Файл: Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по дпи по дисциплине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 977

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
1.4 Понятие декоративно-прикладного искусства
Главным помощником учителя в деле развития творческих способностей ребенка становится сегодня искусство, прежде всего, декоративно-прикладное.
Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, украшения, игрушки и т.д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используется литьё, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, вышивка, набойка и т.д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, с художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала
20 века также с дизайном, художественным конструированием.
Раскрывая, учащимся специфику ДПИ педагог должен учитывать, что образный строй ДПИ опирается на следующие особенности языка, по мнению
Б.М.Неменского:
1. Конструктивный элемент языка выражает утилитарно-бытовые, потребительские функции предмета и проявляется в первую очередь в его форме, составе, размере частей и целого. (например: конструктивные основы стула, чайника и т.д.).
2. Изобразительный элемент языка выражает социальные функции предмета, отражая миропонимание создателя и владельца предмета.
Изобразительный элемент языка ДПИ тяготеет к символическому обобщению. Форма и окраска изображаемого предмета в силу такой его функции часто доходит до иероглифической отвлеченности от реального прообраза (например: солярный знак).

13 3. Декоративный элемент языка выражает утилитарно-социальные функции предмета, отражая социум-положение (и соответственно вкусы) владельца предмета (национальное, историческое, классовое, групповое).
Декоративный элемент языка наиболее подвижен, подвержен моде и проявляется в трёх моментах: а) орнаментальности (узорчатости); б) колористике; в) в декоративно-пластических свойствах материала.
Произведения народного творчества являются неотъемлемой частью национальной культуры, открывают особый мир, связанный с бытом, трудом и пониманием жизни крестьян.
Большие потенциальные возможности при развитии творческих способностей заключаются в изучении подлинных образцов народного искусства. Ведь общение школьников с сокровищницей народного творчества пробуждает в них законную гордость за многовековую художественную культуру своего народа, способствует выработке самостоятельного отношения к искусству, умения отличать подлинно прекрасную вещь от безвкусной, а главное
- побуждает интерес к созданию предмета декоративно-прикладного искусства своими руками.
Занятия декоративно-прикладным искусством содержат большие возможности и могут стать сильным средством развития творческих способностей. Плетение из бересты, ниток, вязание, ткачество, вышивка, роспись, чеканка, художественная резьба - неиссякаемый источник творческой фантазии ребенка. Надо побуждать ребёнка к стремлению и желанию самому искать сведения о технике обработки материалов, об истории и развитии народных промыслов и т.д.
Следует направлять интерес детей к декоративно-прикладному искусству, творчеству народных мастеров.


14
1.5 Приёмы развития творческих способностей у младших школьников на
занятиях декоративно-прикладным творчеством
Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли - конструктора, художника, гримера, которые способствуют развитию творческих способностей.
При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Затем воспитанникам предписывается совершить действия, отличные от прямого копирования образца, им даются «творческие задания» типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д. Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Далее могут быть задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов (например, геометрических фигур).
На занятиях декоративно-прикладным творчеством часто используются поисковые творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того или иного изделия, ребятам предлагается самим определить алгоритм действий, разработать эскиз, определить дизайнерское решение. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставлялась возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом. Творческие занятия должны быть систематичными.
У детей должно быть много разнообразной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей,

15 учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами. Творчество подразумевает наличие материалов. Нельзя создать «что-то» из «ничего». Из
«плохого» материала не получится «хорошего» продукта.
Декоративно-прикладное искусство является одним из главных направлений развития народного творчества. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем
Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд - от этой неумолимой зависимости никуда не деться (Т.Н.
Дмитриенко, педагог ЦРТДиЮ).


16
Глава 2. Применение приемов развития творческих способностей у
младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-
прикладному искусству
2.1 Изучение опыта преподавателей в организации внеурочных занятий по
декоративному творчеству
Рассмотрим опыт учителей по организации внеурочной работы с младшими школьниками на примере нескольких программ.
1. Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Мозаика» для 1, 2, 3, 4 класса, автор - составитель Габбасова Ю.Б. - учитель начальных классов
«Уруссинская основная общеобразовательная школа №4» Ютазинского муниципального района РТ. Программа имеет художественно - эстетическое направление.
Цель программы:
1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.
2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
1. Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
3. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
4. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
5. Приобщать школьников к народному искусству;
6. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

17 7. Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
8. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
9. Познакомить со знаменитыми художниками, картинами.
10. Посещение художественных выставок и галерей.
Формы и режим занятий: групповая форма работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.
Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности:
1. Пластилинография
2. Бумагопластика
3. Бисероплетение
4. Изготовление кукол
5. Знакомство с известными художниками и картинами.
(Приложение 1)
2. Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство» «Маленький мастер» для 1-4 класса, автор - составитель Черная О.В.
- МБОУ СОШ с. Тулучи. Программа имеет художественно - эстетическое направление.
Цель:
1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства;
2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:


18 1. Расширить представления о многообразии видов декоративно- прикладного искусства.
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно-прикладным искусством.
3. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
4. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
5. Приобщать школьников к народному искусству.
6. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
7. Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
8. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Формы и режим занятий: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.
Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: Пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.
Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию - процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.
Занятия творческого характера - это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.
Выполнив анализ программ, мной был сделан выбор в пользу программы внеурочной деятельности кружок «Мозаика», автор - составитель Габбасова
Ю.Б., так как в программе по мимо творческой направляющей уделено

19 пространство для знакомства с представителями декоративно-прикладного искусства и известными художниками.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Мозаика» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 138 часов (проведению 1 часа в неделю).
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, эстетическому вкусу, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
(Приложение 2)


20
2.2 Использования приёмов развития творческих способностей у младших
школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному
искусству кружок «Мозаика»
«Обережное рукоделие»
Цель:
Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы. Обучить учащихся выполнению куклы - оберег «Колокольчик». Создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала.
Задачи:
Обучающая: познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
Развивающая: развить познавательный интерес, развитие образного мышления и воображения; создание условий к саморазвитию учащихся; развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам; воспитание уважения к труду; воспитание аккуратности.
Оборудование, материал:
Презентация; образец готовой куклы выполненной педагогом; ткань х/б размерами: белый прямоугольный, размер 23/16 см, цветная х/б малый круг для юбочки, диаметром 18,5 см, цветная х/б средний круг для юбочки, диаметром
21 см, цветная х/б большой круг для юбочки, диаметром 24 см, красная х/б лоскут треугольника на платок, размер шириной 27 см. высотой 10 см, цветная х/б лоскуток на передник, размер 5/7 см, тесемка - 20 см; вата; ножницы; нитки швейные.
План занятия:
1. Организационный момент. 2. Изложение нового теоретического материала. применение презентации (предыстория), виды кукол на Руси, обсуждение, кукла Валдая, анализ куклы Валдая, анализ предстоящей работы,

21 планирование предстоящей работы, организация рабочего места, Образец готового изделия инструкционная карта презентация. 3. Практическая работа.
Самостоятельная работа учащихся инструкционная карта. 4. Рефлексивно - оценочный этап, уборка рабочих мест, подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ.
Рефлексия.
Выставка работ.
«Пластилинография. Выражение через объем и цвет»
Цель:
Продолжать знакомить детей с приемами работы пластилинографии на примере гжельской керамики, с историей и особенностями гжели, обогащать словарь названиями элементов узора росписи.
Задачи:
1. Формировать умения оформлять плоскостнyю фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
2. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости;
3. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
4. Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
5. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, воспитывать интерес к народным художественным промыслам и желание создавать своими руками коллективную работу - гжельский сервиз.
Оборудование:
Презентация изделия народных промыслов, иллюстрации сервиз из фарфора, пластилин синего, образец воспитателя, голубого цвета, салфетки, доски.
План занятия:
1. Организационный момент. 2. Изложение нового теоретического материала. применение презентации (предыстория), виды росписи, обсуждение, гжельская роспись, анализ росписи, анализ предстоящей