Файл: Кун, Николай Альбертович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 551

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36 37
Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчас- тного Марсия и содрать с него живого кожу. Так жестоко поплатился Марсий за свою дерзость. А кожу Марсия по- весили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, ког- да долетали в грот звуки фригийской тростниковой флей- ты, и оставалась неподвижной, когда раздавались велича- вые звуки кифары.
Асклепий (Эскулап). Но не только мстителем являет- ся Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами — он врачует болезни. Сын же Аполлона Аскле- пий — бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кен- тавр
1
Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел своего учителя. Асклепий не только исце- лял болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневил он властителя царства умерших Аида и громо- вержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установ-
Марсий находит
флейту,
брошенную
Афиной.
Рисунок на вазе
1
Кентавры — мифические существа, полулюди-полулоша- ди. Вместе с сатирами они составляли свиту Диониса.
ленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул мол- нию и поразил Асклепия. Но люди почитали сына Аполло- на как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.
По всей Греции чтили бога Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от сквер- ны пролитой крови, бога, прорицающего волю Зевса, бога карающего, насылающего болезни и исцеляющего их.
Его почитали юноши как своего покровителя. Аполлон — покровитель мореходства, он помогает основанию новых колоний и городов. Особо покровительствует Аполлон ху- дожникам, поэтам, певцам и музыкантам.
Артемида
1
Вечно юная богиня Артемида родилась на Делосе в одно время с братом своим златокудрым Аполлоном. Самая ис- кренняя любовь связывала брата и сестру. Горячо любили они и мать свою Латону.
Артемида заботится обо всем, что живет на земле, рас- тет в лесу и в поле. Заботилась она о людях, о стадах до- машнего скота, о диких зверях. Она благословляет рожде- ние, свадьбу и брак, вызывает рост трав, цветов и деревьев.
Богатые жертвы приносят греческие женщины Артемиде, дающей счастье в браке, исцеляющей болезни.
1
Артемида (у римлян— Диана) — девственная богиня-охот- ница, покровительница животных, богиня плодородия, по- мощница при родах; позднее становится и богиней Луны. Культ ее был распространен в Греции повсеместно. В Азии особенно славился храм Артемиды в Эфесе (тот самый, который, желая
«прославиться», сжег Герострат в 356 г. до н. э.; отсюда выраже- ние «Геростратова слава», то есть память о злодеянии).
Боги
Артемида


38 39
Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится Артемида в те- нистых лесах и залитых солнцем полях. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни роб- кой лани, ни разъяренному кабану. За Артемидой спешат ее спутницы — нимфы. Веселый смех, крики, лай собак раздаются в горах. Когда же утомится богиня на охоте, спешит она с нимфами в Дельфы, к любимому брату, стре- ловержцу Аполлону. Под звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Прекраснее всех нимф и муз Артемида и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в прохладных, увитых зеленью гро- тах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает ее покой. Так погиб юный Актеон, сын Автонои, дочери фи- ванского царя Кадма.
Актеон
1
. Однажды охотился Актеон со своими товари- щами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомлен- ные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон пошел искать прохлады. Вышел он на зе- леную, цветущую долину Гаргафию
2
, посвященную богине
Артемиде. Пышно разрослись платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зе- леная трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царили тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон чудесный грот, увитый зеленью.
Он пошел к гроту, не зная, что грот часто служит местом от- дыха Артемиде.
Артемида только что вошла в грот. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом и уже
1
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
2
Долина в Беотии с одноименным родником, от которого че- рез всю долину протекал ручей.
хотели идти к ручью зачерпнуть студе- ной воды, как у входа в грот показался
Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидев входящего Актеона. Они ок- ружили Артемиду, чтобы скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает обла- ка восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась Артемида, что
Актеон нарушил ее покой. В гневе Ар- темида превратила несчастного Акте- она в оленя.
Ветвистые рога выросли на голове
Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заост- рились уши, пятнистая шерсть покры- ла все тело. Пугливый олень обратился в бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» — но не может. Слезы покатились у него из глаз, но из глаз оленя. Лишь разум человека сохра- нился у него. Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя, они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним. Через долины по ущельям Киферона, по горам, через леса и поля как ветер несся прекрасный олень, закинув на спину вет- вистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Акте- он: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» — но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне голос человека. Упал на колени олень-Актеон.
Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна ги- бель: рвут его тело на части рассвирепевшие псы.
Актеон, пожирае-
мый собаками.
С античной ста-
туи в Британском
музее
Боги
Артемида


40 41
Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затра- вили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень.
Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных видевший божественную кра- соту дочери Зевса и Латоны.
Афина_Паллада_1Рождение_Афины.'>Афина Паллада
1
Рождение Афины. Самим Зевсом рождена была богиня
Афина Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини ра- зума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необы- чайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зев- су тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему Мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через не- которое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным
1
Афина (у римлян — Минерва) — одна из наиболее почита- емых богинь Греции, богиня мудрости, покровительница городов и государств как в дни мира, так и во время войны; она даровала людям законы, она покровительница наук, зем- леделия, ремесел. Афина считается также богиней справед- ливой и разумной войны (в отличие от Ареса — бога жесто- кой и кровавой войны). В Аттике Афина — главное божество страны и одноименного города. Главный храм богини в Афи- нах — Парфенон, где находилась ее гигантская статуя работы
Фидия, покрытая золотом и слоновой костью.
ударом расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина Палла- да. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов- олимпийцев. Грозно потрясала Афина своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу и до самого основания потряс Олимп. Голубые глаза Афи- ны горели мудростью, вся она сияла дивной мощной кра- сотой. Славили боги рожденную из головы отца Зевса лю- бимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину Палладу.
Афина покровительствует героям Греции, дает им муд- рые советы и помогает во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. А девушки Греции особо чтут Афину за ее покровительство в рукоделии. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусст- ве ткать. Знают все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, захотевшая стать выше Афины в этом искусстве.
Гефест при рождении
Афины
Боги
Афина Паллада


42 43
Арахна
1
. На всю Лидию
2
слави- лась Арахна своим искусством. Час- то собирались нимфы со склонов
Тмола и с берегов златоносного Пак- тола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гор- дилась она, что нет ей равной на све- те в искусстве ткать. Однажды вос- кликнула Арахна:
— Пусть приходит сама Афина
Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня!
И вот, под видом седой, сгорбленной старухи, предста- ла перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
— Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за дерзкие слова. Молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу, гневом сверк- нули ее очи, и смело ответила она:
— Ты неразумна, старуха. Читай такие наставления тво- им невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пе- ред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арах- на молчала. Зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит
Афина с эгидой
1
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
2
Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н. э.
на своем Арахна, по-прежнему желает она состязаться с
Афиной. Она не чувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Афина выткала на своем покры- вале величественный афинский Акрополь и изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенад- цать богов и среди них отец ее, Зевс, решали этот спор.
Поднял Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлы- нул из бесплодной скалы соленый источник. А Афина, в шлеме, со щитом и в эгиде
1
, потрясла своим копьем и глу- боко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Ат- тике более ценным
2
. По углам покрывала изобразила бо- гиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями.
Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам. Разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Не- счастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли
Арахну и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоем по- томстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и
1
Эгида Афины — доспех с головой Медузы в центре, со змея- ми по краям.
2
Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым грече- ским скульптором Фидием (V в. до н. э.); в сильно повреж- денном виде фронтон сохранился до нашего времени.
Боги
Афина Паллада


44 45
превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве.
Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у По- сейдона — трезубец, у Аполлона — золотые стрелы и лук, а у Ареса — меч.
Гермес похищает коров Аполлона. Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого
Аполлона, который пас в это время стада в долине Пиэ- рии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, вы- брался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и про- крался к выходу из грота. У самого грота он увидел черепа- ху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вер- нулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гер- мес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встре- тил старика, работавшего в своем винограднике.
— Возьми себе одну из этих коров, — сказал ему Гер- мес, — только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.
Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово
Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел недалеко и решил узнать, сдержит ли старик данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся Гермес назад и спросил старика:
— Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их погнал, я дам тебе быка и ко- рову.
Недолго колебался старик: очень уж хотелось ему полу- чить еще быка и корову, и он показал, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика и превра- обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43