Файл: Билет Философия, ее роль в жизни человека и общества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента. На протяжении долгого времени на ряд важнейших видов медицинских занятий накладывались религиозные и светские запреты. Такие запреты прежде всего относились к изучению внутреннего строения человеческого тела – анатомии. Долгие века врачам не разрешали проводить вскрытие трупов. Под обстрел общественного мнения попали первые попытки переливать кровь, пересаживать органы, делать профилактические прививки и операции на головном мозге, осуществлять искусственное оплодотворение. В современном мире таким тормозом служат законы, которые устанавливают правила использования достижений науки. Государственные законы сегодня помогают разрешить многие споры между обществом и Церковью, с одной стороны, и медициной – с другой. Общество сомневается в моральной допустимости абортов. Создается закон, где сказано, кому и когда аборт разрешен, а когда его делать категорически нельзя. Развитие медицинских технологий ставит перед медициной все новые этические проблемы, которые нелегко разрешить. Поиск правильных решений, выработка новых критериев этичности – большая постоянная работа, и ее необходимо делать, потому что иначе научный прогресс может незаметно для нас самих обернуться регрессом человечности.
Общество должно уделять больше внимания медицине как социальному институту, научно- исследовательскому. Медицина непосредственно защищает жизнь и здоровье - две самые значительные ценности для человека, поэтому общество и государство обязано должным образом относиться к системе здравоохранения и её работникам.
Функции медицины:
-медико-социальная (увеличения прод-ти жизни)
-научно-исследовательская ф-я медицины (научные технологии, новые методы лечения)
-аксиологическая (формирование ценностных ориентаций в обществе)
- прогностическая (моделирование структуры заболеваний и предупреждение эпидемий и пандемий)
-просветительская и педагогическая (просвещение населения о болезнях, ЗОЖ)
Билет 4.
1. Философия Аристотеля
Аристотель (IV в. до н.э.)
Ученик Платона. Но по ряду вопросов он расходятся. «Платон мне друг, но истина дороже». У Платона эйдос отделен от вещей, а у Аристотеля он существует в самой вещи, Аристотель критиковал Платона за дуализм.
Основные произведения
1) Метафизика (то что после физики, содержание выходит за рамки, оно о сверх материальном, сверх чувственном)
2) Физика.
3) Политика.
4) Поэтика.
Основные идеи Аристотеля:
Аристотель наоборот исходит из единичной, конкретной вещи. Единичное бытие – конкретный стул, стол – то из чего надо исходить. И всякая единичная вещь (бытие) имеет 4 причины своего существования:
5) материальная причина. Стол – его материальная причина – дерево. Но из дерева можно много всего сделать, значит, есть еще нечто, что из дерево делает именно стол - это вторая причина.
6) формальная причина. Вещь – взаимодействие материи и формы. При этом материя – это потенциальное. Из дерева кучу всего можно сделать. А форма – актуальность, из дерева актуализируется именно стол.
7) действующая причина. Кто сделал стол? Человек. И он именно и есть движущая причина, он соединяет материю и форму.
8) целевая причина. Вещь существует не просто так, а для чего-то. Для чего нужен стол? Писать на нем и пр. Чтоб что-то с ним делать.
Сложность: но дерево тоже из чего то состоит. И тут Аристотель вводит важное понятие – первоматерия. Первоматерия = ничто. Если это первоматерия, его ни с чем нельзя отожествлять, оно первично, что значит оно и есть небытие, это ничто, но это не вообще ничто, это чистая возможность появления чего бы то не было (чистая потенциальность). Вывод. Нижний этаж – материя (чистая потенциальность), средний этаж - вещи, верхний этаж чистая актуальность, читая форма, форма форм,
Нус (Бог,ум).
Сравнительная характеристика. У Платона – эйдос отдельно от вещей, а у Аристотеля она существует в самой вещи. Единственно отдельно существует – Нус, чистый ум, который живет отдельно и оживляет все.
Политические представления Аристотеля:
Аристотель говорил, что человек – политическое животное, т.е. социальное и он инстинктивно стремится к совместному сожительству. Первый результат социальной жизни – образование семьи – муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Бедные и богатые – элементы государства диаметрально противоположные и в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается соответствующая форма государственного строя. В учении о государстве Аристотель также отошел от концепции Платона,
считая пороком общества не наличие у граждан частной собственности, а ее полное отсутствие у
одних и чрезмерное богатство у других. Для нормального развития общества необходимо, чтобы его граждане имели средний размер собственности. Это, по мысли Аристотеля, удержит людей от порока и заставит их трудиться на пользу обществу. Аристотель не принял идею Платона и отметил, что целое не
может быть счастливо, если его части недосчастливы. Не только человек должен служить государству, но и наоборот. Высшая цель государства – счастье граждан.
Он разработал учение от типах правления. Он выделяет 3 принципа правления, и у каждого из этих принципов есть 2 формы: хорошая и плохая.
Согласно первому принципу (а они отвечают на вопрос сколько человек должно править),
1) Править должен 1 человек. Его хорошая форма: монархия, монарх заботится не только о себе, а о всех гражданах, о целом. А плохая: тирания, поскольку тиран заботится только о себе, о сохранении своей власти.
2) Правят не многие. Хорошая форма: аристократия, они о всех заботятся, а не только о себе. Плохая форма – олигархия, они только о себе заботятся.
3) Правит большинство. Плохая форма – демократия. А хорошая – политейя по сути это та же демократия, но тут не только в своих интересах, а и об интересах еще меньшинства.
Душа по мнению Аристотеля бессмертна. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни.
Душа – форма по отношению к материи и она присуща всем объектам живой природы (растениям, животным, человеку). Душа имеет три части:
1) растительная (способность к питанию);
2) животная (способность к ощущению);
3) разумная (способность к познанию).
Растения имеют только первую часть, животные - первую и вторую, человек - все три. После смерти человека растительная и животная части погибают, а разумная остаётся, сливаясь с мировым разумом.
Логика Аристотеля
Он создал первую в истории систему логики - силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.
Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием).
Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности.
Сущность отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи.
Остальные девять категорий отвечают на вопрос: "Каковы свойства вещи?" - и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое
чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что делает предмет "вот этим", не позволяя ему слиться с другими. Тут возникает проблема: единичное существует реально, но в своей единичности не
есть предмет науки; общее же является предметом научного знания, но неясно, каков его статус как
бытия, - ведь Аристотель отверг учение Платона, согласно которому общее (идея) имеет реальное существование. Эта проблема обсуждалась не только в античной, но и в средневековой, и в новоевропейской философии. На протяжении многих веков философы спорили о том, что существует реально - единичное или общее?
2. Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации.
Наука – форма духовной деятельности людей, которая производит знания о природе, обществе и о самом познании. Ее цель – достижение истины и открытие объективных законов развития мира.
Наука не статична, она изменяется, развивается. Поэтому это динамично развивающая система.
Специфика научного познания
Научное познание имеет 5 специфических черт:
1) Научное познание имеет строгость. Не в смысле дисциплина, а однозначность.
2) Системность. Знание о клетке вписаны в систему живой ткани. Ткань – часть органа, орган – часть организма и пр. Это всегда системное представление об окружающей действительности.
3) Доказательность, либо непротиворечивость, логичность. Знания должны быть логически обоснованы.
4) Специальный язык. Наука оперирует категориальным аппаратом
5) Особые научные методы. Классические: анализ, синтез. Дедукция, индукция, измерение, наблюдение, фиксация и т.д.
Критерии научности:
1) Объективность (на самом деле по соглашению научного сообщества – интерсубъективность);
2) Рациональность (принцип достаточности основания Лейбница – сегодня критикуется, но тем не менее основание должно быть);
3) Нацеленность. Научное знание ПРЕТЕНДУЕТ на всеобщность. Претендует, ибо, например вся классическая наука 17 веков оперировала суммой знаний о нашей солнечной системе. А потом все расширялось, атом разлагался, знания все больше. А потом кто-то заявил, что физики и математики вводили нас в заблуждение, все динамично, а значит не одна теорема не является полной истиной.
Идут изменения, которые мы не можем фиксировать. Система не в равновесном состоянии, чем ее измерить? Невозможно. Поэтому только претендует;
4) Особая организация. Наука носит дисциплинарный характер. Нельзя сказать, что ты просто занимаешься наукой. У нас есть классификация научного знания;
5) Проверяемость (воспроизводимость на практике).
Наука делится по удаленности от практики, их делят на фундаментальные и прикладные. Еще со времен Бэкона (плодоносное и светоносное познание). Все плодоносные законы и опыты сделали на основе фундаментальных законов (светоносных). Есть пример, когда сначала сделали сверхпроводники, но фундаментального еще не открыли, их не могли использовать тупо. Только недавно после открытия фундаментальных законов их смогли использовать.
Функции науки:
1) Описание;
2) Объяснение (как? каким образом?);
3) Предвидение (прогноз);
4) Понимание (почему? с какой целью?).
Структура, методы и формы научного познания
Структура – субъект, объект и закономерности.
Формы – эмпирическая и теоретическая (рациональная).
Методы эмпирического уровня: наблюдение, эксперимент.
Методы теоретического уровня: анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.
Теория – доказана, гипотеза – предположение.
Этапы развития науки.
Классическая наука
Специфика научного познания в 17-18 веке связана с Бэконом. Галилеем, Декартом, сформирована классическая наука. Эти ученые разработали принцип "Научно то, что объективно, универсально, воспроизводится в эксперименте и опытно подтверждаемо. Субъект активен, объект пассивен, субъект может познать весь мир. Характерна строгость мышления, субъект-объектные отношения. Есть доказательность, есть категориальный аппарат, разрабатываются особые научные методы познания, знания претендуют на всеобщность.
Неклассическая наука
(открытие Максвеллом электромагнитных полей). Одно и то же явление может быть описано в различных система координат. Различные объекты реальности не обособлены друг от друга. Они взаимосвязаны между собой, поэтому невозможно исключить объект из системы, в которой они находятся. Нет односторонней истины раз и навсегда.
Постнеклассическая наука.
Один и тот же предмет нельзя изучать в рамках одной науки. Междисциплинарность. Предмет не может быть исключен из реальности. Объект во взаимосвязи. Нет завершающего знания. Есть процессуальность, которая не делает знание точным, а направляет нас.
С XIX в. с развитием науки и техники в философии и культуре обозначились две противоположные установки в понимании роли науки в жизни общества:
Сциентизм – идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире.
Антисциентизм – идейная позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе
БИЛЕТ 5. 1. Основные идеи средневековой философии.
Хронологические границы Европейского Средневековья весьма неопределенны и во многом совпадают с поздним эллинизмом (I-V вв. - XV вв. н.э.).
Философия средневековья развивается под определяющим воздействием христианства.
Среди важнейших религиозно-философских идей Библии, повлиявших на развитие средневековой европейской философии, выделяют: идею единого Бога (монотеизм); идею творения (креационизм) и присутствие в мире Промысла Божия (провиденциализм); идею откровения (истинное знание – это божественное откровение); идею грехопадения и изначальной греховности человечества; идею спасения, условием которого является соблюдение божественных заповедей; идею конечности человеческой истории и учение о конце мира; учение о богочеловеческой природе Иисуса Христа.
Основные этапы европейского средневековья.
1) Первый этап – апологетика. Апология – защита. Представитель: Иустин Философ. В первые времена своего существования христианство находилось в языческом окружении, в Риме были гонения
2) Схоластика (IX-XV) (от латинского слова schole)– средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты (Фома Аквинский) – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. В схоластике философию понимают не как свободное исследование, научный поиск, а как обучение и преподавание (как культура школы). Схоластика как разновидность философии Средневековья представлялась одновременно и как религия, и как форма любого иного типа мировоззрения.
Особенности схоластики:
Систематизация христианского учения и вообще всего знания: составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу. Например, «Сумма философии»,
«Сумма теологий» «Сумма против язычников» (Фома Аквинский), «Сумма логики» (Уильям
Оккам).
Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.
Высокая культура цитирования.
Разделение философии и теологии.
Опора на тексты и формальную логику Аристотеля (рационалиста античности).
Особенности средневековой философии.
1) Теоцентризм – теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего; характеристика средневековой европейской науки, парадигмально построенной на
Библии как на абсолютной истине.
2) Креационизм – идея о том, что Бог сотворил мир из ничего, и его всемогущество сохраняет, поддерживает бытие каждый миг.
3) Эсхатологичность (от греч. — последний, конечный, учение) - система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.
4) Историчность – представление об истории как линейном и прогрессивном движении, восхождении от несовершенного «града земного» (государства, державы дьявола) к совершенному «граду Божьему»
(царствию небесному, сообществу праведников) (взгляд Августина). Идея истории как последовательности событий, имеющих смысл единственных и неповторимых, - это завоевание иудео- христианской мысли, оформившейся только в средневековье.
Основные проблемы средневековой философии.
3.1. Проблема человека:
Общество должно уделять больше внимания медицине как социальному институту, научно- исследовательскому. Медицина непосредственно защищает жизнь и здоровье - две самые значительные ценности для человека, поэтому общество и государство обязано должным образом относиться к системе здравоохранения и её работникам.
Функции медицины:
-медико-социальная (увеличения прод-ти жизни)
-научно-исследовательская ф-я медицины (научные технологии, новые методы лечения)
-аксиологическая (формирование ценностных ориентаций в обществе)
- прогностическая (моделирование структуры заболеваний и предупреждение эпидемий и пандемий)
-просветительская и педагогическая (просвещение населения о болезнях, ЗОЖ)
Билет 4.
1. Философия Аристотеля
Аристотель (IV в. до н.э.)
Ученик Платона. Но по ряду вопросов он расходятся. «Платон мне друг, но истина дороже». У Платона эйдос отделен от вещей, а у Аристотеля он существует в самой вещи, Аристотель критиковал Платона за дуализм.
Основные произведения
1) Метафизика (то что после физики, содержание выходит за рамки, оно о сверх материальном, сверх чувственном)
2) Физика.
3) Политика.
4) Поэтика.
Основные идеи Аристотеля:
Аристотель наоборот исходит из единичной, конкретной вещи. Единичное бытие – конкретный стул, стол – то из чего надо исходить. И всякая единичная вещь (бытие) имеет 4 причины своего существования:
5) материальная причина. Стол – его материальная причина – дерево. Но из дерева можно много всего сделать, значит, есть еще нечто, что из дерево делает именно стол - это вторая причина.
6) формальная причина. Вещь – взаимодействие материи и формы. При этом материя – это потенциальное. Из дерева кучу всего можно сделать. А форма – актуальность, из дерева актуализируется именно стол.
7) действующая причина. Кто сделал стол? Человек. И он именно и есть движущая причина, он соединяет материю и форму.
8) целевая причина. Вещь существует не просто так, а для чего-то. Для чего нужен стол? Писать на нем и пр. Чтоб что-то с ним делать.
Сложность: но дерево тоже из чего то состоит. И тут Аристотель вводит важное понятие – первоматерия. Первоматерия = ничто. Если это первоматерия, его ни с чем нельзя отожествлять, оно первично, что значит оно и есть небытие, это ничто, но это не вообще ничто, это чистая возможность появления чего бы то не было (чистая потенциальность). Вывод. Нижний этаж – материя (чистая потенциальность), средний этаж - вещи, верхний этаж чистая актуальность, читая форма, форма форм,
Нус (Бог,ум).
Сравнительная характеристика. У Платона – эйдос отдельно от вещей, а у Аристотеля она существует в самой вещи. Единственно отдельно существует – Нус, чистый ум, который живет отдельно и оживляет все.
Политические представления Аристотеля:
Аристотель говорил, что человек – политическое животное, т.е. социальное и он инстинктивно стремится к совместному сожительству. Первый результат социальной жизни – образование семьи – муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Бедные и богатые – элементы государства диаметрально противоположные и в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается соответствующая форма государственного строя. В учении о государстве Аристотель также отошел от концепции Платона,
считая пороком общества не наличие у граждан частной собственности, а ее полное отсутствие у
одних и чрезмерное богатство у других. Для нормального развития общества необходимо, чтобы его граждане имели средний размер собственности. Это, по мысли Аристотеля, удержит людей от порока и заставит их трудиться на пользу обществу. Аристотель не принял идею Платона и отметил, что целое не
может быть счастливо, если его части недосчастливы. Не только человек должен служить государству, но и наоборот. Высшая цель государства – счастье граждан.
Он разработал учение от типах правления. Он выделяет 3 принципа правления, и у каждого из этих принципов есть 2 формы: хорошая и плохая.
Согласно первому принципу (а они отвечают на вопрос сколько человек должно править),
1) Править должен 1 человек. Его хорошая форма: монархия, монарх заботится не только о себе, а о всех гражданах, о целом. А плохая: тирания, поскольку тиран заботится только о себе, о сохранении своей власти.
2) Правят не многие. Хорошая форма: аристократия, они о всех заботятся, а не только о себе. Плохая форма – олигархия, они только о себе заботятся.
3) Правит большинство. Плохая форма – демократия. А хорошая – политейя по сути это та же демократия, но тут не только в своих интересах, а и об интересах еще меньшинства.
Душа по мнению Аристотеля бессмертна. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни.
Душа – форма по отношению к материи и она присуща всем объектам живой природы (растениям, животным, человеку). Душа имеет три части:
1) растительная (способность к питанию);
2) животная (способность к ощущению);
3) разумная (способность к познанию).
Растения имеют только первую часть, животные - первую и вторую, человек - все три. После смерти человека растительная и животная части погибают, а разумная остаётся, сливаясь с мировым разумом.
Логика Аристотеля
Он создал первую в истории систему логики - силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.
Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием).
Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности.
Сущность отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи.
Остальные девять категорий отвечают на вопрос: "Каковы свойства вещи?" - и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое
чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что делает предмет "вот этим", не позволяя ему слиться с другими. Тут возникает проблема: единичное существует реально, но в своей единичности не
есть предмет науки; общее же является предметом научного знания, но неясно, каков его статус как
бытия, - ведь Аристотель отверг учение Платона, согласно которому общее (идея) имеет реальное существование. Эта проблема обсуждалась не только в античной, но и в средневековой, и в новоевропейской философии. На протяжении многих веков философы спорили о том, что существует реально - единичное или общее?
2. Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации.
Наука – форма духовной деятельности людей, которая производит знания о природе, обществе и о самом познании. Ее цель – достижение истины и открытие объективных законов развития мира.
Наука не статична, она изменяется, развивается. Поэтому это динамично развивающая система.
Специфика научного познания
Научное познание имеет 5 специфических черт:
1) Научное познание имеет строгость. Не в смысле дисциплина, а однозначность.
2) Системность. Знание о клетке вписаны в систему живой ткани. Ткань – часть органа, орган – часть организма и пр. Это всегда системное представление об окружающей действительности.
3) Доказательность, либо непротиворечивость, логичность. Знания должны быть логически обоснованы.
4) Специальный язык. Наука оперирует категориальным аппаратом
5) Особые научные методы. Классические: анализ, синтез. Дедукция, индукция, измерение, наблюдение, фиксация и т.д.
Критерии научности:
1) Объективность (на самом деле по соглашению научного сообщества – интерсубъективность);
2) Рациональность (принцип достаточности основания Лейбница – сегодня критикуется, но тем не менее основание должно быть);
3) Нацеленность. Научное знание ПРЕТЕНДУЕТ на всеобщность. Претендует, ибо, например вся классическая наука 17 веков оперировала суммой знаний о нашей солнечной системе. А потом все расширялось, атом разлагался, знания все больше. А потом кто-то заявил, что физики и математики вводили нас в заблуждение, все динамично, а значит не одна теорема не является полной истиной.
Идут изменения, которые мы не можем фиксировать. Система не в равновесном состоянии, чем ее измерить? Невозможно. Поэтому только претендует;
4) Особая организация. Наука носит дисциплинарный характер. Нельзя сказать, что ты просто занимаешься наукой. У нас есть классификация научного знания;
5) Проверяемость (воспроизводимость на практике).
Наука делится по удаленности от практики, их делят на фундаментальные и прикладные. Еще со времен Бэкона (плодоносное и светоносное познание). Все плодоносные законы и опыты сделали на основе фундаментальных законов (светоносных). Есть пример, когда сначала сделали сверхпроводники, но фундаментального еще не открыли, их не могли использовать тупо. Только недавно после открытия фундаментальных законов их смогли использовать.
Функции науки:
1) Описание;
2) Объяснение (как? каким образом?);
3) Предвидение (прогноз);
4) Понимание (почему? с какой целью?).
Структура, методы и формы научного познания
Структура – субъект, объект и закономерности.
Формы – эмпирическая и теоретическая (рациональная).
Методы эмпирического уровня: наблюдение, эксперимент.
Методы теоретического уровня: анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.
Теория – доказана, гипотеза – предположение.
Этапы развития науки.
Классическая наука
Специфика научного познания в 17-18 веке связана с Бэконом. Галилеем, Декартом, сформирована классическая наука. Эти ученые разработали принцип "Научно то, что объективно, универсально, воспроизводится в эксперименте и опытно подтверждаемо. Субъект активен, объект пассивен, субъект может познать весь мир. Характерна строгость мышления, субъект-объектные отношения. Есть доказательность, есть категориальный аппарат, разрабатываются особые научные методы познания, знания претендуют на всеобщность.
Неклассическая наука
(открытие Максвеллом электромагнитных полей). Одно и то же явление может быть описано в различных система координат. Различные объекты реальности не обособлены друг от друга. Они взаимосвязаны между собой, поэтому невозможно исключить объект из системы, в которой они находятся. Нет односторонней истины раз и навсегда.
Постнеклассическая наука.
Один и тот же предмет нельзя изучать в рамках одной науки. Междисциплинарность. Предмет не может быть исключен из реальности. Объект во взаимосвязи. Нет завершающего знания. Есть процессуальность, которая не делает знание точным, а направляет нас.
С XIX в. с развитием науки и техники в философии и культуре обозначились две противоположные установки в понимании роли науки в жизни общества:
Сциентизм – идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире.
Антисциентизм – идейная позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе
БИЛЕТ 5. 1. Основные идеи средневековой философии.
Хронологические границы Европейского Средневековья весьма неопределенны и во многом совпадают с поздним эллинизмом (I-V вв. - XV вв. н.э.).
Философия средневековья развивается под определяющим воздействием христианства.
Среди важнейших религиозно-философских идей Библии, повлиявших на развитие средневековой европейской философии, выделяют: идею единого Бога (монотеизм); идею творения (креационизм) и присутствие в мире Промысла Божия (провиденциализм); идею откровения (истинное знание – это божественное откровение); идею грехопадения и изначальной греховности человечества; идею спасения, условием которого является соблюдение божественных заповедей; идею конечности человеческой истории и учение о конце мира; учение о богочеловеческой природе Иисуса Христа.
Основные этапы европейского средневековья.
1) Первый этап – апологетика. Апология – защита. Представитель: Иустин Философ. В первые времена своего существования христианство находилось в языческом окружении, в Риме были гонения
на христиан. Это было обусловлено тем, что христиане отказались ставить своего Бога в ряд других богов языческого пантеона.
2) Патристика (от греч. πατηρ, лат. pater — "отец") (II-VIII вв.) – совокупность богословских, философских, социально-политических доктрин, представленных Отцами Церкви (духовными основателями христианской Церкви, ортодоксальными учителями христианской веры).
Представители: Августин Аврелий.
Особенности патристики:
В период патристики шло оформление христианского вероучения, происходила канонизация текстов Библии.
Шла разработка христианской догматики ( от др.-греч. -мнение, решение, постановление), т.е. утверждённое высшими религиозными инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике (сомнению)
Апологетика и борьба с христологическими ересями (от др.-греч. - «выбор, направление, школа, учение, секта») - сознательными отклонениями от общепринятого религиозного учения, предлагающими иной подход к религиозному учению
Создание комментариев к Библии, необходимых для правильного понимания Священного
Писания (Ветхого и Нового Заветов, других христианских текстов).
Период патристики характеризуется своей тесной связью с трудами дневнегреческого философа
Платона, отличающегося идеализмом и мистицизмом.
2) Патристика (от греч. πατηρ, лат. pater — "отец") (II-VIII вв.) – совокупность богословских, философских, социально-политических доктрин, представленных Отцами Церкви (духовными основателями христианской Церкви, ортодоксальными учителями христианской веры).
Представители: Августин Аврелий.
Особенности патристики:
В период патристики шло оформление христианского вероучения, происходила канонизация текстов Библии.
Шла разработка христианской догматики ( от др.-греч. -мнение, решение, постановление), т.е. утверждённое высшими религиозными инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике (сомнению)
Апологетика и борьба с христологическими ересями (от др.-греч. - «выбор, направление, школа, учение, секта») - сознательными отклонениями от общепринятого религиозного учения, предлагающими иной подход к религиозному учению
Создание комментариев к Библии, необходимых для правильного понимания Священного
Писания (Ветхого и Нового Заветов, других христианских текстов).
Период патристики характеризуется своей тесной связью с трудами дневнегреческого философа
Платона, отличающегося идеализмом и мистицизмом.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
2) Схоластика (IX-XV) (от латинского слова schole)– средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты (Фома Аквинский) – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. В схоластике философию понимают не как свободное исследование, научный поиск, а как обучение и преподавание (как культура школы). Схоластика как разновидность философии Средневековья представлялась одновременно и как религия, и как форма любого иного типа мировоззрения.
Особенности схоластики:
Систематизация христианского учения и вообще всего знания: составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу. Например, «Сумма философии»,
«Сумма теологий» «Сумма против язычников» (Фома Аквинский), «Сумма логики» (Уильям
Оккам).
Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.
Высокая культура цитирования.
Разделение философии и теологии.
Опора на тексты и формальную логику Аристотеля (рационалиста античности).
Особенности средневековой философии.
1) Теоцентризм – теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего; характеристика средневековой европейской науки, парадигмально построенной на
Библии как на абсолютной истине.
2) Креационизм – идея о том, что Бог сотворил мир из ничего, и его всемогущество сохраняет, поддерживает бытие каждый миг.
3) Эсхатологичность (от греч. — последний, конечный, учение) - система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.
4) Историчность – представление об истории как линейном и прогрессивном движении, восхождении от несовершенного «града земного» (государства, державы дьявола) к совершенному «граду Божьему»
(царствию небесному, сообществу праведников) (взгляд Августина). Идея истории как последовательности событий, имеющих смысл единственных и неповторимых, - это завоевание иудео- христианской мысли, оформившейся только в средневековье.
Основные проблемы средневековой философии.
3.1. Проблема человека: