Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1006
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
355 улучшает качество усвоения знаний и помогает формировать понимание методов математического моделирования в контексте физических явлений.
Более того, такой подход содействует осознанию эффективности математической методики в изучении реального мира и в конечном итоге способствует формированию научного взгляда на мир и снижает наличие противоречий в представлениях студентов об окружающей действительности.
Выводы. Математика и физика развиваясь и совершенствуя себя, помогают развиваться друг другу, эти науки взаимно дополняют друг друга, тем самым способствуют развитию и продвижению других областей науки. Математика имея свои уравнения и формулы, помогает делать новые открытия в физике, новые расчеты и усовершенствовать теории. В то же время физики, делая открытия в своей отрасли, дают толчок к новым достижениям в математике.
Реализация межпредметных связей математики и физики при обучении математики является важным дидактическим условием, более того раскрытие этих связей с точки зрения их исторического развития позволяет в процессе обучения не только рассматривать картину мира в единстве и взаимосвязи, но и реализовать историзм, как элемент познания и повышения интереса познавательной деятельности, который способствует повышению культурного уровня и гармоничному развитию личности студентов.
Список использованной литературы
1.
Голубь, П. Д. Из жизни творцов физической науки / П. Д. Голубь, А. В. Овчаров, А. Д.
— Барнаул : АлтГПА, 2011. — 359 с.
2.
Гуковский, М. А. Механика Леонардо да Винчи / М. А. Гуковский. – Москва ; Ленинград
: Издательство Академии наук СССР, 1947 – 815 с.
3.
Крылова, И. С. М. В. Ломоносов — первый российский академик / И. С. Крылова, В. М.
Каратулов, П. Д. Голубь. — Барнаул : Алтайский краевой педагогический лицей, 2015. -
57 с.
4.
Овчаров, А. В. Межпредметные связи математики и физики в их историческом развитии
/ А. В. Овчарова // Наука и школа. — 2019. — № 2. — С. 103–109.
5.
Панов, В. Ф. Математика древняя и юная / В. Ф. Панов. — Изд. 2-е, исправленное. —
Москва : МГТУ им. Баумана, 2006. — С. 581–582.
6.
Рыбников, К. А. История математики. Хронологическое изложение / К. А. Рыбников. –
Москва : ЛЕНАНД — 454 с.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
356
УДК 378.1
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Овсянникова Ольга Владимировна,
кандидат технических наук, доцент кафедры механизации животноводства и безопасности жизнедеятельности
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», г. Краснодар
Аннотация. Одним из направлений творческой перестройки деятельности высших учебных заведений в подготовке специалистов инженерных направлений становится органическое соединение учебно-воспитательной и научной работы, комплексное решение проблем обучения и воспитания будущего специалиста.
Ключевые слова: перестройка, образование, условия, развитие, студент, задачи, наука, прогресс, воспитание.
В современных условиях, когда объем необходимых для специалиста знаний резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной информации.
Цель работы. Знания, получаемые в стенах высшей школы, – это рубежи, которых достигло человечество в данной области на данном этапе развития.
Знания устаревают, этот процесс убыстряется вместе с ходом научно- технического прогресса и накоплением знаний. В наше время половина технических знаний, полученных в вузах (если их не пополнять) по инженерным специальностям полностью устаревает за 8-9 лет. А три четвертых всех знаний, которые потребуются будущим специалистам – сегодняшним студентам – в течение их трудовой деятельности еще не известны и не открыты. Поэтому выпускники вузов должны уметь систематически пополнять и обновлять свои знания, быстро ориентироваться в потоке новейшей, научной, технической и политической информации.
В материальном производстве, где по условиям работы предприятия необходим постоянный поиск, разработка и внедрение новой технологии, новых материалов, приборов, машин и аппаратов, где надо заниматься общими
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
357 проблемами организации труда и производства, планированием и поиском оптимальных экономико-технических параметров, везде в этих случаях эффективнее использовать специалистов инженерных направлений.
Основной смысл современных требований к образованию сводится к тому, что главное в подготовке будущих специалистов состоит в том, чтобы дать им какую-то сумму знаний, а в том, чтобы вооружить их умением самостоятельно усваивать новые знания, непрерывно совершенствоваться, творчески подходить к решению новых проблем, научить их правильному пониманию вещей и восприимчивое к новым, еще не сформированным идеям. Таким образом, основная задача современного высшего образования – формирование системы знаний, а основной путь ее решения – правильная организация самостоятельной работы студента.
Творчески мыслящий специалист – это всесторонне развитый человек, понимающий и умеющий предвидеть социальные последствия научно- технического прогресса. Поэтому, совершенствуя учебные планы, следует обратить особое внимание на воспитание у студентов высокой культуры и широкой эрудиции. Научно-техническая революция обостряет и делает жизненно важными многие социальные вопросы, которые невозможно решить, не обращаясь к искусству, к морали, к анализу сущности общественных отношений между людьми. Такими стали, например, даже инженерные задачи, когда они затрагивают отношение человека к природной среде, закономерности технической эстетики и т.д. [1].
Высшее образование через подготовленных в стенах вузов специалистов обеспечивает внедрение и производство новейших достижений науки: образование людей превращает научные идеи в материальную силу. Задачи образования определяются требованиями производства и возможностями
(создаваемыми современной наукой) его прогресса в будущем. Поэтому образование необходимо приводить в соответствие с состоянием науки. Такая перестройка должна предусматривать изменение процессе обучения в вузе.
Специальные дисциплины должны «ориентировать» студента на задачи его
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
358 будущей деятельности и сделать его компетентным по кругу вопросов его собственной специальности. Прогнозируя основные контуры организации высшего образования, необходимо уже совершенствовать технологию обучения, обеспечивающую активное, самостоятельное получение знаний, готовящую студента к непрерывному послевузовскому образованию [2].
Образование призвано прививать каждому человеку понимание знания природы (ее эстетической ценности, роли в воспитании гуманности, социальной важности ее охраны) не только как источника различных ресурсов. Поэтому все законы природы должны преподаваться студентам не только с позиций утилитарного использования выводов науки в математическом производстве, но и с позиций охраны природы. Выработка у каждого обучающегося умения рассматривать все законы и явления во взаимодействии, понимания того, что в процессе производства (как бы ни была узка его специальность) он неизбежно столкнется с целостной природой – генеральное направление в подготовке специалистов, которому (каждому в своей области) научно-технический прогресс сейчас уже дает практически неограниченные возможности в воздействии на природу. Каждый специалист, каждый образованный человек должен, помимо знания своей узкой области, обладать достаточно широким целостным мировоззрением и научным миропониманием.
Для проведения обучения (лекции, лабораторные и курсовые работы, научно-исследовательские работы) должны привлекаться, в первую очередь, высококвалифицированные, инициативные преподаватели, умеющие работать творчески и имеющие запас всесторонних знаний [3].
Лекция. Может быть поставлена задача в начале лекции в виде проблемной ситуации, решению которой лектор посвящает свою лекцию, используя материал, известный студентам из предыдущих курсов и лекций, дополняя и развивая его с помощью новейших теоретических и практических положений.
Может содержать обзор литературы (новейшей), построенный опять-таки на известных студентам положениях с развитием и углублением их. Обзор строится по какому-либо особо важному вопросу в данной отрасли
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
359 производства. Обзор должен заканчиваться постановкой задачи. Решение этой задачи предоставляется студентам, используя для этого курсовые и дипломные работы. При решении таких задач следует поощрять решения на грани фантазии.
У инженера должны быть развиты фантазия и смелость в решении профессиональных задач.
Материал лекций должен быть поставлен таким образом, чтобы он был необходим для последующей работы студентов: в лабораторных и практических занятиях, курсовых и дипломных работах [4].
Лабораторные работы при обучении на старших курсах должны носить исследовательский характер. К тому времени студенты знакомы уже со стандартными методами исследований, поэтому лабораторный практикум может быть построен таким образом, что на весь практикум дается 1-2 работы исследовательского характера.
По этим работам студенты представляют на кафедру отчеты. В конце лабораторного практикума рекомендуется проведение олимпиады, подводящей итог проблемным лекциям и лабораторным работам. На олимпиаду следует выносить вопросы в виде небольших научных или производственных задач.
Курсовая научно-исследовательская работа должна содержать элементы исследований по вопросам, затронутым в проблемных лекциях. Эти элементы могут носить экспериментальный, реферативный или изобретательный характер и в дальнейшем должны быть развиты в дипломных работах.
Для выполнения учебно-исследовательской работы студентов необходимо ввести еще курс лекций, знакомящий студентов с основами научных исследований. В этом курсе прежде всего должно быть охарактеризовано состояние данной отрасли промышленности (производство и наука), перспективы ее развития и проблемы, стоящие перед ней. Далее, необходимо дать студентам общие сведения о науке и научных исследованиях. Для этой цели можно воспользоваться типовой программой курса «Основы научных исследований» [5].
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
360
Выводы. Система подготовки специалистов высшей квалификации должна быть внутренне единой и во всех звеньях современной, а это возможно лишь при условии, если слагающим ее элементам придать проблемный характер.
Обучение – творческий процесс, поэтому тут не может быть каких-то единых рецептов, не должно быть стандартов. Стандарт не совместим с творческой работой. Поэтому речь может быть только о личной инициативе преподавателей высшей школы, об обмене опытом, совершенствовании педагогического мастерства преподавателей.
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 53
Список использованной литературы
1.
Краморова, О. Е. Творчество как самореализация молодого поколения / О. Е. Краморова,
В. Н. Ефремова // Вектор современной науки : сборник тезисов по материалам
Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых,
Краснодар, 15 ноября 2022 года. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2022. – С. 572-574.
2.
Брусенцов, А. С. Исследование влияния конструктивных особенностей рабочих органов почвообрабатывающих машин на качество выполняемой операции / А. С. Брусенцов, В.
А. Дробот // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2020. – № 156. – С. 180-191. – DOI
10.21515/1990-4665-156-011.
3.
Ефремова, В. Н. Рекомендуемая методика оценки безопасности труда / В. Н. Ефремова,
О. В. Овсянникова // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сборник тезисов по материалам Всероссийской (национальной) конференции, Краснодар, 19 декабря 2019 года / Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019. – С. 185-186.
4.
Ефремова, В. Н. Охрана труда в системе образования / В. Н. Ефремова // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сборник статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г.,
Краснодар, 29 марта 2017 года. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2017. – С. 291-292.
5.
Ефремова, В. Н. Методы поиска технических решений в научно-исследовательской работе / В. Н. Ефремова, О. В. Овсянникова // Качество высшего образования в аграрном вузе: проблемы и перспективы : сборник статей по материалам учебно-методической конференции, Краснодар, 14 марта – 04 2019 года / Отв. за вып. Д.С. Лилякова. –
Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,
2019. – С. 136-137.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
361
УДК
37.012:373.3
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ
ОБРАЗОВАНИИ
Пожидаев Виталий Вадимович,
студент факультета естественных наук; направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «География и экономическое образование»
ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», г. Мытищи
Научный руководитель: Солодухина Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, и. о. заведующего кафедрой непрерывного образования
ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», г. Мытищи
Аннотация.В статье рассматривается развивающее обучение как одно из направлений современных технологий обучения в НОО.
Ключевые слова:развивающее обучение, направленность НОО, методика развивающего обучения Эльконина - Давыдова, принципы развивающего обучения, методы развивающего обучения.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся НОО.
Предметом исследования являются особенности развивающее обучения в современном обучении в рамках НОО.
Определение объекта, предмета позволяет сформулировать цель. Цель
статьи: рассмотреть основы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В.
Давыдова.
Область применения. Результаты эмпирического и практического исследования можно использовать для дальнейших научных изысканий, более глубокого изучения данной темы.
Актуальность темы заключается в том, что целью современного обучения является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с учениками. Эффективное обучение учащихся основного общего образования является нелегкой задачей. Наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания, перед современной школой стоит задача развить творческие
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
362 способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания. Проблема недостаточно изучено и требует особого внимания. Темы, связанные с данной проблемой, можно встретить в работах Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б.,
Занков Л.В., Ушинского К.Д. и др.
Проблема исследования - актуальна ли в современном образовании методика развивающего обучения и может ли она быть одним из направлений современных технологии обучения в НОО.
Основными характеристиками современных технологий обучения являются следующие.
1. Направленность образовательной деятельности на развитие самостоятельности и инициативности учащегося. Это касается всех этапов обучения.
2. Воспитание коммуникативных навыков учащегося. Умение взаимодействовать в социальном пространстве, устанавливать положительные коммуникативные связи и отношения – основа достижения успеха в различных видах и аспектах деятельности.
3. Развитие и совершенствование навыков самостоятельного принятия решения, совершения выбора.
4. Развитие познавательной активности.
5. Развитие навыков самообучения и мотивации к нему в течение всей жизнедеятельности [4].
Для того чтобы определить является ли развивающее обучение одним из направлений современных технологий обучения для Начального общего образования, необходимо выявить основную их направленность. По ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля,
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
363 культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [8].
Развивающее обучение – это концепция и основанная на ней технология обучения (модель Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) - возникло в СССР как продолжение и развитие идей культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
Принципиальная актуальность методики развивающего обучения
Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова заключается в том, что в ней усвоение и развитие предстают не как два разных по своим закономерностям процесса, а как две стороны единого процесса самоизменения ученика как субъекта учения.
Такой подход открывает возможность построения обучения, обеспечивающего развитие ученика как субъекта учения путем соответствующей организации этого учения [5].
Развивающее обучение, по мнению В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, зависит от содержания учебных предметов и способов его усвоения учеником.
Содержание образования должно проектировать формирование теоретического уровня мышления ребенка, следовательно, содержательная сторона учебных предметов должна быть не эмпирического уровня, а теоретического. Это предполагает специальное изучение вопросов, касающихся природы эмпирического и теоретического знания, соотношение таких сторон познавательной деятельности человека, как чувственное и рациональное, образное и отвлеченное, конкретное и абстрактное. Внутренней основой, объединяющей эти стороны познания, являются процессы обобщения (Давыдов
В.В. “Виды обобщения в обучении”) и тесно связанные с ними пути образования понятий как основной формы мыслительной деятельности. Процесс обобщения состоит в том, что ребенок посредством сравнения выделяет некоторые повторяющиеся свойства (качества) группы предметов. Это свойство связано с операцией абстрагирования. Степень абстракции (уровень обобщения) бывает эмпирического и теоретического уровней [1].
Эмпирическое мышление не затрагивает внутренних, сущностных свойств предметов. Здесь определяются лишь их внешние признаки, полученные