Файл: Дневник отчет о прохождении производственной практики преддипломная практика.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 742
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В классе можно четко выделить 2 лидера: формального и неформального. Формальным лидером является девочка, которая оказывает положительное влияние на развитие коллектива. И неформальный лидер - мальчик - более отрицателен, но дети не отвергают его.
Эмоционально-волевое состояние коллектива – стабильное. В классе преобладают общие мотивы - учеба и внеурочная деятельность. Вне учебного времени большинство детей поддерживают контакт. Родители охотно идут на контакт с классным руководителем.
Результаты, полученные с помощью методики «Тест школьной тревожности Филипса», на констатирующем этапе эксперимента показали: высокий уровень общей школьной тревожности наблюдается у 3 человек, что составляет 15% учащихся от класса. Нормальный уровень общей школьной тревожности присутствует у 40% - 8 учащихся класса. У большинства учеников преобладает повышенный уровень общей школьной тревожности 45% - 9 учащихся.
Результаты, полученные с помощью методики «Шкала тревожности Сирса» показали, что высокую тревожность имеют 5 человек (25%), повышенный уровень тревожности наблюдается у 6 человек в классе (30%) и 40% детей имеют низкий уровень тревожности.
Результаты, полученные с помощь методики «Тест тревожности» (Р.Тэммл, В. Амен, М.Дорки) показали, что 5 испытуемых (25%) наблюдается высокий уровень тревожности. Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия. У 5 испытуемых наблюдается средний уровень тревожности, что составляет 25%. Это свидетельствует о том, что ребенок в разных ситуациях проявляет себя неодинаково. В одной ситуации такой ребенок будет спокоен и адекватен, в другой, вспыльчив, неадекватен или наоборот будет показывать свою непричастность к делу, показывать, что ему не интересно это. Низкий уровень тревожности наблюдается у 10 человек. Следовательно можно сделать вывод, что большинство учащихся класса уровень тревожности в норме.
В силу психологических особенностей младшего школьного возраста результаты по трем методикам получились неравномерными, поэтому для прохождения коррекционно-развивающей программы коррекции тревожности детей младшего школьного возраста «Росток» рекомендован весь класс
, а именно учащиеся 3 класса МОУ «ООШ № 11» в количестве 20 человек.
Программа коррекционно-развивающих занятий для тревожных детей младшего школьного возраста
Мероприятия по улучшению психологического состояния детей младшего школьного возраста
На сегодняшний день проблема тревожности занимает особое место в современном образовательном процессе. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.
Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Поэтому проблема высокой тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности.
С целью снижения тревожности в поведении младших школьников нами была составлена коррекционно-развивающая программа, основанная на программе Зайцевой «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Цикл практических занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю.
Цель коррекционно-развивающей программы: снижение высокого и повышенного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста до оптимального.
Задачи программы.
-
Снизить повышенную тревожность. -
Повысить психологический тонус ребёнка. -
Повысить уверенность в себе тех школьником, которые в этом нуждаются.
Критерии эффективности программы:
-
повышение уверенности в себе; -
снижение тревожности с высокого до нормального; -
снижение имеющихся страхов;
Для эффективной работы в коррекционной программе использовались различные методы и техники, каждый из которых имеют свои цели. Для удобства поместили их на рисунке 8
Рисунок 8.Методы и техники, используемые в программе
Для эффективности проведения программы необходимы особые условия проведения занятий:
-
принятие ребёнка таким какой он есть; -
нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс; -
учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации; -
начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия; -
игра не комментируется взрослым; -
в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Данная программа опирается на принципы:
-
принцип добровольного участия в работе; -
принцип «я - высказываний»; -
принцип «не перебивать, когда говорит другой»; -
принцип толерантности по отношению к другим членам группы; -
принцип симпатии в участии - участник должен чувствовать себя в полной безопасности; -
принцип конфиденциальности.
Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Структура каждого игрового занятия представлена на рисунке 8.
Рисунок 8. Структура игрового занятия
Далее в таблице 7 представлено тематическое планирование коррекционно-развивающей программы.
Данная программа была составлена на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта и направлена на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста. В основу программы положена программа Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг»9. Так же, в программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.
Занятия по цвету направлены прежде всего на развитие и коррекцию эмоционального фона детей. Основные задачи заключаются в следующем:
-
Осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека. -
Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности. -
Творческая самореализация.
Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять своими эмоциями.
ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ
-
Предложенные занятия ориентированы на детей младшего школьного возраста. При внесении определенных изменений занятия по цвету могут быть использованы в работе с детьми более младшего возраста. -
На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мягкие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.
-
Можно изменять последовательность занятий. Единственное, о чем важно помнить, что на первых занятиях при описании цвета детям следует давать контрастные пары слов (цвет теплый или холодный, легкий или тяжелый, успокаивающий или тревожный и т. д.). -
Необходимо принимать от детей любые характеристики цвета, даже если они кажутся неподходящими. Например, если кто-то скажет о желтом как успокаивающем цвете, то не следует считать это ошибкой. Встречая одобрение со стороны взрослых, дети станут смелее в высказываниях, увереннее в себе и в дальнейшем постепенно научатся гораздо глубже чувствовать вибрации цвета и подбирать более точные определения. -
Общий дополнительный материал к занятиям и образцы сказок, составленных детьми, предназначены для широкого использования логопедами, педагогами, психологами.
Осознавать — значит, чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь... Поэтому на занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает... Осознавая, что чувствуют губы, язык, небо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.
В основе творческой саморегуляции лежат танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок творческая саморегуляция ведет к освобождению от запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может оказаться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мыслящему — довериться своим Трудно переоценить важность процесса сочинения сказок. Это чистое творчество, акт созидания! переживаниям и чувствам, слишком ранимому — научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться.
Существуют две противоположные силы — разрушения и созидания. Если ребенок умеет создавать, у него отпадает необходимость разрушать, портить и вредить
ЦВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.
Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нем.
Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т. п. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА
(физиологическое воздействие некоторых цветов)
Красный
Красный цвет — это энергия и сила. Красный связан с физической активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрессией. Это цвет огня, действия и жажды жизни. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме и устраняет застойные явления в органах.
Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается и углубляется дыхание, активизируется мускульная сила.
Красный цвет способен помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии. Красный повышает работоспособность и выносливость, укрепляет волю, улучшает настроение, способствует преодолению трудностей и препятствий.