Файл: Дневник отчет о прохождении производственной практики преддипломная практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 742

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В классе можно четко выделить 2 лидера: формального и неформального. Формальным лидером является девочка, которая оказывает положительное влияние на развитие коллектива. И неформальный лидер - мальчик - более отрицателен, но дети не отвергают его.

Эмоционально-волевое состояние коллектива – стабильное. В классе преобладают общие мотивы - учеба и внеурочная деятельность. Вне учебного времени большинство детей поддерживают контакт. Родители охотно идут на контакт с классным руководителем.

Результаты, полученные с помощью методики «Тест школьной тревожности Филипса», на констатирующем этапе эксперимента показали: высокий уровень общей школьной тревожности наблюдается у 3 человек, что составляет 15% учащихся от класса. Нормальный уровень общей школьной тревожности присутствует у 40% - 8 учащихся класса. У большинства учеников преобладает повышенный уровень общей школьной тревожности 45% - 9 учащихся.

Результаты, полученные с помощью методики «Шкала тревожности Сирса» показали, что высокую тревожность имеют 5 человек (25%), повышенный уровень тревожности наблюдается у 6 человек в классе (30%) и 40% детей имеют низкий уровень тревожности.

Результаты, полученные с помощь методики «Тест тревожности» (Р.Тэммл, В. Амен, М.Дорки) показали, что 5 испытуемых (25%) наблюдается высокий уровень тревожности. Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия. У 5 испытуемых наблюдается средний уровень тревожности, что составляет 25%. Это свидетельствует о том, что ребенок в разных ситуациях проявляет себя неодинаково. В одной ситуации такой ребенок будет спокоен и адекватен, в другой, вспыльчив, неадекватен или наоборот будет показывать свою непричастность к делу, показывать, что ему не интересно это. Низкий уровень тревожности наблюдается у 10 человек. Следовательно можно сделать вывод, что большинство учащихся класса уровень тревожности в норме.

В силу психологических особенностей младшего школьного возраста результаты по трем методикам получились неравномерными, поэтому для прохождения коррекционно-развивающей программы коррекции тревожности детей младшего школьного возраста «Росток» рекомендован весь класс
, а именно учащиеся 3 класса МОУ «ООШ № 11» в количестве 20 человек.

Программа коррекционно-развивающих занятий для тревожных детей младшего школьного возраста
Мероприятия по улучшению психологического состояния детей младшего школьного возраста


На сегодняшний день проблема тревожности занимает особое место в современном образовательном процессе. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.

Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Поэтому проблема высокой тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности.

С целью снижения тревожности в поведении младших школьников нами была составлена коррекционно-развивающая программа, основанная на программе Зайцевой «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Цикл практических занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю.

Цель коррекционно-развивающей программы: снижение высокого и повышенного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста до оптимального.

Задачи программы.

  1. Снизить повышенную тревожность.

  2. Повысить психологический тонус ребёнка.

  3. Повысить уверенность в себе тех школьником, которые в этом нуждаются.

Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;

  • снижение тревожности с высокого до нормального;

  • снижение имеющихся страхов;

Для эффективной работы в коррекционной программе использовались различные методы и техники, каждый из которых имеют свои цели. Для удобства поместили их на рисунке 8



Рисунок 8.Методы и техники, используемые в программе
Для эффективности проведения программы необходимы особые условия проведения занятий:

  1. принятие ребёнка таким какой он есть;

  2. нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

  3. учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

  4. начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

  5. игра не комментируется взрослым;

  6. в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.


Данная программа опирается на принципы:

  1. принцип добровольного участия в работе;

  2. принцип «я - высказываний»;

  3. принцип «не перебивать, когда говорит другой»;

  4. принцип толерантности по отношению к другим членам группы;

  5. принцип симпатии в участии - участник должен чувствовать себя в полной безопасности;

  6. принцип конфиденциальности.

Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

Структура каждого игрового занятия представлена на рисунке 8.



Рисунок 8. Структура игрового занятия

Далее в таблице 7 представлено тематическое планирование коррекционно-развивающей программы.
Данная программа была составлена на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта и направлена на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста. В основу программы положена программа Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг»9. Так же, в программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.

Занятия по цвету направлены прежде всего на развитие и коррек­цию эмоционального фона детей. Основные задачи зак­лючаются в следующем:

  1. Осознание себя как личности, принятие себя и понимание соб­ственной ценности как человека.

  2. Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окру­жающей действительности.

  3. Творческая самореализация.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управ­лять своими эмоциями.

ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ

  1. Предложенные занятия ориентированы на детей младшего школьного возраста. При внесении определенных изме­нений занятия по цвету могут быть использованы в работе с детьми более младшего возраста.

  2. На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе рас­слабления. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мяг­кие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.


  1. Можно изменять последовательность занятий. Единственное, о чем важно помнить, что на первых занятиях при описании цвета де­тям следует давать контрастные пары слов (цвет теплый или холод­ный, легкий или тяжелый, успокаивающий или тревожный и т. д.).

  2. Необходимо принимать от детей любые характеристики цвета, даже если они кажутся неподходящими. Например, если кто-то ска­жет о желтом как успокаивающем цвете, то не следует считать это ошибкой. Встречая одобрение со стороны взрослых, дети станут сме­лее в высказываниях, увереннее в себе и в дальнейшем постепенно научатся гораздо глубже чувствовать вибрации цвета и подбирать бо­лее точные определения.

  3. Общий дополнительный материал к занятиям и образцы сказок, составленных детьми, предназначены для широкого использования логопедами, педагогами, психологами.

Осознавать — значит, чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь... Поэтому на занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробужда­ет... Осознавая, что чувствуют губы, язык, небо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

В основе творческой саморегуляции лежат танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок творческая саморегуляция ведет к освобождению от зап­ретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может ока­заться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчиво­му ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мысля­щему — довериться своим Трудно переоценить важность процесса сочинения сказок. Это чистое творчество, акт созидания! переживаниям и чувствам, слишком ранимому — научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться.

Существуют две противополож­ные силы — разрушения и созидания. Если ребенок умеет создавать, у него отпадает необходимость разрушать, портить и вредить


ЦВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлет­ворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.

Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отра­жает психологические качества человека, а также гормональные на­рушения в нем.

Ученые выделили физиологическую и психологическую составля­ющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состо­яния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или за­медление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т. п. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков крас­ного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давле­ние, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и чер­ного цветов понижает эти же показатели.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА

(физиологическое воздействие некоторых цветов)

Красный

Красный цвет — это энергия и сила. Красный связан с физичес­кой активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрес­сией. Это цвет огня, действия и жажды жизни. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме и устраняет застойные явления в органах.

Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, уве­личивается артериальное давление, учащается и углубляется дыха­ние, активизируется мускульная сила.

Красный цвет способен помочь в преодолении инерции, депрес­сии, страха и меланхолии. Красный повышает работоспособность и выносливость, укрепляет волю, улучшает настроение, способствует преодолению трудностей и препятствий.