Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 523

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

            1. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

          1. В детстве мне больше всего нравилось:

            1. Проводить время с друзьями; Б. Ощущение выполненных дел;

            2. Когда меня за что-нибудь хвалили.

          2. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

            1. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

            1. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

          1. В первую очередь школа должна:

            1. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

            1. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

          1. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями; Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

          1. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

            1. Работаю с людьми, которые мне симпатичны; Б. У меня интересная работа;

            2. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

          2. Я люблю, когда:

            1. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

            1. Приятно провожу время с друзьями.

          1. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

            1. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

            1. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

          1. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

            1. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

            1. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

          1. Для меня нет ничего хуже, чем:

            1. Оскорбление личного достоинства;


Б. Неудача при выполнении важного дела;

            1. Потеря друзей.

\рги

          1. Больше всего я ценю:

            1. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

            1. Здравый практичный ум и смекалку.

          1. Я не люблю людей, которые:

            1. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

            1. Возражают против всего нового.

          1. Приятно, когда:

            1. Работаешь над важным для всех делом; Б. Имеешь много друзей;

            2. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

          2. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

            1. Доступным;

Б. Авторитетным;

            1. Требовательным.

          1. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

            1. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с

людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

            1. О последних достижениях науки и техники.

          1. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

            1. Дирижером;

Б. Композитором;

Солистом

          1. .Мне бы хотелось:

            1. Придумать интересный конкурс; Б. Победить в конкурсе;

            2. Организовать конкурс и руководить им.

          2. Для меня важнее всего знать:

            1. Что я хочу сделать; Б. Как достичь цели;

            2. Как организовать людей для достижения цели.

          3. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

            1. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

            1. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

          1. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

            1. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

Занимаясь своим любимым делом


.Приложение 2

Методика «Оценка уровня притязаний личности» В.К. Гербачевского

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задач задание может выполняться с перерывами.

Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

По завершении одного из этапов предложенного вам задания (на работе, дома и т.д.), когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В. Гербачевского.

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Распечатайте и обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием — +3; если просто согласны — +2; если скорее согласны, чем не согласны — +1; если вы совершенно не

согласны 3; если просто не согласны 2: если скорее не согласны, чем

согласны 1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни

отвергнуть его, то отметьте — 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

Опросник В. Гербачевского

Фамилия, имя, отчество

Дата заполнения Возраст

Профессия (специальность)

й

Таблица 1

№ пп

Высказывание

Шкала для ответов

1

Исследование мне уже порядком надоело

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

2

Я работаю на пределе своих сил

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

3

Я хочу показать все, на что способен

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

4

Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

5

Мне интересно, что получится

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

6

Задание довольно сложное

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

7

То, что я делаю, никому не нужно

+3 -2-1 0+1 +2+3

8

Меня интересует, лучше ли мои результаты пли хуже, чем у других

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

9

Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

10

Думаю, что мои результаты будут высокими

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

11

Эта ситуация может причинить мне неприятности

+3 -2-1 0+1 +2+3

12

Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

13

Я проявляю достаточно старания

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

14

Я считаю, что мой лучший результат не случаен

+3 -2-10+1 +2 +3

15

Задание большого интереса не вызывает

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

16

Я сам ставлю перед собой задачи

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

17

Я беспокоюсь по поводу своих результатов

+3 -2-1 0+1 +2+3

18

Я ощущаю прилив сил

+3 -2-1 0+1 +2+3

19

Лучших результатов мне не добиться

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

20

Эта ситуация имеет для меня определенное значение

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

21

Я хочу ставить все более и более трудные цели

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

22

К своим результатам я отношусь равнодушно

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

23

Чем дольше работаешь, тем становится более интересно

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

24

Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

25

Скорее всего мои результаты будут низкими

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

26

Как ни старайся, результат от этого не изменится

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

27

Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

28

Задание достаточно простое

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

29

Я способен на лучший результат

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

30

Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3




31

Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

32

Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

33

Я увлекся работой над заданием

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

34

Я хочу избежать низкого результата

+3 -2-1 0+1 +2+3

35

Я чувствую себя независимым

+3 -2 -1 0+1 +2 +3

36

Мне кажется, что я зря трачу время и силы

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

37

Я работаю вполсилы

+3 -2-1 0+1 +2+3

38

Меня интересуют границы моих возможностей

+3 -2 -1 0+1 +2+3

39

Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших

+3 -2 -1 0+1 +2+3

40

Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

41

Я чувствую, что у меня ничего не выйдет

+3 -2-1 0+1 +2+3

42

Испытание — это лотерея

+3 -2 -1 0 +1 +2 +3

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.


Ключ к компонентам мотивационной структуры личности




По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 2) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 3).

Таблица 2




Компоненты мотивационной

Номера высказываний

Баллы

пп

структуры







1

Внутренний мотив

15*, 23,33




2

Познавательный мотив

5, 22*, 38




о

Мотив избегания

11, 17, 34




4

Состязательный мотив

8, 32*, 39




5

Мотив смены деятельности

1,9, 27




6

Мотив самоуважения

12,21,30