Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 527
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Высокий уровень сформированности исследовательских умений студентов педагогического вуза характеризуется умениями предвидеть, ставить научные гипотезы, решать прикладные научные проблемы, прогнозировать результаты предстоящей деятельности. У будущих учителей отмечаются ярко выраженный интерес и преобладание общественно значимой познавательной мотивации к выполнению исследовательского задания; высокая активность и самостоятельность, полнота и осознанное выполнение операций, умение найти рациональную последовательность выполнения исследовательских операций; присутствие элементов новаторства и оригинальности в составе действий, научная обоснованность решений, целесообразность действий, проявление творческого подхода, оригинальность решений, свободное использование исследовательских умений. У студентов этого уровня наблюдаются умения свободно пользоваться алфавитным, библиографическим каталогами, работать со справочно - методической литературой без посторонней помощи, устанавливать причинно-следственные связи, планировать опытно-экспериментальную работу; умения применять эмпирические и теоретические методы научного исследования при решении исследовательских задач, определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации. Оценочные суждения будущих учителей носят глубокий системный характер, имеют в своей основе теоретическую и практическую обоснованность и направлены на профессионально-творческую самообразовательную деятельность.
Средний уровень сформированности исследовательских умений студентов педагогического вуза характеризуется умением ставить научную гипотезу, но при решении конкретной исследовательской задачи или прикладной научной проблемы они испытывают трудности в выборе методов и средств ее решения, не всегда четко представляют себе результат предстоящей деятельности. Интерес и мотивация выполнения исследовательского задания носит у будущих учителей умеренный характер и зависит от степени поощрения; отмечаются недостаточно последовательное выполнение операций, невостребованность отдельных элементов исследовательской деятельности (углубленного, повторного прочтения, работы со справочной литературой); проявление таких умений, как формулировать цель работы, выразить зависимость между фактами и явлениями, построить умозаключение на основе ранее приобретенных знаний, проектировать опыт для подтверждения высказанного суждения, провести эксперимент и сформулировать вывод. Для студентов этого уровня свойственны умения пользоваться библиотечными каталогами при наличии конкретного автора или названия книги, но необходима помощь библиотекаря при работе со справочно - методической литературой и консультация педагога при выборе эмпирических и теоретических методов научного исследования; умения устанавливать причинно- следственные связи при помощи наводящих вопросов педагога, однако при планировании опытно-экспериментальной работы допускаются неточности; умения выбора методов сбора и обработки информации, которые не достаточно эффективны. Оценочные суждения будущего учителя носят поверхностный характер и опираются только на факты, подтвержденные наукой и практикой.
Низкий уровень сформированности исследовательских умений студентов педагогического вуза характеризуется умением ставить и решать исследовательские задачи и прикладные научные проблемы, отсутствием или недостаточно развитым умением прогнозировать результаты предстоящей деятельности. Интерес к выполнению исследовательского задания у них выражен слабо и его выполнение носит личную заинтересованность; исследовательские действия профессионально не осознаны, осуществляются интуитивно; студенты проявляют слабую подготовленность по специальным и общенаучным дисциплинам, не умеют самостоятельно ставить исследовательские задачи и решать их профессионально; выполняют такие единичные операции исследования, как наблюдение, сравнение фактов и явлений, нахождение причинно-следственных связей, формулирование выводов на их основе. Для студентов данного уровня присуще умение пользоваться каталогами и справочно-методической литературой только прибегая к посторонней помощи; они не могут самостоятельно использовать эмпирические методы научного исследования, не умеют устанавливать причинно- следственные связи и планировать опытно-экспериментальную работу, при решении исследовательских задач неэффективно используют теоретические методы научного познания. Оценочные суждения будущего учителя бессистемны и не подкреплены теоретическими и практическими данными.
3. Образовательное пространство педагогического вуза представляет собой сложную структурированную систему педагогических факторов и условий становления личности, функционирование которой основано на принципах взаимодействия различных образовательных систем, порождённых той или иной культурой и осуществляется посредством создания условий и средств для всестороннего гармоничного развития личности обучающегося в целях повышения его социальной и профессиональной мобильности.
Специально организованное пространство вуза, в частности, научное студенческое общество как педагогическая подсистема, позволяет расширить многообразие педагогически управляемых процессов, направленных на личностное и профессиональное становление будущего учителя. При этом влияние образовательного пространства обусловлено восприятием и включенностью будущего учителя в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны студента зависит от того, каким он его видит и в какой мере участвует в его совершенствовании.
- обучение комплексному использованию научных методов познания и технологии решения исследовательских задач в процессе реализации исследовательских проектов, инициируемых научным студенческим обществом;
-формирование конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности студентов через формирование нацеленности на поиск нестандартных путей решения исследовательских задач, способов представления результатов исследования.
Однако проблема формирования исследовательских умений будущего учителя этим исследованием не исчерпывается. Среди аспектов, требующих дальнейшего теоретического развития, можно назвать проблемы мотивации студентов к исследованию, подготовки руководителей к управлению исследовательской деятельностью, самоопределения будущего учителя в процессе исследования.
Литература
П. Беспалько // Педагогика. - 2001. -№9. - С. 87- 95
117-119
Средний уровень сформированности исследовательских умений студентов педагогического вуза характеризуется умением ставить научную гипотезу, но при решении конкретной исследовательской задачи или прикладной научной проблемы они испытывают трудности в выборе методов и средств ее решения, не всегда четко представляют себе результат предстоящей деятельности. Интерес и мотивация выполнения исследовательского задания носит у будущих учителей умеренный характер и зависит от степени поощрения; отмечаются недостаточно последовательное выполнение операций, невостребованность отдельных элементов исследовательской деятельности (углубленного, повторного прочтения, работы со справочной литературой); проявление таких умений, как формулировать цель работы, выразить зависимость между фактами и явлениями, построить умозаключение на основе ранее приобретенных знаний, проектировать опыт для подтверждения высказанного суждения, провести эксперимент и сформулировать вывод. Для студентов этого уровня свойственны умения пользоваться библиотечными каталогами при наличии конкретного автора или названия книги, но необходима помощь библиотекаря при работе со справочно - методической литературой и консультация педагога при выборе эмпирических и теоретических методов научного исследования; умения устанавливать причинно- следственные связи при помощи наводящих вопросов педагога, однако при планировании опытно-экспериментальной работы допускаются неточности; умения выбора методов сбора и обработки информации, которые не достаточно эффективны. Оценочные суждения будущего учителя носят поверхностный характер и опираются только на факты, подтвержденные наукой и практикой.
Низкий уровень сформированности исследовательских умений студентов педагогического вуза характеризуется умением ставить и решать исследовательские задачи и прикладные научные проблемы, отсутствием или недостаточно развитым умением прогнозировать результаты предстоящей деятельности. Интерес к выполнению исследовательского задания у них выражен слабо и его выполнение носит личную заинтересованность; исследовательские действия профессионально не осознаны, осуществляются интуитивно; студенты проявляют слабую подготовленность по специальным и общенаучным дисциплинам, не умеют самостоятельно ставить исследовательские задачи и решать их профессионально; выполняют такие единичные операции исследования, как наблюдение, сравнение фактов и явлений, нахождение причинно-следственных связей, формулирование выводов на их основе. Для студентов данного уровня присуще умение пользоваться каталогами и справочно-методической литературой только прибегая к посторонней помощи; они не могут самостоятельно использовать эмпирические методы научного исследования, не умеют устанавливать причинно- следственные связи и планировать опытно-экспериментальную работу, при решении исследовательских задач неэффективно используют теоретические методы научного познания. Оценочные суждения будущего учителя бессистемны и не подкреплены теоретическими и практическими данными.
3. Образовательное пространство педагогического вуза представляет собой сложную структурированную систему педагогических факторов и условий становления личности, функционирование которой основано на принципах взаимодействия различных образовательных систем, порождённых той или иной культурой и осуществляется посредством создания условий и средств для всестороннего гармоничного развития личности обучающегося в целях повышения его социальной и профессиональной мобильности.
Специально организованное пространство вуза, в частности, научное студенческое общество как педагогическая подсистема, позволяет расширить многообразие педагогически управляемых процессов, направленных на личностное и профессиональное становление будущего учителя. При этом влияние образовательного пространства обусловлено восприятием и включенностью будущего учителя в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны студента зависит от того, каким он его видит и в какой мере участвует в его совершенствовании.
-
Разработанная модель функционирования НСО в образовательном пространстве педагогического вуза, отражает специфику формирования исследовательских умений будущего учителя, и может быть представлена как органичное единство следующих блоков: цели и задачи НСО; общепедагогические и специфические принципы формирования исследовательских умений; педагогические условия; организационные формы и факторы, образующие систему подготовки будущих учителей к научно- исследовательской деятельности; результаты деятельности НСО. -
В рамках проведенного исследования нами были выделены следующие педагогические условия реализации модели формирования исследовательских умений будущего учителя в рамках функционирования научного студенческого общества:
-
формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности и ее результатам; -
развитие творческой активности каждого студента на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегратив- ного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; -
создание исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и самостоятельного исследовательского поиска;
- обучение комплексному использованию научных методов познания и технологии решения исследовательских задач в процессе реализации исследовательских проектов, инициируемых научным студенческим обществом;
-формирование конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности студентов через формирование нацеленности на поиск нестандартных путей решения исследовательских задач, способов представления результатов исследования.
Однако проблема формирования исследовательских умений будущего учителя этим исследованием не исчерпывается. Среди аспектов, требующих дальнейшего теоретического развития, можно назвать проблемы мотивации студентов к исследованию, подготовки руководителей к управлению исследовательской деятельностью, самоопределения будущего учителя в процессе исследования.
Литература
-
Абдуллина, О. А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски [Текст] / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1996. - №1 - с.73-78 -
Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / О. А. Абдуллина. - М. : Просвещение, 1990. — 141с. -
Абдуллина, О. А. О формировании у студентов педагогических умений [Текст] / О. А. Абдуллина // Советская педагогика. - 1970. - №11. - С. 14-18 -
Абдуллина, О. А. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей [Текст] / О. А. Абдуллина // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и ун-тов. - М.: АПН СССР; НИИ ОП, 1976. - С. 43-48 -
Абрамова, М. А. Проектно-дизайнерская деятельность в образовании // Педагогика [Текст] / А. М. Абрамова. -2001. - №7. - С. 101 -
Амелина, Н. С. Учебно-исследовательская деятельность студентов педвуза (в процессе изучения дисциплин педагогического цикла) [Текст] : дис. канд. пед. наук / Н. С. Амелина. - Киев, 1981.- 210 с. -
Англо-русский словарь [Текст] / В.К. Мюллер, С.К. Боянус. - К.: Каннон, 1998.-688 с. -
Андреев, В. И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук / В. И. Андреев. - М., 1972. - 35 с. -
Арсенова, С. П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С. П. Арсенова - М., 1990. - 215 с. -
Афанасьев, В. П. Общество: системность познания и управление [Текст] / В. П. Афанасьев. - М: Политиздат. - 198. - 432 с. -
Ахияров, К.Ш. Методические основы педагогического образования [Текст] / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров, Г. X. Валеев. - Уфа: БГПИ, 2000. - 60 е.). -
Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский // Народное образование. - 1986. - №11. С.105-111. -
Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с. -
Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] /Ю. К. Бабанский. - М., 1982. — 208 с. -
Барчук, Е. И. Формирование исследовательских умений в лабораторном практикуме в высшей школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Барчук. - Киев, 1986. - 193 с. -
Батаршев, А. В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога [Текст] : учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2001. — 240 с. -
Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] : учебное пособие. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996 — 344с. -
Белова, С. В. Диалог - основа профессии педагога [Текст]: учебно- методическое пособие / С. В. Белова. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 198 с. -
Белозерцев, Е. П. Культурно-образовательная среда малого города: философско-педагогический феномен, методологическая неизбежность и опыт изучения [Текст] / Е.П. Белозерцев // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. науч. ст. Всерос. семинары по методологии педологии, Волгоград, 20-22 мая 2003 г. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 217-221. -
Белозерцев, Е. П. Культурно-образовательная среда провинциального города [Текст] / Е.П. Белозерцев // Высшее образование в России. — 2004. - №6.- С. 75-82. -
Бережнова, Е. В. Прикладные исследования в педагогике [Текст] : Монография / Е. В. Бережнова. -М. — Волгоград: Перемена, 2003. - 164с. -
Беспалько, В. П. Не пора ли менять стратегию образования? [Текст] / В.
П. Беспалько // Педагогика. - 2001. -№9. - С. 87- 95
-
Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М., 1989. - 298 с. -
Болотов, В. А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление [Текст] : Монография / В. А. Болотов. - Волгоград: Перемена, 2001. — 290с. -
Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] // Педагогика. - 2003. - №10. — с.8-14. -
Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах) [Текст] / Гл. редактор А. М. Прохоров. Изд. 3-е. - М.: «Советская энциклопедия», 1972. - Т. 10. - 592 с. -
Бондарева, С. К. Развитие психолого-педагогического взаимодействия в образовательном пространстве Содружества Независимых Государств [Текст] / С.К. Бондарева // Мир образования — образование в мире. - 2001.-№2.-С. 3-22. -
Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с. -
Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания [Текст]: монография / Н. М. Борытко / под общей ред. Н. К. Сергеева. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с. -
Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А. В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979. - С. 227-230 -
Бударкевич, В. П. Формирование исследовательских умений в трудовой; подготовке учащихся 9-10 классов городских школ [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук / В. П. Бударкевич. - М., 1982. - 29 с. -
Введение в научное исследование по педагогике: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв, В. К. Рогов и др. / Под ред. В. И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1998.-239 с. -
Введение в научное исследование: Программа курса: Для всех педагогических специальностей [Текст] / Л. А. Байкова. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. - 11 с. -
Вербицкий А. А. Контекстное обучение: формирование мотивации [Текст] / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 1998. - №1. - С. 101-107. -
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. [Текст] : методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с. -
Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с. -
Выготский , Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. -
Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О. С. Газман. — М.: Мирос, 2002. - 296 с. -
Галагузова, Ю. Г., Шминова, Г. Н. Азбука студенческой жизни [Текст] / Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Шминова. - Екатеринбург, 1999. -
Галагузова, Ю. В. Социальная педагогика: Практика глазами студентов [Текст]: Пособие для студ. / Ю. В. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 375 с. -
Гальперин, П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе Возрастная и педагогическая психология [Текст] / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Элько- нин. - М.: Просвещение, 1992. - 287 с. -
Гершунский, Б. С. Стратегические приоритеты развития образования в России [Текст] / Б.С. Гершунский //Педагогика. - 1996.-№5. - С.46-45. -
Головизнина, Н. Л. Исследовательские умения как средство развития самодеятельности старшеклассников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. Л. Головизнина. - Киров, 2005. — 162 с. -
Груздев, П. Н. Вопросы воспитания и обучения [Текст] / П. Н. Груздев.-М.: 1949. - 14 с. -
Данильчук, Е. В. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Данильчук. - Волгоград: Перемена, 2002. - 184 с. -
Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность [Текст] / А. Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - №4. - с.21-26. -
Демакова, И. Д. Пространство детства: проблемы гуманизации [Текст] / И. Д. Демакова. - М.: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканский Центра развития образования МНОУР, 1999. -52 с. -
Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учебн. пособие для студ. педвузов /А. Н. Джуринский. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с. -
Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире [Текст] / А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 1999. -200 с. -
Дорошко, О. М. Экологическая педагогика [Текст]: учебное пособие / О. М. Дорошко. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 176 с. -
Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя [Текст]/ С. Б. Елканов. - М. : Просвещение, 1986. — 143с. -
Ерофеев, И. Ю. Формирование исследовательских умений у студентов факультетов дошкольного воспитания [Текст] : дис. .канд. пед. наук / И. Ю. Ерофеев. -М, 1986.-192 с. -
Есарева, 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы [Текст] / З.Ф. Есарева. - Л.: ЛГУ, 1974. - 112 с. -
Есипов, Б. П. Основы дидактики [Текст] / Б. П. Есипов. - М. : Просвещение, 1967. - 472 с. -
Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б. П. Есипов. - М ., 1961. - 172с. -
Жданова, Л. С. Использование в учебно-воспитательном процессе результатов научных исследований и новых педагогических технологий [Текст] / Л. С. Жданова // Научно-исследовательская и учебно- методическая работа в средних профессиональных учебных заведениях: Сб. материалов НМЦ СПО. - М., 2000. - С.82-100. -
Жданова, Л. С. Исследовательская работа в колледже [Текст] / Л. С. Жданова // Среднее профессиональное образование. - 1999. - №8. - С. 2123. -
Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст] / В. И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990. - 166с. -
Забродин, Ю. М. Профессиональное становление: от профобразования - к профессиональной карьере [Текст] / Ю.М. Забродин. - Омск, 1993. - 267 с. -
Загвязинский, В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, А. Ф. Замирова // Педагогика. — 1997. -№2, -С.9-14. -
Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] /В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика. - 1982. - 160 с. -
Загвязинский, В. И., Алексеев, М. Н. Формы и методы логического мышления в педагогических исследованиях [Текст] / В. И. Загвязинский, М. Н. Алексеев // Методология педагогических исследований / под ред. А. И. Пис- кунова, Г. В. Воробьева. - М., 1980. - 208 с. -
Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь [Текст] / В. И. Загвязинский. -М. : Педагогика, 1980. - 210 с. -
Загузов Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике [Текст] / Н. И. Загузов. - М : Издательский дом «Ореол-Лайн». - 1998. - 182с. -
Зинченко, В.П. Живое знание: психология и педагогика. 2-е дополненное / В.П.Зинченко. - Самара, 1998. - 296 с. -
Ильина, Т. А. Педагогика : Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с. -
Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально - педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И. Ф. Исаев. - Москва - Белгород, 1993.- 219 с. -
Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии: В 2 ч. [Текст] / Л. Б. Ительсон. - Владимир, 1960. -268 с. -
Кабанова-Меллер, Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников [Текст] / Е. Н. Кабанова-Меллер. - М., 1962. - 372 с. -
Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. - М., 1968. • -
Ким Н. П. Теория и практика формирования умений самообразования слушателей высшей школы МВД [Текст]: монография. - Костанай, 1999. - 396 с. -
Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 176 с. -
Кожукова, М. Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. Ю. Кожукова. - Оренбург, 2004. - 152 с. -
Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 1 [Текст] /Я. А. Коменский. - М: Педагогика, 1982. - 656 с. -
Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. - М., 1955. - С. 164-446. -
Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики [Текст] : учебник для студентов пед. ин-тов. - 5-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1982. - 447 с. -
Корнева Т. И. Этапы становления учителя-исследователя [Текст] // Дополнительное профессиональное образование на современном этапе: концепции, технологии, пути модернизации (Материалы областной научно-практической конференции) — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003 - с.
117-119
-
Котова, И. Б., Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — М. : Академия, 1999. - 488с. -
Краевский, В. В. Методология педагогического исследования [Текст] / В. В. Краевский. - Самара, 1994. - 164 с. -
Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов по специальности "Педагогика" [Текст] / В. В. Краевский. — М. : Академия, 2006. - 254 с. -
Краевский, В. В. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Внедрение достижений педагогики в практику школы [Текст] / В. В. Краевский. - М., 1981. - 316 с. -
Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с. -
Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л.: Изд. ЛГУ, 1980. - 172 с. -
Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей [Текст] / Н. В. Кузьмина. - СПб. : Из-во ЛГУ, 1961. - 98 с. -
Кулько, В. А., Цехмистрова, Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться [Текст] / В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. - М., 1983. -
Кульневич С. В. Единое образовательное пространство области (обоснование синергетической разработки) [Текст] / С. В. Кульневич. — Воронеж.- 1998-30с. -
Левина, М. М. Технология профессионального педагогического образования [Текст] / М. М. Левина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-272 с. -
Левитов Н. Д. Психология характера [Текст]. - М., Просвещение, 1969.-424 с. -
Леонова, А. А. Историческая реконструкция как моделирование исторического процесса / А. А. Леонова. - СПб: ЛГПИ, 1990. - 27 с. -
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1997.-304 с. -
Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981.- 184 с. -
Литовченко, В. Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР [Текст] : дис.канд. пед. наук / В. Н. Литовченко. - Минск, 1990. - 197 с. -
Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1998. - 464 с. -
Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания [Текст] / Ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. — М. — Тверь: ООО "ИПФ" "Виарт", 2004. - 336 с. -
Ломоносов, М. В. О воспитании и образовании [Текст] / М. В.Ломоносов / Сост. Т. С.Буторина. - М.: Педагогика, 1991. - 334 с. -
Лузина, Л. М. Событийная общность как воспитывающая среда и воспитательное пространство [Текст] / Л.М. Лузина // Теоретико- методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр./ Под ред Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004. - с. 119130. -
Люблинская, А. А. О моральных представлениях и моральных привычках [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Педагогика, 1990.- 184 с. -
Маркова, А. К. Педагогические критерии и ступени профессионализма [Текст] / А. К. Маркова // Педагогика. - 1995. - №6. - С.55-63. -
Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М., 1999.-326 с. -
Махмутов, М. И. Проблемное обучение [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с. -
Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст] /Н. А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1990.- 184 с. -
Милерян, Е. Н. Психология формирования общетрудовых политехнических умений [Текст] / Е. Н. Милерян. - М.: Педагогика, 1973. - 300 с. -
Мингалеева, JI. Б. Формирование исследовательских умений студентов при освоении информационных технологий в естественно-математических дисциплинах [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / JI. Б. Мингалеева. - Казань, 2006.- 173 с. -
Митрош, О. И. Сущность, структура, процесс формирования педагогических исследовательских умений [Текст] / О.И. Митрош // Пути внедрения психологической теории в практику. - Минск, 1991. - С. 27-32. -
Митрош, О. И. Формирование исследовательских умений у учащихся педучилищ [Текст] : дис. канд. пед. наук / О. И. Митрош. - Минск, 1993.- 174 с. -
Мишаткина М. В. Формирование у старшеклассников потребности в определении смысла учебной деятельности [Текст] : автореферат дис. канд. пед. наук / М. В. Мишаткина. - Волгоград: ВГПУ, 2005. - 20с. -
Моделирование как метод научного познания (Гносеологический анализ) [Текст] / Б. А.Глинский, Б. С.Грязнов, Б. С.Дынин, Е. П. Никитин. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1965. - 248 с. -
Новик, И. Б. О моделировании сложных систем [Текст] / И. Б. Новик. -М.: Мысль, 1965.-118 с. -
Новиков, А. М. Как работать над диссертацией [Текст] / А. М. Новиков. - М.: Педагогический поиск, 1994. - 148 с. -
Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении [Текст] / А. М. Новиков. - М., - 1996. - 131 с. -
Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с. -
Орлов, В. И. Знания, умения и навыки как результаты обучения [Текст] / В. И. Орлов //Специалист. - 2003. - №10. - С.23 - 26. -
Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Психология индивидуальных различий. [Текст] : Тесты / И. П.