Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Какие меры поддержки предлагает Центробанк в 2023 году:

- сократить издержки при кредитовании;

- применять пониженные коэффициенты риска по активам, обеспеченным поручительствами Корпорации «МСП»;

- упростить оценку кредитного риска для банков, чтобы им было удобнее работать с МСП;

- расширить льготные кредиты на финансирование инвестиций;

- развивать оборотное кредитование и распространять льготные программы на факторинг;

- помогать быстрорастущим компаниям активно размещать акции на инвестиционных платформах;

- предоставить субъектам МСП доступ к платформе «Знай своего клиента» для проверки контрагентов;

- снизить транзакционные издержки бизнеса за счёт приёма оплаты через СБП.

Статья 19 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит в себе перечень целей, для которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции, среди которых есть поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. К данным преференциям относятся, в частности, возможность не вести бухгалтерский учет, кадровый учет, оформлять срочные трудовые договоры и т.д. [9]

Так, субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Стоит отметить, что право вести упрощенную кадровую документацию есть только у микропредприятий, на иные субъекты малого и среднего предпринимательства эти преимущества не распространяются.



Рисунок 18 - Влияние поддержки государства в развитии малого и среднего предпринимательства

Указом Президента РФ от 04.04.1996 г. №491 (ред. от 06.01.1999 г.) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ», помимо вышеуказанных мер, также предусмотрены такие меры поддержки, как: [10]

- установление порядка использования части средств, получаемых в погашение задолженности развивающихся стран, на финансирование государственной поддержки малого предпринимательства;

- установление порядка резервирования для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд;

- дополнение в проекте федерального закона, определяющего порядок государственной регистрации юридических лиц, в виде упрощенного порядка регистрации малых предприятий.


Такая мера поддержки субъектов МСП как сохранение перечисления 5% средств от приватизации объектов федеральной собственности непосредственно в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является достаточно эффективной. Эффективность обусловлена тем, что все те средства, которые перечисляются в данный

Фонд, являются его доходом и не подлежат налогообложению, а направляются исключительно на те цели и задачи, которые предусмотрены в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Фонд осуществляет финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества и других источников. [8]

Важное место среди мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса занимает формирование системы инфраструктуры поддержки, которая представляет собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, созданных и осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения реализации государственных программ, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

В соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» одним из качественных показателей реализации Программы является создание системы организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, основанной на единых требованиях к их деятельности.

В соответствии с федеральным законодательством разрабатываются и утверждаются нормативно-правовые акты в области поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне.

Стоит отметить, что российское региональное законодательство в сфере поддержки предпринимательства не имеет ссылок на международные нормативные акты, субъекты Российской Федерации разрабатывают собственные мероприятия по развитию МСП на своей территории самостоятельно, при соблюдении обязательного условия - они не должны противоречить федеральным законам.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации имеет обширную нормативно-правовую базу. Основным нормативным документом, регулирующим поддержку МСП

, является Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в котором указаны такие формы поддержки МСП, как финансовая, имущественная, информационная, консультационная. Помимо этого, меры поддержки субъектов МСП закреплены в иных нормативных актах Российской Федерации, нормативных актах субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.


2. Анализ реализации государственной политики в отношении малого бизнеса

2.1. Анализ деятельности малого бизнеса в современных кризисных условиях

Большая часть субъектов малых и средних предприятий сосредоточена в Центральном федеральном округе – 1 893 млн, практически половина из них – в Москве. Далее по численности малых и средних предприятий идет Приволжский федеральный округ – 1 050 млн субъектов, менее наполненным является СевероКавказский федеральный округ – 209 тыс. субъектов. Стоит отметить, что при сравнении ситуации с 2021 годом численность субъектов малых и средних предприятий на территории Российской Федерации увеличилась на 224 тыс.



Рисунок 19 – Количество МСП в Федеральных округах РФ

Анализируя рынок предпринимательской деятельности, а именно численность предпринимателей в различных экономических отраслях на территории Российской Федерации, видно, что очевидным лидером является сфера торговли – процент численности составляет 36.9%. На втором месте находится транспортировка и хранение – 12,51%. Далее: консультационная и научно-техническая деятельность – 7,81%; строительство – 6,39%; недвижимость – 5,99%.



Рисунок 20 – Распределение малого и среднего предпринимательства по федеральным округам

Стоит отметить, что самой распространенной деятельностью на территории Российской Федерации является именно торговля. Большинство экспертов полагает, что популярность российского рынка вызвана тем, что у россиян присутствует лояльность к традиционному шопингу. Более того, сфера торговли не вызывает значительных трудностей при организации предпринимательской деятельности.



Рисунок 21 – Малый бизнес в различных экономических отраслях

Стоит обратить внимание на статистику оборота малых предприятий с 2008 по 2021 гг. Так, оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 10% больше, чем в первой половине 2019 г. При этом, стоит отметить, что доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5%, что является минимумом с 2008 г. Показатели первого полугодия 2020 г. были зафиксированы на уровне 12,6%, а в 2019 г. – 13,4%. Максимальные показатели вклада малого бизнеса в суммарной выручке были зафиксированы в первом полугодии 2017 г. (показатель составил 18,2%). Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 г. превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн (27%) больше, нежели ранее. Показатели средних и крупных предприятий составили 3,8 и 84,7% выручки соответственно, за аналогичный период 2020 г. – 3,3 и 84,1% соответственно, в 2019 г. соотношение составило 3,4 и 83,3%.


Опираясь на статистику «Яндекс Wordstat» видно, что далеко не каждая отрасль потерпела снижение востребованности. Так, например, количество запросов «магазин» увеличилось на 19 млн в сравнении с 2021 годом и на 12 млн в сравнении с февралем 2022 года. Это связано с тем, что отрасли первой необходимости будут востребованы вне зависимости от ситуации, что нельзя сказать о туристических агентствах, так как численность запросов снизилась на 30 тыс. Что касаемо показателей по поисковым запросам «Отель» и «Гостиница», то здесь мы видим, что в первом случае количество запросов весьма снизилось, а именно на 1 371 805. В то время как по запросу «Гостиница» показатели, наоборот, увеличились. Данное явление свидетельствует о росте внутреннего туризма на территории Российской Федерации, так как по большей части потенциальные клиенты ищут гостиницы в контексте туризма именно внутри России, а отели за ее территорией, то есть за границей.

Санкции оказали существенное влияние на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля 2022г., особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.



Рисунок 22 – Статистика оборота малых предприятий



Рисунок 23 – Анализ поисковых запросов «Яндекс Wordstat»

Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций. Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Помимо введения персональных адресных санкций Западные правопорядки ограничили или полностью запретили поставку большинства товаров, технологий, а также программ. Это значит, что Российской Федерации придется переориентировать свою деятельность на иные рынки, вероятнее всего на Китай. Также на фоне санкционных действий Россия столкнулась с кризисами платежей. Практически все международные фирмы покинули Российскую Федерация, более того, компании приостановили консультирование своих российских клиентов по вопросам санкций. Но в этом есть и некий плюс, а именно то, что для российских бизнесменов освободили огромный рынок.