Файл: Менеджмент Подходы к определению понятия менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Бригадная структура управления.
Бригадная структура управления – это структура, которая основана на групповой форме организации труда
Основой бригадной структуры является временная форма организации труда. Факторы ее использования: ускорение процессов обновления продукции и технологий, ориентация предприятий на небольшие по емкости рынки, повышение требований к качеству обслуживания потребителей и времени выполнения заказов.
Принципы организации бригадной работы:
-
автономная работа бригад, в состав которых могут входить рабочие, специалисты и управленцы, полностью отвечающие и получающие вознаграждение за результаты деятельности; -
самостоятельное принятие решений и координация работвнутри бригад и с другими группами; -
замена жестких связей гибкими, вплоть до права привлекать для решения задач бригады работников из других подразделений, что разрушает традиционное деление производственных, технических,экономических и управленческих служб на изолированные подсистемы сосвоими целевыми установками и интересами; -
число членов бригады регулируется на базе опыта.
Такой подход к формированию бригад является сильным мотивационным эффектом как для бригады в целом, так и для ее отдельных членов. Переход к бригадным структурам обычно связан со значительной подготовкой. Прежде всего, это формирование бригад по их назначению (задачам), а также определение их состава. Концепциябригадной работы – взаимопомощь, взаимозаменяемость, групповая иличная ответственность, ориентация на запросы потребителей – предопределяет особую роль руководителя, который усиливает свои обучающие и консультационные функции и в большой мере опирается на групповое решение проблем. Это меняет требования к составу брига-ды – предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, так как только они могут обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене заданий.
Преимущества:
-
сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; -
гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; -
возможность применения эффективных методов планирования и управления; -
сокращается потребность в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
-
усложнение взаимодействия (в особенности для бригаднойструктуры); -
сложность в координации работ отдельных бригад; -
высокая квалификация и ответственность персонала; -
высокие требования к коммуникациям.
-
Сетевые структуры.
Новейший подход к департаментации предполагает дальнейшее развитие идеи горизонтальной координации и сотрудничества в горизонтальной плоскости за пределами организации. Во многих отраслях вертикально интегрированные, иерархические организации предоставляют возможность создания нежестко взаимосвязанных групп компаний с проницаемыми границами. Аутсорсинг, предусматривающий передачу подрядным организациям некоторых видов деятельности, например производственной, стал еще одной важной приметой сегодняшнего дня. Кроме того, партнерства, альянсы и прочие комплексные формы сотрудничества становятся теперь главным способом достижения стратегических целей.
Сетевая структура предполагает передачу компанией большинства своих главных функций независимым фирмам и координацию их деятельности с помощью небольшой головной организации.
Сетевую организацию можно изобразить в виде центрального узла, окруженного сетью сторонних специализированных компаний. С помощью Интернета организации могут обмениваться информацией настолько легко и быстро, что не имеющая жестких связей система поставщиков, производителей, сборщиков и дистрибьюторов выглядит и работает как единая компания.
В основе сетевой структуры лежит следующая идея. Компания получает возможность сфокусировать усилия на том, что она умеет делать лучше всего, а выполнение остальных необходимых функций поручить другим фирмам, обладающим компетенциями в соответствующих областях. В результате компания добивается более высоких результатов, затрачивая меньше ресурсов.
Во многом схож с сетевым так называемый модульный подход, при использовании которого производственная компания закупает у поставщиков не отдельные детали, а готовые узлы, из которых затем собираются готовые изделия усилиями небольшого числа работников.
Достоинства
-
компании способны быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка; -
компании выбирают более приоритетные виды деятельности; -
возможно существенное сокращение издержек и повышение доходов; -
исключается дублирование использования рабочей силы; -
привлечение к совместной деятельности лучших партнеров.
Недостатки
-
сетевая структура нарушает организационные принципы сегментирования; -
при сетевых структурах возникает сильная зависимость от кадрового состава и поэтому усиливаются риски, связанные с текучестью кадров; -
практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети.
Условиенаиболее эффективного применения сетевой структуры управления – быстрое изменение спроса.
-
Современные структуры: организации Чарльза Хэнди, виртуальная организация.
В последние годы широко обсуждается вопрос о том, какие организационные структуры станут доминировать в будущем. В результате на свет появилось несколько новых моделей. Британский мыслитель Чарльз Хэнди — один из наиболее заметных участников этой дискуссии. Он полагает, что будут преобладать отдельные формы организации, наиболее тесно связанные с индустрией обслуживания.
Первой и наиболее известной была предложенная Хэнди организация-трилистник. «Трилистник» — это структура, где основное ответвление составляют ключевые управленцы и работники, а помощь им оказывают сторонние подрядчики и совместители». Таким образом, организационная модель будущего по своей структуре, скорее всего, будет напоминать современные консалтинговые фирмы, рекламные агентства и профессиональные партнерства
Эта модель и некоторые ее вариации часто применяются для обоснования аутсорсинга второстепенных функций. По Хэнди, первый листок представляет собой «ядро», ключевой персонал организации: высококвалифицированные профессионалы, верхушка руководства. Второй листок — это подрядчики: люди или организации, среди которых могут быть и те, кто когда-то работал внутри данной организации, а теперь оказывает ей услуги извне. Они действуют в пределах широкой структуры, создаваемой «ядром», но обладают большими полномочиями, самостоятельно принимая решения при реализации проектов или установлении контактов. Третий листок — это гибкая рабочая сила. В модели Хэнди это не просто наемные работники, а люди, достаточно близкие организации, чтобы ощущать свою к ней принадлежность, которая является гарантией высокого качества их труда, пусть и в рамках временной или неполной занятости
Хэнди выделяет еще один тип новой структурной модели —
федеральную организацию, особо подчеркивая, что это не синоним децентрализации. Он предлагает схему федеральной организации, ядро которой занимается координацией, оказанием влияния, советами и предложениями. Центральная структура не навязывает условия или краткосрочные решения, но осуществляет долгосрочную стратегию. Будучи «реальным перекрестием связей, эта организация называется главным офисом или даже штаб-квартирой отнюдь не из вежливости».
Третий тип организации, за которым, по мнению Хэнди, будущее, назван им «тройное И» («the Triple I»): информация, интеллект и идеи. В таких организациях очень высоки требования к управлению персоналом. «Мудрая организация уже знает, что ее неглупых сотрудников нельзя рассматривать как простых исполнителей или контролеров. В них надо видеть личность, ценить их как специалистов, профессионалов, менеджеров или лидеров, а устаревшие термины «рабочий» и «контролер» исключить из употребления. К сотрудникам и их нуждам также следует относиться внимательно, не забывая о необходимости обучения, чтобы не отстать от времени», — считает автор.
Виртуальные организации, при всем их разнообразии, обладают одним общим свойством: они исходят из предпосылки, что информационные технологии позволяют людям в разных географических точках работать вместе, несмотря на расстояния. Их способность общаться и обмениваться информацией приводит к коренному изменению модели принятия решений: теперь уже нет необходимости в координации из центра.
-
Как выбрать организационную структуру. Правила формирования организационной структуры.
Процесс выбора организационной структуры состоит из трех этапов:
1. деление организации на укрупненные блоки по горизонтали, в соответствии с осуществляемыми направлениями деятельности;
2. установление соотношения полномочий должностей;
3. определение должностных обязанностей и поручение их выполнения конкретным лицам.
Правила формирования:
-
Наиболее важные стратегические виды деятельности должны быть основными звеньями организационной структуры и их статус выше. -
Структура должна быть полномасштабной, т.е. все элементы должны быть включены в систему связей. -
Каждый компонент структуры должен обладать определенной автономностью (т.е. соблюдаться баланс между самостоятельностью подразделений и целостностью организации. -
Оргструктура должна корректироваться под воздействием целей, стратегии и внешней среды, -
Аутсорсинг – передача функций, не влияющих на конкурентные преимущества организации. -
Приоритет функций над составом звеньев. -
Приоритет объективных требований над субъективными ориентирами сотрудников, подразделений. -
Подотчетность ведущих функций одному лидеру -
Структура должна быть гибкой адаптивной -
Связанные между собой виды деятельности должны выполняться скоординировано через различные институты. -
Рациональная структура имеет минимальную сложность.
-
Содержание работы руководителя.
Всю работу по управлению можно разделить на две части:
-
управление деятельностью фирмы; -
управление людьми (персоналом).
В повседневной работе руководитель должен постоянно получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить работу подразделения независимо от себя, гордиться собой и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т.д.
Во многом работа менеджера зависит от того, какому стилю руководства он отдает предпочтение. Стиль руководства – явление строго индивидуальное, т.к. определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми.
Выбор стиля руководства зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:
-
управлять – руководитель дает точные указания подчиненным и следит за выполнением заданий; -
направлять – менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу; -
поддерживать – менеджер оказывает сотрудникам помощь при выполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений; -
делегировать полномочия – менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.
-
Основные роли руководителя.
Роли руководителя по В.И. Викторову:
1. Наставник
В этой роли руководитель должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, руководитель выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает людей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия, сочувствия и заботы. Он дает возможность и помогает людям строить планы по их собственному индивидуальному развитию.
2. Фасилитатор