Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 864

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
373
УДК 372.811.111.1/22
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО»
(E-PORTFOLIO) ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ»
Поникаровская Валентина Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент ОНК «Институт образования и гуманитарных наук»,
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград
Панюшкина Марина Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент ОНК «Институт образования и гуманитарных наук»,
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград
Попова Марина Григорьевна,
старший преподаватель ОНК «Институт образования и гуманитарных наук»,
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград
Соломаха Янина Викторовна,
магистрант 1 курса направления подготовки педагогическое образования,
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград
Научный руководитель: Мычко Елена Иосифовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор ОНК «Институт образования и гуманитарных наук»,
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград
Аннотация. Данная статья описывает использование технологии «электронное портфолио» при обучении студентов неязыковых направлений подготовки. Эта педагогическая технология активно используется на всех этапах обучения иностранному языку в Вузе, с ее помощью преподаватели создают интерактивные задания, развивают коммуникативные навыки студентов и имеют возможность оценивать уровень достижений каждого отдельного студента, т.е. максимально индивидуализировать контроль знаний, умений и навыков обучающихся
Ключевые слова: технология, процесс обучения, индивидуальная потребность, саморефлексия, профессионально-личностное развитие.
В современном мире технологии в большом объёме проникают во все области нашей жизни, и образование не является исключением. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования особо подчеркивается, что выпускник «должен владеть способами


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
374 пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры» [1]. Электронные учебные ресурсы используются повсеместно с целью интенсификации процесса обучения. Одной из активно используемых технологий, в том числе при обучении иностранному языку в Вузе, является электронное портфолио.
Электронное портфолио - это система организации, хранения и отслеживания учебных материалов, которая дает возможность студентам контролировать свой процесс обучения, а преподавателям позволяет оценивать работу студентов в онлайн-формате и предоставлять им обратную связь по каждому выполненному элементу учебного курса.
При внедрении технологии «электронное портфолио» в учебный процесс необходимо решить ряд задач: выбор платформы, создание личной страницы, загрузка материалов, добавление комментариев и отзывов, поддержка актуальности.
Первый шаг в создании электронного портфолио – выбор платформы, на которой будет размещено собрание материалов. Существует множество бесплатных онлайн-сервисов (portfolios.ru; uportfolio.ru, внутренние ресурсы
Вуза на базе LMS и др.), которые предоставляют возможность создания персональной страницы, где можно хранить все необходимые файлы и документацию.
После того как была выбрана платформа, на которой будет размещено электронное портфолио, создаётся персональная страница.
Одним из главных элементов электронного портфолио является загрузка учебных материалов, которые следует правильно организовать с разделением на соответствующие тематические категории, разделы и подразделы.
Важной структурной единицей электронного портфолио являются отзывы преподавателя и комментарии по каждому выполненному заданию или зачётной единице. Это поможет студенту получить обратную связь от своего педагога и понять, как он может улучшить свое знание языка в будущем.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
375
Чтобы электронное портфолио было актуальным и полезным для студента, его содержание должно регулярно обновляться новой информацией. Это позволит студенту не только отслеживать свой прогресс в изучении иностранного языка, но и улучшать свои знания на постоянной основе.
Электронное портфолио состоит из следующих структурных элементов: профиль обучающегося, учебные достижения, список литературы, аудио- и видеозаписи, резюме, отзывы преподавателей.
Первый шаг при создании электронного портфолио – заполнение личной информации студента. Это могут быть ФИО, дата рождения, контакты, принадлежность к образовательной организации, а также краткое описание целей и задач, которые он ставит перед собой в контексте изучения иностранного языка.
В раздел «Учебные достижения студента» можно включить все результаты экзаменов, тестирования или выполненных домашних заданий в рамках дисциплины «Иностранный язык». Также рекомендуется расширять информативность данного элемента за счет материалов, которые были получены во время обучения за пределами университета – например, сертификаты об окончании курсов или участии в олимпиадах.
Чтение является одним из главных компонентов при изучении иностранных языков. В электронное портфолио добавляется список прочитанной литературы
– как художественной, так и по профилю подготовки. Это позволит студентам не только отслеживать свой прогресс, но и расширить свой личный кругозор.
Один из способов совершенствования навыков разговорной речи – это прослушивание аудиозаписей на иностранном языке или просмотр видеоматериалов.
В электронном портфолио размещаются в каталогизированном виде записи себя на видео или аудио, где студент выполняет задания по произношению слов или выражений на иностранном языке.
Электронное портфолио также содержит резюме студента на иностранном языке. Это поможет ему подготовиться к поиску работы в будущем, а также проявить свои языковые навыки и умения.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
376
Отзывы преподавателей – это один из самых ценных компонентов электронного портфолио. В электронное портфолио необходимо размещать комментарии от преподавателя по каждому выполненному элементу учебного модуля, заданию или итоговой аттестации, рейтинг студента.
Использование электронного портфолио в процессе обучения иностранному языку имеет определённые преимущества по сравнению с традиционными методами:
1. Удобство использования: студент легко получает доступ к своему портфолио из любого места и в любое время, используя компьютер или мобильное устройство.
2. Многократное использование: студент использует электронное портфолио для хранения своих работ на протяжении всего обучения, не беспокоясь о потере документов или заданий.
3. Легкий доступ к обратной связи: преподаватель может быстро оценить работу студента и предоставить ему обратную связь, что поможет ему исправить ошибки и улучшить знания по теме.
4. Индивидуальный подход к обучению: электронное портфолио позволяет студентам создавать индивидуальные профили своих знаний и навыков, что помогает им развиваться в соответствии со своими потребностями, формировать индивидуальную образовательную траекторию.
5. Визуализация результатов: электронное портфолио визуализирует прогресс в обучении иностранному языку, выявляя сильные и слабые стороны.
Для успешного использования электронного портфолио при изучении иностранного языка необходимо грамотно интегрировать данный инструмент в процесс обучения. Во-первых, преподаватель определяет цели и формулирует задачи, которые студенты должны достигнуть с помощью электронного портфолио. Во-вторых, обучает студентов, как использовать данную технологию для хранения и систематизации своих работ и получения обратной связи. В- третьих, разрабатывает банк заданий, который будет определять содержание портфолио и критерии оценки для каждого из них.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
377
После того, как студенты завершают выполнение заданий в рамках установленных сроков, преподаватель проводит оценивание работ и предоставляет им обратную связь по каждому из них, которая заключается в анализе результатов индивидуальной работы студента, консультировании и адресной педагогической поддержке.
Использование данной технологии повышает качество обучения студентов, облегчает освоение тем и разделов, позволяет студентам создавать индивидуальные профили своих знаний и навыков. Этот кейс наиболее актуален в контексте нелингвистических специальностей, так как студенты-нефилологи имеют недостаточный уровень начальной подготовки и испытывают затруднения при выполнении учебных задач во всех видах речевой деятельности
(чтение, аудирование, говорение и письмо): Например, применение формата электронного портфолио позволяет минимизировать затруднения при работе с текстом на иностранном языке, так как в его рамках студенты могут работать с иноязычными текстами в удобной для них форме. Также студенты часто испытывают затруднения с формированием связных высказываний на иностранном языке. В этом случае электронное портфолио может помочь им развивать навыки письма и анализа текстов.
Формат электронного портфолио способствует активизации самостоятельной работы студентов, что является достоинством данной технологии, так как количество часов в учебном плане, отводимых на контактную работу, постоянно сокращается. В рамках его использования студентам предоставляется возможность самостоятельно выбирать материал для изучения иностранного языка, а также разрабатывать собственные проекты.
В процессе формирования образовательного маршрута, сохраняя информацию о своих достижениях и прогрессе в изучении иностранного языка, обучающийся не только самостоятельно контролирует процесс обучения, но и делится результатами со своим преподавателем. Преподаватель следит за прогрессом каждого студента, оценивает выполненные им задания и даёт рекомендации по улучшению работы. Это помогает студентам быстрее


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
378 достигать успеха в изучении языка. Таким образом, реализуется персонализация учебного процесса, внимание студентов концентрируется на тех навыках и типах заданий, которые наиболее соответствуют их индивидуальным потребностям и интересам. Благодаря этому подходу студенты получают более глубокое понимание материала, что в свою очередь мотивирует углубленно изучать иностранный язык, а не только ради получения положительной оценки. Они получают больше свободы и возможностей для самостоятельного изучения языка, что помогает им стать более заинтересованными в процессе обучения.
Кроме того, электронное портфолио может быть использовано для развития навыков организации времени. Студенты сами выбирают задания, которые они будут выполнять, и планируют свое время для достижения лучших результатов.
Это помогает им стать более ответственными и уверенными в себе.
Еще одним преимуществом электронного портфолио является возможность сохранения всех материалов и заданий в одном месте. Студенты могут легко находить информацию, которую им необходимо использовать для выполнения текущих заданий, а также быстро перейти к следующему этапу учебного процесса. Электронное портфолио может быть использовано и для подготовки к зачётам и экзаменам. Студенты создают свой собственный учебный материал, сохраняя его в портфолио, что помогает им быстрее и эффективнее готовиться к итоговой аттестации.
Опыт использования электронного портфолио в высшей школе уже дал свои положительные результаты. Одной из главных причин успеха является то, что электронное портфолио может быть настроено таким образом, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям каждого студента. Технология служит основой для формирования академической и профессиональной мобильности обучающихся.
Например, в рамках одной из программ по обучению иностранному языку в
БФУ им. И. Канта была проведена опросная анкета среди студентов о том, какие методы обучения им более всего подходят. Большинство опрашиваемых

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
379 отметили, что использование электронного портфолио помогает им лучше понимать материал и более ответственно подходить к изучению языка.
По мнению преподавателей электронное портфолио удобно использовать в первую очередь для отслеживания прогресса студентов. При помощи такой системы педагоги ведут детальную статистику о том, сколько времени каждый студент уделяет изучению языка, какие задания ему были выданы и как он справляется с ними. Данная информация используется при организации индивидуальной работы со студентами.
В последние годы использование электронного портфолио в образовании становится все более распространенным. Это инновационное средство позволяет студентам не только отслеживать свой прогресс, но и создавать цифровую коллекцию своих достижений в учебе, которую можно показывать потенциальным работодателям.
Для того чтобы определить эффективность использования электронного портфолио в обучении иностранному языку, проведены множество исследований. Одно из них было проведено на базе в Сибирского федерального университета (г. Красноярск). В ходе этого исследования были задействованы
150 студентов, изучающих английский язык. По результатам исследования было выяснено, что использование электронного портфолио способствует увеличению мотивации студентов к обучению иностранному языку. Более того, студенты, использующие электронное портфолио, демонстрировали более высокий уровень саморефлексии и осознанности процесса обучения [2, с.73].
Подобные результаты подтверждаются и другими исследованиями.
Например, в ходе исследования в БФУ им. И. Канта (г. Калининград) было выявлено, что использование электронного портфолио повышает качество письменных работ студентов неязыковых направлений подготовки студентов на иностранном языке, а также помогает студентам развить навыки коммуникации на иностранном языке.
Однако для эффективного применения электронного портфолио необходимо не только выбрать правильный инструмент для его создания, но


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
380 также определить цель его использования. В случае с обучением иностранным языкам одной из целей может быть развитие навыков самостоятельной работы студентов. Использование электронного портфолио стимулирует студентов изучать язык в свое свободное время и находить дополнительные материалы для обучения.
Другая цель использования электронного портфолио в обучении иностранному языку - это поддержка процесса оценивания студентов. В традиционном образовании оценки зачастую определяются только по результатам итоговой аттестации. Однако при использовании электронного портфолио возможно оценивать не только знания, но и навыки и умения студента, а также его личностные качества, такие как ответственность, активность и трудолюбие.
Кроме того, электронное портфолио позволяет студентам сохранить свои достижения в учебе на всю жизнь. Это особенно важно для тех, кто планирует работать в международной среде или продолжить обучение за рубежом.
Благодаря E-portfolio студенты могут создать цифровую коллекцию своих достижений на иностранном языке, которую можно использовать в будущем.
Однако, несмотря на многочисленные преимущества, использование электронного портфолио имеет свои недостатки: необходимость обучения студентов работе с новой технологией, проблема сохранения данных, риск потери сохранённой информации в случае поломки компьютера или утери пароля. Тем не менее, все большее количество университетов в обучение активно внедряют электронное портфолио.
Современное образование требует от преподавателей и студентов использования новых технологий, включая электронные портфолио. Это особенно актуально для обучения иностранным языкам, так как электронное портфолио является перспективным средством для продвижения кандидата на рынке труда и профессионально-личностного развития.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
381
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   53