Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психологопедагогические теории и технологии начального образования 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как показывают результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного эксперимента, уровень сформированности логического мышления у младших школьников изменился, после реализации нами комплекса игр.

В контрольном срезе произошло изменение показателей уровня сформированности логического мышления в сторону повышения, за счёт снижения низких уровней и повышения высоких и средних.



Рисунок 10 – Уровни сформированность логического мышления на контрольном этапе эксперимента
Выявленные улучшения являются статистически значимыми. Безусловно, сказывается роль разработанного комплекса игр для уроков технологии.

В результате внедрения комплекса игр для уроков технологии, способствующей повышению уровня логического мышления у учащихся 2-х классов, полнота усвоения знаний повысилась, также повысился и уровень успеваемости к экспериментальной группе по всем методикам. В контрольной группе значительных изменений выявлено не было. Те изменения, которые наблюдались, можно объяснить естественным развитием учеников.

Таким образом, на основании проведенного эксперимента можно сделать вывод о том, что комплекс игр для уроков технологии оказал благоприятный эффект на повышение уровня логического мышления, таким образом показав свою эффективность при решении поставленных задач.

Заключение



В первой главе исследования были рассмотрены теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников, проанализированы несколько определений понятия «логическое мышление». После анализа литературы по теме исследования остановимся на следующем определении логического мышления, которое будем использовать в опытно-экспериментальной части – это один из видов мышления, дающий ученику возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление.

Критерии, по которым мы в опытно-экспериментальной части оценивали формирование логического мышления – это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация.

Итак, деятельность младшего школьника в процессе изучения технологии становится основной для развития его познавательных способностей, которые включают в себя логическое мышление. Таким образом, практика начального образования подтверждает использование игровой деятельности в качестве эффективного средства интеллектуального развития младшего школьного возраста. Являясь ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе, игра выступает предпосылкой развития всех важнейших новообразований школьников. Участие детей в качественно организованной игровой деятельности способствует формированию произвольности поведения ребенка и развитию всех психических процессов, оказывая благоприятное влияние на всестороннее развитие ребенка и успешную его социализацию.


Определенным развивающим потенциалом в данной связи являются уроки технологии. Специфика учебного предмета «Технология» имеет свои характерные особенности, определенную учебную и образовательно-предметную среду, поэтому при раскрытии содержания изучаемого материала средства обучения на уроках технологии в большинстве случаев используются комплексно. Каждому из этих средств обучения, в зависимости от педагогической ситуации, содержания и типологии учебного предмета, присущи определенные дидактические функции и возможности.

Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста. Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что логическое мышление в данных группах испытуемых сформировано преимущественно на низком и среднем уровнях. Это является недостаточным для успешного школьного обучения и эффективного овладения школьной программой начальной школы и свидетельствует о необходимости проведения дополнительной, специально организованной работы, направленной на развитие логического мышления младших школьников.

После проведения опытно-практической работы с детьми экспериментальной группы, направленной на развитие логического мышления младших школьников, можно отметить наличие положительной динамики: существенное повышение уровня развития основных компонентов логического мышления у младших школьников экспериментальной группы.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи выполнены, а гипотеза о том, что использование на уроках технологии комплекса игр, направленных на развитие логического мышления младших школьников, оказывает положительное влияние на уровень сформированности логического мышления школьников, подтверждена.


Список используемой литературы





  1. Асанова Л. Н. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. М. : УЦ «Перспектива», 2018. 140 с.

  2. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека. М. : Смысл. 2019. 448 с.

  3. Балашова Е. А. Проектная деятельность и формирование ключевых компетенций // Начальная школа. 2018. №5. С. 21–23.

  4. Белошистая А. В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие. М. : Юрайт, 2019. 129 с.

  5. Бернштейн А. Н. Последовательность событий [Электронный ресурс]. URL: mdourossianka.ru/wp-content/uploads/2020.docx (дата обращения: 02.09.2021).

  6. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2018. 478 c.

  7. Вучичевич Б., Шумакова Н. Б. Интеллектуальное развитие младших школьников // Культурно-историческая психология. 2020. №4. C. 63–71.

  8. Голуб Г. Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы. Самара : Учебная литература, 2016. 176 с.

  9. Дубровина И. В. Психология. М. : Академия, 2016. 464 с.

  10. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М. : Academia, 2018. 256 c.

  11. Иванова Е. В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 2016. №6. С. 59-60.

  12. Козлова С. А. Развитие мышления детей 7-10 лет // Начальная школа. 2019. №8. С. 13-16

  13. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М. : Эксмо, 2019. 176 с.

  14. Лоскутова Н. А. Упражнения, игры для развития логического мышления // Начальная школа. 2017. №4. С. 80-82.

  15. Мусина А. А. Логические рассуждения младших школьников // Начальная школа. 2018. № 3. С. 21–24.

  16. Немов Р. С. Психология: Учебник. М. : Высшее образование, 2007. 639 с.

  17. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. М. : Юрайт. 2019. 275 с.

  18. Пасяева К. З. Развитие внимания и логического мышления // Начальная школа. 2017. №7. С. 38-40.

  19. Пилипенко А. В. Практикум по психологии [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/622/61622/files/phsih010.pdf (дата обращения: 29.08.2021).

  20. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Л.А. Головей. М. : Юрайт. 2019. 414 с.

  21. Развиваем логику и внимание. М. : Робинс, 2017. 884 c.

  22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.

  23. Русалов В. М. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpedia.su/11x2ef1.html (дата обращения: 07.09.2021).

  24. Сафонова С. Х. Исключение понятий [Электронный ресурс]. URL: https://psylist.net/hrestomati/00044.htm (дата обращения: 30.08.2021).

  25. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавриата и специалитета. М. : Юрайт. 2019. 384 с.

  26. Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 1. С. 38–42.

  27. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2020. 174 с.

  28. Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.

  29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 №373 (ред. от 11.12.2020). URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.09.2021).

  30. Царева С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях // Начальная школа. 2019. №5. С. 13–17.

  31. Чарнецкая Ж. А. Приемы, чтобы сформировать регулятивные УУД в 2019/20 учебном году // Управление начальной школой. 2019. №7. С. 68–73.

  32. Чиркова Е. Б. Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа. 2019. № 12. С. 55–58.

  33. Эльконин Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов. М. : Просвещение, 2013. 420 с.



Приложение А




Соединение элементов воедино




Приложение Б




Узнавание объекта по определённым признакам




Приложение В



Игра «Что лишнее?»



Приложение Г



Игра «Что общее?»



Приложение Д




Серия игр-задач, способствующих формированию логического мышления у младших школьников




Рисунок Д.1 – Игра-задача, способствующая формированию логического мышления (ответ: лиса, она обращена налево)


Рисунок Д.2 – Игра-задача, способствующая формированию логического мышления (ответ: чтобы узнать, какая цифра скрыта за грибком, решим пример «10-3». Ответ — 7. Решив пример «7+1», получим число, спрятанное за звёздочкой; это 8)


Рисунок Д.3 – Игра-задача, способствующая формированию логического мышления (ответ: велосипед, он не жёлтый и без мотора)

Рисунок Д.4 – Игра-задача, способствующая формированию логического мышления (ответ: шесть, у пяти братьев одна общая сестра)

Рисунок Д.5 – Игра-задача, способствующая формированию логического мышления (ответ: 4)