Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1307
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С учетом вышеизложенного мы предлагаем следующее комплексное определение понятия прибыли. Прибыль — это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, который определяется как разность между доходами предприятия и расходами, связанными с осуществлением данной деятельности, исчисленная в денежном выражении. В экономической литературе предлагают различные признаки классификации прибыли [2, 5, 9, 10]. Обобщенная классификация прибыли представлена в табл. 2.
Таблица 2 Классификация прибыли предприятия
Признак классификации | Виды прибыли |
1. Направление деятельности предприятия | Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности |
2. Состав включаемых элементов | Маржинальная прибыль. Прибыль от реализации продукции Прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль Прибыль до налогообложения Чистая прибыль |
3. Характер деятельности предприятия | Прибыль от обычной деятельности Прибыль от чрезвычайных ситуаций |
4. Налогообложение прибыли | Налогооблагаемая прибыль Не облагаемая налогом прибыль |
5. Учет инфляции | Номинальная прибыль Реальная прибыль |
6. Экономическое содержание прибыли | Бухгалтерская прибыль Экономическая прибыль |
7. Характер использования чистой прибыли | Капитализированная (нераспределенная) прибыль Потребляемая прибыль |
8. Степень обобщения | Прибыль организации Консолидированная прибыль |
Рассмотрим классификационные признаки и виды прибыли.
В зависимости от направления деятельности предприятия различают: прибыль от операционной деятельности, включающую прибыль от продажи продукции, товаров, работ, услуг; прибыль от инвестиционной деятельности, связанную с приобретением и продажей земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, с
осуществлением финансовых вложений; прибыль от финансовой деятельности, связанную с поступлениями от эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций), погашением заемных средств и т. п.
В зависимости от состава включаемых элементов различают: маржинальную прибыль, представляющую собой разность между выручкой и прямыми переменными затратами по операционной деятельности; прибыль от реализации продукции (разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами); прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль, характеризующую финансовый результат, полученный предприятием для основных стейкхолдеров — государства, кредиторов, собственников, персонала; прибыль до налогообложения — результат после выплаты процентов кредиторам; чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и прочих обязательных отчислений[12].
По характеру деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, нетипичных для нормальной деятельности предприятия, которую необходимо выделять из общей прибыли для правильной оценки деятельности предприятия.
В зависимости от налогообложения выделяют налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
В зависимости от того, учитывается ли фактор инфляции при анализе прибыли, различают номинальную прибыль (без учета фактора инфляции) и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в анализируемом периоде[12].
По экономическому содержанию выделяют бухгалтерскую прибыль (разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в бухгалтерском учете) и экономическую прибыль (при ее расчете также учитываются неявные затраты, не отражаемые в бухгалтерском учете).
В зависимости от характера использования чистой прибыли выделяют: капитализированную (нераспределенную) часть чистой прибыли, направляемую на финансирование прироста активов предприятия, потребляемую часть чистой прибыли, расходуемую на выплату дивидендов акционерам.
По степени обобщения выделяют прибыль отдельной организации и консолидированную прибыль группы компаний. В бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий отражаются следующие виды прибыли: ‒ валовая прибыль — финансовый результат, рассчитываемый как разность между выручкой и себестоимостью продаж; ‒ прибыль от продаж — финансовый результат, полученный от реализации продукции (работ, услуг), рассчитывается как разность между выручкой и расходами на производство и реализацию продукции (работ, услуг); ‒ прибыль до налогообложения — прибыль от продажи продукции (работ, услуг), увеличенная на сумму доходов от участия в других организация, процентов к получению, прочих доходов, и уменьшенная на
величину процентов к уплате и прочих расходов; ‒ чистая прибыль — разность между величиной прибыли до налогообложения и величиной налога на прибыль и иных обязательных платежей[15]. Использование определенного показателя прибыли зависит от целей проведения исследования. Так, например, для оценки уровня доходности производства продукции используется показатель прибыли от продажи продукции, для оценки уровня доходности совокупных активов (совокупного капитала) предприятия — показатель прибыли до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль, для оценки уровня доходности собственного капитала — показатель чистой прибыли, для расчета безубыточного объема продаж — показатель маржинальной прибыли, Анализ прибыли предприятия, оценка факторов, влияющих на ее величину, позволяет разработать рекомендации по увеличению доходов предприятия, оптимизации расходов и увеличению прибыли.
Можно выделить следующие группы методов анализа прибыли: неформализованные методы анализа, основанные на описании аналитических процедур на логическом уровне (методы экспертных оценок, сравнения, построения аналитических таблиц и т. п.); формализованные методы анализа, основанные на строгих формализованных аналитических зависимостях (методы цепных подстановок, арифметических разниц, относительных величин, графический метод, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и т. п.) [9, 10].
На практике при анализе финансовых результатов (прибыли) предприятия чаще используются следующие методы: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; факторный анализ; анализ коэффициентов [5, 9, 10].
Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли основан на изучении динамики ее показателей во времени. В процессе использования данного метода анализа рассчитываются темпы роста (прироста) прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда).
Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этого метода анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой.
В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Наибольшее распространение получили следующие виды анализа: сравнительный анализ показателей уровня прибыли данного предприятия и среднеотраслевых; сравнительный анализ показателей прибыли данного предприятия и предприятий — конкурентов; сравнительный анализ показателей прибыли отдельных центров ответственности; сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей прибыли[18].
Факторный анализ прибыли предполагает выявление факторов, воздействующих на величину показателя прибыли. В процессе факторного анализа выявляются причины отклонений фактических показателей прибыли от плана или предшествующих периодов. При этом важно выявить не только причину отклонения, но и подготовить управленческое решение по устранению негативных причин. Анализ прибыли при таком подходе является основным инструментом обоснования управленческих решений по повышению эффективности работы предприятия. Анализ коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования данного метода анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия[12]. В аналитической практике наибольшее распространение получили следующие показатели рентабельности: ‒ рентабельность продаж — показывает объем прибыли от продаж, приходящейся на один рубль выручки от продажи; ‒ рентабельность продукции — показывает объем прибыли, приходящейся на один рубль затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг); ‒ рентабельность активов (совокупного капитала) — отражает эффективность использования всего имущества (капитала) предприятия; ‒ рентабельность собственного капитала — отражает эффективность использования собственного капитала; ‒ фондорентабельность — отражает эффективность использования основных средств предприятия [2, 5, 9, 10]. Показатели рентабельности активов (совокупного капитала) и собственного капитала рассчитываются как с использованием показателей чистой прибыли, так и прибыли до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль.
Анализ прибыли позволяет вовремя выявить проблемы в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и использовать различные инструменты для их устранения.