Файл: Л. И. Абалкин Актуальность темы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Ученый комитет (рассматривал учебные программы, оценивал содержание книг, проекты уставов ученых обществ, отчеты лиц, имевших особые поручения от Министерства народного просвещения), при котором имелся особый отдел для рассмотрения книг, рекомендуемых для народного чтения.

В ведении Министерства народного просвещения находились Императорская Академия наук, Николаевская главная обсерватория, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей.

Во 2-й половине XIX в. Министерство народного просвещения особое внимание уделяло законодательной базе высшей и средней школы (Университетские уставы 18 июня 1863 и 23 августа 1884, Устав гимназии 19 ноября 1864, Устав училищ 15 мая 1872 и другим ). В целях совершенствования управления учебными заведениями 14 июля 1864 года были образованы губернские, уездные и кое-где городские училищные советы, а в целях контроля за народными училищами и деятельностью земств в области народного образования 25 мая 1869 года учреждены должности инспекторов народных училищ. [14]

13 ноября 1874 и 18 марта 1875 соответственно периодические издания «С.-Петербургские ведомости» и «St. Peterburger Zeitung» из чисто академических стали ведомственными. С 1871 года действовала межведомственная Комиссия по устройству архивов. 22 апреля 1877 года при Министерстве народного просвещения образована Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств. [1]

В 1881 в Министерство народного просвещения передано большинство учебных заведений Министерства финансов, русскоязычные учебные заведения Финляндии и в бывших болгарских и немецких колониях, школы Закавказья. В 1884 году при Ученом комитете образовано Отделение по техническому и профессиональному образованию, а в 1900 году уже в его составе Отдел по женскому профессиональному образованию. В 1893 году при Департаменте народного просвещения открыто отделение, заведовавшее промышленными училищами. [16]

31 мая 1904 года Министерство народного просвещения в очередной раз было реорганизовано. Отныне в него входили: [15]

- Совет министра,

- Департамент народного просвещения с состоявшим при нем Строительном комитетом,

- Отдел промышленных училищ,

- Департамент общих дел (дела по личному составу, составление финансовых смет, статистика ведомства и т.п.),

- Ученый комитет,

- Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц, юрисконсультская часть,


- Постоянная комиссия народных чтений,

- Археографическая комиссия.

В 1915 году образовано бюро по вопросам среднего и высшего образования, в 1916 году - Советы по делам высших учебных заведений и профессионального образования.

Министры: [13]

1. П.В. Завадовский (2 сентября 1802 - 11 апреля 1810),

2. А.К. Разумовский (11 апреля 1810 - 10 августа 1816),

3. А.Н. Голицын (10 августа 1816 - 15 мая 1824),

4. А.С. Шишков (15 мая 1824 -25 апреля 1828),

5. К.А. Ливен (25 апреля 1828-18 марта 1833),

6. С.С. Уваров (21 марта 1833 - 20 октября 1849),

7. П.А. Ширинский-Шихматов (20 октября 1849 - 7 апреля 1853),

8. А.С. Норов (7 апреля 1853 - 23 марта 1858),

9. Е.П. Ковалевский (23 марта 1858 - 28 июня 1861),

10. Е.В. Путятин (28 июня - 25 декабря 1861),

11. А.В. Головнин (25 декабря 1861 - 14 апреля 1866),

12. Д.А. Толстой (14 апреля 1866 - 24 апреля 1880),

13. А.А. Сабуров (24 апреля 1880 -24 марта 1881),

14. А.П. Николаи (24 марта 1881-16 марта 1882),

15. И.Д. Делянов (16 марта 1882 -29 декабря 1897),

17. Н.П. Боголепов (12 февраля1898 - 2 марта 1901),

18. П.С. Ванновский (24 марта 1901 - 11 апреля 1902),

19. Г.Э. Зенгер (11 апреля 1902 - 23 января 1904),

20. В.Г. Глазов (10 апреля 1904 -18 октября 1905),

21. И.И. Толстой (31 октября 1905 - 24 апреля 1906),

22. П.М. Кауфман (24 апреля 1906 -1 января 1908),

23. А.Н. Шварц (1 января 1908 - 25 сентября 1910),

24. Л.А. Кассо (25 сентября 1910 - 26 ноября 1914),

25. П.Н. Игнатьев (9 января 1915 -27 декабря 1916),

26. Н.К. Кульчицкий (27 декабря 1916-28 февраля/13 марта 1917),

27. А.А. Мануйлов (2/15 марта - 4/17 июля 1917),

28. С.Ф. Ольденбург (25 июля / 7 августа - 31 августа / 13 сентября 1917),

29. С.С. Салазкин (управляющий - 4/17 сентября 1917, министр - 8/21 сентября - 25 октября / 7 ноября 1917).

В октябре 1917 года Министерство народного просвещения прекратило свое существование и его функции перешли к Народному комиссариату просвещения РСФСР.

2 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ В 1802- 1817 ГГ.

Последующие два года - 1803 и 1804 это- время интенсивной деятельности министерства: организация центральных учреждений и учебных округов, создание уставов высших, средних и низших учебных заведений, издание цензурного устава. Перед министерством стояла задача создать систему образования, отвечавшую потребностям страны.

В исключительно короткий срок министерство подготовило постановление «Об устройстве училищ», документ больше известный в литературе под названием «Предварительные правила народного просвещения». Это - основополагающий документ становления системы образования, многие положения которого вошли в устав университетов и устав учебных заведений, подведомственных университетам, принятыми министерством 5 ноября 1804 г.



Именно 1803-1804 гг. стали временем проведения в России образовательной реформы. Главными принципами ее явились: [16]

- преемственность всех ступеней обучения;

- всесословность;

- бесплатность обучения.

В январе 1803 г. принимается Положение об устройстве учебных заведений. Россия разделялась на шесть учебных округов, в каждом из которых открывался университет. Попечитель каждого учебного округа находился в С.-Петербурге, что было важнейшим условием автономии университетов. [1]

Высшим научным и административным центром каждого учебного округа в России становился университет. Вспомним, что первый в России университет (Московский) был открыт в 1755 г., Дерптский - в 1802г., Виленский - в 1803 г. В 1804 г. учреждаются Казанский и Харьковский университеты. Отметим, что географическое положение университетских городов неслучайно: это были многонаселенные города, находившиеся на пересечении торговых путей страны. В 1804 г. Распахнул двери Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1816 г. в Главный педагогический институт, а в 1819 г. - в университет.

Следует отметить, что комиссия, готовившая образовательную реформу, внимательно изучила системы образования других стран и, прежде всего, Франции. Ее внимание привлекли принципы построения учебных планов в духе рационализма. Использовались идеи из проектов, разработанных после победы Великой Французской революции, автором которых был философ, просветитель, математик и политический деятель Жан Антуан Кондорсэ. Всесторонне изучалось содержание университетских уставов Германии. [13]

Вместе с тем, в России высказывалась мысль о том, что «не все то удобно вводить у нас, что хорошо за границей; что у нас необходимо изменить многое из того, что существует во Франции, что у нас есть старинные учреждения, к которым следует применяться при организации новых». Надо было учитывать наследие петровской и екатерининской эпох.

В уставе учебных заведений, подведомственных университетам, записано: «Учебные заведения, подведомственные университетам, суть: гимназии, уездные, приходские и другие, под каким бы то ни было названием, училища и пансионы, находящиеся в губерниях, к каждому университету причисленных». Все учебные заведения связывались между собой в учебном и административном отношении: каждое учебное заведение высшего типа заведовало учебными заведениями низшего типа.


Обучение в приходской школе проводилось в течение года, в уездном училище - двух лет. Устав подчеркивал преемственность программы приходского и уездного училищ. В гимназиях вводилось четырехклассное обучение и ее программа была связана с программой уездных училищ. Это существенная черта позитивного свойства, черта образовательной системы, обеспечивавшая подготовку учащихся для получения образования в учреждениях более высокого уровня. [14]



В чем же состояло отличие системы управления учебными заведениями согласно реформе 1803-1804 гг. от управления по уставу 1786 г.?

Если прежде между учебными заведениями не было соподчиненности, то теперь - строго централизованное, иерархическое руководство школами, прямая зависимость низших звеньев образования от высших. Приходские училища подчинялись смотрителю уездных училищ, последние - директорам гимназий, директора гимназий были подведомственны университетскому правлению.

При университетах учреждались особые училищные комитеты по руководству учебными заведениями округа. Они подчинялись ректору, последние - попечителю, попечитель - министру, а министр - императору. Учебные округа ведали всеми частными учебными заведениями. В эту систему не входили только училища Св. Синода, хотя взаимосвязи духовных и светских учебных заведений не прерывались. Следовательно, преемственность всех ступеней обучения представляла собой один из принципов образовательной реформы 1803-1804 гг. [1]

Были сняты нормативно-правовые ограничения при приеме в учебные заведения. Однако эти принципы были только провозглашены и носили декларативный характер. Ниже мы увидим, что им не суждено было реализоваться.

Образовательная реформа 1803-1804 гг. представляла собой важнейшее достижение России в области культуры. [14]

Налицо была преемственность обучения в гимназиях, уездных и приходских училищах. Такое положение оставалось до 1810 г., т.е. до реформы гимназического образования, проведенной попечителем Петербургского учебного округа С.С. Уваровым.

Усилия Министерства народного просвещения направлялись на подготовку необходимых учебных пособий для учащихся уездных училищ и гимназий. В 1805 г. профессор Н.И. Фукс подготовил конкурс для оригинальных и переводных учебных книг по предметам, вновь вводимым в их программы. Авторами оригинальных трудов и переводчиками должны были выступать, прежде всего, профессора университетов. Именно они создали значительную по объему учебную литературу для учащихся уездных училищ и гимназий.

Российская образовательная система чутко реагировала на потребности общества. Развивающаяся экономика требовала с каждым годом все больше людей грамотных, способных работать в народном хозяйстве.