Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 737
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К каким следствиям приводит функционирование конфликтной вертикали в управленческой иерархии?
Из этого противоречия вытекают следующие следствия:
5. Социологическое понимание бюрократии
Что такое бюрократия?
Это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, и характеризующуюся:
Каковы принципы бюрократической концепции организационной структуры?
Что характеризует бюрократию, по мнению М. Вебера, как рациональную машину управления?
М. Вебер считал, что при определённых условиях бюрократия может представлять собой иррациональную систему управления.
Это когда Бюрократия, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.
Свой взгляд на бюрократию сформулировал Р. Мертон.
1.В результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления теряют, в конечном счете, способность принимать самостоятельные решения.
2.Постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводят к тому, что все эти нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение – основной задачей и результатом организационной деятельности.
3. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции.
4. Следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, не гибкого в применении официальных норм и правил.
С чем связаны трудности в бюрократических структурах?
Трудности в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, точно определяющих:
Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой:
Какие для бюрократической формы управления характерны негативные социально-психологические черты?
В настоящее время различают три вида бюрократии:
1.Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели М. Вебера.
При таком типе бюрократии работники управления весьма мало используют профессиональные знания, поскольку их основная обязанность – выполнение общих управленческих функций, будучи ограниченными рамками своей роли в организации.
Что является главным достоинством аппаратной бюрократии?
Какие недостатки присущи аппаратному типу бюрократии?
Где аппаратный тип бюрократии составляет основу управления?
2. Профессиональная бюрократия
предполагает у управляющих наличие глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями.
Каковы основные характеристики деятельности профессиональных бюрократов?
В чем достоинства профессиональной бюрократии?
Каковы недостатки профессиональной бюрократии?
3.Адхократия
как форма бюрократического управления возникла в 70-е гг. ХХ в.
Алвин Тоффлер использовал его для обозначения организационной структуры, основу которой составляют временные рабочие группы, создаваемые для решения одной задачи или проекта.
Что представляет собой адхократический тип бюрократии?
Чем отличается адхократия от идеальной модели бюрократии М. Вебера?
В чем состоит одна из основных задач современного управления?
Одной из основных задач управления является изменение роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером.
С чем связывают достижение этой цели?
Ядром системы ценностей бюрократизма являются:
При изучении бюрократизма объектом анализа являются:
6.Авторитет и лидерство
Авторитет в зависимости от источника подчинения бывает:
1. Персональный авторитет
2. Традиционный авторитет
3. Легальный авторитет
Персональный авторитет
– основывается на личных характеристиках человека, таких как:
Из этого противоречия вытекают следующие следствия:
-
Требования лояльности по отношению к организации усиливается с каждым последующим уровнем; -
Возрастает степень закрытости социальной группы (поэтому наиболее закрытыми оказываются высшие уровни управления); -
Вероятность нисходящей мобильности с каждым уровнем понижается (однажды всплывший, да не утонет); -
Вероятность горизонтальной мобильности повышается (подобная практика получила название пересаживание руководителя из одного кресла в другое, но не на стул). -
Высшее звено управленческого корпуса может формироваться по типу закрытой клановой организации.
5. Социологическое понимание бюрократии
Что такое бюрократия?
Это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, и характеризующуюся:
-
четкой иерархией, -
«вертикальными» информационными потоками, -
формализованными способами принятия решений, -
претензией на особый статус в обществе.
Каковы принципы бюрократической концепции организационной структуры?
-
Иерархическая система построения организации. -
Иерархия приказа построена на легальной власти. -
Каждый нижестоящий служащий подчиняется вышестоящему и отвечает не только за свои действия, но и за действия его подчиненных. -
Специализация и разделение труда по функциям. -
Четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов. -
Система продвижения и пребывания в должности основывается на умениях и опыте и измеряется стандартами. -
Система коммуникаций как в организации, так и вне ее характеризуется ориентацией на написанные правила.
Что характеризует бюрократию, по мнению М. Вебера, как рациональную машину управления?
-
Жесткая ответственность за каждый участок работы, -
Координация во имя достижения организационных целей, -
Оптимальное действие безличных правил, -
Четкая иерархическая зависимость.
М. Вебер считал, что при определённых условиях бюрократия может представлять собой иррациональную систему управления.
Это когда Бюрократия, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.
Свой взгляд на бюрократию сформулировал Р. Мертон.
1.В результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления теряют, в конечном счете, способность принимать самостоятельные решения.
2.Постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводят к тому, что все эти нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение – основной задачей и результатом организационной деятельности.
3. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции.
4. Следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, не гибкого в применении официальных норм и правил.
С чем связаны трудности в бюрократических структурах?
Трудности в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, точно определяющих:
-
как сотрудникам следует решать поставленные перед ними задачи, -
как реализовывать запросы других подразделений организации, -
как взаимодействовать с клиентами и общественностью.
Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой:
-
клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации. -
если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию. -
при этом бюрократ не может быть наказан, т.к. формально он действует абсолютно правильно.
Какие для бюрократической формы управления характерны негативные социально-психологические черты?
-
Игнорирование человеческой природы; -
Господство духа отчуждения; -
Ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно если последние противоречат общепринятому образу мышления; -
Подчиненность личных целей сотрудников целям организации; -
Несовместимость с развитой деятельной личностью; -
Приспособленчество; -
Игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.
В настоящее время различают три вида бюрократии:
-
Аппаратная (классическая) -
Профессиональная -
Адхократия
1.Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели М. Вебера.
При таком типе бюрократии работники управления весьма мало используют профессиональные знания, поскольку их основная обязанность – выполнение общих управленческих функций, будучи ограниченными рамками своей роли в организации.
Что является главным достоинством аппаратной бюрократии?
-
Стабильность функционирования организации и работы органов ее управления, -
Четкое разделение труда, -
Стандартизация и унификация всей деятельности снижает вероятность ошибок, -
И, следовательно, в значительной степени сокращает время ролевого обучения работников управления. -
Формализация обеспечивает стабильность и слаженность работы, -
А централизация гарантирует надежность управления.
Какие недостатки присущи аппаратному типу бюрократии?
-
опасность возникновения бюрократизма, -
отсутствует достаточная мотивация, -
умственные способности и психологические особенности работников учитываются и используются не полностью, -
аппаратная бюрократия неэффективна в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций, т.к. зачастую принимает неадекватные и несвоевременные управленческие решения.
Где аппаратный тип бюрократии составляет основу управления?
-
В большинстве учреждений государственного или муниципального управления, -
В министерствах и ведомствах, -
Может быть основой управления в организациях со стабильной структурой и мало изменяющимися отношениями с внешней средой.
2. Профессиональная бюрократия
предполагает у управляющих наличие глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями.
Каковы основные характеристики деятельности профессиональных бюрократов?
-
Высокие степень специализации и компетентности, -
Как правило, управляющие этого типа обращают внимание не только на процесс управления, но и на условия протекания этого процесса, -
В результате профессиональная бюрократия (по сравнению с аппаратной) в меньшей степени формализована, -
У управляющих появляется большая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, т. к. высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности. -
Как и в аппаратной бюрократии, рабочие места группируются по функциональному и иерархическому принципам, а принятие управленческих решений происходит централизовано.
В чем достоинства профессиональной бюрократии?
-
весьма высокая мотивация работников на достижение организационных и групповых, а не только личных целей, -
возможность решения неординарных задач, требующих применения профессиональных знаний, -
в значительной степени ослабляется контроль за деятельностью со стороны высшего руководства, что дает большую свободу для творческого подхода к решению проблем управления.
Каковы недостатки профессиональной бюрократии?
-
Эффективность профессиональной бюрократии резко снижается, когда организация функционирует в неизменных условиях, а основные компоненты ее не подвергаются постоянному воздействию со стороны внешней среды, -
Подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников в таких организациях приобретает особое значение, т. к. уровень их профессионализма должен быть достаточно высоким. Это обстоятельство предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления, -
Кроме того, усложняются формы применения власти: помимо власти принуждения и вознаграждения здесь должны активно использоваться экспертная и информационная власть
3.Адхократия
как форма бюрократического управления возникла в 70-е гг. ХХ в.
Алвин Тоффлер использовал его для обозначения организационной структуры, основу которой составляют временные рабочие группы, создаваемые для решения одной задачи или проекта.
Что представляет собой адхократический тип бюрократии?
-
Адхократия – это аппарат управления, состоящий из работников, профессионально выполняющих управленческие функции. -
Адхократия представляет собой быстро изменяющуюся адаптивную структуру, организованную вокруг проблем, которые решаются группами специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с ситуацией.
Чем отличается адхократия от идеальной модели бюрократии М. Вебера?
-
У управляющих такого рода отсутствует строгое разделение труда, четкая иерархия; -
Отмечается минимальная формализация деятельности; -
Быстрое реагирование на любые изменения во всех компонентах организации и внешней среде; -
Её девиз – максимальная гибкость и адаптивность по отношению к изменяющейся ситуации.
В чем состоит одна из основных задач современного управления?
Одной из основных задач управления является изменение роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером.
С чем связывают достижение этой цели?
-
С изменением установок представителей бюрократии, -
С провозглашением корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.
Ядром системы ценностей бюрократизма являются:
-
Карьера, с которой связаны все помыслы и ожидания служащего; -
Самоидентификация с организацией; -
Служение организации, как средство достижения собственной выгоды.
При изучении бюрократизма объектом анализа являются:
-
Противоречия, возникающие при реализации функций управления; -
Управление как процесс труда; -
Интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.
6.Авторитет и лидерство
Авторитет в зависимости от источника подчинения бывает:
1. Персональный авторитет
2. Традиционный авторитет
3. Легальный авторитет
Персональный авторитет
– основывается на личных характеристиках человека, таких как: