Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Он не прижился и вскоре после принятия стал причиной застоя и регресса, что выразилось в утверждении начал формализма и сверхцентрализации. [3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по проведенному исследованию можно сделать следующие выводы:
1. Министерство народного просвещения (МНП), центральное государственное учреждение в России (1802-1917), созданное с целью «воспитания юношества и распространения наук», ведало учебными заведениями (кроме военных, духовных и других ведомственных), учёными обществами, Академией наук и (до 1863) цензурой.
Одной из важнейших задач МНП считалось учреждение университетов. До 1810 подчинялось непосредственно императору под общим надзором Сената. С 1810 все вопросы управления народным образованием предварительно вносились на рассмотрение Государственного совета, а с 1812 и Комитета министров. Руководящим органом МНП при его возникновении было Главное правление училищ, являвшееся Советом министров. Создание Министерства было одним из решающих шагов в области развития образования в России.
В 1817 при нём был учреждён Учёный комитет (в 1831 упразднён; в 1856 вновь восстановлен). Исполнительным органом МНП являлся Департамент народного просвещения, образованный в 1803. После 1815 МНП преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения (1817), в котором объединялось управление церквами всех вероисповеданий, научными учреждениями и учебными заведениями. В 1824 вопросы православия были переданы в ведение Синода. В 1918 МНП прекратило своё существование.
2. Образовательная система России, масштабы которой за столетие значительно возросли, развивалась в основном как государственная. Министерство на первых порах развивалось и ставило перед собой цели если не всеобщего образования, то, по крайне мере, доступного практически для каждого, и почти не зависящего от сословия.
Во второй половине XIX в., наряду с государственными, стали функционировать негосударственные высшие учебные заведения. Они призваны были, прежде всего, подготовить специалистов из числа женщин. Процесс открытия негосударственных вузов получил свое дальнейшее развитие в начале XX в.
К концу XIX в. значительно возрастают масштабы учебных заведений, готовивших специалистов для различных сфер экономики: это промышленные и реальные училища, высшие учебные заведения технического профиля.
Анализ функционирования образовательной системы в XIX в. убеждает в том, что общество диктовало необходимость принятия образовательных стандартов в переломные периоды своего развития и они в значительной степени способствовали выполнению задач по подготовке специалистов. Но второй половине XIX в. наблюдается развитие такой важной части образовательной системы как преемственность стандартов.
Наиболее значительной и важной чертой высшего образования России этого времени являются триумфальные успехи вузовской науки. Участие российских профессоров в работе международных научных конгрессов, присуждение высших премий и дипломов .международных научных выставок российским профессорам, чтение лекций в зарубежных университетах, изучение русского языка за рубежом для знакомства в оригинале с трудами профессоров - ученых России - яркие тому свидетельства.
Развитию образовательной системы, успешной подготовке специалистов в значительной степени способствовал тот подъем, который переживала в те годы русская культура. Колоссальные успехи ее в области художественной литераторы, живописи, музыки, музейного дела, театра и других оказали огромное положительное воздействие на систему образования.
Все это могло бы переломить существующий в России строй – в России, особенно среди студентов и молодых ученых, начинают проявляться революционные настроения (пока еще не имеющие отношения к революции 1917 года). Возникают разговоры о коренной перестройке государственного аппарата управления.
3. Однако, духовенство не могло допустить таких изменений в развитии общественных масс России. Управлять образованным народом значительно труднее. Чем «темным» и запуганным. В результате этого были предприняты кардинальные меры, которые привели к ужесточению многих регламентов Министерства образования.
Конец XIX в. - время, когда в силу причин политического характера происходит сужение университетской демократии, вводятся серьезные ограничения при поступлении в вузы юношей неправославного вероисповедания и из семей низших сословий. Усиливается контролирующая функция государства в образовательной системе.
По указанию Министерства упразднялись уездные училища, являвшиеся своего рода связующим звеном между начальными школами и гимназиями, полностью разъединялись ступени учебных заведений и упразднялась преемственность программ низшей и средней школ. Цель обучения состояла в том, чтобы доставлять детям всех сословий начальное умственное и религиозно-нравственное образование.
Можно сказать, что предпосылки создания образованного общества, были задушены на корню. Государственный аппарат испугался тех изменений, которые могли произойти в обществе, в результате чего, Россия так осталась необразованной и снова значительно отстала от всего цивилизованного мира.
Возможно, процессы развития происходили бы совершенно иначе, если допустить, что третьего этапа не было. Научные разработки уже тогда имеющие место, могли вывести экономику и промышленность России на лидерские позиции относительно всего мирового сообщества, поскольку уже в середине XIX в. качество образования России являлось достаточно высоким.
Вполне возможно, что именно такое развитие могло привести к кардинальному изменению исторического развития России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Васильева З.И. История отечественного образования - С.-Пб.,2001.
2 Высшие и центральные государственные учреждения России, 1801 - 1917 гг. В 4 т. Т. 2. Центральные государственные учреждения. СПб., 2001;
3 Государственная дума России (1906 - 1917): механизм функционирования. М., 1996.
4 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 4-е изд. М., 1997.
5 Ерошкин Н.П. Министерства России первой половины XIX века - фондообразователи центральных государственных архивов РФ. М., 1996.
6 Иванов А.Е. Высшая школа России в кон. XIX - нач. XX века. М., 1991
7 Иванов А.Е. Ученые степени в рос. империи XVIII в. - 1917 г. М., 1994
8 Камоско Л.В. Деятельность Министерства народного просвещения в кон. 60-х годов XIX в. // Московский ун-т: Сб. научных трудов аспирантов. М., 1970
9 Миронос А.А. Ученые комитеты и советы министров и ведомств в XIX веке: Задачи, структура, эволюция. Нижний Новгород, 2000.
10 Полное собрание законов Российской империи: Собрание 1. Т. XXVII. № 20406.
11 Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. СПб., 1998. С. 206.
12 Сенин А.С. Министерство народного просвещения // База знаний Ассоциации // Режим доступа [http:www.imha.ru]
13 Стаферова Е.Л. Министерство народного просвещения и печать при А.В. Головнине // Отечественная история. 1995. № 5
14 Сборник Указов. 1904. № 60. Ст. 590; № 85. Ст. 869; 1910. № 117. Ст. 1246
15 Рождественский С/В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902. 3-е изд. СПб., 1995
16 Филиппов А.Н. Исторический очерк образования министерств в России // Режим доступа [http:www.istoriarusi.ru]
17 Чесноков И.В. Министерство нар. просвещения и археографическо-издательская деятельность Академии наук в 80-х -1-й пол. 90-х годов XIX в. // Ист. записки. Воронеж, 1997. Вып. 2.
18 Шепелев Л.Е. Чиновный мир России, XVIII - начало XX в. СПб., 1999. С. 12, 13.