Файл: Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по дпи по дисциплине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 976

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 работы, планирование предстоящей работы, организация рабочего места,
Образец готового изделия инструкционная карта презентация. 3.
Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся инструкционная карта. 4. Рефлексивно - оценочный этап, уборка рабочих мест, подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ. Рефлексия. Выставка работ.
«Мятая бумага»
Цель:
Закрепление навыков обработки бумаги приемом сминания.
Задачи:
1. закреплять умение сминать бумагу;
2. учить анализировать объект с опорой на образец и по вопросам учителя;
Оборудование:
Презентация к уроку; образцы изделий (аппликация из мятой бумаги), выполненных учителем; технологическая карта; цветная бумага; шаблоны; простой карандаш; ножницы; клей; цветной картон.
План занятия:
1. Организационный момент. 2. Изложение нового теоретического материала. применение презентации, виды аппликаций, обсуждение, мятая бумага применение, анализ аппликации с применением фантазии, анализ предстоящей работы, планирование предстоящей работы, организация рабочего места,
Образец готового изделия инструкционная карта презентация. 3. Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся инструкционная карта. 4.
Рефлексивно - оценочный этап, уборка рабочих мест, подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ. Рефлексия. Выставка работ.

23
Заключение
Целью данной работы являлось выявление условий развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях декоративно- прикладным искусством. Для реализации данной цели была изучена психолого- педагогическая и методическая литература и сделаны следующие выводы, что занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и бисероплетением - замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей.
В процессе работы были сделаны следующие выводы, что роль развития творческих способностей в процессе становления личности очень велика.
Творческая деятельность дает ребенку возможность реализовать свой потенциал, пережить ситуацию успеха, формирует у него эстетическое восприятие окружающего мира.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно установить место использования средств декоративно прикладного искусства в процессе развития творческих способностей младших школьников.
Декоративно-прикладное искусство является благоприятной почвой для развития творческих способностей, так как именно оно способствует проявлению индивидуальных склонностей и интересов, обогащает их личный опыт и является сферой свободного выбора отношений и поведения.
Исследования в работе показали, что наибольшего эффекта по развитию творческих способностей будет достигать при широком разнообразии видов самостоятельной работы, использовании образцов декоративно-прикладного искусства, при учёте индивидуальных способностей учащихся, а главное с применение внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству.
Резюмируя вышесказанное, определяются педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях декоративным искусством.
1. включать наглядности на всех этапах педагогического процесса;
2. использовать творческие задания;


24 3. соединять чувственные и рациональные формы познания мира;
4. предъявлять учебную информацию с помощью цвета предметной, знаковой и графической интерпретации;
5. создавать эмоционально благоприятную среду;
6. проявлять интерес к успехам и интересам школьника.

25
Список используемой литературы
1. Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.С. Бухарова. - 2-е изд., перераб. И доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 119 с. - (Профессиональное образование). - Текст: непосредственный.
ISBN 978-5-534-08213-5. - Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -
URL: https://urait.ru/book/diagnostika-i-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey- detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-454377 2. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей: учебное пособие
/ В. И. Петрушин. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 173 с. -
(Образовательный процесс). - ISBN 978-5-534-10523-0. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/430715 3. Миненко, Л. В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: учебное пособие для вузов /
Л. В. Миненко. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 170 с. -
(Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14427-7. - Текст: электронный
//
Образовательная платформа
Юрайт
[сайт].
-
URL: https://urait.ru/bcode/496990 4. Байбородова Л.В. Дополнительное образование детей. Психолого- педагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования /
Л. В. Байбородова
[и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. -
Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 363 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-07619-6. - Текст: электронный //
Образовательная платформа
Юрайт
[сайт].
-
URL: https://urait.ru/bcode/491345 5. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе теории решения изобретательских задач. - Пенза: СТ «Уникон-ТРИЗ»,
1993. - 72 с.

26 6. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко: под общ.
Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С.
165.

27
Приложение 1
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Мозаика» для 1, 2,
3, 4 класса, автор - составитель Габбасова Ю.Б. - учитель начальных классов
«Уруссинская основная общеобразовательная школа №4» Ютазинского муниципального района РТ.
Пояснительная записка
«Красота - это радость нашей жизни. Человек стал Человеком
потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив
вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед
ветреным днём, трепетание марева над горизонтом… Остановись и ты в
изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.»
В.Сухомлинский
Декоративное творчество является составной частью художественно- эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Широкий простор для эстетического воспитания открывает внеурочная деятельность.
Она способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Усиление эффективности эстетического воспитания школьников, расширение их культурного и интеллектуального кругозора, гуманизация образования - вот задачи, которые я поставила в рамках освоения внеурочной программы по художественному творчеству «Мозаика»
Содержание программы «Мозаика» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии,


28 истории, музыки) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно - прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, творчество знаменитых художников, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
- знакомству с творчеством знаменитых художников.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

29
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
- Познакомить со знаменитыми художниками, картинами.
- Посещение художественных выставок и галерей.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Мозаика» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 138 часов (проведению 1 часа в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.


30
Дети учатся аккуратности, эстетическому вкусу, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Содержание программы «Мозаика»
Весь этап обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер, проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно - прикладного искусства, изготовление простейших декоративно
- художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Раздел 1. Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Раздел 2. Пластилинография.
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Плоскостное изображение. Знакомство с понятием натюрморт.
Закрепление знаний о колорите осени. Знакомство со средствами выразительности. Создание выразительного образа посредством объема и цвета.
Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.
Развивают практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Знакомство с симметрией. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Создание рельефа. Мультипликация «Пластилиновая сказка».
Раздел 3. Бумагопластика
Технология изготовления поделок на основе использования бумаги.
История возникновения и развития бумагопластики, оригами сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания

31 работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ.
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Раздел 4. Бисероплетение
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме.
Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку, нитку, леску. Основные приёмы бисероплетения - параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.
Зарисовка схем. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Раздел 5. Изготовление кукол
История куклы. Техника безопасности. Игровые и обереговые куклы.
Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу, куклу оберег, нитяные игрушки, куклы из бумаги. Правила техники безопасности.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием