Файл: Содержание Введение 2 Глава Понятие и принципы делового общения в современном 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сотрудники компании, будучи ориентированы на достижение заданной цели и поставленных задач, вступают в официальный статус, выступая одновременно и как представители своей компании, и как представители своей этнокультурной общности.

У представителей разных национальностей существуют собственные традиции делового общения, предопределенные особенностями менталитета и спецификой национальной деловой культуры. Таким образом, несмотря на то что деловое общение затрагивает, прежде всего, профессиональную сферу жизни людей, в действительности оно касается и многих других сторон человеческих взаимоотношений, в частности межличностных и межнациональных. Одним из ведущих регуляторов этих взаимоотношений выступают этические нормы, в которых выражены представления народов о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. В деловом общении партнеры по коммуникации сознательно или бессознательно опираются на эти нормы. При этом этические нормы имеют выраженную национальную дифференциацию. Например, у некоторых народов небольшое опоздание на деловую встречу считается допустимым, а представители иных культур расценивают это как проявление неуважения и незаинтересованности в предлагаемых к обсуждению вопросах. В зависимости от того, в какой степени субъекты деловой коммуникации учитывают этические и культурные компоненты в общении, они могут сделать это общение действенным инструментом решения поставленных целей и задач либо затруднить его или привести к разрыву деловых коммуникаций. Неумение сотрудников компании вести диалог с иностранными партнерами и клиентами может привести к значительному репутационному и экономическому ущербу В частности, проблемы делового общения при межнациональном взаимодействии могут быть вызваны тем, что участники деловой коммуникации интерпретируют одни и те же вербальные и невербальные тексты различным образом, вписывают их в различные контексты. В каждой культуре есть собственная приоритетная коммуникативная модель, которая служит эталоном для интерпретации сообщений в процессе делового взаимодействия.

Важным элементом процесса делового общения на уровне межнационального взаимодействия является механизм стереотипизации. Он строится на основе переноса выявленных в ходе общения типичных способов поведения для представителей разных национальностей, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию взаимодействия. Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс определяют стереотип как «когнитивный компонент группового антагонизма, представления об индивидуальных особенностях, характеризующих людей, которые принадлежат к конкретным группам или социальным категориям».
13

Один из наиболее известных теоретиков социального взаимодействия Г. Олпорт полагал, что продуцируемые социальной средой стереотипы выступают в качестве стандартизированных образов или представлений о социальных объектах и отличаются высокой устойчивостью, что они «содержатся в сознании людей и способны оказывать известное влияние на представления человека об окружающей действительности». 14 Между тем стереотипы, сформированные в европейских странах, не всегда функциональны в арабских странах. Например, нередко присущая европейцам вербальная точность, сдержанность и краткость, свойственная деловой речи, скорее всего не вызовет симпатии у арабских партнеров, не сформирует полного доверия с их стороны, поскольку в арабских странах существует стереотипное представление об искренности и коммуникативной расположенности собеседника, который произносит многословные, яркие, выразительные и эмоциональные речи.

Стереотипизация выполняет полезную функцию, поскольку свойственные ей упрощенность и схематизм необходимы для процесса оптимальной психической регуляции, но есть у нее и другой аспект. Негативные стереотипы в межнациональном взаимодействии могут стать препятствием как для делового, так и для межличностного общения, порождая неверные трактовки действий партнеров по коммуникации. Более того, нужно учитывать, что в процессе межнационального общения между партнерами, коллегами, при взаимодействии представителей компании с иностранными клиентами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация. Шведский исследователь К. Ионссон отмечает, что обычно при значительном совпадении интересов сторон национальные различия замечаются мало, но стоит назреть конфликтной ситуации, как они приобретают важную роль, создавая серьезные барьеры для сотрудничества. Это обстоятельство свидетельствует о важности межкультурной компетентности как компонента делового общения в международной сфере как на уровне предприятия, компании, так и на уровне транснациональных корпораций. Наличие межкультурной компетентности дает возможность в иной или смешанной культурной среде реализовать последовательную линию поведения, достигая намеченных целей. В качестве компонентов межкультурной компетентности можно рассматривать понимание природы влияния культуры на поведение человека, на его реакции и стиль общения, понимание характера воздействия культурных факторов на организационные структуры, преодоление узости этноцентрических рамок восприятия представителей иных культур и национальностей.



Эффективность делового общения во многом определяет границы, уровень, глубину, степень интенсивности, открытости, позитивности межнациональных отношений, что в глобальном аспекте может оказывать существенное влияние на жизнь современного общества.


2.3. Современные средства деловых коммуникаций в менеджменте


Деловые коммуникации занимают большое место в жизни многих людей. Осуществляя совместную трудовую деятельность, люди вынуждены ежедневно устанавливать и поддерживать деловые отношения, что отражается и на эффективности совместной трудовой деятельности, и на эффективности профессиональной деятельности каждого коммуниканта.

Поддержание деловых контактов, информирование и воздействие на адресата с целью принятия какого-то конкретного решения – вот основные виды целей, преследуемых адресантами в сферах бизнеса и управления.

Деловые коммуникации как никогда важны для современного руководителя или менеджера.

Основными средствами как обыденной, так и профессиональной коммуникации для нас по-прежнему остается устная и письменная речь. Осуществляя какие-либо совместные действия, мы чаще всего переговариваемся или, реже, переписываемся. Однако технический и технологический прогресс привел к внедрению в наш повседневный и профессиональный обиход много новых средств коммуникации, появление которых расширило возможности для более оперативной и эффективной связи.

В новых средствах коммуникации в качестве основного кода передачи сообщения используется язык.15 Соответственно, передаются речевые сообщения. При этом использование того или иного средства коммуникации накладывает свой отпечаток на использование языка. Наиболее распространенными техническими средствами информирования в коммуникациях являются системы радиовещания и телевидения. Однако в деловом общении важной оказывается необходимость передать партнеру какую-либо информацию, имеющую частный характер. Для этого имеется широкий набор технических средств, относящихся к классу средств так называемой документальной электронной связи. Этот тип электросвязи предназначен для передачи сообщений, представленных в форме документов. Можно выделить две большие группы таких средств, отличающиеся используемыми методами передачи сообщений: с факсимильным и кодовым методами передачи. Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой и легкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему, независимо от их географического положения. Главное преимущество факсов –
скорость и возможность передачи информации, которую нельзя передать словами. Традиционная телефонная связь является самым привычным и удобным способом связи для многих деловых людей. Современные технологии передачи данных позволяют использовать нетрадиционные методы для достижения уменьшения стоимости услуг телефонной связи, в тоже время сохраняя тот же уровень удобства использования и функциональности.

Один из самых современных, эффективных и надежных способов передачи информации - это связь, осуществляемая с помощью коммуникационных компьютерных сетей. Компьютер, включенный через модели в единую сеть телефонных или спутниковых каналов связи, существенным образом расширяет возможности оперативной связи. 16

Деловая переписка с помощью e-mail стала непременным атрибутом жизни глобальных корпораций и совсем маленьких фирм. Ведь первое, что делает человек, придя в офис и включив компьютер, - проверяет почту. Все это связанно большой глобальной паутиной под названием «Интернет», которая позволяет получить доступ к актуальным источникам информации, сводкам биржевых новостей, а также разместить рекламу и электронный офис компании.

Наибольший интерес по сравнению с другими техническими средствами коммуникации, для нас представляет такое средство коммуникации как видеоконференции.

Видеоконференция – это компьютерная технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме. Видеоконференция – это конференция между двумя или несколькими аудиториями. Длина расстояния между аудиториями не имеет значения. Обычно это не только разные аудитории, но и страны и континенты. Она также дает возможность активно участвовать на лекции или презентации. Внедрение видеоконференций в образовании, управлении, медицине, системах безопасности и многих других деловых сферах приносит огромную пользу. Конечно, даже видеоконференции никогда не заменят личного общения, но они позволяют добиться принципиально нового уровня общения людей, подчас разделенных многими тысячами километров.

Существует еще один, не менее интересный, способ – телеконференция – это электронная газета, состоящая целиком из объявлений ее подписчиков (электронная доска объявлений).