Файл: Отчет о прохождении учебной практики профессионального модуля.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Отделение Гуманитарных дисциплин
ОТЧЕТ
о прохождении учебной практики
профессионального модуля
ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
Ф.И.О. Еремчука Семёна Александровича
Обучающегося 1 курса, группы КПНК-221
специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
База практики: Частное образовательное учреждение профессионального образования «Ставропольский многопрофильный колледж»
(наименование предприятия)
Сроки прохождения практики: с 29.05.2023 г. по 10.06.2023 г.
Руководитель учебной практики
преподаватель, Курилова С.Ю. ______________
(подпись)
Оценка ______________
«10» июня 2023 г.
Ставрополь, 2023 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………....3.
1. Теоретические основы организации внеурочной работы…………….4.
1.1 Сфера профессиональной деятельности вожатого………………….4.
1.2. Составление режима дня в детском оздоровительном лагере……...9.
2. Формы организации внеурочной работы в избранной области деятельности…………………………………………………………………….14.
2.1. Разработка примерного плана мероприятия экологической направленности в лагере………………………………………………………...14.
2.2. Составления педагогической копилки игр в детском оздоровительном лагере…………………………………………………………………..17.
2.3. Составление теста на выявление уровня социальной активности, социальной адаптированности и нравственной воспитанности детей…….24.
Заключение…………………………………………………………….27
Список использованных источников ……………………………………29
Базой прохождения практики является частное образовательное учреждение профессионального образования «Ставропольский многопрофильный колледж». Отчет состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе отчета описываются теоретические основы организации внеурочной работы. Рассмотрены должностные обязанности и права отрядного вожатого. Во второй главе – формы организации внеурочной работы в избранной области деятельности, расписан план мероприятия экологической направленности и коллективно-творческого дела в лагере. Составлены педагогическая и музыкальная копилки вожатого. Отчет написан на 29 страницах.
1. Теоретические основы организации внеурочной работы
1.1. Сфера профессиональной деятельности вожатого
Вожатый – это самый значимый человек для ребенка в лагере. Помимо того, что вожатый является организатором детского отдыха, он еще хороший друг и товарищ для детей, который поможет в любой ситуации и отнесется к вам со всей душой: это лидер, друг и помощник детей, «ящик» с советами и играми; «жилетка», в которую можно поплакать; добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель; остроумный и симпатичный; человек, способный найти взаимопонимание с детьми. И благодаря его усилиям, отряд ребят за очень короткое время должен превратиться в дружный, сплоченный коллектив, объединенный общими интересами, устремлениями, совместными делами, узами дружбы и товарищества.
Остановимся более подробно на основных качествах вожатого в лагере:
1. Первая задача вожатого – понравиться детям. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.
Прежде всего, попытайтесь выяснить что для вас означает «понравиться детям». Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Так как все мы разные, то и «нравиться детям» будем по-разному. В любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.
У этой задачи есть свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: «произвести первое впечатление». Есть пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:
1) ваш внешний вид;
2) выражение вашего лица;
3) наши запахи;
4) тембр вашего голоса;
5) ваша жестикуляция.
Второй этап: «произвести второе впечатление». Задумайтесь о том, чем вы могли бы быть интересны детям. Например:
1) чем интересным вы занимались в жизни?
2) какие есть способности и таланты?
3) за что вас уважают и любят ваши друзья?
4) о чем увлекательном вы можете рассказать?
5) чему необычайному вы можете научить? [15]
Дети к вам будут присматриваться, будут вас оценивать, высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. «Да ну его, только и умеет командовать», «С ней с тоски можно помереть», «Она даже шуток не понимает». Чтобы выдержать проверку на «интересность», нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте все, чем вы могли бы быть интересны окружающим. Для этого не надо обладать какими-то сверхспособностями. Понравиться детям можно и без них. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку «Смок Белью», коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного – умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки «Формула 1» или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про «Черный плащ» и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство, будут вас уважать. [4]
В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п.
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.
2. Вожатый должен быть:
а) доброжелательный. Каждый ребёнок в отряде должен быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми. Надо уходить от конфликта всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе;
б) внимательный и тактичный. Ребёнка очень легко обидеть недостатком внимания. Каждый ребенок в отряде должен считать вас своим вожатым. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение;
в) требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею;
г) справедливый. Тут нужно не забывать, что у ребенка всегда есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить;
д) искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение»
е) бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом;
ж) терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться;
з) забота о детях (особенно о маленьких). На 21 день вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на первый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
1) утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги;
2) расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах);
3) одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать;
4) все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда-то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка);
5) промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке;
6) не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому – помните об этом [2]
Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, – это вовсе не значит, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: «вам надо полюбить детей».
3. Необходимые качества для Вожатого:
1) способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и желание чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы;
2) личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность;
3) общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации;
4) терпение, терпение, и снова терпение – главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают;
5) уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения;
6) яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей;
7) не быть ребёнком. Психологи выделяют несколько состояний человеческого «Я»: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый – мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радостью ради общего блага. Ребёнок – капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Часто такое случается, что неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый – это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него. [5]
Таким образом, вожатому необходимо:
Во-первых, поставить дисциплину. Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты – это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад;
Во-вторых, завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества;
В-третьих, сплотить отряд. Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд – люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд – дружная работоспособная команда;
В-четвертых, стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой [7].
1.2. Составление режима дня в детском оздоровительном лагере
Режим дня - это определенный порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни детского оздоровительного центра.
Его главное назначение - за короткое время выработать, у детей определенный ритм жизни, способствующий организации полноценного отдыха и развитию детского организма. Режим помогает установлению в жизни отряда хорошей дисциплины, выработке полезных привычек. Режим дня лежит в основе планирования жизни детского оздоровительного центра в целом и каждого отряда в отдельности.