Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 737

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К каким следствиям приводит функционирование конфликтной вертикали в управленческой иерархии?

Из этого противоречия вытекают следующие следствия:

  1. Требования лояльности по отношению к организации усиливается с каждым последующим уровнем;

  2. Возрастает степень закрытости социальной группы (поэтому наиболее закрытыми оказываются высшие уровни управления);

  3. Вероятность нисходящей мобильности с каждым уровнем понижается (однажды всплывший, да не утонет);

  4. Вероятность горизонтальной мобильности повышается (подобная практика получила название пересаживание руководителя из одного кресла в другое, но не на стул).

  5. Высшее звено управленческого корпуса может формироваться по типу закрытой клановой организации.


5. Социологическое понимание бюрократии

Что такое бюрократия?

Это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, и характеризующуюся:

  • четкой иерархией,

  • «вертикальными» информационными потоками,

  • формализованными способами принятия решений,

  • претензией на особый статус в обществе.

Каковы принципы бюрократической концепции организационной структуры?

  1. Иерархическая система построения организации.

  2. Иерархия приказа построена на легальной власти.

  3. Каждый нижестоящий служащий подчиняется вышестоящему и отвечает не только за свои действия, но и за действия его подчиненных.

  4. Специализация и разделение труда по функциям.

  5. Четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов.

  6. Система продвижения и пребывания в должности основывается на умениях и опыте и измеряется стандартами.

  7. Система коммуникаций как в организации, так и вне ее характеризуется ориентацией на написанные правила.

Что характеризует бюрократию, по мнению М. Вебера, как рациональную машину управления?

  • Жесткая ответственность за каждый участок работы,

  • Координация во имя достижения организационных целей,

  • Оптимальное действие безличных правил,

  • Четкая иерархическая зависимость.

М. Вебер считал, что при определённых условиях бюрократия может представлять собой иррациональную систему управления.

Это когда Бюрократия, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.

Свой взгляд на бюрократию сформулировал Р. Мертон.

1.В результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления теряют, в конечном счете, способность принимать самостоятельные решения.

2.Постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводят к тому, что все эти нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение – основной задачей и результатом организационной деятельности.

3. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции.



4. Следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, не гибкого в применении официальных норм и правил.

С чем связаны трудности в бюрократических структурах?

Трудности в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, точно определяющих:

  • как сотрудникам следует решать поставленные перед ними задачи,

  • как реализовывать запросы других подразделений организации,

  • как взаимодействовать с клиентами и общественностью.

Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой:

  • клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации.

  • если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию.

  • при этом бюрократ не может быть наказан, т.к. формально он действует абсолютно правильно.

Какие для бюрократической формы управления характерны негативные социально-психологические черты?

  1. Игнорирование человеческой природы;

  2. Господство духа отчуждения;

  3. Ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно если последние противоречат общепринятому образу мышления;

  4. Подчиненность личных целей сотрудников целям организации;

  5. Несовместимость с развитой деятельной личностью;

  6. Приспособленчество;

  7. Игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.

В настоящее время различают три вида бюрократии:

  1. Аппаратная (классическая)

  2. Профессиональная

  3. Адхократия

1.Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели М. Вебера.

При таком типе бюрократии работники управления весьма мало используют профессиональные знания, поскольку их основная обязанность – выполнение общих управленческих функций, будучи ограниченными рамками своей роли в организации.

Что является главным достоинством аппаратной бюрократии?

  1. Стабильность функционирования организации и работы органов ее управления,

  2. Четкое разделение труда,

  3. Стандартизация и унификация всей деятельности снижает вероятность ошибок,

  4. И, следовательно, в значительной степени сокращает время ролевого обучения работников управления.

  5. Формализация обеспечивает стабильность и слаженность работы,

  6. А централизация гарантирует надежность управления.


Какие недостатки присущи аппаратному типу бюрократии?

  • опасность возникновения бюрократизма,

  • отсутствует достаточная мотивация,

  • умственные способности и психологические особенности работников учитываются и используются не полностью,

  • аппаратная бюрократия неэффективна в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций, т.к. зачастую принимает неадекватные и несвоевременные управленческие решения.

Где аппаратный тип бюрократии составляет основу управления?

  1. В большинстве учреждений государственного или муниципального управления,

  2. В министерствах и ведомствах,

  3. Может быть основой управления в организациях со стабильной структурой и мало изменяющимися отношениями с внешней средой.

2. Профессиональная бюрократия

предполагает у управляющих наличие глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями.

Каковы основные характеристики деятельности профессиональных бюрократов?

  1. Высокие степень специализации и компетентности,

  2. Как правило, управляющие этого типа обращают внимание не только на процесс управления, но и на условия протекания этого процесса,

  3. В результате профессиональная бюрократия (по сравнению с аппаратной) в меньшей степени формализована,

  4. У управляющих появляется большая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, т. к. высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности.

  5. Как и в аппаратной бюрократии, рабочие места группируются по функциональному и иерархическому принципам, а принятие управленческих решений происходит централизовано.

В чем достоинства профессиональной бюрократии?

  1. весьма высокая мотивация работников на достижение организационных и групповых, а не только личных целей,

  2. возможность решения неординарных задач, требующих применения профессиональных знаний,

  3. в значительной степени ослабляется контроль за деятельностью со стороны высшего руководства, что дает большую свободу для творческого подхода к решению проблем управления.

Каковы недостатки профессиональной бюрократии?

  1. Эффективность профессиональной бюрократии резко снижается, когда организация функционирует в неизменных условиях, а основные компоненты ее не подвергаются постоянному воздействию со стороны внешней среды,

  2. Подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников в таких организациях приобретает особое значение, т. к. уровень их профессионализма должен быть достаточно высоким. Это обстоятельство предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления,

  3. Кроме того, усложняются формы применения власти: помимо власти принуждения и вознаграждения здесь должны активно использоваться экспертная и информационная власть


3.Адхократия

как форма бюрократического управления возникла в 70-е гг. ХХ в.

Алвин Тоффлер использовал его для обозначения организационной структуры, основу которой составляют временные рабочие группы, создаваемые для решения одной задачи или проекта.

Что представляет собой адхократический тип бюрократии?

  • Адхократия – это аппарат управления, состоящий из работников, профессионально выполняющих управленческие функции.

  • Адхократия представляет собой быстро изменяющуюся адаптивную структуру, организованную вокруг проблем, которые решаются группами специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с ситуацией.

Чем отличается адхократия от идеальной модели бюрократии М. Вебера?

  1. У управляющих такого рода отсутствует строгое разделение труда, четкая иерархия;

  2. Отмечается минимальная формализация деятельности;

  3. Быстрое реагирование на любые изменения во всех компонентах организации и внешней среде;

  4. Её девиз – максимальная гибкость и адаптивность по отношению к изменяющейся ситуации.

В чем состоит одна из основных задач современного управления?

Одной из основных задач управления является изменение роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером.

С чем связывают достижение этой цели?

  1. С изменением установок представителей бюрократии,

  2. С провозглашением корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Ядром системы ценностей бюрократизма являются:

  1. Карьера, с которой связаны все помыслы и ожидания служащего;

  2. Самоидентификация с организацией;

  3. Служение организации, как средство достижения собственной выгоды.

При изучении бюрократизма объектом анализа являются:

  1. Противоречия, возникающие при реализации функций управления;

  2. Управление как процесс труда;

  3. Интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.

6.Авторитет и лидерство

Авторитет в зависимости от источника подчинения бывает:

1. Персональный авторитет

2. Традиционный авторитет

3. Легальный авторитет

Персональный авторитет

– основывается на личных характеристиках человека, таких как: