Файл: Отчет о прохождении учебной практики профессионального модуля.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В тоже время фанатичное следование режима рождает заорганизованность, когда жизнь ребят расписана по минутам и даже секундам. Когда все за них придумано, остается только быстренько поставить ребят в пары и быстренько привести на очередное мероприятие. Режим должен быть разумным и удобным для детей.
Грамотно выстроенный режим с оптимальным чередованием бытовых и творческих дел, свободного времени детей, при хорошей организации отрядных и лагерных мероприятий вносит в жизнь детей яркую красочную определенность, помогает избежать разрушительного действия хаоса, беспорядка. Где как не в лагере, можно позволить ребятам встретить солнце ранним утром, провести ночь у костра и т.д. [10].
Дети все разные. Одни быстрые, другие медлительные. Одни спокойные, другие неугомонные, шумные. У всех различные привычки. Поэтому в первые же дни проверьте: сколько времени требуется для проведения зарядки в отряде, для сборов на различные мероприятия и т.д.
Привнесите в организацию регламентированных режимных моментов элементы игры. Например, постарайтесь интересно, нестандартно обыграть время сбора. Сделайте так, чтобы у ребят был стимул для оперативного, быстрого построения, сбора отряда, независимо от того, где они находятся и чем занимаются. Этому, в частности, могут эффективно способствовать выработанные в отряде законы (закон «точного времени» - закон «00» и т.д.). В первые дни смен обязательно договоритесь с ребятами об отрядном сигнале сбора [11].
Остановимся несколько подробнее на тех моментах режима, которые вызывают начинающих вожатых, как правило, самые большие затруднения.
Подъем. Ни для кого не секрет, что часть детей легко просыпается и без затруднений встает. Но есть такие дети, которые могли бы проспать до обеда, если вы их не разбудите.
Не забывайте о том, что настроение, с которым человек поднимается, создает ему настрой на весь последующий день. Поэтому, вожатый должен быть требовательным, но в то же время веселым, приветливым, терпеливым, внимательным. Ни в коем случае из-за «долгого» подъема нельзя наказывать ребенка, устраивать ему публичное осуждение. Многие вожатые придумывают различные призы тем, кто первым встал, кто первым заправил постель и т.д. За это могут выдаваться веселые жетоны – тот, кто соберет их больше всех за неделю, получает воскресный приз.
Не забывайте также о том, что причиной «сонливости» зачастую бывает плохое самочувствие, переутомление, плохое настроение. В отдельных случаях необходимо посоветоваться с медработниками, в других пересмотреть формы отрядных мероприятий. Но при этом, мы с вами знаем о том, что если нас ждут интересные, увлекательные дела, то сон, как рукой снимает.
Юмор, доброта, внимание в сочетании с разумной требовательностью, настойчивостью и находчивостью помогут вам сделать подъем в отряде бодрым.
Зарядка. Успешность организации утренней зарядки определяется несколькими компонентами. Главные из них: хорошо подобранный комплекс упражнений, музыкальное оформление, организация процедуры начала и окончания зарядки и ее творческая сторона.
Зарядка всегда приносит удовольствие, если в нее, как и во многие другие детские дела, вносятся элементы игры. Для более старших ребят проводите зарядку форме аэробики, ритмики, желательно с использованием специального музыкального сопровождения. Предложите каждому звену придумать свой вариант зарядки, заранее ознакомив ребят с комплексом основных упражнений.
Занимайтесь зарядкой вместе с детьми. Никакие слова не убеждают так, как личный пример. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития, но к ее организации предъявляются определенные требования:
а) время проведения зарядки – 10 – 15 минут;
б) зарядка проводится на открытом воздухе;
в) во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветренном помещении.
Организация питания. Если в вашем лагере нет других требований, лучше всего собирать отряд перед столовой. Следите за тем, чтобы ребята мыли руки перед приемом пищи. Обращайте внимание на качество пищи. Следите за дисциплиной в столовой. Не забудьте поблагодарить дежурных за хорошую работу.
Послеобеденный дневной отдых (тихий час). 1,5 – 2 часа послеобеденного времени получили в различных детских оздоровительных центрах разные названия: «тихий час», «час отдыха», «полтора часа молчания» и т.д. Это время, которое отводится для восполнения сил, дневного сна, пассивного отдыха. Следует отметить, что организация послеобеденного отдыха требует дифференцированного подхода к детям в зависимости от их возраста. Малышей уложите спать. Подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя. Ориентируйтесь по ситуации самостоятельно, с учетом правил, установленных в лагере. Заведите правило: в тихий час – никаких разговоров, хождений. Однажды разрешенное хождение становится впоследствии чаще всего правилом.
Свободное время. В режиме дня предусматривается определенный промежуток времени, предоставляемый детям для самостоятельного использования. Это законное право ребят. Оно должно быть организовано. Пусть каждый займется своим любимым делом. Если ребенок не может организовать свое свободное время, вожатый должен позаботиться об этом, помочь ему. Обращайте внимание на то, чтобы никому не было скучно! Займитесь с детьми, которым это интересно, оформительской работой, предложите им интересную игру, поговорите с ними по душам и т.д.
Отбой. Перед отбоем нужно настроить ребят на спокойный тон. Готовить детей ко сну начинайте заранее, так как у них часто именно после отбоя возникает потребность совершать все гигиенические процедуры. Хорошо способствует разговор «по душам», неторопливое, «мягкое» (без сильных эмоциональных страстей) подведение итогов дня. Проводите тихие игры, старайтесь не возбуждать фантазии детей. Малышам расскажите сказку с добрым концом; детям среднего возраста - приключенческую историю (с продолжением); подросткам – историю о любви. Почитайте стихи, спойте, сыграйте на гитаре. Некоторое время можете еще поговорить с ребятами после того, как они улеглись в постель. Дайте им возможность угомониться, успокоиться. После пожелания спокойного сна, разговоров в спальных комнатах уже не должно быть. Будьте спокойны, но требовательны.
Стремитесь вовремя уложить детей в постель с первого же дня, независимо от возраста. Обращаем ваше внимание на то, чтобы вы никогда не переносили обсуждение острых, проблемных ситуаций на время вечернего отрядного огонька и непосредственно предшествующее отбою.
Продумайте и используйте ритуал прощания на ночь, который ваш отряд будет совершать после вечерних гигиенических процедур.
Перед тем, как самому отправиться спать убедитесь в том, что все дети находятся на своих местах. Не оставляйте детей одних. В корпусе всегда должен присутствовать дежурный вожатый. [13].
2. Формы организации внеурочной работы в избранной области деятельности
2.1. Разработка примерного плана мероприятия экологической направленности в лагере
№ | Направления | Мероприятия | Дни проведения | Ответственные |
1 | | 1.Торжественная линейка. Открытие лагеря. 2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. 3. Анкетирование 4 «Минута славы» | 1-ый день | Начальник лагеря, воспитатели |
2 | Правила поведения в природе | 1. Беседа «Правила поведения в лесопарках, у водоёмов». 2. Трудовой десант 3. Экскурсия в парк 4. Ролевая игра «Как обезопасить свою жизнь» | 2-ый день | Воспитатели |
1.Беседа «Знакомимся с Красной книгой» 2. Интерактивная игра о лекарственных травах Самарского края. 3. Игра-викторина «Знаешь ли ты животных?» 4. Трудовой десант. | 3-ый день | Воспитатели, библиотекарь. | ||
3 | Лесопарк, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами | 1. Путешествие в страну «Витаминки». 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Беседа «Как защитить природу» 4. Экскурсия в экологический центр г. Новокуйбышевска | 4-ый день | Воспитатели, учитель физкультуры |
1. Беседы о реках родного края, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме. Инструктаж по ТБ «Правила поведения на воде». 2. Экскурсия в парк Победы 3. Трудовой десант 4. Игра-викторина «Зелёная аптека» | 5-ый день | Воспитатели, библиотекарь. |
Таблица 2.1 – Примерный план мероприятия экологической направленности в лагере
Продолжение таблицы 2.1
4 | Практикум «Озеленение территории школьного двора» | 1. Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников». 2. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе. 3. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. 4. Конкурс гербарий, рисунков, подделок. | 6-ый день | Воспитатели |
1. Беседа «Почему здоровым быть модно» 2. Веселые старты. 3. Конкурс рисунков «Я здоровый человек» 4. Трудовой десант | 7-ой день. | Воспитатели, учитель физкультуры | ||
5 | Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц родного города | 1.Беседа «Экология и состояние организма». 2. Трудовой десант. 3. Анкетирование. 4. Экскурсия в парк «Дубки» 5. Практическое занятие по безопасности жизнедеятельности. | 8-ый день | Воспитатели, учитель физкультуры, ОБЖ |
1. Спортивная игра «Зарница» 2. Трудовой десант «Сделаем нашу улицу чище!» 3. Выпуск бюллетеня. 4.Презентация «История развития футбольного движения». | 9-ый день | Воспитатели, учитель физкультуры, библиотекарь. | ||
6. | | 1. Экскурсия в городскую библиотеку «Жигулёвская кругосветка» 2. Акция «Чистый двор» 3. Интерактивная викторина «О, спорт, ты – мир!» | 10-ый день | Воспитатели. |
1 Занятия на природе. 2. Игры на свежем воздухе. Подвижные игры. 3. Конкурс рисунков «Люби и охраняй природу» | 11-ый день. | Воспитатели, учитель физкультуры | ||
7 | Охрана окружающей среды | 1. Викторина «Знатоки леса» 2. Игры на спортивной площадке минифутбол. 3. Трудовой десант. 4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | 12-ый день | Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель физкультуры |
Продолжение таблицы 2.1
8 | Охрана окружающей среды | 1.Беседа. Значение зеленых зон отдыха для человека. 2.Экскурсия в зоопарк 3.Трудовой десант по уходу за цветами на школьном участке. 4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | 13-ый день. | Начальник лагеря, воспитатели |
1 Занятие – практикум «Как защитить природу». 2. Выпуск газеты, бюллетеней. 3. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | 14-ый день | Воспитатели, учитель физкультуры, музыкальный руководитель | ||
1. Конкурс поделок из природного материала 2. Уход за цветами на пришкольном участке. 3. Анкетирование, опрос. 4. Познавательный турнир «Умники и умницы» | 15-ый день | Воспитатели | ||
1.Подготовка к конкурсу экологических сказок 2. Экологический ликбез «Чудо вокруг нас». 3. Защита экологических плакатов | 16-ый день | Начальник лагеря, воспитатели | ||
| 17-ый день | Начальник лагеря, воспитатели | ||
1. Фестиваль «Экология и мы» 2. Подведение итогов соревнования между отрядами. 3.Торжественное закрытие лагерной смены Награждение. | 18-ый день | Начальник лагеря, воспитатели |
2.2. Составление педагогической копилки игр в детском оздоровительном лагере
«Кто я?».
Игроки садятся в круг. Каждый пишет на маленькой бумажке имя любого персонажа, это может быть герой из сказки, фильма, известный человек, артист, политик. Бумажку лучше взять с липким слоем, потому что её нужно приклеить на лоб к соседу [1].
Ход игры:
1. Наклеить бумажку с именем героя на лоб соседа, он не должен видеть, что там написано.