Файл: Билет Философия, ее роль в жизни человека и общества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости. Рабочий отчуждается от своего труда, от продукта труда (прибыли) и от другого человека (в результате классового деления) и, таким образом, отчуждается от самого себя, утрачивает свою человеческую сущность.
Если ранний Маркс фактически отождествлял отчуждение с опредмечиванием (переводом трудовой деятельности в предметные формы культуры, например, воплощение творческой фантазии в произведение искусства – картину, книгу, музыку и пр.) и полагал, что отчуждение – судьба самого человека (так как нельзя не трудиться и не опредмечивать свой труд!), то поздний Маркс видит причину отчуждения в частной собственности. Именно ее наличие приводит к классовому делению (на имущих и неимущих) и, как результат, к отчуждению.
Основоположники марксистской философии видели способ искоренения отчуждения в установлении новых социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:
• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда
(прибавочного продукта) узкой группой лиц;
• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);
• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
2. Философия морали и этика
Традиционно проблемы морали осмысляются в рамках особой философской дисциплины
– этики. Само слово "этика" впервые ввел в философский обиход Аристотель.
Сегодня этика определяется как учение (или наука) об исторически сложившихся правилах, нормах поведения людей, нравственных ценностях, в частности, о добре и зле, свободе и справедливости, долге и милосердии.
Вплоть до начала XX века считалось, что этика – единственная дисциплина, изучающая мораль. Однако оказалось, что при исследовании морали надо разделять сущее и должное, то, что есть, и то, что должно быть. Поэтому этика начинает нередко рассматриваться как нормативная наука, нацеленная к миру должного, к обоснованию того, что должно быть, тогда как изучение реального бытия морали в обществе отходит к сфере компетенции других "моральных" наук, в частности, истории, этнографии, социологии и психологии морали. Отсюда вытекает, что этика исследует не всю сферу морали, а только лишь ее, морали, нормативное бытие.
Важнейшей задачей этики является разработка категориально-понятийного аппарата для анализа морали. Центральным понятием этики является категория добра как высшего блага, как высшей положительной ценности. Этические учения отличаются между собой, прежде всего, пониманием высшего блага, которое разные мыслители трактовали по-разному. К числу основных этических категорий относят также «справедливость», «долг», «идеал», «совесть», «свободу»,
«счастье».
Таким образом, становится ясным, что философия морали и этика хотя и тесно взаимосвязаны и во многом пересекаются, однако не совпадают. Философия морали изучает феномен морали в наиболее общем виде: ее сущность, структуру и функции, место морали в обществе, ее соотношение с другими формами духовной жизни и способами регуляции жизнедеятельности людей. Тем не менее, многие исследователи отрицают исключительно нормативный характер этики, полагая, что существует также дескриптивная этика, изучающая реальное бытие морали. При таком подходе философия морали оказывается либо частью этики, одним из ее разделов, либо полностью с ней совпадает.
2. Сущность и происхождение морали
Термин "моральный" ("moralis") был сконструирован римским философом Цицероном для точного перевода аристотелевского понятия "этического" на латинский язык. Он образовал его от слова "mos" (mores – мн. число), означавшего характер, моду, покрой одежды, обычай.
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости. Рабочий отчуждается от своего труда, от продукта труда (прибыли) и от другого человека (в результате классового деления) и, таким образом, отчуждается от самого себя, утрачивает свою человеческую сущность.
Если ранний Маркс фактически отождествлял отчуждение с опредмечиванием (переводом трудовой деятельности в предметные формы культуры, например, воплощение творческой фантазии в произведение искусства – картину, книгу, музыку и пр.) и полагал, что отчуждение – судьба самого человека (так как нельзя не трудиться и не опредмечивать свой труд!), то поздний Маркс видит причину отчуждения в частной собственности. Именно ее наличие приводит к классовому делению (на имущих и неимущих) и, как результат, к отчуждению.
Основоположники марксистской философии видели способ искоренения отчуждения в установлении новых социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:
• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда
(прибавочного продукта) узкой группой лиц;
• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);
• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
2. Философия морали и этика
Традиционно проблемы морали осмысляются в рамках особой философской дисциплины
– этики. Само слово "этика" впервые ввел в философский обиход Аристотель.
Сегодня этика определяется как учение (или наука) об исторически сложившихся правилах, нормах поведения людей, нравственных ценностях, в частности, о добре и зле, свободе и справедливости, долге и милосердии.
Вплоть до начала XX века считалось, что этика – единственная дисциплина, изучающая мораль. Однако оказалось, что при исследовании морали надо разделять сущее и должное, то, что есть, и то, что должно быть. Поэтому этика начинает нередко рассматриваться как нормативная наука, нацеленная к миру должного, к обоснованию того, что должно быть, тогда как изучение реального бытия морали в обществе отходит к сфере компетенции других "моральных" наук, в частности, истории, этнографии, социологии и психологии морали. Отсюда вытекает, что этика исследует не всю сферу морали, а только лишь ее, морали, нормативное бытие.
Важнейшей задачей этики является разработка категориально-понятийного аппарата для анализа морали. Центральным понятием этики является категория добра как высшего блага, как высшей положительной ценности. Этические учения отличаются между собой, прежде всего, пониманием высшего блага, которое разные мыслители трактовали по-разному. К числу основных этических категорий относят также «справедливость», «долг», «идеал», «совесть», «свободу»,
«счастье».
Таким образом, становится ясным, что философия морали и этика хотя и тесно взаимосвязаны и во многом пересекаются, однако не совпадают. Философия морали изучает феномен морали в наиболее общем виде: ее сущность, структуру и функции, место морали в обществе, ее соотношение с другими формами духовной жизни и способами регуляции жизнедеятельности людей. Тем не менее, многие исследователи отрицают исключительно нормативный характер этики, полагая, что существует также дескриптивная этика, изучающая реальное бытие морали. При таком подходе философия морали оказывается либо частью этики, одним из ее разделов, либо полностью с ней совпадает.
2. Сущность и происхождение морали
Термин "моральный" ("moralis") был сконструирован римским философом Цицероном для точного перевода аристотелевского понятия "этического" на латинский язык. Он образовал его от слова "mos" (mores – мн. число), означавшего характер, моду, покрой одежды, обычай.
Чаще всего под моралью (нравственностью) понимают способ упорядочения (регуляции) отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра.
Моральная регуляция осуществляется с помощью системы норм и правил, которые суть либо предписания (напр., "Возлюби ближнего своего как самого себя"), либо запреты ("Не убивай"). Ненадлежащее соблюдение норм наказывается (напр., посредством бойкота, общественного порицания), а надлежащее, наоборот, поощряется (похвала, одобрение). Моральные наказания и поощрения образуют в совокупности систему моральных санкций. Таков в общем виде механизм моральной регуляции.
Наряду с моралью выделяют два других способа регуляции взаимоотношений людей - обычай и право. Первый отличается от морали тем, что не требует от индивида осознанного выбора поступков, ведь обычай – это стереотипный способ поведения, привычный для членов группы. Право же отличается от морали своим принудительным характером: нормы права носят писаный характер, фиксируются в юридических документах (законах, кодексах и пр.), а потому обязательны для исполнения. Соответственно и поддерживаются правовые нормы не силой общественного мнения, а силой государства, и за их нарушение налагаются правовые санкции
(штраф, тюремное заключение и пр.). Таким образом, специфика моральной регуляции в том, что она требует от индивида свободного подчинения высшим ценностям, принципам и идеалам, что держится не на традиции и принуждении, а на свободном убеждении человека в верховенстве
Добра, иных высших ценностей (Справедливости, Милосердия, Любви).
Важнейшими императивными механизмами морали выступают долг и совесть. Первый представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом. В самом общем виде, долг – это следование пути добродетели, обычно вопреки собственной выгоде. Неисполненность долга приводит в движение совесть, которая есть важнейший механизм нравственного самоконтроля личности. Совесть предполагает умение критически оценивать свои поступки, мысли и желания, требует от человека быть честным
«во мраке», т.е. когда никто другой не может проконтролировать его действия и побуждения. Долг и совесть тесно взаимосвязаны: поступок по совести – это поступок из чувства долга.
По вопросу о происхождении морали существуют три основные точки зрения, ни одна из которых не является общепризнанной.
Согласно первой из них, обосновываемой в рамках монотеистических религий нравственность рассматривается как Божий дар, как совокупность правил и норм, ниспосланных человеку Богом в уже готовом виде, в частности, в форме заповедей. Другую позицию защищают сторонники биологизаторского подхода. Мораль – простое продолжение форм регуляции взаимоотношений между животными, ибо у последних обнаружены такие «зародыши» нравственности, как альтруизм, групповая солидарность, запрет на убийство сородичей и др.
Наконец, в марксизме как наиболее известной социоцентристской теории нравственность выводится из совместной трудовой деятельности, которая нуждалась в кооперации и регуляции с помощью определённых правил.
Тем не менее, ясно, что мораль – достаточно позднее образование даже в человеческом обществе, если, конечно, под моралью понимать не просто систему предписаний и запретов, регулирующих поведение (такие правила есть уже у животных), а систему осознанных и свободно выбираемых правил и норм поведения. При таком видении мораль возникает лишь при переходе от родового строя к цивилизованному образу жизни, т.е. на заре первых цивилизаций
(древнеегипетской, шумерской и др.). Именно в это время мораль отделяется от права, артикулируются представления о добре и зле, должном и недолжном, справедливом и несправедливом, кристаллизуются понятия долга, патриотизма, совести и пр.
В первобытном обществе мораль ещё не отделялась от обычая и права, все они существовали в синкретическом единстве: то, что не соответствует обычаю, то и аморально, и противоправно. Иными словами, мораль, право и обычай образовывали в первобытности единый, нераздельный комплекс норм и правил, регулирующих поведение человека. Это значит, что дикарь не имел представлений о моральном и аморальном, а лишь о дозволенном и запретном. И этим он мало отличался от животных, ведь у последних тоже есть зачатки подобных представлений, но морали, по-видимому, нет.
Таким образом, мораль может рассматриваться трояко: либо как установление Бога, и тогда заповеди морали абсолютны, не подлежат критике и пересмотру, либо как более усложненная
и витиеватая форма регуляции отношений между людьми, наследующая традициям животного стада, либо как человеческое установление, а потому и исторически изменчивое явление, не знающее незыблемых, вечных норм и правил (моральный релятивизм).
3. Структура морали
Мораль состоит из трёх основных компонентов: нравственных отношений, нравственной деятельности и нравственного сознания, которые также можно назвать подсистемами морали.
Нравственные отношения- это отношения, в которые вступают люди, совершая моральные
(аморальные) поступки. Своеобразие нравственных отношений в том, что они вездесущи, вплетены в структуру всех видов деятельности человека – экономику, быт, семью, политику, науку, образование, медицину. Также можно сказать, что все отношения между людьми в той или иной степени морально окрашены.
Нравственные отношения носят преимущественно субъект-субъектный характер, т.е. это отношения между людьми, выступающими носителями моральной активности (деятельности).
Правда, в последние десятилетия с появлением экологической этики, рассматривающей отношения между человеком и природой, в сферу морально-нравственной регуляции попали объекты живой и даже неживой природы. Происходит своего рода возврат к язычеству, где отношение к природным объектам зачастую носило сакральный, нередко и персонифицированный характер (отсюда, например, такое словосочетание как «мать-земля»).
Субъектами морали могут выступать не только отдельные индивиды, но также большие и малые группы людей, общество в целом и даже всё человечество. Активность субъектов проявляется не только в том, что они совершают моральные (аморальные) поступки, но также и в том, что они могут оценивать (одобрять или осуждать) поступки, обосновывать и создавать новые моральные нормы. Необходимым качеством всякого субъекта морали является свобода (точнее, свобода морального выбора), наличие же свободы предполагает и моральную ответственность за совершённые деяния.
Во-вторых, в мораль входит нравственная деятельность как совокупность действий субъектов морали, подлежащих нравственной оценке и моральному регулированию. Единицей, элементарной, далее неразложимой клеточкой нравственной деятельности выступает поступок, т.е. любое нравственно окрашенное действие человека, действие, подлежащее моральной оценке.
Соответственно, все действия человека можно разделить на аморальные (безнравственные), моральные (нравственные), внеморальные (нейтральные).
Третьим компонентом (подсистемой) морали является нравственное сознание– форма общественного сознания, отражение (восприятие, объяснение, оценка) моральной деятельности и отношений в сознании людей.
Основными элементами морального сознания выступают моральные представления (о добре и зле, о справедливом и несправедливом, о должном и не-должном), принципы (например, принцип справедливости), идеалы (напр., идеал милосердной любви, символизируемый личностью
Иисуса Христа), ценности (Свобода, Деньги, Любовь, Истина, Власть и др.).
Верховная роль в структуре нравственного сознания принадлежит ценностям, причём в каждом обществе, культуре, равно как и в каждом этическом учении в качестве важнейших признаётся свой особенный набор ценностей, которые могут считаться либо равноправными, либо более или менее важными.
В целом же, и моральные отношения, и моральная деятельность, и нравственное сознание образуют неразрывное единство и в совокупности составляют то, что мы называем словом мораль
(нравственность).
3. Структура морали
Мораль состоит из трёх основных компонентов: нравственных отношений, нравственной деятельности и нравственного сознания, которые также можно назвать подсистемами морали.
Нравственные отношения- это отношения, в которые вступают люди, совершая моральные
(аморальные) поступки. Своеобразие нравственных отношений в том, что они вездесущи, вплетены в структуру всех видов деятельности человека – экономику, быт, семью, политику, науку, образование, медицину. Также можно сказать, что все отношения между людьми в той или иной степени морально окрашены.
Нравственные отношения носят преимущественно субъект-субъектный характер, т.е. это отношения между людьми, выступающими носителями моральной активности (деятельности).
Правда, в последние десятилетия с появлением экологической этики, рассматривающей отношения между человеком и природой, в сферу морально-нравственной регуляции попали объекты живой и даже неживой природы. Происходит своего рода возврат к язычеству, где отношение к природным объектам зачастую носило сакральный, нередко и персонифицированный характер (отсюда, например, такое словосочетание как «мать-земля»).
Субъектами морали могут выступать не только отдельные индивиды, но также большие и малые группы людей, общество в целом и даже всё человечество. Активность субъектов проявляется не только в том, что они совершают моральные (аморальные) поступки, но также и в том, что они могут оценивать (одобрять или осуждать) поступки, обосновывать и создавать новые моральные нормы. Необходимым качеством всякого субъекта морали является свобода (точнее, свобода морального выбора), наличие же свободы предполагает и моральную ответственность за совершённые деяния.
Во-вторых, в мораль входит нравственная деятельность как совокупность действий субъектов морали, подлежащих нравственной оценке и моральному регулированию. Единицей, элементарной, далее неразложимой клеточкой нравственной деятельности выступает поступок, т.е. любое нравственно окрашенное действие человека, действие, подлежащее моральной оценке.
Соответственно, все действия человека можно разделить на аморальные (безнравственные), моральные (нравственные), внеморальные (нейтральные).
Третьим компонентом (подсистемой) морали является нравственное сознание– форма общественного сознания, отражение (восприятие, объяснение, оценка) моральной деятельности и отношений в сознании людей.
Основными элементами морального сознания выступают моральные представления (о добре и зле, о справедливом и несправедливом, о должном и не-должном), принципы (например, принцип справедливости), идеалы (напр., идеал милосердной любви, символизируемый личностью
Иисуса Христа), ценности (Свобода, Деньги, Любовь, Истина, Власть и др.).
Верховная роль в структуре нравственного сознания принадлежит ценностям, причём в каждом обществе, культуре, равно как и в каждом этическом учении в качестве важнейших признаётся свой особенный набор ценностей, которые могут считаться либо равноправными, либо более или менее важными.
В целом же, и моральные отношения, и моральная деятельность, и нравственное сознание образуют неразрывное единство и в совокупности составляют то, что мы называем словом мораль
(нравственность).
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Билет 10. 1. Русская философия: этапы развития и основные концепции.
Под русской философией понимают совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке и в рамках русской духовной культуры. В оценке русской философии как интеллектуального феномена существуют две точки зрения:
1) русская философия – чисто национальное явление, изолированное от европейской и мировой философской традиции;
2) русская философия – часть мирового историко-философского процесса.
Этапы русской философии:
I) 988 г – принятие христианства
Начинается перевод литературы. Появляются сочинения митрополита Иллариона
К наиболее значительным в философском отношении литературным памятникам этого периода следует отнести «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (середина XI в.), где автор размышляет о различии двух мировоззрений через анализ понятий «закон» и «благодать»: иудаизм – религия закона, религия одного народа, а христианство – религия благодати, учение, открытое всему человечеству.
II) Период татаро-монгольского нашествия.
В этот период философия находилась в упадке.
III) Московский период.
На развитие философии XV –XVI вв. существенное влияние оказали такие социально- политические процессы, как татаро-монгольский протекторат, падение и начало процесса активного формирования и оформления русского централизованного государства.
Именно в этот период возникает концепция старца Филофея Псковского «Москва – третий
Рим», согласно которой после падения Рима и Константинополя («второго Рима»), центр мировой истории перемещается в Россию – единственную носительницу «истинно христианского духа». К крупным мыслителям данного периода следует также отнести Нила Сорского и Максима Грека.
Этот период характеризуется проникновением исихазма на Русь. Исихия – уединенная молитва.
Это православно-мистическое учение пришло из Византии.
Происходил Спор между нестяжателями и иосифлянами. Иосифляне – считали, что церковь должна быть богатой, чтоб помогать. А другие – что церковь должна не вмешиваться, а только молиться. Победили иосифляне.
IV) Петербургский период. Перенос европейских ценностей. Век русского просвещения
(18 век).
Характеризуется переходом от библейского взгляда на мир к естественнонаучной картине мира, возникновением первых университетов, становлением рациональных форм философствования. М.В. Ломоносов заложил основы материалистического понимания природы, хоть и не отрицал существование Бога.
Он развивал и поддерживал многие идеи новоевропейской философии: теорию двойственной истины, отделявшую науку от религии, деизма, детерминизма, занимался проблемами натурфилософии, противопоставляя ее богословию.
Среди религиозных мыслителей того времени следует упомянуть Григория Сковороду, разрабатывавшего, главным образом, проблемы нравственной философии с опорой на Библию.
Большое влияние на передовых русских мыслителей оказали взгляды французских просветителей
XVIII в.: Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье и др. Под влиянием их идей Александр Радищев сочинил свое знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», за которое был сослан в Сибирь.
V) 19 век
Декабристское движение.
Западники, славянофилы
Славянофилы исходили из явной идеализации допетровской Руси, негативно оценивали петровские реформы, настаивая на абсолютной самобытности России и ее религиозно-спасительной миссии для всего человечества в будущем.
Западники, напротив, позитивно оценивали преобразования Петра 1, выдвигая тезис о необходимости преодоления цивилизационной изоляции России и «о необходимости включения её в единый культурно- исторический процесс Запада».
Славянофилы и западники, таким образом, поставили вопрос о самоидентификации русского национального самосознания, окончательный и однозначный ответ на который не найден до сих пор.
60-е гг. 19 века – революционные демократы
конец 19-го – начало 20 века – русская религиозная философия (В.С. Соловьёв)
В.С. Соловьёв (1853 – 1900).
Первый крупнейший русский философ, создавший самостоятельную философскую систему на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. Суть философии «всеединства» - идея всеединства, которая реализуется в онтологии, гносеологии, антропологии и историософии.
Основное понятие – «всеединство», реализующееся на разных уровнях.
Главные проблемы:
1. Гносеология Вл. Соловьева: проблема «цельного знания» - неразрывной взаимосвязи эмпирического
(научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, а верой и интуицией.
То есть по Соловьёву подлинное, разностороннее знание должно включать в себя все три данных компонента.
2. Онтология Вл. Соловьева: учение о всеединстве.
Признание в качестве основания мира духовного идеального первоначала - Абсолюта, независимого от человеческого сознания и первичного по отношению к нему. В Абсолюте есть два центра:
А) сущее как начало всякого единства;
Б) бытие как начало множественных форм.
Духовная основа Абсолюта – София (Душа мира, каждой вещи в отдельности), которая содержит в себе замысел, заданность, закон и метод осуществления любой вещи, идеи.
Развитие мира есть раздвоение Абсолюта на себя и свое отрицание, в результате которого появляется весь материальный мир. (т.е. материальный мир = отрицание Абсолюта)
Таким образом, всеединство – это единство Творца и творения.
3. Антропология Вл. Соловьева: человек – посредник между Богом и природой, он обладает совестью
(совестливое животное), а цель – служение добру.
4. Историософия Вл. Соловьева: учение о богочеловечестве – соединении человечества, всех наций и
Бога. Соловьев призывал объединить Россию и Европу, все религии в единое целое. В этом он видел смысл и предназначение истории.
Философия конца XIX - начала XX века.
Крупнейшим философом этого периода является Николай Бердяев, которого относят к представителям русского экзистенциализма. В центре его философии - проблема человека, его свободы и творчества, раскрытая в таких трудах как «Философия свободы», «Смысл творчества», «О назначении человека» и др.
Он начинал как марксист, но затем заинтересовался религиозной философией, и стал даже не православным философом. В основе было понятие меонической философии. Меон – по гр. нечто.
Якобы еще до Бога существовала некая меоническая свобода, это нечто. А значит в человеке есть нечто до божественной реальности, поэтому человек воспринимает и ведет себя иногда как соперник Бога.
Основой мироздания Н.Бердяев считает ничем неограниченную абсолютную свободу. Но в материальном мире человек лишен подлинной свободы и возможности проявления своего творческого начала, поскольку материальный мир - царство необходимости, обезличенности, усредненности, - всего того, что поглощает и уничтожает в человеке неповторимо-индивидуальное, оригинальное, свободное.
Трактуя назначение личности в мире в духе соловьевской концепции Богочеловека, Бердяев считает, что человек своей творческой активностью, напряжением созидательных сил «призван бороться со смертоносными силами зла и творчески уготовлять наступление Царства Божьего». Человек – это
«микрокосмос» и «микротеос», поэтому именно на него падает вся ответственность за судьбы мироздания. Так Николай Бердяев сформулировал одно из основных положений русского космизма – наиболее значительного феномена в истории новейшей русской философии.
Русский космизм
Н.Ф. Федоров (1828-1903) – ярчайший представитель русского космизма и гуманизма, создатель
«философии общего дела», в которой религиозный мистицизм автора соединяется с верой в силу и мощь творческих возможностей человека.
Основные идеи:
Нужно правильно понять Новый Завет (Апокалипсис), где речь идет не о конце света и
Страшном суде, а о воскрешении умерших людей. Пассивное ожидание страшного конца недостойно человека.
Христианство из молитвы должно превратиться в дело воскрешения предков на основе развития науки и техники. Совместно религия и наука должны бороться со смертью как главным злом человечества через философию «общего дела»: овладевать природой, переустраивать человеческий организм, управлять космическими процессами, «воскрешать отцов».
Долг человека в воскрешении мертвых есть нравственная и сугубо религиозная задача
(гуманизм Федорова).
Константин Циолковский
Основные идеи: