Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С помощью существующих муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в области предоставляется финансовая поддержка бизнесменам (посредством софинансирования), происходит развитие предприятий, создаются наиболее комфортные условия для привлечения инвестиций в основной капитал.

В том числе, существует образовательная поддержка, которая направлена на повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства, возможна в форме онлайн обучения.

Таблица 6 - Итоги развития малого и среднего бизнеса в городском округе Домодедово

Направления

Положительные тренды

Негативные тренды / угрозы

Количество субъектов малого и среднего бизнеса

Постепенное увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса

Возможное снижение количества субъектов малого и среднего бизнеса в 2020 году из-за роста его затрат: увеличение НДС, страховых взносов, ввод «онлайн-касс», запрет долевого строительства и введение продаж квартир застройщиками только через счета эскроу

Уровень оплаты труда,

численность занятых в малом и среднем бизнесе

Максимальное повышение оплаты труда на малых предприятиях за последние несколько лет

Сохраняется значительный разрыв в уровне оплаты труда в малом и крупном бизнесе, наличие «теневой» составляющей в заработной плате работников малых предприятий и ИП. Оптимизация численности работников на малых и средних предприятиях

Инвестиционная активность малых и средних предприятий

Сохраняется

положительная динамика инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий

Недостаточность собственных средств на фоне более дорогих кредитов для малого и среднего бизнеса, чем для крупных предприятий (на 1-2 процентных пункта) отрицательно влияет на инвестиционную активность субъектов малого и среднего предпринимательства

Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса

Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, расширение форм и способов поддержки предпринимателей

Недостаточная информированность предпринимателей о существующих мерах поддержки, бюрократические барьеры для получения поддержки. Сокращается объем поддержки в форме поручительств гарантийного фонда



Таким образом, результаты работы малых предприятий говорят о росте положительной динамики в их деятельности. Продолжает увеличиваться рост среднесписочной численности работников. Увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и доля малых предприятий в выпуске товаров и рыночных услуг по отраслям экономики.

3. Предложения по совершенствованию государственной политики в отношении малого бизнеса в городском округе Домодедово Московской области

3.1 Социальное предпринимательство как форма поддержки малого бизнеса

Социальное предпринимательство - это разновидность предпринимательской деятельности, которая в большей мере занимается социальными вопросами населения. Социальное предпринимательство производит товары и услуги, которые преимущественно потребляют не защищённые слои населения.

С помощью социального предпринимательства у этих групп существенно вырастет качество жизни. Это происходит за счёт того, что государство не в состоянии решить все проблемы населения, поэтому на помощь в решении такого рода проблем приходит социальное предпринимательство, в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На основании статистических данных Росстата, в России происходит увеличение социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО). Так, в промежуток времени с 2015 года по 2022 год их число увеличилось на 42 тыс. и составляло 140 тыс. 

Но неизменным остаётся показатель «средняя численность работников (чел.)», которые заняты непосредственно в одной СОНКО и составляет от 4 до 7 человек. Ежегодно число добровольцев, которые бы хотели участвовать в деятельности СОНКО возрастало. Так, например, в 2015 году их число составляло более 1 146 тыс. человек, в 2019 г. - 2 155 тыс. человек, в 2021 г. - 2 731,7 тыс. человек, а в 2022 г. - 2 937,3 тыс. человек.
Таблица 7 - Численность участников деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в 2021-2022 гг. (тыс. чел.)

Показатель

2021 г.

2022 г.

2022г./

2021, %

Среднесписочная численность штатных работников (за исключением внешних совместителей)

454,1

421,1

92,7

Средняя численность добровольцев, работающих с одной СОНКО

2 731,7

2 937,7

107,5

Средняя численность нештатных работников (привлечённых по договорам гражданско-правового характера)

95,8

100,0

104,5



Органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется поддержка для развития СОНКО такая как:

1. Финансовая поддержка

2. Имущественная поддержка

3. Информационная поддержка

4. Методическая и консультационная поддержка

В 2018 году была произведена финансовая поддержка в виде предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям. Общая сумма субсидии 8016,8 млн. рублей была распределена среди 3573 некоммерческих организаций (табл. 8).

Таблица 8 - Сводная информация о финансировании СОНКО в 2021-2022гг.

Государственный орган РФ, оказывающий финансовую поддержку СОНКО

Объем государственной финансовой поддержки (тыс. руб.)

Из него на конкурсной основе (тыс. руб.)

Количество

СОНКО,

получивших

финансовую

поддержку

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

Управление

делами

Президента РФ (Фонд

президентских

грантов)

6 653 8414,0

8 016 814,9

6 653 841,0

8 016 814,9

3 213

3 573

Минтруд России

1 319 184,0

2 294 184,2

-

-

25

29

МЧС России

90 000,0

88 200,0

90 000,0

88 200,0

6

9

Минкультуры

России

2 11 331,2

2 483 345,5

984 976,6

1 418 727,8

179

184

Роспечать

107,2

12 013,75

-

12 013,7

138

4

Росмолодёжь

113 500,0

68 886,5

11 350,0

68 886,5

96

5

ИТОГО

10 291 963,4

12 963 444,1

7 842 317,6

9 604 642,9

3 657

3 804



В соответствии с данными, представленными субъектами Российской Федерации в Минэкономразвития России, по сравнению с 2021 годом в 2022 году наблюдался рост предоставляемой финансовой поддержки. Так, общее количество СОНКО, которым была оказана финансовая поддержка из бюджета субъектов Российской Федерации, в 2022 году составило 7,4 тыс. организаций, увеличившись по сравнению с 2021 г. на 8% (в 2021 году было поддержано 6,8 тыс. организаций). При этом объем финансовой поддержки, предоставляемой СОНКО в виде субсидий на конкурсной основе в 2022 году, составил 18,5 млрд. рублей, рост составил 53 % (в 2017 году - 8,7 млрд. рублей, в 2016 году - 6,2 млрд. рублей).

В 2017 - 2018 г. Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти и организациями реализовывали план мероприятий по информационной поддержке деятельности СОНКО, благотворительности, добровольчества и социального предпринимательства.

В рамках реализации консультационной поддержки проводятся различные конференции, создаются программы повышения квалификации. В 2022 году по сравнению с 2021 годом на 18% больше повысили свои квалификации государственные гражданские и муниципальные служащие (2060 чел.), а также прошли обучение по взаимодействию с некоммерческими организациями.

Существует рейтинг субъектов РФ по эффективности работы СОНКО, который рассчитывается на основании разработанных показателей, утверждённых Правительством Российской Федерации. Этот рейтинг показывает, насколько полно некоммерческие организации обеспечивают население услугами социального характера, способны ли они конкурировать на рынке предоставления такого рода услуг. В Московской области есть пробелы в отношении системной работы по некоторым направлениям, которые отражают показатели рейтинга.

Правительство Московской области регулярно проводит работу, направленную на развитие некоммерческого сектора оказания социальных услуг. Кроме того, Министерство труда проводит мероприятия для привлечения СОНКО в сферу социального обслуживания. Подготовлено: методическое пособие «Некоммерческие организации - участники рынка социальных услуг» а также разработан методический комплекс для проникновения на рынок социальных услуг негосударственных организаций - «Порядок вступления негосударственных организаций в реестр поставщиков социальных услуг». Регулярно в средствах массовой информации проводится агитация с целью увеличения количества организаций в сфере социального обслуживания. На официальном сайте Министерства труда региона доступны сведения о социальном обслуживании. А также, для получения информации о включении организаций всех форм собственности в Реестр поставщиков социальных услуг проводится активная работа телефона горячей линии.


Кроме того, стартовал конкурс, в котором победители, то есть некоммерческие организации, получали финансовую поддержку со стороны государства. Так, 49 победителям для реализации социально-значимых программ, возмещения затрат за аренду помещений и обучения добровольцев СОНКО были выделены субсидии на сумму 10 млн. рублей из бюджета.

Направления, которые реализуются на территории городского округа Домодедово посредством социально-ориентированных некоммерческих организаций:

1) здоровье населения и профилактика негативных явлений в молодежной среде;

2) пропаганда семейных ценностей и профилактика насилия;

3) патриотическое воспитание молодежи;

4) улучшение межнациональных отношений.

Одной из проблем развития СОНКО является наличие административ-ных барьеров. Снижение избыточного административного регулирования призвано решить несколько задач: уменьшение нерезультативного административного давления на негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере, улучшение публичного управления социальной сферой и оптимизация действующего законодательства, регламентирующего хозяйственную деятельность в отраслях социальной сферы. Снятие административных барьеров, упрощение административных процедур выхода СОНКО на рынок услуг в социальной сфере может быть осуществлено путём:

— создания онлайн-сервисов для подачи документов и отчетности СОНКО, предоставляющих услуги в социальной сфере;

— сопровождения СОНКО сотрудниками органов государственной и муниципальной власти при вхождении на рынок социальных услуг;

— функционирования службы «одного окна» для СОНКО, планирующих предоставлять услуги в социальной сфере.

Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций:

1. Финансовая поддержка:

Такой вид поддержки разумно оказывать в результате конкурсного отбора с определённым перечнем условий для получения субсидий.

Такие субсидии могут предоставляться, прежде всего, на реализацию общественно значимых программ (проектов) социально ориентированных НКО, через частичное возмещение затрат при условии софинансирования программы (проекта). Также за счет средств могут финансироваться закупки оборудования, товаров, работ, услуг, расходы по арендной плате за аренду нежилых помещений