Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Недостаточно хорошо знает свой предмет.
-
В детстве мне больше всего нравилось:-
Проводить время с друзьями; Б. Ощущение выполненных дел; -
Когда меня за что-нибудь хвалили.
-
-
Я хотел бы быть похожим на тех, кто:-
Добился успеха в жизни;
-
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
-
Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
-
В первую очередь школа должна:-
Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
-
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
-
Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
-
Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями; Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
-
Наибольших успехов я добиваюсь, когда:-
Работаю с людьми, которые мне симпатичны; Б. У меня интересная работа; -
Мои усилия хорошо вознаграждаются.
-
-
Я люблю, когда:-
Другие люди меня ценят;
-
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
-
Приятно провожу время с друзьями.
-
Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:-
Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.
-
Б. Написали о моей деятельности;
-
Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
-
Лучше всего я учусь, если преподаватель:-
Имеет ко мне индивидуальный подход;
-
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
-
Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
-
Для меня нет ничего хуже, чем:-
Оскорбление личного достоинства;
-
Б. Неудача при выполнении важного дела;
-
Потеря друзей.
\рги
-
Больше всего я ценю:-
Успех;
-
Б. Возможности хорошей совместной работы;
-
Здравый практичный ум и смекалку.
-
Я не люблю людей, которые:-
Считают себя хуже других;
-
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
-
Возражают против всего нового.
-
Приятно, когда:-
Работаешь над важным для всех делом; Б. Имеешь много друзей; -
Вызываешь восхищение и всем нравишься.
-
-
По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:-
Доступным;
-
Б. Авторитетным;
-
Требовательным.
-
В свободное время я охотно прочитал бы книги:-
О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с
-
людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
-
О последних достижениях науки и техники.
-
Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:-
Дирижером;
-
Б. Композитором;
Солистом
-
.Мне бы хотелось:-
Придумать интересный конкурс; Б. Победить в конкурсе; -
Организовать конкурс и руководить им.
-
-
Для меня важнее всего знать:-
Что я хочу сделать; Б. Как достичь цели; -
Как организовать людей для достижения цели.
-
-
Человек должен стремиться к тому, чтобы:-
Другие были им довольны;
-
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
-
Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
-
Лучше всего я отдыхаю в свободное время:-
В общении с друзьями;
-
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
Занимаясь своим любимым делом
.Приложение 2
Методика «Оценка уровня притязаний личности» В.К. Гербачевского
Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задач задание может выполняться с перерывами.
Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского
По завершении одного из этапов предложенного вам задания (на работе, дома и т.д.), когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В. Гербачевского.
Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Распечатайте и обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием — +3; если просто согласны — +2; если скорее согласны, чем не согласны — +1; если вы совершенно не
согласны 3; если просто не согласны 2: если скорее не согласны, чем
согласны 1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни
отвергнуть его, то отметьте — 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.
Опросник В. Гербачевского
Фамилия, имя, отчество
Дата заполнения Возраст
Профессия (специальность)
й
Таблица 1
№ пп | Высказывание | Шкала для ответов |
1 | Исследование мне уже порядком надоело | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
2 | Я работаю на пределе своих сил | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
3 | Я хочу показать все, на что способен | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
4 | Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
5 | Мне интересно, что получится | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
6 | Задание довольно сложное | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
7 | То, что я делаю, никому не нужно | +3 -2-1 0+1 +2+3 |
8 | Меня интересует, лучше ли мои результаты пли хуже, чем у других | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
9 | Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
10 | Думаю, что мои результаты будут высокими | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
11 | Эта ситуация может причинить мне неприятности | +3 -2-1 0+1 +2+3 |
12 | Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
13 | Я проявляю достаточно старания | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
14 | Я считаю, что мой лучший результат не случаен | +3 -2-10+1 +2 +3 |
15 | Задание большого интереса не вызывает | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
16 | Я сам ставлю перед собой задачи | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
17 | Я беспокоюсь по поводу своих результатов | +3 -2-1 0+1 +2+3 |
18 | Я ощущаю прилив сил | +3 -2-1 0+1 +2+3 |
19 | Лучших результатов мне не добиться | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
20 | Эта ситуация имеет для меня определенное значение | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
21 | Я хочу ставить все более и более трудные цели | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
22 | К своим результатам я отношусь равнодушно | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
23 | Чем дольше работаешь, тем становится более интересно | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
24 | Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
25 | Скорее всего мои результаты будут низкими | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
26 | Как ни старайся, результат от этого не изменится | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
27 | Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
28 | Задание достаточно простое | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
29 | Я способен на лучший результат | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
30 | Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
31 | Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
32 | Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
33 | Я увлекся работой над заданием | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
34 | Я хочу избежать низкого результата | +3 -2-1 0+1 +2+3 |
35 | Я чувствую себя независимым | +3 -2 -1 0+1 +2 +3 |
36 | Мне кажется, что я зря трачу время и силы | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
37 | Я работаю вполсилы | +3 -2-1 0+1 +2+3 |
38 | Меня интересуют границы моих возможностей | +3 -2 -1 0+1 +2+3 |
39 | Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших | +3 -2 -1 0+1 +2+3 |
40 | Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
41 | Я чувствую, что у меня ничего не выйдет | +3 -2-1 0+1 +2+3 |
42 | Испытание — это лотерея | +3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Анализ и интерпретация данных исследования
Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.
Ключ к компонентам мотивационной структуры личности
По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 2) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 3).
Таблица 2 № | Компоненты мотивационной | Номера высказываний | Баллы |
пп | структуры | | |
1 | Внутренний мотив | 15*, 23,33 | |
2 | Познавательный мотив | 5, 22*, 38 | |
о | Мотив избегания | 11, 17, 34 | |
4 | Состязательный мотив | 8, 32*, 39 | |
5 | Мотив смены деятельности | 1,9, 27 | |
6 | Мотив самоуважения | 12,21,30 | |