Файл: Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по дпи по дисциплине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 974

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Национальный социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему^
Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ по дисциплине "
Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"
Выполнена студентом (кой) Давыдовской М.Ю.
(Ф.И.О.)
Специальности Преподавание в начальных классах номер группы
174 ПНК-09/22Н-4
Руководитель Гревцова Е.В.
(Ф.И.О.)

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава 1.
Методические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно- прикладному искусству
........................................................................................... 5 1.1 Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
............................................................................................ 5 1.2
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...7 1.3 Творческие способности как категория психолого-педагогической науки.…9 1.4
Понятие декоративно- прикладного искусства……………………………….12 1.5
Приёмы развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством…………………………….14
Глава 2. Применение приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству .............................................................................................................. 16 2.1
Изучение опыта преподавателей в организации внеурочных занятий по декоративному творчеству Изучение опыта преподавателей в организации внеурочных занятий по декоративному творчеству …………………………16 2.2
Использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству кружок «Мозаика»………………………………………………….20
Заключение ............................................................................................................... 23
Список используемой литературы ...................................................................... 25
Приложение 1……………………………………………………………………...27
Приложение 2……………………………………………………………………...33

3
Введение
На сегодняшний день во всех сферах различных специальностей требуются не просто образованные специалисты, а люди с творческим отношением к делу.
Творчество - процесс деятельности
, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий - уникальность результата
. Творчество - это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе.
Детское творчество ближе всего к народному, так как является проявлением эмоциональной сферы человека. В народном искусстве раскрываются исконные начала духовной жизни народа в наглядных и совершенных образах. Обеспечить на занятиях непосредственный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров - самое главное, на что обращают внимание большинство педагогов.
«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…»
Объект исследования: творческие способности у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству.


4
Предмет исследования: условия развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях средствами декоративно- прикладного искусства.
Цель исследования: выявить условия развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях средствами декоративно- прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить педагогические условия развития творческих способностей у учащихся начальных классов на внеурочных занятиях декоративным творчеством.
3. Изучить опыт педагогов по развитию творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях декоративным творчеством.
4. Разработать методические рекомендации по использованию педагогических условий развития творческих способностей у учащихся начальных классов на внеурочных занятиях декоративным творчеством.

5
Глава 1. Методические аспекты проблемы развития творческих
способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по
декоративно-прикладному искусству
1.1 Теоретические основы проблемы развития творческих способностей
младших школьников
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека.
Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.
Учение для младшего школьника - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.
Понятие «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).
Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7 - 8 годам творчество младшего школьника выражается


6 часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.
Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.
Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности.
Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью.
Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего - мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально- образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени - развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной,


8 деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы
«теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания.
Таким образом, развитие младшего школьника - очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста - постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.

9
1.3
Творческие способности как категория психолого-педагогической
науки
Творчество - продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т. д.
В энциклопедическом словаре термин «творчество» рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся оригинальностью, неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Здесь же отмечается, что творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта деятельности.
По Волкову И.П. творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия, сочинения в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные ЗУНы, в том числе их перенос, комбинирование известных способов деятельности, или открыт новый для ученика подход к выполнению задачи По Волкову И.П. творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия, сочинения в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные ЗУНы, в том числе их перенос, комбинирование известных способов деятельности, или открыт новый для ученика подход к выполнению задачи.
Творческая педагогика выражается в поисках наиболее результативных методов обучения и воспитания учащихся, в создании учебных пособий, постоянном пополнении знаний, пересмотре устаревших педагогических взглядов и решений. В научном творчестве большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном творчестве - наглядные образы, их яркость. Творчество основано не только на воображении, но и на мышлении, оно следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения.
У каждого вида творчества есть как свои общие с другими, так и отличительные черты. Помимо направленности на формирование многих


10 ценных свойств личности творческую деятельность в различных ее видах объединяют процессуальные закономерности. Так в структурах научного и художественного творчества обычно выделяется несколько этапов.
Творческий подход к деятельности можно сформировать и развить, систематически приобщая учеников к выполнению постепенно усложняющихся творческих заданий при познании реальной действительности и ее отражения.
Выполнение творческих заданий носит не только личностный, но и самостоятельный характер, так как творческая деятельность, если она сформирована - это самостоятельная деятельность.
Творческие задания на занятиях могут быть разной трудности и разного характера: в художественном или конструкторском плане, для индивидуального или коллективного выполнения и т.д. Но всегда для решения они будут требовать работы воображения, « напряженного умственного анализа- синтеза»
(Л. С. Выготский).
Художественное творчество всегда связано с накоплением жизненных впечатлений, сбором материала и концентрации его в теме будущего произведения, которая определяет содержательные ориентиры этого произведения и задает толчок всему процессу творчества.
Не секрет, что творчество малышей начинается с их умения и желания фантазировать, но для фантазий необходима основа, которая закладывается в раннем детстве. А чтобы не иссяк источник, его необходимо постоянно подпитывать, наполняя не только новым содержанием и идеями, но и создавая особую атмосферу в школе.
Важной основой для формирования творческого мышления, способности открывать в себе и других новое, непредвиденное является импровизация.
Импровизация является самой доступной формой отражения действительности для детей. Можно сказать, что для детской импровизации характерна случайность, а главным побудителем к самовыражению являются эмоции и интуиция.

11
В процессе формирования творческой деятельности мы вычленяем три последующих этапа:
1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте и так далее.
2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
3. Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
Можно выделить различные виды творческой деятельности.
1. Декоративно-прикладная Художественно-эстетическая
2. Изо - музыка
3. шитье - вокал
4. вязание - хореография
5. макраме - драматический театр и тд.