Файл: Л. И. Абалкин Актуальность темы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учебный курс классических и реальных прогимназий соответствовал учебному курсу низших четырех классов гимназий классических и реальных. По желанию родителей и за особую плату в гимназиях и прогимназиях воспитанники могли обучаться музыке и танцам.

Все вопросы учебной и воспитательной деятельности находились в компетенции педагогического совета, выносившего решения о присуждении званий домашних учителей, учителей уездных училищ и других. [11]

Буржуазное реформирование образовательной системы выразилось и в том. что власти, наконец, взялись за решение такой важной проблемы как женское образование. Еще в канун реформ, в годы "политической оттепели" конца 50-х годов, в период царствования Александра II, принимаются нормативно-правовые акты по этому вопросу. 30 мая 1858 г. утверждается первое Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения. С 1864 г. министерство решило выдавать им пособия. Женские училища делились на два разряда: училища разряда получали из казны 2.000 руб., училища II разряда - до 1.000 руб. В 1870 г. принимается Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Эти учебные заведения предназначались для учениц всех сословий и вероисповеданий. Возможности для получения образования женской частью общества расширились. [2]

Характерной чертой деятельности министерства при А.В. Головнине была широкая гласность. В 1862 г. комиссия под председательством фон Е.Ф. Брадке составила проект нового университетского устава, который был разослан во все университетские советы, лицам духовных и гражданских ведомств, переведен на немецкий и французский языки и доставлен многим иностранным ученым и педагогам. [1]

Разработка, обсуждение и принятие университетского устава 1863 г.- событие рубежного значения. В этом документе отражены и закреплены новые реалии России. Новый устав не только расширял автономию университетов, открывал большое число новых кафедр и лабораторий, но и создавал благоприятные условия для развития пауки в стенах университетов. Несмотря на трудности, появившиеся в деятельности университетов после принятия устава 1884 г., завоевания в сфере университетской науки носили необратимый характер. Университетскую науку в 80-е и 90-е гг. ждали блестящие успехи!

Университетский устав готовился в условиях продолжавшегося противоборства демократических и охранительных идей в обществе. К этому надо добавить активную демократическую позицию, занимаемую студенчеством, его регулярные выступления против существовавших порядков. Поэтому многочисленные комиссии, готовившие проект устава, стремились, с одной стороны, направить его содержание на укрепление существующего режима, с другой, «выпустить пар из котла», с минимальными для власти потерями удовлетворить требования общественности и студенчества об университетах.


Пореформенная эпоха - время успешного развития педагогической науки. Появляется большое число педагогических периодических изданий, а также труды ученых-педагогов, посвященные проблемам обучения и воспитания, выводы которых не утратили своей значимости и по сей день.

3.2 Образовательная система России к концу XIX в.

Семена, посеянные в 60-е, не преминули дать свои всходы в последующие годы, особенно заметными они стали в 70-90-е гг. Безусловно, наиболее значительными были последствия в социальной сфере: пали многовековые оковы крепостничества. Преобразования по всех остальных сферах неизбежно исходили из того, что в России, несмотря на остатки крепостничества, появилось свободное крестьянство. Крестьянин, получив личную свободу, мог заниматься предпринимательством.

Наряду с тенденцией учета реалий в образовательной системе действовала и другая, ставшая результатом охранительной политики правительства. Выстрел студента Дмитрия Каракозова, направленный и императора Александра II в 1866 г., явился своего рода сигналом для перехода властей в наступление против элементов демократии, зародившихся на кануне буржуазных реформ. [1]

Министр народного просвещения А.В. Головнин был удален в отставку, его кресло занял консервативно настроенный граф Д.А. Толстой. Антидемократический курс нового министра довольно четко прозвучал в следующем его высказывании: «Правительству следовало не отвлекать лучшие силы народа, ставя крестьян путем гимназического образования в неестественное их рождению положение, а развивать эти силы путем приходских и ремесленных школ и сохранить их народу ятя его же нужд». Ни следа не осталось в этом кредо министра от тех демократических шагов, которые были сделаны в эпоху буржуазных реформ.

Изменения, происшедшие в пореформенной России, рост численности городского населения привели к тому, что вместо уездных училищ (учрежденных по уставу 1828 г.), стали создаваться городские училища. К тому же министр народного просвещения Д.А. Толстой проводил в жизнь начала немецкой школьной системы в том виде, в каком она сложилась в период реакции в Германии середины XIX в. и проводилась с 1854 по 1870 гг. По указанию Д.А. Толстого, упразднялись уездные училища, являвшиеся своего рода связующим звеном между начальными школами и гимназиями, полностью разъединялись ступени учебных заведений и упразднялась преемственность программ низшей и средней школ. [2]

В Положении Министерства народного просвещения о городских училищах, принятом в 1872 г., заявлялось, что цель их состоит в том, чтобы доставлять детям всех сословий начальное умственное и религиозно-нравственное образование. Училища разделялись на одно-, двух- и четырехклассные. По ходатайству земств, городских обществ, сословий или частных лиц, содержащиеся на их средства городские училища могли быть учреждены также в составе пяти или шести классов.



Положение о народных училищах было утверждено в 1874 г. К начальным училищам относились: ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые духовенством в городах и селах; ведомства Министерства народного просвещения: [11]

а) приходские училища в городах и селах,

б) народные училища, учреждаемые и содержащиеся частными лицами разного звания.

В стенах народных училищ изучался более чем скромный набор дисциплин: Закон Божий, Священная история, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение (там, где возможно). В училища принимались дети всех сословий и вероисповеданий.

Положение о начальных народных училищах 1874 г., куда была заложена идея ограничения самостоятельности земств в деле народного образования и передачи этого руководства в руки правительства, уже не могло быть реализовано - оно опоздало со своим появлением. Начальные школы можно было разбить на следующие разряды: образцовые училища, приходские училища, училища в земских губерниях, училища в Киевской, Волынской, Подольской губерниях, училища в Северо-западных губерниях, частные училища и др. Основная тяжесть содержания начальных школ лежала на земствах, обществах, сословиях.

Народные училища находились в тяжелейшем состоянии, поскольку расходы на народное образование признавались делом только крестьянства, и «подушный» сбор взимался в течение 30 лет до 1898 г. Учебники и книги для народных училищ подвергались строгой цензуре Ученого комитета министерства.

Расходы земских учреждений на школы постоянно росли: в 1869 г. 5% годового бюджета земств шло на школы, в 1874 г. эти расходы составляли 11,4%, в 1879 г.- 13,7%, в 1885 г.- 16%. [2]

Уездные земства считали своей обязанностью заботу об улучшении педагогической подготовки учителей, поэтому организовывались съезды и курсы под руководством опытных педагогов. Уездные гласные ходатайствовали перед губернскими властями о правильной подготовке новых учителей.

Большое внимание власти уделяли церковно-приходским школам. Обер-губернатор Синода К.П. Победоносцев заявил в 1881 г. в Совете Министров, что церковно-приходские школы представляют гораздо больше гарантий для благонадежного образования, чем народные школы. [14]

В 1884 г. принимаются Правила для церковно-приходских школ: для одноклассных с двухгодичным сроком обучения и двухклассных с четырехгодичным сроком обучения. Определялось, что церковно-приходские школы - начальные училища, открываемые православным духовенством; цель их та же, что и начальных народных училищ. В их стенах изучались: Закон Божий (включавший в себя изучений молитв, Священную историю и объяснение богослужения, краткий катехизис); церковное пение; чтение церковной и гражданской печати и письмо; начальные арифметические правила. [16]


К концу века, а именно в 1893 г., в России насчитывалось 25978 школ, подведомственных Министерству, в которых обучалось 1679653 ученика. В то же время церковно-приходских школ было 25501 с числом учащихся в 821215. Имеющиеся статистические данные по этому вопросу свидетельствуют о том, что в министерских и земских школах обучалось 4.5 млн. чел., в школах Синода - 1 млн. чел. [12]

В интересах быстро развивающейся экономики открываются промышленные училища, Положение о которых принимается в 1888 г. Предусматривались три основных типа этих учебных заведений: средние технические, низшие технические и ремесленные. [3]

Опыт деятельности гимназий в 60-е гг. подсказал необходимость ее корректировки. В 1871 г. был принят устав гимназий и прогимназий. В нем отмечалось, что классическая гимназия представляет собой основной тип общеобразовательного и всесословного среднего учебного заведения, целью которого является подготовка юношей в университет и другие высшие специальные училища. В гимназии обучались дети всех сословий без различия звания и вероисповедания.

Принятие устава гимназий и прогимназий 1871 г. представляло определенный рубеж в развитии среднего образования. Однако дискуссии о содержании среднего образования продолжались. Имело место и заимствование немецкой систематизации и абстракции в российской педагогике. Склонность к отвлечению и абстракции в педагогике решительно осуждал К.Д. Ушинский, возражавший против того, чтобы воспитание приносилось в жертву науке. «Уменье приложить знание к делу, укрепление душевных способностей, развитие характера, внешняя полировка человека составляют для немецкой педагогики вопросы второстепенные»,- писал ученый-педагог. [1]

С целью подготовки учителей древних языков для гимназий в 1867г. в Петербурге учреждается историко-филологический институт, а в 1873 г.- русская филологическая семинария в Лейпциге, действовавшая в течение 16 лет. [3]

Усиление сословности в образовании и насаждение классицизма привели к сокращению численности учащихся в гимназиях и прогимназиях: с 1881 по 1894 гг. она снизилась с 65751 до 62863 чел. И если дети дворян в гимназиях в 1881 г. составляли 47,5%, а в 1894 г.- 56,3%, то дети крестьян соответственно - 8% и 6%. [17]

Средних учебных заведений в России в начале 90-х гг. было 898, из которых мужских - 614, женских - 284. Один учащийся приходился на 564 чел. населения России, на 300 чел. населения Франции, на 122 чел. населения Пруссии, на 202 чел. населения Англии, на 83 чел. населения США. Следовательно, рост числа учебных заведений и учащихся в них не давали пока заметных сдвигов в характеристике образовательного ценза населения России.


Вместе с тем, потребности общества, стремительное развитие экономики настоятельно диктовали необходимость решения вопроса об увеличении масштабов подготовки специалистов для промышленности. Многолетняя дискуссия о классическом и реальном образовании привела к принятию 15 мая 1872 г. такого важного документа как устав реальных училищ. В нем определялась цель реальных училищ - доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний. В уставе закреплялось, что в реальные училища могут быть приняты юноши всех состояний и вероисповеданий. [16]

Для разработки проекта нового университетского устава в 1875 г. создается комиссия под председательством гр. И.Д. Делянова, в которую вошли все ректоры университетов (кроме Дерптского), а также члены совета Министерства внутренних дел и др. Ректоры высказались за сохранение основ устава 1863 г., в том числе, университетской автономии. Однако этого не произошло; к концу 1879 г. был подготовлен проект нового университетского устава, принятого в 1884 г. Согласно новому закону усиливалось правительственное влияние на университеты, выразившееся в возрастании роли попечителя. Он получал право созывать Совет и правление университета и назначать ректора и деканов. Правительственная власть усиливала контроль за ходом обучения; принимала меры «пресечения злоупотребления свободы преподавания». [16]

Большинство университетов высказывалось против этого проекта. Несмотря на это, новый университетский устав был высочайше утвержден в августе 1884 г.

Автором его был редактор «Московских ведомостей» М.Н. Каткову - человек, твердо стоявший на защите охранительных взглядов. Впервые в истории российского образования университеты подчинялись строгому контролю со стороны правительства и министерства. [1]

Прерогативы Министерства были весьма широки: оно получало право назначения, повышения, удаления со своих должностей профессоров, право избрания ректоров из числа предложенных университетами кандидатов на эту должность. (Прежде, по уставу 1863 г., ректор избирался профессорской коллегией.)

Год спустя, в 1885 г. был издан ряд циркуляров и правил, дополнявших и развивавших устав. Это были "Соображения о приведении в действие постановлений нового устава". Суть их состояла в следующем: в главе "Усиление научного труда в университетах" подтверждалось выделение профессорам гонораров за эту работу. [17]

Составители университетского устава 1884 г. механически заимствовали многие черты немецких университетов, однако, их сущность -академические свободы - не была учтена. Устав противоречил началам русской жизни, а по многим аспектам и потребностям времени.