Файл: Л. И. Абалкин Актуальность темы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ № 803

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ В 1802-1917 ГГ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Организационные аспекты становления министерства просвещения

в 1802-1917 гг. 7

2 Министерство просвещения в 1802- 1817 гг. 13

3 Министерство духовных дел и народного просвещения в 1819- 1917 гг. 19

3.1 Буржуазные реформы в области образования 31

3.2 Образовательная система России к концу XIX в. 38

Заключение 44

Список использованных источников и литературы 47
ВВЕДЕНИЕ

Не посмотрев правде в глаза,

мы не станем другими, и не будем жить лучше.

Л.И. Абалкин

Актуальность темы исследования.

Проблемы современного высшего образования сегодня особенно актуальны. После подписания Россией 19 сентября 2003 года Болонской декларации о построении к 2010 году единого европейского образовательного пространства, Россия стала членом объединения европейских государств по созданию единого образовательного пространства. Главная цель – создать общие требования к качеству образования, увеличить возможности мобильности студентов и преподавателей.

Процесс создания единого европейского образовательного пространства, в который теперь включилась Россия, непрост. Но особую сложность вызывает соответствие международным стандартам образования. Что определяет роль образования в России наших дней? Факторы очевидны: становление правового государства, действительной и действующей демократии; современное, жизненно необходимое и достаточное образование россиян, их воспитание, безусловно, соответствующее новым реалиям.

Однако, развитие и становление новой системы образования невозможно без изучения исторических факторов и их современной аналитической интеграции с существующим состоянием образования. Системе российского образования уже более 200 лет, за это период было совершенно немало ошибок, коренным образом повлиявших на развитие Российского государства. Поэтому, сегодня, решившись на такой шаг, как кардинальная перестройка «советского» образования и переход на европейские стандарты следует учитывать опыт прошлого.

XVIII век и начало XIX столетия часто называют «веком просвещения». Развитие просвещения характеризовалось, с одной стороны, ростом количества учебно-воспитательных учреждений, а с другой - ослаблением влияния на образовательный процесс религии и национальных культурных традиций.


Развитие образования в России в начале XVIII в. прочно связано с именем великого реформатора Петра I.

Начав грандиозное дело модернизации страны, Петр I быстро понял, что нельзя вытянуть Россию из заскорузлости и отсталости от более развитых европейских государств, в которой она пребывала в конце XVII в., не создав профессионального и интеллектуального обеспечения намечаемых реформ. Нужны были единомышленники, люди, сведущие в науках, просвещенные, которые смогли бы разъяснить необходимость обновления для Отчизны и профессионально работать в различных областях государственной и общественной жизни.

Существовавшая система образования не готовила людей широко образованных, критически мыслящих, инициативных, с новыми взглядами на жизнь и новыми идеалами. Она не могла их подготовить, поскольку перед ней ставились иные цели и задачи. Необходима была серьезная ломка, коренное преобразование учебных заведений страны, всей образовательной системы. [1]

В ходе разработки реформы обсуждался вопрос: как назвать министерство? Предлагались такие названия: министерство общественного образования, министерство общественного воспитания, министерство народного просвещения. Решено было остановиться на последнем варианте.

8 сентября 1802 г. Александр I издал Манифест об учреждении министерств, в том числе, Министерства народного просвещения, которое возглавил граф П.В. Завадовский, Современники свидетельствовали, что П.В. Завадовский обладал признательностью к отличным дарованиям и заслугам других, не был ни злопамятен, ни мстителен.

До назначения министром он возглавлял Комиссию народных училищ. В тот же день Министерство народного просвещения приняло постановление «Об обязанностях комиссии училищ», определявшее персональный состав комиссии: кн. А.Чарторыйский, гр. С.Потоцкий, генерал-майоры Клинтер, Хитров, академики Н.Я. Озерецковский, Н.И. Фукс. [16]

Правителем дел назначался коллежский советник В.Н. Каразин, поскольку провел гигантскую работу по получению средств от харьковского дворянства на открытие университета, который он вскоре и возглавил, на смену ему в 3804 г. пришел известный переводчик греческих классиков И.И. Мартынов. В постановлении определялись функции комиссии, в числе которых была и организация университетов.

Министерство народного просвещения (МНП), центральное государственное учреждение России (1802 - 1917), созданное с целью «воспитания юношества и распространения наук». В 1918 МНП прекратило своё существование.



Цель работы – изучить на основе историографических материалов становление и развитие министерства просвещения России в 1802-1917 гг.

Задачи работы:

1. Изучить организационные аспекты становления министерства просвещения в период 1802-1917 гг.

2. Рассмотреть предпосылки возникновения и становления Министерства просвещения в 1802- 1817 гг.

3. Изучить особенности деятельности Министерства духовных дел и народного просвещения в 1819- 1917 гг.

4. Осуществить интеграцию развития системы Образования России в период 1802-1917 гг. и исторического развития России.

Предмет исследования современный взгляд на эффективность мероприятий, осуществляемых Министерством образования в1802-1917 гг. и их влияние на развитие России.

Объект исследования - развитие и функционирование системы образования и деятельности Министерства образования в период 1802-1917 гг.

Состояние научной разработки темы. Проблема взаимодействия и взаимовлияния профессиональной историографии и массового исторического сознания в последние годы привлекает пристальное внимание представителей общественных наук. Открывая обзор научной литературы, следует отметить, что в процессе работы автор учитывал тот ценный материал по истории образовательной системы России, который содержится в обобщающих работах по историографии.

Однако существует немало работ представленные современными взглядами, позволяющие не просто отобразить существующие факты, а представить аналитический подход к истории образовательной системы России. Это работы Камоско Л.В., Васильевой З.И., Ерошкина Н.П., Иванова А.Е., Миронос А.А., Сафонова М.М., Сенина А.С., Стаферовой Е.Л., Рождественского С.В., Филиппова А.Н., Чеснокова И.В., Шепелева Л.Е. и др.

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ В 1802-1917 ГГ.

Министерство народного просвещения работало в 1802-1817; 1824-1917 гг. Центральное государственное учреждение, руководившее университетами, школами и училищами различных типов, научными учреждениями, библиотеками, музеями, типографиями.

Образовано манифестом от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в целях "воспитания юношества и распространения наук». [16]

Первым из центральных учреждений ведомства стала Комиссия об училищах (с 24 января 1803 по 18 июня 1863 - Главное правление училищ), состоявшая из попечителей университетов и учебных округов и назначенных императором членов под председательством министра народного просвещения.


Министерство народного просвещения руководило составлением уставов и правил для университетов, средних и низших учебных заведений, ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава, снабжало учебные заведения книгами и учебными пособиями.

Высшим совещательным органом Министерства народного просвещения являлся учрежденный 7 января 1803 года Департамент народного просвещения, наделенный в основном административно-распорядительными функциями. [1]

Одним из первых документов Министерства явился Устав учебных заведений, подведомых университетам, в соответствии с которым было образовано 6 учебных округов (Петербургский, Московский, Виленский (Белорусско - Литовский), Дерптский, Казанский, Харьковский) во главе с шестью университетами. Этим документом предполагалось создание системы непрерывного образования и он сыграл значительную роль в становлении системы образования в последующие годы. [16]

Целесообразно внимательно рассмотреть типы учебных заведений, составлявших основу системы непрерывного образования (приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты), содержание занятий в них.

Особенно подробно следует изучить развитие гимназий в России, сопоставить содержание образования в их двух типах - классических и реальных, отражавших развитие двух направлений в образовании: формального и материального.

В марте 1803 года образована Канцелярия Главного правления училищ и контора, управлявшая доходами правления.

В 1808 году на основе одной из экспедиций канцелярии и конторы образован Хозяйственный комитет. [5]

Главными функциями Министерства народного просвещения в первые годы стали: образование системы учебных округов, увеличение числа университетов и превращение их в органы управления учебными заведениями, утверждение уставов университетов с их автономией в вопросах внутреннего управления и суда.

В 1804 – 1826 гг. Министерство народного просвещения осуществляло цензуру печати через цензурные комитеты при университетах. 5 ноября 1804 года утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», по которому создавалась сеть местных учебных заведений, носивших всесословный характер.

Одновременно Министерство народного просвещения открыло ряд привилегированных учебных заведений — лицеев. Согласно манифесту от 25 июля 1810 года «О разделении государственных дел на особые управления» к Министерство народного просвещения перешло управление всеми академиями и учебными заведениями, кроме военного и православного исповедания. [16]


В 1817-1824 гг. аппарат Министерства народного просвещения был включен в состав Министерства духовных дел и народного просвещения. После воссоздания Министерства народного просвещения в его составе продолжал действовать Ученый комитет (27 марта 1817 - 10 сентября 1831, 5 мая 1856-1917), ведавший общими вопросами учебного характера и рассматривавший проекты учебных пособий. 20 января 1825 года начала работу Канцелярия министра народного просвещения и главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий (окончательное разделение этих ведомств состоялось 25 апреля 1812 года). [14]

Канцелярия вела секретные дела, частную переписку министра, осуществляла перевод с иностранных языков и т.п. С 10 сентября 1831 года в Департаменте народного просвещения сосредоточена статистическая работа, а с 31 мая 1835 - хозяйственные дела ведомства, руководство архивом министерства, книжным магазином, «Журналом Министерства народного просвещения». Главное правление училищ с 1835 года оставалось на правах Совета министра и решало дела, уже предварительно рассмотренные в Департаменте. [16]

С 14 мая 1826 по 13 марта 1850 под руководством министра народного просвещения действовал межведомственный Комитет устройства учебных заведений. Он рассматривал новый университетский устав, уставы Нежинского и Ришельевского лицеев и т.п. При этом комитете на правах отделения действовал Комитет для рассмотрения учебных пособий. С 22 апреля 1826 по 10 марта 1863 в Министерстве народного просвещения находилось Главное управление цензуры. Канцелярия этого управления в 1862-1863 именовалась Особенной канцелярией при министре народного просвещения. [13]

С 24 декабря 1834 при Министерстве народного просвещения работала Археографическая комиссия (с 18 февраля1837 - постоянно действующее учреждение). Согласно новому положению (1904) она имела целью «научное описание и систематическое издание источников отечественной истории и памятников юридических и литературных». Согласно принятому 18 июня 1863 года «Учреждению Министерства народного просвещения» центральный аппарат Министерства народного просвещения включал: [1]

- Совет министра (рассматривал общие вопросы развития образования и науки в России),

- Департамент народного просвещения (ведал личным составом учебных заведений, инспекторскими, счетными, хозяйственными и судебными вопросами),