Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 936

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При нарушениях работы головного мозга, вызываемых воздействием заболеваний или сильных эмоциональных состояний, качество когнитивных функций снижается по сравнению с исходными личными показателями человека и (или) по сравнению со средними возрастными показателями для представителей его группы. Заметное снижение качества называют когнитивными нарушениями (изменениями, расстройствами), которые являются специфическими нарушениями, происходящими в познавательной сфере человека и включающие такие проявления как: снижение памяти, интеллектуальной работоспособности, восприятия информации, обработки и анализа данных и др. Для когнитивных нарушений свойственен либо функциональный, либо органический характер. Если нет непосредственных повреждений головного мозга, говорят о расстройствах функционального характера. Причины когнитивных расстройств, как правило, связаны с наличием переутомления, периодическими стрессами, физическим и умственным перенапряжением, повторяющимися проявлениями отрицательных эмоций. Такие нарушения встречаются в каком угодно возрасте. После устранения патологического фактора эти нарушения практически нивелируются и исключительно редко требуют медикаментозного вмешательства. При выполнении человеком продуктивной деятельности в экстремальных условиях возникает состояние психической напряженности, оказывающее сильное влияние на ее эффективность. Напряженность – снижение устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезориентации деятельности. Характер этого воздействия определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности. Н.И. Наенко указывает, что оперативное мышление и оперативная память наиболее уязвимы при наличии психической напряженности [27]. Они утрачивают устойчивость, подвижность и могут приобретать ригидный характер, что практически ведет к срыву выполняемой деятельности. Неблагоприятные изменения процессов мышления, возможные в экстремальных ситуациях, сказываясь на целеполагании, ценностных ориентациях, могут существенно менять направленность решений человека, деформируя его личность. Влияние эмоциональной напряженности влияет и на увеличение времени при решении сенсорно-перцептивных задач. Со стрессовой гиперактивностью мышления связывают «гипернастороженность», проявляющуюся в виде бессонницы, боязливости и т.п. Могут возникать неблагоприятные социально-психологические концепты: обидчивость, вспыльчивость, недоверчивость или, напротив, избыточная доверчивость, а также ригидность неадекватных представлений субъекта об отрицательном к нему отношении окружающих людей и необходимости защитных и агрессивных действий и т.д. После прекращения действия экстремальных факторов впоследствии человек оценивает эти негативные мыслительные акции как неадекватные имевшейся ситуации и неуместные. «Уход» от решения стрессогенных проблем – это «замещение» их решения решениями «побочных проблем», не имеющих отношения к стрессогенной, а также разные формы уменьшения активности мышления. Уменьшение умственной активности может происходить в форме, которая воспринимается как «застопоренность мыслей», толчение мыслей на месте», невозможность сдвинуться вперед на пути обдумывания проблемы и т.д. При длительных экстремальных воздействиях могут возникать неблагоприятные проявления мыслительной активности, направленной «в себя», в виде снижения субъективной значимости контактов с реальным пространством и настоящим временем, со снижением производства полезной деятельности. Человек начинает думать о прошлом больше, чем о настоящем, или он мечтает о будущем, не делая ничего в настоящем для достижения цели.


Нарушение внимания является одним из самых важных симптомов патологического состояния. Внимание не имеет своего особого содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. В случаях длительного воздействия стрессового фактора проявляются нарушения внимания в виде общей рассеянности, отвлекаемости, трудностей сосредоточения в совокупности с утомлением, то есть внимание распыляется на случайные внешние раздражители и, не задерживаясь на одном объекте, тотчас переводится на любой другой, оказавшийся в поле зрения. Также могут возникать такие нарушения внимания как уменьшение глубины, повышенная истощаемость, тугоподвижность, изменение направленности внимания, ослабление распределения внимания. При решении интеллектуальных заданий уменьшение времени происходит за счет нарушения точности. При увеличении экстремальности стрессора когнитивные процессы характеризуются «сужением» внимания с потерей (не восприятием) информации, необходимой для успешной деятельности.

Следует заметить, что нарушения внимания часто могут сопровождаться нарушением памяти. При этом функция памяти страдает в несколько меньшей степени. Тем не менее, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса (экстремальной ситуации) и поисков выхода из него снижает емкость оперативной памяти. Оперативная память, как разновидность кратковременной памяти, служит для удержания информации по ходу ее извлечения из долговременной памяти в процессе осуществления тех или иных видов деятельности и имеет исключительно большое значение при реализации почти всех психических процессов. Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта человека. Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения, при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого. Изменения памяти связаны с ослаблением концентрации внимания и уменьшением скорости реакции на внешние стимулы, что приводит к недостаточности процессов кодирования и декодирования информации на этапах запоминания и воспроизведения. Также характерной особенностью является выпадение из памяти информации, связанной с цифрами и математическими расчетами – номера телефонов, простые формулы расчетов, которые человек часто использовал в повседневной жизни.



Следовательно, когнитивные нарушения (изменения, расстройства) влияют на продуктивную деятельность головного мозга человека, в результате чего информация не фиксируется и не сохраняется в течение длительного времени, и, таким образом, использование ее для эффективного осуществления поставленных целей профессиональной деятельности не представляется возможным. При этом нарушение продуктивности профессиональной деятельности усиливает общий стресс, а нарушения интеллектуальной деятельности затрудняют поиск выхода из экстремальной ситуации.

Таким образом, выявление нарушений (изменений) со стороны когнитивной сферы является важной составляющей при сопровождении деятельности специалистов МЧС России, что, в свою очередь, определяется при проведении мониторингового психодиагностического обследования.

В связи со спецификой профессиональной деятельности специалистов МЧС России возникает потребность в изучении психологической устойчивости профессионала как его способности управлять своим эмоциональным состоянием, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнение и поступки других людей, свои поступки с устоявшимися нормами, оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях профессионального взаимодействия и т.д. Естественно, что специфика профессиональной деятельности предъявляет вполне конкретные требования к психологическим качествам и состояниям специалистов МЧС России. Одним из важнейших качеств является эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость как сложное интегративное качество личности, характеризующееся сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных компонентов психической деятельности; как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в напряженной деятельности, все эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре саморегуляции; как способность индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности (С.А. Изюмова, Н.А. Аминов).

Эмоциональное состояние – характеристика ответов (реакций, поведения) на психогенные факторы внешней и внутренней среды. Отражение и оценка экстремальных воздействий в сознании и определение индивидуального к ним отношения, может вызвать эмоциональное возбуждение (эмоциональную напряженность). Под
эмоциональной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности. Состояние эмоциональной напряженности сопровождается обычно внешними проявлениями, физиологическими реакциями и неблагоприятными изменениями в устойчивости психических и психомоторных процессов - ухудшением деятельности (рис.1).



Внешние проявления

- изменения в мимике (мимика напряженности);

- проявление скованности;

- изменения в фонации и артикуляции речи;

- тремор рук, ног, мышц лица;

- поведенческие реакции: суетливость, беспокойство или, наоборот, ступор и т.д.

Физиологические реакции

- резкое учащение пульса, дыхания; резкое сокращение фазы вдоха;

- потоотделение;

- изменение диаметра зрачка;

- вазомоторные реакции на лице;

- учащение перистальтики кишечника, позывы на диурез



Эмоциональная

напряженность

ухудшение деятельности








Эмоционально-моторные нарушения

- ухудшение согласованности и точности движений;

- напряженная, скованная поза или повышенная суетливость;

- нарушение соразмерности усилий, склонность к передозированною

Эмоционально-ассоциативные

нарушения

- резкое ухудшение воспроизведения в памяти;

- временное падение логичности, критичности мышления;

- ступор в мыслительных процессах или выраженные реверсивные решения (действия наоборот)

Эмоционально-сенсорные нарушения

- ухудшение восприятия зрительного, слухового, тактильного;

- ухудшение внимания: объема, распределения, переключения, концентрации;

- ухудшение мышечного чувства

Рис. 1 Проявления эмоциональной напряженности по Марищуку В.Л. (1969)
Как правило, профессиональная деятельность положительно влияет на человека и его личностные особенности. Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом и человек может осознавать себя в качестве его значимого «организма». Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер – регресс, то есть способствовать не только развитию человека, но и его разрушению. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности. С другой стороны, сам человек не всегда готов к избранной им же профессиональной деятельности. Его представления о профессии и своей роли в организации, представления о целях деятельности и своих возможностях рассогласуются с той реальностью, в которую он попадает. Не всякому человеку и не на всех этапах развития профессионала удается самостоятельно найти конструктивное решение. В таких случаях могут возникать изменения, приводящие к нарушению целостности личности, снижению ее адаптивности и устойчивости, отрицательному влиянию на продуктивность деятельности и даже приводящие к развитию профессиональной деструкции специалиста.