Файл: Содержание Введение 2 Глава Понятие и принципы делового общения в современном 4.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и принципы делового общения в современном
1.1. Понятие и особенности делового общения
1.2. Принципы и цели делового общения
Глава 2. Значение делового общения в современном менеджменте
2.1. Роль деловых коммуникаций в современном менеджменте
2.2. Особенности делового общения при межнациональном взаимодействии
2.3. Современные средства деловых коммуникаций в менеджменте
Глава 3. Анализ делового общения в ООО «Современные технологии»
3.1. Особенности делового общения в ООО «Современные технологии»
3.2. Совершенствование делового общения в ООО «Современные технологии»
Для достижения успеха менеджерам следует осознавать стратегические законы управления общением, которые говорят, что отсутствие коммуникативного контакта или его продуктивной результативности создают проблему не только в достижении взаимопонимания, но и в достижении согласования позиций. Естественным средством устранения этих трудностей выступает разъяснение, которое позволяет объяснить позицию, сделать сообщение достаточно полным, непротиворечивым, недвусмысленным.
Суть второго закона заключается в эмоционально-положительном отношении к человеку, то есть в симпатии, привязанности, дружбе, доверии. Чтобы осуществить стратегический план необходимо вызвать у собеседника больше положительных эмоций и устранить условия непринятия информации. Действия менеджера направлены на содержание коммуникативного сообщения, который не только не противоречит принципам партнера, но и способствует удовлетворению его потребностей.
Вторая тенденция современного делового мира связана с ослаблением роли непосредственного общения в связи с распространением таких явлений как «виртуальные переговоры», «виртуальная организация», «виртуальные рабочие», а также «кибервзаимодействие», «телеработа», электронный бизнес и т.д.
В виртуальной команде обычно участники разобщены географически и организационно. Поэтому их взаимодействие осуществляется с помощью различных комбинаций электронных коммуникационных систем. Работа в таких командах организуется таким образом, что коммуникации и отчеты доступны на горячей линии, online, в общей коммуникационной системе, что способствует ускорению реакции на запросы глобализирующегося рынка.
Телеработа довольно популярной и быстро развивающей альтернативой традиционному стилю. Эта тенденция способствует не только стремлению рабочих свободно распоряжаться своим временем, но и возможностью работодателей увеличить свои прибыли за счет экономии на арендной плате. Новая концепция офисного пространства предполагает использование не постоянных, а временных офисов (по аналогии с «горячими линиями»). Подобные «горячие кабинеты» могут делить между собой несколько рабочих. Куда бы такой работник не приехал по делам своей фирмы, он может работать в подобном кабинете. Телерабочие центры представляют собой корпоративные офисы в миниатюре. Для многих современных менеджеров офис – это не место для работы, а место для встреч и общения с коллегами, обмен частной информацией и оказания помощи в решении проблем. По мнению президента одной из крупных компаний П. Бартрама, будущая роль офисов будет заключаться в помощи установки системы социальных связей и системы обмена знаниями.
9
Третье тенденция современного делового взаимодействия связана с усилением роли общения в процессе создания услуг. Современное деловое общение в значительной степени представляет общения производителя и потребителя в их совместной деятельности (послепродажное обслуживание, сервис, включение в общую стоимость товара кроме материальной, еще и интеллектуальную составляющую и др.).
Основные положения этой концепции выполняют конкретные действия, влияющие на результат и качество. Обычно услуги предоставляются в ходе встречи между работниками фирмы и клиентами (часто с привлечением информационных технологий и других технических ресурсов). Поэтому коммуникативная компетентность сотрудников, их заинтересованность и профессионализм играют решающую роль в суммарном качестве.
При налаживании межличностных коммуникаций важно учитывать психологические препятствия на пути распространения и принятия информации, которые возникают по разным причинам: предвзятость, социальные, политические, нравственные, профессиональные и другие различия между людьми. Для усовершенствования коммуникаций большое значение имеет техника общения: использование правильных выражений, точных сроков, наглядных материалов, стиля его преподавания и др.
Условием успеха в менеджменте является свободный поток коммуникаций, который передается не только от руководителя к подчиненным, но и наоборот (от подчиненных к руководителю). То есть нужно двустороннее общение, которое позволяет руководству определить, насколько понятны для подчиненных задачи и использовать их предложения для достижения успеха.
В процессе профессиональной деятельности менеджера отрабатывается деловой стиль общения, который мотивируется целями и конкретными условиями и развивается в процессе речевого контакта. Общей характеристикой делового стиля является ориентированность на достижение конструктивного результата, состоящего из оптимального комбинирования позиций участников коммуникативного процесса. Есть один общепринятый критерий, позволяющий различить способы общения и осуществляется на основе объективных оценок, фактов и беспристрастности. Это основной вопрос делового стиля, и он не зависит от того, что конкретно обсуждают партнеры.
10
В экономических системах с развитой конкуренцией актуальным является формирование профессиональной этики руководителя. Реализация норм и правил этикета помогает эффективно организовать процесс управления коллективом в новых условиях хозяйствования и положительно повлиять на воспитание подчиненных. Коммуникационный процесс предполагает создание правильной установки сознания, проявляющаяся в отношении человека к окружающему миру, другим людям, своих коллег. Для формирования правильной установки необходимо преодолевать стереотипы предвзятых представлений, неправильные отношения и оценки, то есть стереотипы мышления, используя коммуникативные принципы оптимизации служебных отношений. Менеджерам важно уметь формировать текущие и перспективные цели перед всем коллективом и каждым членом отдельно, что достигается компетентными консультациями, четко сформулированными должностными инструкциями, делегированием полномочий, устными распоряжениями и указаниями.
Нарушение или несоблюдение норм деловой этики, несовместимость целей, разных оценок и подходов чаще всего становятся причиной конфликтов. В современном деловом мире конфликт является своеобразной борьбой и игрой, что имеет определенные цели, где каждая сторона что-то ставит «на карту» в надежде выиграть больше. Ставка в конфликте является ценностным измерением залоговой цены. Острая и активная форма соперничества характеризуется активными действиями на основе распределения сил и выявленных недостатков сторон. Подобный конфликт развивается как противодействие субъектов, направленных на достижение определенной цели, за пределами которой остается: польза, интерес, возможна предвзятость к партнеру. Главное в этом конфликте – это достижение победы одной из сторон.
Особенно часто создаются конфликтные ситуации при ведении коммерческих переговоров. Когда между участниками деловой встречи отсутствует элементарное взаимопонимание, конфликтная ситуация может возникнуть неожиданно, даже без причины. Наиболее подходящее средство управления такого рода конфликтами заключается в том, чтобы найти единые общие ценности, оценки и подходы. Обязательным условием их преодоления является наличие таких качеств как терпение и настойчивость, умение сохранять равновесие и не выражать усиленно своих негативных эмоций.11
Умение продуктивно и бесконфликтно общаться – это сегодня не только важное профессиональное качество руководителя, но и необходимый элемент его культуры, что является неотъемлемой составляющей бизнеса. Успех предпринимательства сегодня в значительной степени зависит от рационального руководства. Новая экономическая система требует инициативы, стимулирования, способности конкурировать как внутри страны, так и на глобальном уровне.
Современные отечественные предприятия и организации включены в экономической, политической и культурной жизни многих регионов планеты, требует высокой коммуникативной компетентности менеджеров и тщательного соблюдения правил этикета. Этическим основанием управленческой деятельности и важнейшим аспектом проблемы принятия решений и вопросов ответственности выступает сегодня профессиональная этика менеджера, поскольку эффективная деятельности современного руководителя во многом зависит от владения наукой и искусством общения, а также знаниями общепринятых правил и норм делового мира. Практика со всей очевидностью показывает, что без умения налаживать деловые отношения, сотрудничать с партнерами, управлять людьми, ситуацией и самим собой, а также достичь коммерческого успеха крайне трудно.
Главным условием эффективности деловой коммуникации является осознание того, что возможность реализации целей взаимодействия возрастает, если правильно организовать его проведение и создать атмосферу взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Эффективные коммуникативные методы в управлении положительно влияют на окружающих, на самопрезентацию руководителя, его личный имидж и создание высокого рейтинга фирмы в обществе.
2.2. Особенности делового общения при межнациональном взаимодействии
Важным аспектом эффективной экономической стратегии современной организации является развитие межсубъектного и межнационального делового общения. Оно рассматривается как сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, при котором осуществляется обмен профессиональным опытом, деловыми намерениями и деловой информацией. Эффективное деловое общение содействует достижению не только профессиональных, но и лично значимых целей, ведет к удовлетворению экономических, коммуникативных, организационных и статусных интересов всех субъектов взаимодействия. Желаемым результатом для участников делового общения, в качестве которых выступают коллеги по работе, руководители и подчиненные, партнеры, клиенты, является установление и развитие взаимовыгодных отношений сотрудничества и партнерства. Эта ориентация обусловлена тем, что «кооперативный тип содержит меньше коммуникативных угроз, в них выше согласованность действий и взаимная аттракция между членами, в отличие от состязательных групп, которые имеют больше коммуникативных противоречий». 12
На сегодняшний день деловое общение становится не просто элементом процесса профессионального взаимодействия, но и значимым фактором успешности организации. На национальных и международных рынках деловое общение нередко протекает в поле межнационального взаимодействия. Это обусловлено многонациональным составом населения многих стран, что предопределяет большое количество межнациональных контактов в деловой сфере разных стран и регионов. Другим фактором, обусловливающим интенсивность межнациональных коммуникаций, являются особенности глобальной экономики, в соответствии с которыми международные концерны, осваивая рынки иных стран, создают свои филиалы, представительства, размещают свои производственные мощности в различных государствах. Современные компании, выступая субъектами межнационального взаимодействия, реализуют потребности создания и эффективного поддержания международных партнерских связей, формируют неоднородные по национальному признаку трудовые коллективы, взаимодействуют с клиентами, принадлежащими к разным культурным общностям. Так, компания «Volvo» имеет представительства и сервисные центры в более чем 190 странах мира. В 18 странах расположены наши производственные объекты. Компании принадлежит более 1 000 местных дилерских представительств в разных частях света и 1 800 технических центров. Именно поэтому компания «Volvo» вынуждена учитывать специфику национальных традиций, стереотипов и норм при сотрудничестве с партнерами на международном рынке.