Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психологопедагогические теории и технологии начального образования 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Словесно-логическое мышление образуется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Л.Ф. Обухова изучала возможности рассуждать школьников, что, по ее мнению, «позволяет ученику решать задачи и делать выводы, исходя не из внешних свойств объекта, а внутренних, которые важны. На протяжении обучения ученики овладевают способностью анализировать процесс собственных рассуждений, получают способность действовать в уме, в ее рассуждениях есть мнение о том, что у ребёнка появляются логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Все они тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала» [17, с. 202].

В контексте введения ФГОС НОО, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются «универсальные учебные действия (УУД), такие как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные» [21, с. 154].

Рассматривая логические универсальные действия, Б. Вучичевич относит к ним:

– «анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

– подведение под понятие, выведение следствий;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;


– доказательство;

– выдвижение гипотез и их обоснование» [7, с. 64].

В данной работе мы остановимся на установлении причинно-следственных связей.

Итак, подытоживая все вышесказанное, можно утверждать, что овладение приемами логики является одной из важнейших задач учебного процесса в начальной школе. Поэтому необходимо для повышения уровня логического мышления в учебном процессе задействовать как можно более эффективные способы ее повышения. В частности, в настоящем исследовании, мы остановимся на применении игр на уроках технологии.


1.2 Возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников



Определяя предмет технологии, Д.Б. Эльконин отмечает, что это «основная предметная практико-ориентированная область, синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывая способы их применения в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и обеспечивает прагматическую направленность общего образования» [33, с. 55].

Е.Б. Чиркова пишет о роли предмета технологии в развитии младших школьников: «предмет технологии предусматривает практическую деятельность учащихся на уроке, в ходе которого 75 % учебного времени уделяется практической работе по овладению учащимися общетрудовыми и технологическими умениями и навыками. Именно в учебных мастерских образовательных школ закладываются основы работы с ручными инструментами и на различном оборудовании, прививается интерес и любовь к самостоятельному выполнению технологических приемов и операций, учащиеся приучаются к дисциплине, организованности, воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы. На основе полученных теоретических знаний учащиеся осваивают движения, приемы и способы выполнения технологических действий и операций» [32, с. 68].

Чтобы учебный процесс младшего школьника был эффективным, необходимо привлекать приемы, основанные на увлекательности заданий и интенсивности действий. Ребенок должен научиться радоваться новому, поэтому учителю стоит пользоваться приемами, которые повышают интерес младшего школьника к уроку.

Игры на уроках технологии содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании младших школьников. Е.А. Балашова отмечает, что она может быть использована и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, а также и как средство воспитания и развития различных сторон личности ребёнка [3, с. 22].


Анализ литературных источников и особенности практики использования дидактических игр как средства формирования логического мышления детей позволяют отметить, что дидактическая игра с интеллектуальным и развивающим содержанием обладает разнообразными возможностями влияния на формирование у детей логического мышления.

А.К. Болотова отмечает, что «игры являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка» [6, c. 129].

Другую положительную сторону игры отмечает А.Г. Асмолов, который считает, что «она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс» [2, c. 229].

По мнению Р.А. Головей: «применение игр позволит ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывать самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивать интеллектуальную деятельность и логическое мышление» [20, c. 137].

В целом, на уроках технологии целесообразно применение игр, которые направлены на формирование логического мышления и ряда умений:

– разделять целое на части, выделять отдельные признаки целого (игры «Что общее, а что различное?», «Что легче?»);

– объединять отдельные элементы, которые выделены в результате анализа (игры «Собери картинку по образцу», «Разрезные картинки»);

– мысленно фиксировать ту или иную сторону предмета, вне связи с другими сторонами (игры «Одно слово», «По порядку»);

– объединять предметы и явления по их существенным признакам и свойствам (игры «Найди пару», «Все перепуталось»);

– обобщать рассматривать что-либо, отбрасывать частности, конкретных деталей (игры «Найди лишний предмет», «Лишнее слово»);

– разделять и последовательно объединять объекты по каким-либо основаниям (игры «Все перепуталось», «Одно слово»).

– сопоставлять предметы, обладающими общими признаками («Разрезные картинки», «Сравни»).


Разработка игр для уроков технологии должна осуществляться с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, в частности, в играх должен присутствовать соревновательный момент, что актуализирует мотивацию игровой деятельности. Наличие комплектов наглядного игрового материала и четких игровых правил обеспечивает возможность включения игр в самостоятельную деятельность детей. Учитывается состав мыслительных операций, формируемых умений и последовательность их включения в образовательный процесс. Таким образом, в результате уроков технологии происходит целенаправленное обучение школьников логическому мышлению, в особенности развиваются операции анализа. Так как в практической работе на уроке технологии прежде, чем приступить к изготовлению реального объекта, его необходимо изучить, рассмотреть, провернуть несколько раз в руках, отличить отдельные детали. Разбор по отдельным деталям необходим для младшего школьника, так как для его возраста характерны мыслительные операции, где на практических действиях надо выделить как главную деталь изделия, так и вспомогательные. Именно так практические действия совмещаются с мыслительными операциями.