнее?» 39

Приложение Г 40

Игра «Что общее?» 40

Приложение Д 41

Серия игр-задач, способствующих формированию логического мышления у младших школьников 41




Введение



В каждом новом поколении появляются особые, специфические требования к системе образования. Несмотря на преобразования, которым подвергается учебно-воспитательный процесс, неизменными по многим параметрам остаются требования к его результатам. Так, в соответствии с ФГОС НОО, развитое логическое мышление, которое относится к метапредметным УУД, способно повышать качество обучения, мотивировать школьников к освоению новых знаний.

На протяжении многих лет педагогической наукой и практикой разрабатывались и экспериментально проверялись методы, средства, условия организации процесса обучения, которые развивают и формируют логическое мышление у учеников.

Освоению детьми младшего школьного возраста логических знаний и навыков посвящены труды А.Г. Асмолова, Л.Н. Асановой, А.К., Болотовой, Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожана, В.В. Зацепина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Головей, Ж.А. Чарнецкой

Благодаря внедрению в учебный процесс комплекса специальных заданий, обеспечивающих развитие основных навыков логического мышления детей младшего школьного возраста, обеспечивается повышение его эффективности, лучшее освоение и понимание детьми разнообразной информации, полученной из разных источников. При этом следует использовать потенциал не только, к примеру, уроков математики, на которых чаще всего и предпринимаются действия по формированию и развитию логического мышления. Нужно задействовать и другие учебные предметы.

Использование потенциала уроков технологии и применение игровых методов может существенно расширить возможности учебного процесса по развитию логического мышления младших школьников.

Проблема исследования: каковы возможности игр по технологии для повышения эффективности процесса формирования логического мышления младших школьников?

Цель исследования: разработать комплекс игр по технологии, способствующих формированию логического мышления младших школьников, и проверить их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования: процесс формирования логического мышления у младших школьников на уроках технологии.



Предметом исследования является процесс формирования логического мышления на уроках технологии с применением игр.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования логического мышления учащихся начальной школы будет более эффективным, если:

  • использовать развивающий потенциал уроков технологии;

  • применять разнообразные игры, направленные на сравнение, понимание различий между общими и частными признаками предметов и явлений, на проведение анализа и обобщения.

Задачи исследования:

  • провести теоретический анализ особенностей формирования логического мышления младших школьников;

  • охарактеризовать возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников;

  • выявить исходный уровень сформированности логического мышления у младших школьников;

  • разработать и применить комплекс игр по технологии, направленный на формирование логического мышления младших школьников;

  • выявить динамику уровня сформированности логического мышления у младших школьников.

Методы исследования:

– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

– эмпирические: диагностика уровня сформированности логического мышления у младших школьников, математическая обработка данных.

База исследования: ГБОУ СОШ с. Бинадарка.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, cписка используемой литературы из 33 источников, приложений. Общий объем работы, без приложений, 30 страниц, в том числе таблиц – 9, рисунков – 10.

Глава 1 Теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников




1.1 Особенности формирования логического мышления младших школьников



Логика представляет собой научную дисциплину, которая занимается изучением наиболее эффективных и правильных форм мышления. Предметом изучения логики, как указывает О.К. Тихомирова: «существующие формы мышления, способы формирования мысли, рассуждений для нахождения наиболее эффективных методов решения тех или иных задач, поиска нужных ответов» [28, c. 44]. Принято считать, что основоположником данной дисциплины является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Именно он является автором теории логических выводов. Анализ литературных источников по этой теме, позволяет сделать вывод о существовании трех основных форм мышления, а именно: абстрактное, наглядное, наглядно-образное.

И.В. Дубровина в своих исследованиях отмечает, что «наглядно-действенное мышление опирается на непременный контакт с предметом, действия с ним. Наглядно-образное мышление характерно для детей младшего возраста, так как оно опирается на представление предмета. Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными наглядности, присущей восприятию и представлению» [9, с. 125].

Процесс становления словесного логического мышления происходит в период получения ребенком начального образования. Факт поступления в школу для ребенка является одним из переломных моментов в его жизни. Он попадает не просто в новую для себя социальную среду, но и приобретает целый ряд новых для себя обязанностей, на него возлагается достаточно серьезная ответственность. Е.В. Иванова отмечает, что главным изменением в жизни ребенка в данный период является формирование в его сознании новой системы ценности и требований, которая начинает определяет всю его интеллектуальную и социальную деятельность. Подобные процессы диктуют детям младшего дошкольного возраста необходимость в активном развитии их интеллектуальных и психологических способностей, которые будут определять их успешность в учебе, а также во взаимодействии с окружающей средой [11, c.59]. Основной детальностью детей младшего школьного возраста является учеба.


Словесное логическое мышление предоставляет человеку возможность определят самые значимые закономерности, предсказывать направление развития тех или иных процессов, обобщать имеющуюся информацию. Решить подобную задачу с точки зрения повышения уровня логического мышления детей младшего школьного возраста предлагает С.А. Козлова путем перехода от большого объема предоставляемой им информации к обучению их навыкам логического мышления [12, с. 14]. Поэтому главной задачей работы учителей с такими детьми будет обеспечение развития у них базовых навыков логического мышления, а также обучение их приемов формирования общих выводов, обобщения информации.

В публикациях А.К. Болотовой выражается мнение о том, что «сделано это для того, чтобы учащиеся могли ограничиться исходными суждениями, не привлекая сторонних знаний, т.е. сформировали умение строить различные умозаключения. Перед педагогом стоит задача научить детей за начальную школу элементам логических действий: сравнения, классификации, обобщения» [6, с. 223].

Для дальнейшего исследования целесообразно определиться с понятием «логическое мышление». Согласно определению О.К. Тихомирова, логическое мышление – это «один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирующих на основе языка и языковых средств» [28, с. 159].

Особенности мышления детей младшего школьного возраста имеют ряд серьезных отличий от специфики мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Дошкольники в своем мышлении демонстрируют непроизвольность. Они трудноуправляемы. Дети младшего школьного возраста начинают понимать суть предъявляемых им требований в рамках учебного процесса, что заставляет их самостоятельно развивать у себя навыки, связанные с планированием и структурированием мыслительной активности.

Конечно, в 6-7 лет логическое мышление еще не сформировалось, и все же задатки этого вида мышления уже есть. А.Г. Асмолов делая вывод, отмечает, что «исследования детского мышления и его развития, в частности, перехода от практического к логическому, были начаты Л.С. Выготским и показали, что практическое действие, даже на высшем уровне развития логического мышления, остается как бы в резерве» [2, с. 220].