Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Циркуляр Министерства народного просвещения от 11 июня 1824 г. требовал от профессоров представления подробных конспектов их курсов для рассмотрения в Главном правлении училищ. А министр А.С. Шишков в 1828 г. вменил в обязанность профессорам ежегодно пересматривать свои конспекты и пополнять их новыми научными открытиями с тем, чтобы «Со временем из кратких конспектов могли оставаться по всем частям для напечатания, на счет хозяйственных сумм университета, руководительные книги, в коих все учебные заведения в России терпят большой недостаток». [1]
Конец 40-х гг. ознаменовался усилением реакции во многих сферах общественной жизни России что являлось ответом самодержавия на революции 1848 г. в европейских государствах. Неслучайно в 1849 г. в российском образовании появляется мрачная фигура министра П.А. Ширинского-Шихматова, считавшего своей святой целью усиление правительственного контроля за содержанием преподавания в высших учебных заведениях.
Министр потребовал представления каждым профессором декану программы своего курса. Собрание факультета, рассматривавшее программу, следило за тем, «чтобы в содержании ее не укрывалось ничего не согласного с учением православной церкви, с образом существующего правления и духом государственных учреждений», и чтобы «...напротив ясно и положительно выражалось везде, где только это правило могло иметь применение, благоговение к святым, преданность государю и любовь к отечеству». Декан факультета получал право ознакомиться с записями студентов и сверять их с программой. [16]
Социально-экономическое развитие российского общества в первой половине XIX в. требовало все большего числа специалисток для промышленности, банков, торговли, сельского хозяйства. Жизнь вынуждала Министерство народного просвещения открывать реальные классы в гимназиях и уездных училищах, а также организовывать чтение лекций по техническим дисциплинам в университетах, А" концу 40-х гг. корректируются учебные планы гимназий, в которых приоритетное место отводится естественным наукам.
Российская образовательная система носила в основном государственный характер. Исключения составляли учреждения начал ьногоуровня (приходские школы), финансируемые либо местным духовенством, либо помещиками. Отсутствие твердой, хорошо развитой базы начального образования делало уязвимой всю систему, значительно ослабляя и дестабилизируя ее, 40-50-е гг.- время обобщения педагогического опыта российского учительства. Довольно успешно оно проводилось усилиями учителей уездных училищ и гимназий.
3.1 Буржуазные реформы в области образования
Середина XIX в.- время, когда со всей очевидностью обнаружилась необходимость коренных реформ в российском обществе и, в первую очередь, крестьянской. Наличие крепостного права оказывало тормозящее влияние на все стороны жизни общества: политику, экономику, социальную сферу, культуру. Негативное воздействие крепостного права на систему образования наблюдалось и в более ранние периоды, однако, его влияние в XIX в. сказывалось самым отрицательным образом на экономике, на уровне развития России, ее отставании от других стран мира. Ни в одной стране Западной Европы крепостное право не существовало так долго, как в России, причем его российские формы напоминали рабство.
Гласность сказалась на подготовке и проведении не только крестьянской реформы, но также и на судебной, административной, военной, образовательной реформах. При этом, для правильного понимания сути образовательной реформы необходимо учитывать, что на ее содержание оказывали влияние реформы других сфер и, наоборот. В то же время необходимо учитывать, что реформировались многие сферы жизни общества, кроме одной - власти. Самодержавие, бюрократия России не подлежали преобразованиям, они сохранялись в прежнем виде; власть делала уступки ради своего самосохранения. [1]
Реформа 19 февраля 1861 г. привела не к экономическому, а к личному освобождению крестьян: они могли теперь без согласия помещиков вступать в брак, совершать торговые и иные сделки, уходить на заработки в город. Получение личной свободы стало заметным стимулом к получению знаний крестьянами.
О «настоятельной необходимости учреждения повсеместно сельских училищ» высказались редакционные комиссии, при этом выражалась надежда на то, что распространение грамотности «предупредит безотчетное увлечение несбыточными ожиданиями и слепую веру, с которой принимаются часто самые необоснованные слухи». [2]
Образовательные процессы вышли за рамки столиц и крупных городов России - они охватили провинции, чему способствовали все возрастающие в стране экономические связи. Новые реалии жизни на каждом шагу требовали грамотных людей.
Конец 50-х - начало 60-х гг.- время, когда в общественном сознании активно зрели демократические идеи; российское общество с нетерпением и надеждой ожидало кардинальных изменений. Такие изменения назрели и в сфере образования, отражением чего были многочисленные дискуссии по проблемам образования и воспитания. [3]
С каждым годом в стране увеличивалось число педагогических журналов. В 1860 г. журнал Министерства народного просвещения был реорганизован в специальный педагогический орган. С 1861 г. стал выходить в свет журнал «Учитель», с 1862 г.- «Ясная поляна», с 1864 г.-«Педагогический сборник», с 1868 г.- «Народная школа». На их страницах публикуются материалы по педагогике, вопросам реформирования российских образовательных учреждений. [16]
В стране появляются различные формы внешкольного образования, в частности, воскресные школы, стихийное распространение которых -яркий показатель тяги народа к обучению. Это был новый тип начальной школы (первая появилась в Киеве в 1859 г.). В 1862 г. воскресные школы были открыты в Харьковской, Полтавской губерниях, в Могилеве, Нарве. В тот год их насчитывалось 316. [16]
Большую помощь в становлении воскресных школ оказывал Н.И. Пирогов, попечитель Киевского учебного округа. Занятия в таких школах проводились после обедни; обучались лица всех возрастов и состояний, преимущественно низших. Передовые представители интеллигенции, подлинные подвижники безвозмездно преподавали здесь, оказывая помощь в овладении знаниями тысячам взрослых людей, занятых на производстве.
Внимание общественности было приковано к состоянию других форм начальных школ. Все хорошо сознавали, что на прежней основе церковно-приходских училищ невозможно успешное функционирование образовательной системы.
Положение о начальных школах министерство готовило долго и основательно, разработав несколько проектов. «Проект устройства общеобразовательных учебных заведений» был разослан в 1862 г. попечителям учебных округов для обсуждения в университетах и педагогических советах гимназий. Его перевели на немецкий, французский и английский языки и отправили для рецензирования иностранным ученым.
Отзывы на «Проект» министерство опубликовало в 6 томах под названием «Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ». Замечания, полученные из-за рубежа, были напечатаны отдельным томом.
Широкая дискуссия по проекту развернулась на страницах российской периодической печати. Общественность с удовлетворением отреагировала на положение «Проекта» о том, что главная задача обучения состоит не в бессмысленном заучивании, а в пробуждении умственной деятельности и влиянии на нравственную сторону. Проект содержал положение о бесплатном образовании. [17]
14 июля 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, цель которых определялась следующим образом: «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». [9]
Право открытия начальных народных училищ предоставлялось общественным организациям и частным лицам с разрешения властей. Учредители брали на себя материальную заботу об училищах.
К начальным народным училищам относились: [10]
1) ведомства Министерства народного просвещения: приходские училища в городах, посадах, селах; народные училища, учреждаемые и содержащиеся частными лицами разного звания;
2) ведомства министерств государственных имуществ и внутренних дел, удельного и горного: сельские училища, содержащиеся за счет общественных сумм;
3) ведомства духовного: церковно-приходские училища;
4) все воскресные школы, учреждаемые правительством, обществами, частными лицами, для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.
Параграф третий Положения содержал учебный план начальных народных училищ: Закон Божий, чтение русское и церковно-славянское, письмо, четыре действия арифметики и, где возможно, пение. Преподавание в училищах велось на русском языке. [10]
Принимались на учебу дети всех сословий и без различия вероисповеданий. Платность и бесплатность обучения зависели от ведомств, обществ или лиц, за счет которых содержались училища.
В начальном народном училище могли обучаться дети обоего пола, если нельзя было ввести раздельное обучение. Воскресные школы учреждались исключительно для учащихся одного пола.
Новым в Положении было следующее: начальные школы объединялись в ведение уездных и губернских училищных советов. В состав уездного училищного совета входили чиновники от Министерства народного просвещения и внутренних дел, от духовного ведомства, двое -от уездного земского собрания и по одному в совет посылали те ведомства, которые содержали начальные народные училища. Губернский училищный совет состоял из епархиального архиерея, начальника губернии, директоров училищ, а также из двух представителей губернского собрания. [10]
Утверждение Положения о народных училищах свидетельствовало о том, что государство приняло меры для обеспечения образования значительной массы детей крестьян, освобожденных от крепостного права. Однако осуществление этого нормативного акта не могло привести к ликвидации неграмотности. На уезд приходилось 20-30 школ, большинство из которых отстояло от селений на расстоянии 10-20 км, что, безусловно, препятствовало распространению всеобщего образования в стране.
Принятие Положения о начальных народных училищах свидетельствовало о дальнейшем укреплении государственного начала в развитии российской образовательной системы, об усилении контроля со стороны правительства. [1]
Следует отметить роль земств в деятельности образовательных учреждений. Земская реформа 1864 г. отводила органам местного самоуправления - земским собраниям и управам - роль хозяйственных органов (забота о медицинском обслуживании и образовании, строительство дорог и т.п.). [16]
Расходы земства на народное образование были отнесены к числу необязательных расходов. В 1868 г. треть уездных земств ничего не ассигновала на народное образование, однако в последующие годы происходит постоянный рост земских расходов на образование: в 1868 г. земства всех губерний израсходовали 738 тыс. руб., в 1890 г.- 7.226 тыс., руб. С 1864 по 1874 гг. в России насчитывалось до 10 тыс. земских школ. Органы местного самоуправления проявляли заботу о подготовке учителей, для чего создавали учительские семинарии. Некоторые земства выдвигали требования обязательности обучения и организации дополнительного образования на вечерних курсах. Именно в пореформенный период сложился тип трехгодичной земской школы при одном учителе. [17]
Эпоха буржуазных реформ в России выдвинула на передний план вопрос о содержании гимназического образования - этой важнейшей формы среднего образования.
19 сентября 1864 г. принимается устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения. В нем определялась цель гимназий, состоявшая в том, чтобы дать юношеству общее образование; при этом подчеркивалось, что гимназии служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшее специальные учебные заведения.
Огромное значение для повышения качества образования имел параграф устава, в котором определялось, что каждая гимназия должна иметь библиотеку, необходимые пособия по естественной истории, собрание рисунков, моделей по рисованию, гимнастические снаряды. [1]
Обучались в гимназии и прогимназии дети всех состояний, званий и вероисповеданий. В первый класс принимались дети не моложе 10 лет. От них требовалось умение читать и писать, знать молитвы, главные правила арифметики. Прием в гимназии и прогимназии детей с хорошей подготовкой позволял сделать учебный план более насыщенным.