Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 979

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
304 регулирование цифровой среды»; «Кадры для цифровой экономики»;
«Информационная инфраструктура»;
«Информационная безопасность»;
«Цифровые технологии»;
«Цифровое государственное управление»;
«Искусственный интеллект»; «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи»; «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». [1]
Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере создаст условия для высокотехнологичного бизнеса, повысит конкурентоспособность страны на глобальном рынке, укрепит национальную безопасность и повысит качество жизни людей. [2]
Вместе с тем принятые меры по сдерживанию распространения новой коронавирусной инфекции выявили нерешенную проблему цифрового неравенства, необходимость обеспечения повсеместного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и подключения к ней социально значимых объектов.
Актуальность приобрела задача разработки и поддержки отечественного программного обеспечения, включая мессенджеры и корпоративные платформы для обучения и работы. Кроме того, в условиях востребованности онлайн- сервисов повысились требования к уровню защиты информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе персональных данных. [3]
В связи с реализацией проекта «Цифровая экономика» к подготовке квалифицированных кадров в системе получения профессионального образования выдвигаются новые требования к преподавателям, что требует трансформацию педагогического опыта.
Проведение
II краевого педагогического митапа на базе КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники и информационный технологий» решает следующие задачи:
− рассмотрение специфики воспитания и обучения в условиях цифровой экономики;
− раскрытие научно-методического потенциала педагогических кадров образовательных организаций СПО, осуществляющих подготовку специалистов

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
305 в условиях цифровой экономики;
− выявление, описание и тиражирование лучших практик по эффективному использованию возможностей цифровой образовательной среды;
− создание условий для профессиональной самореализации творчески работающих педагогов.
− выявление педагогических технологий, направленных на решение задач подготовки современного специалиста;
− оценивание опыта использования отечественного программного обеспечения или отечественных цифровых технологий в образовании.
Для этого участникам митапа было предложено ответить на вопросы согласно тематике. В опросе приняли участие 43 преподавателя из 14 профессиональных образовательных учреждений Красноярского края.
Ознакомимся с результатами.
На вопрос «Какие кадры являются наиболее востребованными в условиях цифровой экономики?» более 71% отметили востребованность профессий в сфере IT, 24% ожидают в скором времени появление принципиально новых профессий, а 5% посчитали наиболее актуальными профессии в сфере науки.
Затем было предложено выявить необходимые задачи для подготовки кадров в условиях цифровой экономике:
− внедрение образовательных цифровых сервисов и платформ для формирования у студентов опыта освоения содержания образования в смешанном формате, опыта проектирования и освоения цифровых образовательных ресурсов, других компонентов цифровой грамотности;
− активизация применения в образовательных организациях электронной образовательной среды, включающей различные цифровые сервисы для студентов и преподавателей;
− включение в образовательные программы педагогических направлений подготовки цифрового контента;


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
306
− разработка цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для реализации образовательных программ;
− создание цифровой образовательной среды для распространения новых цифровых технологий в образовании, в том числе с помощью доступа к мобильным технологиям;
− модернизация образовательных программ, внедрение новых форм и методов работы;
− выделение профессионально-ориентированного направления при реализации общеобразовательных дисциплин.
На вопрос «Как должна поменяться роль преподавателя при подготовке кадров в условиях цифровой экономики?» 35% видят преподавателя в роли тьютора/консультанта, 29% считают, что преподаватель должен являться образцом цифровых компетенций, 24% предполагают, что преподавателя может частично заменить АИС (автоматизированная информационная система).
Оставшиеся 12% оставляют за преподавателем функцию по трансляции знаний.
Также участники должны были назвать, что принципиально новое должно появиться в образовательном процессе. Из них 59% ожидают модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, 24% - выступают за внедрение нового образовательного стандарта специальностей с учетом информатизации, 12% - за обязательное использование цифровых педагогических технологий и 5% - за новый стандарт педагога.
При опросе выяснилось, что все участники используют технологию смешанного обучения на своих занятиях. На данный момент в образовательных организациях используются различные цифровых технологии для организации процесса обучения. Участники опроса назвали следующие: 47% - системы для организации онлайн-мероприятий (Яндекс.Телемост, Zoom, Google Meet, Skype,
Discord, Webinar, Youtube и т.д.), 29% - системы дистанционного обучения
(Moodle, Google Класс, Unicraft, Electude и т.д.), 18% - цифровой инструментарий

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
307 для создания учебного контента (Яндекс.Форма, Google Формы, сервис
Socrative, Draw.io, Online Test Pad, Мастер-Тест, Learningapps. Org,
Mindomo.Com, Quizlet, Ispring Free Cam) и 6% - цифровой инструментарий для внедрения проектного обучения (Trello, Доска с заметками и т.д.).
Также был затронут вопрос импортозамещения в сфере использования образовательных информационных продуктов. Участники выделил основные моменты в собственном опыте использования отечественного программного обеспечения или отечественных цифровых технологий в образовании:
− активное использование единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, электронных учебных пособий, словарей и справочников;
− применении в работе российских аналогов ПО (например, программа
Компас-3D);
− частичный переход на сервисы от Яндекса (Яндекс.почта,
Яндекс.облако, Яндекс.Телемост, Яндекс.Форма и т.п.), аналогические сервисы от Mail.ru, Rutube и т.д.);
В качестве плюсов такого опыта участники отметили:
− отсутствие языкового барьера у студентов и преподавателей,
«русифицированный» интерфейс;
− удобство регистрации и подтверждения аккаунта (например, с помощью яндекс-аккаунта);
− ненавязчивый дизайн, отсутствие лишних элементов и объектов, которые будут отвлекать от работы.
Также участники заметили, что использование отечественного ПО пока находится на начальном этапе внедрения, а также это потребует определённое переформатирование учебного процесса, программное переоснащение кабинетов и проведение дополнительного обучения для преподавателей, чтобы избежать сложностей в адаптации и всеобщем переходе на новое ПО.
Чтобы эта работа проходила наиболее успешно, были проанализированы направления работ по цифровой трансформации образования. 47% участников


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
308 считают обязательным развитие цифровой инфраструктуры образовательных организаций, 24% поддерживают формирование общедоступных цифровых коллекций, инструментов и сервисов, 18% выделяют направление по развертыванию отечественной сети инновационных площадок цифрового образования, 11% предполагают, что приоритетным должно быть развитие цифровых учебно-методических материалов и цифрового оценивания.
Рассмотрев итоги анкетирования, можно сделать вывод, что большинство опрошенных готовы к трансформация педагогического опыта при подготовке кадров в условиях цифровой экономики, при этом особая роль отводится реализации смешанного обучения с использованием современных подходов, инструментов и технологий.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   53

Список использованной литературы
1.
Кадры для цифровой экономики. – Текст : электронный // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : [сайт]. – URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.c om%2f (дата обращения: 02.05.2023)
2.
Цифровая экономика. – Текст : электронный // Национальные проекты : [сайт] / АНО
«Национальные приоритеты».

2020-2023

URL: https://национальныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika
(дата обращения:
02.05.2023)
3.
Национальный проект «Цифровая экономика». – Текст : электронный // Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия "Центральный
Федеральный Округ": [сайт]. – URL:https://association-cfo.ru/napravlenie-tsifrovaya- ekonomika (дата обращения: 02.05.2023)

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
309
УДК [372.881.1:378]:33
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Канунникова Наталья Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков,
ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск
Аннотация.
В статье рассматривается актуальная проблема интеграции профессиональной и языковой подготовки обучающихся экономических специальностей высших учебных заведений в контексте системного подхода. Разные уровни интеграции представлены в рамках обязательного курса «Иностранный язык» и факультативных профильных курсов. В работе акцентируются ведущие дидактические факторы обучения в зависимости от соответствующего уровня интеграции дисциплин.
Подобный интегрированный подход к образовательному процессу призван обеспечить максимальную эффективность учебного предмета «Иностранный язык» в неязыковом вузе для будущих экономистов.
Ключевые слова: учебная дисциплина, курс иностранного языка, уровень интеграции, экономический профиль.
Совершенствование профессиональной подготовки студентов неязыкового вуза актуально рассматривать с позиций системного, профессионально- деятельностного подхода к анализу учебного процесса. В соответствии с теорией данного подхода все циклы дисциплин, включенные в подготовку будущего специалиста, связаны общей конечной целью и планируемым результатом.
Предполагается, что в совокупности они образуют единую педагогическую систему. В этой системе студент является объектом коллективного педагогического воздействия со стороны преподавателей разных учебных курсов и одновременно активным субъектом познавательной деятельности.
Однако в условиях подготовки в вузе зачастую возникает проблема
освоения знаний студентами по каждой дисциплине дифференцированно, в то время как практическая деятельность требует их синтезированного, интегрированного использования. Так, при обучении иностранному языку данная проблема может быть решена путем усиления реализации принципа профессиональной направленности обозначенного курса через установление


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
310 взаимосвязей лингвистической подготовки специалистов и содержания дисциплин общепрофессионального и специального циклов ФГОС+++.
Цель работы. Изучение возможных путей интеграции содержания иноязычной и профессиональной подготовки будущих экономистов на разных уровнях освоения будущей специальности.
На современном этапе развития высшего профессионального образования курс иностранного языка является обязательным компонентом подготовки будущего экономиста. Данный предмет входит в цикл гуманитарных дисциплин и изучается будущими экономистами в вузах в течение 2-4 семестров. Как показывает практика, установление связей с другими дисциплинами может происходить на разных этапах обучения иностранному языку, что позволяет, вслед за М. Н. Берулава [1], с учетом работ ряда методистов [2, 3], а также на основе собственного опыта выделить три основных уровня интеграции применительно к настоящему исследованию.
Уровень межпредметных связей – первый уровень. Его характерными признаками является ассимиляция инструментария, который задействован в интеграции лингвистического предмета с базовым, каждый из которых при этом сохраняет свой суверенитет в учебном процессе. В качестве ведущего интегрирующего фактора выступают общие для дисциплин знания и умения, перенос которых может осуществляться как в направлении иностранного языка, так и дисциплин профессиональной направленности.
На данном уровне наиболее распространен проблемный тип интеграции общего и профессионального образования, при котором в учебном предмете одного из циклов ставится проблема, для решения которой необходимо использование знаний, а также методов исследования, формируемых у студентов в дисциплинах другого цикла. Таким образом, важное значение имеет не столько формирование новых знаний, сколько актуализация ранее сформированных за счет переноса из соответствующих учебных дисциплин.
Общеэкономический курс иностранного языка с профильной направленностью может служить иллюстрацией данного уровня интеграции.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
311
Такой курс основывается на материале профильных экономических знаний, т. е. его содержательно-смысловым наполнением служит наука экономика и некоторые ее разделы. Цель данного курса состоит в формировании экономического стиля мышления на иностранном языке и освоении ряда понятий, способствующих совершенствованию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов. Таким образом, на данном уровне происходит накопление и формирование терминологического минимума
(потенциального тезауруса) будущего специалиста экономического профиля.
Уровень дидактического синтеза – второй уровень. Интеграция осуществляется постоянно на базе одного или нескольких учебных предметов.
При этом каждый из взаимодействующих предметов в то же время сохраняет свой статус и свои концептуальные основания. Дидактический синтез характеризует не только содержательную интеграцию учебных предметов, но и процессуальный синтез, предполагающий интеграцию форм учебных занятий.
Обязательна и определенная интеграция методов и средств обучения как структурных компонентов процесса обучения. Доминирующей дидактической задачей на данном уровне является изучение нового учебного материала на интегративной основе. Среди положительных моментов следует выделить уплотнение и концентрацию учебного материала, а также усиление мотивации к изучению конкретного предмета, обеспечиваемое непосредственно реализуемыми профессиональными интересами.
Курс с предметной направленностью позволяет обеспечить интеграцию на уровне дидактического синтеза. В рамках данного курса сужаются цели обучения иностранному языку. Такой курс, как правило, направлен на освоение конкретной специальности наряду с освоением иностранного языка
(бухгалтерский учет, менеджмент, маркетинг, реклама). Для данного уровня характерно не только расширение словаря экономических понятий за счет формирования тезауруса по узкой специальности, но и работа с текстом в рамках учебной ситуации.