Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

132
Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов. По этому критерию различаются:
1. Произвольное, или активное, воображение — процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением.
Именно этот вид воображения необходимо специально развивать.
2. Непроизвольное,
или
пассивное, воображение — это свободное, неуправляемое возникновение образов. Новые образы возникают, как правило, под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей.
Непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет. Продукты непроизвольного воображения — это сновидения, свободные фантазии, грезы, страхи, галлюцинации.
Рассмотрим виды воображения подробнее, уделяя особое внимание работе психолога и педагога. Некоторые из предлагаемых игр и упражнений можно использовать и в индивидуальной работе с ребенком, и на групповых занятиях.
Последние случаи далее оговариваются особо. Большинство предлагаемых упражнений может использоваться при работе с детьми 5—12 лет.
Произвольное, активное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое. Основанием для такого разделения является оригинальность, уникальность создаваемых образов.
В тех случаях, когда создающийся у человека образ хотя и является субъективно новым, но объективно отражает уже существующее, говорят о воссоздающем воображении. Например, можно представить себе песчаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там и не приходилось.
Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов.
И воссоздающее, и творческое воображение очень важно для человека, и его необходимо развивать.
Воссоздающее, или репродуктивное, воображение — это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. Образы, которые возникают с помощью воссоздающего воображения, уже существуют, они уже воплощены в определенных предметах культуры. Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.
При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих книгах, картах, рассказах. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик.


133
Воссоздающее воображение начинает развиваться уже в дошкольном возрасте.
Слушая сказки, ребенок живо представляет их персонажей, и они кажутся ему абсолютно реальными, он верит в то, что они реально существуют. Однако наиболее интенсивно воссоздающее воображение развивается в процессе школьного обучения.
Уже в старших группах детского сада и особенно в младшем школьном возрасте ребенка необходимо научить создавать образы по описанию или графическому изображению, воссоздавать образ целого на основе восприятия его детали или нескольких частей.
С этой целью можно рекомендовать ряд упражнений.
Развитие умения создавать образы по словесному описанию
1. Игра «Правда — выдумка». Кратко описывается какая-нибудь ситуация. Ребенок должен описать ее подробнее и так, чтобы было ясно, правда это или выдумка.
Например, ситуацию «Машина мигала фарами» ребенок может описать как реальность, рассказав о машине, ее внешнем виде, технических характеристиках и т. п., а может — как фантазию: «Машина мигала фарами. Так она рассказывала другим машинам в гараже о том, что она сегодня видела».
2. Детям зачитывается описание внешности какого-либо героя. Предлагается нарисовать этого героя.
3. Игра «Делай, как я!». Два играющих садятся за столик напротив друг друга.
Перед каждым из них — одинаковые детали конструктора. Чем старше играющие, тем больше используется деталей и тем разнообразнее они могут быть. Между играющими ставится ширма, которая не позволяет увидеть, что именно делает партнер. В качестве такой ширмы можно, например, использовать картонную папку. В эту игру с ребенком должен играть взрослый или старший ребенок, умеющий хорошо описывать то, что он делает. Один из играющих (старший) складывает из деталей какую-то фигуру, а затем словесно описывает ее. Второй игрок должен по описанию собрать такую же фигуру. Затем ширма убирается и фигуры сравниваются.
4. Игра «Угадай, что нарисовано». Эта игра является разновидностью предыдущей, но в нее можно играть с группой детей, даже со всем классом. Для нее надо подготовить 2—3 рисунка с изображением различных фигур. Например, треугольников, квадратов, кругов с точками и линиями внутри, цепочек из разных геометрических фигур, групп точек и т. п. На каждом рисунке должно быть изображено не менее 3 фигур, с тем чтобы дети могли представить расположение фигур на плоскости. Взрослый берет один из рисунков и точно описывает его. Дети должны представить себе эти фигуры и нарисовать их на листке. После этого рисунок взрослого и то, что нарисовали дети, сравниваются. Выигрывают дети, чьи рисунки более всего напоминают оригинал.
Для развития умения создавать изображение по словесному описанию важно научить детей, читая книгу, слушая рассказ, как можно лучше представлять себе то, о чем читаешь, что слышишь. Постараться как будто наяву увидеть, услышать, почувствовать вкус, запах.


134
Развитие умения создавать образ целого по его части, детали
1. Игра «Угадай откуда». Эта игра предназначена для младших детей. Для нее необходимо подготовить несколько картинок в двух экземплярах. Одна картинка из каждой пары остается целой, а другая разрезается на части (в зависимости от возраста детей количество частей может варьироваться — от 4 до 32). При этом разрезать надо так, чтобы по отдельному фрагменту было достаточно трудно представить, что именно изображено.
Во время игры перед ребенком выкладываются целые картинки и разрезанные кусочки. Ему предлагают угадать, от какой картинки тот или иной кусочек.
Для ребенка старше 5 лет задание усложняется: ему говорят, что, помимо тех картинок, которые лежат перед ним, была еще одна, но она потерялась и кусочки могут быть и от нее
7 2. Использование головоломок, состоящих из отдельных кусочков («паззлов»).
При этом картинка, которую надо собрать, детям не показывается.
3. Игра «Угадай рисунок». Для этой игры также надо подготовить несколько рисунков. Сверху рисунок закрывается листом бумаги с вырезанным в нем небольшим отверстием (или несколькими отверстиями — для младших детей).
Верхний лист должен быть немного больше рисунка. Возможны два варианта этой игры: а) ребенок должен угадать, что изображено, по детали рисунка, которую видно в отверстие; б) в течение очень небольшого отрезка времени (30 с — 1 мин) ребенок может двигать верхний листок, перемещая отверстие, а затем дать подробное описание того, что изображено на рисунке.
4. «Составь фигуру из элементов». Это упражнение можно использовать как в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с группой детей.
При индивидуальной работе ребенку предлагается картинка, на которой нарисованы треугольник, круг, прямоугольник, трапеция. Предлагается составить из этих фигур лицо, клоуна, домик, кошку, дождь. Каждую фигуру можно использовать любое число раз, но нельзя добавлять другие фигуры или линии
8
При работе с группой эти фигуры рисуются на доске. Материал задания представлен на рисунке 21.
Рис. 21.

135
Для младших детей фигуры можно вырезать и составлять из них картинки. Можно предложить детям поменять фигуры, добавить собственные, придумать целую картину, а потом составить по ней рассказ.
5. Составление слов из букв. Детям дается набор букв и предлагается составить из этих букв как можно больше слов. Эту игру также можно проводить в группе.
Например:
О Т Р
А И К Р
К О Л А Б
Для развития воображения полезно рассматривать и научиться читать схемы, чертежи, географические карты.
Вот что писал по этому поводу русский писатель К. Паустовский:
«...Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.
Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги... повторял, как стихи, звучные названия — Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.
Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам»
9
Развитие умения воссоздавать образ, пользуясь схемой, картой, другими видами
символического изображения
1. Игра «Путешествие по географической карте»
10
. Может проводиться с группой детей.
Каждому ученику дается карта — туристская маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и пр. Детям говорят: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».
Эту методику можно использовать и для того, чтобы определить, как у ребенка развито воображение и умение вербализовать, описывать словесно возникающие образы.
Возможны такие варианты рассказов.
Дети добросовестно перечисляют все, что видят на карте, ничего не добавляя от себя, никаких образов у них не возникает:


136
И г о р ь С.: «Ну, плыву... (Молчит.) Берег вижу. Дома здесь стоят. Вижу дома.
Мост вижу. Еще что? Вот здесь мост стоит. Берег вижу. Дома здесь тоже стоят
(показывает), здесь стоят (показывает). Все здесь, что стоит, вижу».
Сюжетный рассказ отсутствует, но дети рассказывают много, иногда очень эмоционально, свободно представляют себя плывущими на теплоходе:
П е т я Г.: «Тут лето. Свежий воздух. Солнце светит. Леса вокруг, рощи. Остановки всякие, пароход останавливается на этих остановках».
Дети дают связный рассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, в них большую роль играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его по определенному руслу:
А н д р е й А.: «Я плыву на теплоходе и чувствую, что немного на волнах качаюсь.
Вот корабль проходит под мостом — немного темнеет, а потом светлеет опять.
Пароход останавливается на остановках, а потом опять плывет. Мы проплываем мимо леса и после этого опять выходим на солнце. И вдруг мой корабль вплывает в какую-то маленькую речушку. Плывем по этой речушке. И когда речушка заворачивает, я снова выезжаю на широкую реку и плыву по ней. Плыву мимо деревень и маленьких сел. Подплываю к железной дороге, а по ней идет поезд.
Когда я проезжаю под мостом, он едет надо мной и очень шумит».
2. Предлагается представить и нарисовать платье по его выкройке, данной на рисунке.
3. Дается чертеж автомобиля. Предлагается рассказать о том, как он выглядит, и после этого нарисовать его.
4. Игра «Найди спрятанный предмет». В эту игру могут играть двое детей или ребенок и взрослый.
На столе или на полу комнаты создается из игрушек, других предметов местность с дорогами, домами, вокзалом, аэропортом, мостами, парками. После этого с помощью взрослого или самостоятельно ребенок рисует подробную карту этой местности. Затем один из играющих выходит из комнаты, а другой прячет в каком- то месте предмет и обозначает это место на карте. После того как ребенок возвращается, ему дается карта, по которой он должен найти спрятанный предмет.
Если ребенок играет со взрослым, то очень важно, чтобы он побывал и в роли прячущего, и в роли ищущего.
5. «Конструктор». Упражнение может проводиться в группе. Материалом для него может служить любой конструктор — строительный, механический и т. п. Детям даются детали и схема изделия, по которой они должны собрать определенную конструкцию (для маленьких детей это могут быть знакомые предметы — дом, качели, машинка, для учеников 3—6 классов — незнакомые предметы или абстрактные конструкции).


137
Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.
Как уже отмечалось, творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.
Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.
Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое. Обычно, когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду именно творческое воображение. Оно тесно связано с творческим мышлением, но отличается от него тем, что действует не с помощью понятий и рассуждений, а с помощью образов. Человек не рассуждает, а мысленно видит то, чего раньше не видел и не знал, видит ярко, образно, во всех деталях.
Творческое воображение, фантазия очень важны для художников, композиторов, писателей, поэтов. Образы, которые они создают, обычно очень красочные и сильные, живые. Вот как описывает процесс создания пьесы русский писатель
М. А. Булгаков в своем «Театральном романе»: «Тут мне стало казаться по вечерам, что из белой страницы выступает что-то цветное. Присматриваясь, щурясь, я убедился в том, что это картинка. И более того, что картинка не плоская, а трехмерная...
С течением времени камера в книжке зазвучала. Я отчетливо слышал звуки рояля...
Всю жизнь можно было бы играть в эту игру, глядеть в страницу...
И ночью однажды я решил эту волшебную камеру описать. Как же ее описать?
А очень просто. Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует. Вот: картинка загорается, картинка расцвечивается. Она мне нравится? Чрезвычайно.
Стало быть, я и пишу: картина первая. Я вижу вечер, горит лампа. Бахрома абажура. Ноты на рояле раскрыты. Играют «Фауста». Вдруг «Фауст» смолкает, но начинает играть гитара. Кто играет? Вон он выходит из дверей с гитарой в руке.
Слышу — напевает. Пишу — напевает»
11
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним как к живым (вспомним Дон
Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину,
Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).
Не менее важно творческое воображение для ученых и изобретателей.
Биографы великого физика А. Эйнштейна специально подчеркивали, что он мыслил в основном с помощью образов и представлений, а слова и сложные математические выкладки возникали у него как способ доказательства и выражения этих ярких образов. Сам Эйнштейн описывал свои открытия как своеобразную игру, в которой сочетаются чувственные впечатления, «мышечные ощущения», эмоции и интуиция. Он говорил о том, как пришел к созданию теории