Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 527

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Высокий уровень сформированности исследовательских умений студентов педагогического вуза характеризуется умениями предвидеть, ставить научные гипотезы, решать прикладные научные проблемы, прогно­зировать результаты предстоящей деятельности. У будущих учителей отме­чаются ярко выраженный интерес и преобладание общественно значимой по­знавательной мотивации к выполнению исследовательского задания; высокая активность и самостоятельность, полнота и осознанное выполнение операций, умение найти рациональную последовательность выполнения исследователь­ских операций; присутствие элементов новаторства и оригинальности в со­ставе действий, научная обоснованность решений, целесообразность дейст­вий, проявление творческого подхода, оригинальность решений, свободное использование исследовательских умений. У студентов этого уровня наблю­даются умения свободно пользоваться алфавитным, библиографическим ка­талогами, работать со справочно - методической литературой без посторон­ней помощи, устанавливать причинно-следственные связи, планировать опытно-экспериментальную работу; умения применять эмпирические и тео­ретические методы научного исследования при решении исследовательских задач, определять наиболее эффективные методы сбора и обработки инфор­мации. Оценочные суждения будущих учителей носят глубокий системный характер, имеют в своей основе теоретическую и практическую обосно­ванность и направлены на профессионально-творческую самообразова­тельную деятельность.

Средний уровень сформированности исследовательских умений студентов педагогического вуза характеризуется умением ставить научную гипотезу, но при решении конкретной исследовательской задачи или при­кладной научной проблемы они испытывают трудности в выборе методов и средств ее решения, не всегда четко представляют себе результат предстоя­щей деятельности. Интерес и мотивация выполнения исследовательского за­дания носит у будущих учителей умеренный характер и зависит от степени поощрения; отмечаются недостаточно последовательное выполнение опера­ций, невостребованность отдельных элементов исследовательской деятель­ности (углубленного, повторного прочтения, работы со справочной литера­турой); проявление таких умений, как формулировать цель работы, выразить зависимость между фактами и явлениями, построить умозаключение на осно­ве ранее приобретенных знаний, проектировать опыт для подтверждения вы­сказанного суждения, провести эксперимент и сформулировать вывод. Для студентов этого уровня свойственны умения пользоваться библиотечными каталогами при наличии конкретного автора или названия книги, но необ­ходима помощь библиотекаря при работе со справочно - методической ли­тературой и консультация педагога при выборе эмпирических и теоретиче­ских методов научного исследования; умения устанавливать причинно- следственные связи при помощи наводящих вопросов педагога, однако при планировании опытно-экспериментальной работы допускаются неточности; умения выбора методов сбора и обработки информации, которые не доста­точно эффективны. Оценочные суждения будущего учителя носят поверх­ностный характер и опираются только на факты, подтвержденные наукой и практикой.


Низкий уровень сформированности исследовательских умений сту­дентов педагогического вуза характеризуется умением ставить и решать исследовательские задачи и прикладные научные проблемы, отсутствием или недостаточно развитым умением прогнозировать результаты пред­стоящей деятельности. Интерес к выполнению исследовательского задания у них выражен слабо и его выполнение носит личную заинтересованность; ис­следовательские действия профессионально не осознаны, осуществляются интуитивно; студенты проявляют слабую подготовленность по специальным и общенаучным дисциплинам, не умеют самостоятельно ставить исследо­вательские задачи и решать их профессионально; выполняют такие единич­ные операции исследования, как наблюдение, сравнение фактов и явлений, нахождение причинно-следственных связей, формулирование выводов на их основе. Для студентов данного уровня присуще умение пользоваться ката­логами и справочно-методической литературой только прибегая к посто­ронней помощи; они не могут самостоятельно использовать эмпирические методы научного исследования, не умеют устанавливать причинно- следственные связи и планировать опытно-экспериментальную работу, при решении исследовательских задач неэффективно используют теоретические методы научного познания. Оценочные суждения будущего учителя бес­системны и не подкреплены теоретическими и практическими данными.

3. Образовательное пространство педагогического вуза представляет собой сложную структурированную систему педагогических факторов и условий становления личности, функционирование которой основано на принципах взаимодействия различных образовательных систем, порож­дённых той или иной культурой и осуществляется посредством создания условий и средств для всестороннего гармоничного развития личности обучающегося в целях повышения его социальной и профессиональной мобильности.

Специально организованное пространство вуза, в частности, научное студенческое общество как педагогическая подсистема, позволяет расши­рить многообразие педагогически управляемых процессов, направленных на личностное и профессиональное становление будущего учителя. При этом влияние образовательного пространства обусловлено восприятием и включенностью будущего учителя в процесс его создания и совершенст­вования. Эффективность освоения этого пространства со стороны студента зависит от того, каким он его видит и в какой мере участвует в его совер­шенствовании.



  1. Разработанная модель функционирования НСО в образовательном пространстве педагогического вуза, отражает специфику формирования ис­следовательских умений будущего учителя, и может быть представлена как органичное единство следующих блоков: цели и задачи НСО; общепе­дагогические и специфические принципы формирования исследователь­ских умений; педагогические условия; организационные формы и факто­ры, образующие систему подготовки будущих учителей к научно- исследовательской деятельности; результаты деятельности НСО.

  2. В рамках проведенного исследования нами были выделены следую­щие педагогические условия реализации модели формирования исследова­тельских умений будущего учителя в рамках функционирования научного студенческого общества:

  • формирование ценностного отношения к исследовательской деятель­ности и ее результатам;

  • развитие творческой активности каждого студента на основе предос­тавления свободы выбора тематики исследования, использования интегратив- ного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуаль­ного познавательного опыта;

  • создание исследовательско-творческой среды, обеспечивающей един­ство углубленного изучения учебных дисциплин и самостоятельного иссле­довательского поиска;

- обучение комплексному использованию научных методов познания и технологии решения исследовательских задач в процессе реализации иссле­довательских проектов, инициируемых научным студенческим обществом;

-формирование конкурентоспособности, социальной и профессио­нальной мобильности студентов через формирование нацеленности на по­иск нестандартных путей решения исследовательских задач, способов представления результатов исследования.

Однако проблема формирования исследовательских умений будуще­го учителя этим исследованием не исчерпывается. Среди аспектов, требую­щих дальнейшего теоретического развития, можно назвать проблемы моти­вации студентов к исследованию, подготовки руководителей к управлению исследовательской деятельностью, самоопределения будущего учителя в процессе исследования.

Литература

  1. Абдуллина, О. А. Демократизация образования и подготовка специали­стов: проблемы и поиски [Текст] / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1996. - №1 - с.73-78

  2. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в сис­теме высшего педагогического образования [Текст] / О. А. Абдуллина. - М. : Просвещение, 1990. — 141с.

  3. Абдуллина, О. А. О формировании у студентов педагогических уме­ний [Текст] / О. А. Абдуллина // Советская педагогика. - 1970. - №11. - С. 14-18

  4. Абдуллина, О. А. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей [Текст] / О. А. Абдуллина // Проблемы профес­сиональной подготовки студентов педвузов и ун-тов. - М.: АПН СССР; НИИ ОП, 1976. - С. 43-48

  5. Абрамова, М. А. Проектно-дизайнерская деятельность в образовании // Педагогика [Текст] / А. М. Абрамова. -2001. - №7. - С. 101

  6. Амелина, Н. С. Учебно-исследовательская деятельность студентов пед­вуза (в процессе изучения дисциплин педагогического цикла) [Текст] : дис. канд. пед. наук / Н. С. Амелина. - Киев, 1981.- 210 с.

  7. Англо-русский словарь [Текст] / В.К. Мюллер, С.К. Боянус. - К.: Каннон, 1998.-688 с.

  8. Андреев, В. И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук / В. И. Андреев. - М., 1972. - 35 с.

  9. Арсенова, С. П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С. П. Арсенова - М., 1990. - 215 с.

  10. Афанасьев, В. П. Общество: системность познания и управление [Текст] / В. П. Афанасьев. - М: Политиздат. - 198. - 432 с.

  11. Ахияров, К.Ш. Методические основы педагогического образования [Текст] / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров, Г. X. Валеев. - Уфа: БГПИ, 2000. - 60 е.).

  12. Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективно­сти обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский // Народное образование. - 1986. - №11. С.105-111.

  13. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

  14. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогиче­ских исследований [Текст] /Ю. К. Бабанский. - М., 1982. — 208 с.

  15. Барчук, Е. И. Формирование исследовательских умений в лабораторном практикуме в высшей школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Барчук. - Киев, 1986. - 193 с.

  16. Батаршев, А. В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога [Текст] : учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2001. — 240 с.

  17. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] : учеб­ное пособие. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996 — 344с.

  18. Белова, С. В. Диалог - основа профессии педагога [Текст]: учебно- методическое пособие / С. В. Белова. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 198 с.

  19. Белозерцев, Е. П. Культурно-образовательная среда малого города: философско-педагогический феномен, методологическая неизбежность и опыт изучения [Текст] / Е.П. Белозерцев // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. на­уч. ст. Всерос. семинары по методологии педологии, Волгоград, 20-22 мая 2003 г. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 217-221.

  20. Белозерцев, Е. П. Культурно-образовательная среда провинциально­го города [Текст] / Е.П. Белозерцев // Высшее образование в России. — 2004. - №6.- С. 75-82.

  21. Бережнова, Е. В. Прикладные исследования в педагогике [Текст] : Монография / Е. В. Бережнова. -М. — Волгоград: Перемена, 2003. - 164с.

  22. Беспалько, В. П. Не пора ли менять стратегию образования? [Текст] / В.


П. Беспалько // Педагогика. - 2001. -№9. - С. 87- 95

  1. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М., 1989. - 298 с.

  2. Болотов, В. А. Педагогическое образование в России в условиях соци­альных перемен: принципы, технологии, управление [Текст] : Монография / В. А. Болотов. - Волгоград: Перемена, 2001. — 290с.

  3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к об­разовательной программе [Текст] // Педагогика. - 2003. - №10. — с.8-14.

  4. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах) [Текст] / Гл. редактор А. М. Прохоров. Изд. 3-е. - М.: «Советская энциклопедия», 1972. - Т. 10. - 592 с.

  5. Бондарева, С. К. Развитие психолого-педагогического взаимодейст­вия в образовательном пространстве Содружества Независимых Госу­дарств [Текст] / С.К. Бондарева // Мир образования — образование в мире. - 2001.-№2.-С. 3-22.

  6. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с.

  7. Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания [Текст]: монография / Н. М. Борытко / под общей ред. Н. К. Сергеева. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.

  8. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А. В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979. - С. 227-230

  9. Бударкевич, В. П. Формирование исследовательских умений в трудо­вой; подготовке учащихся 9-10 классов городских школ [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук / В. П. Бударкевич. - М., 1982. - 29 с.

  10. Введение в научное исследование по педагогике: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв, В. К. Рогов и др. / Под ред. В. И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1998.-239 с.

  11. Введение в научное исследование: Программа курса: Для всех педагоги­ческих специальностей [Текст] / Л. А. Байкова. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. - 11 с.

  12. Вербицкий А. А. Контекстное обучение: формирование мотивации [Текст] / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 1998. - №1. - С. 101-107.

  13. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. [Текст] : методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

  14. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Клю­чевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

  15. Выготский , Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.

  16. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагоги­ки к педагогике свободы [Текст] / О. С. Газман. — М.: Мирос, 2002. - 296 с.

  17. Галагузова, Ю. Г., Шминова, Г. Н. Азбука студенческой жизни [Текст] / Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Шминова. - Екатеринбург, 1999.

  18. Галагузова, Ю. В. Социальная педагогика: Практика глазами студен­тов [Текст]: Пособие для студ. / Ю. В. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 375 с.

  19. Гальперин, П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе Возрастная и педагогиче­ская психология [Текст] / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Элько- нин. - М.: Просвещение, 1992. - 287 с.

  20. Гершунский, Б. С. Стратегические приоритеты развития образования в России [Текст] / Б.С. Гершунский //Педагогика. - 1996.-№5. - С.46-45.

  21. Головизнина, Н. Л. Исследовательские умения как средство развития са­модеятельности старшеклассников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. Л. Го­ловизнина. - Киров, 2005. — 162 с.

  22. Груздев, П. Н. Вопросы воспитания и обучения [Текст] / П. Н. Груз­дев.-М.: 1949. - 14 с.

  23. Данильчук, Е. В. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Данильчук. - Волгоград: Перемена, 2002. - 184 с.

  24. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффектив­ность и ... неопределенность [Текст] / А. Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - №4. - с.21-26.

  25. Демакова, И. Д. Пространство детства: проблемы гуманизации [Текст] / И. Д. Демакова. - М.: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканский Центра развития образования МНОУР, 1999. -52 с.

  26. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учебн. пособие для студ. педвузов /А. Н. Джуринский. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.

  27. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире [Текст] / А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 1999. -200 с.

  28. Дорошко, О. М. Экологическая педагогика [Текст]: учебное пособие / О. М. Дорошко. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 176 с.

  29. Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя [Текст]/ С. Б. Елканов. - М. : Просвещение, 1986. — 143с.

  30. Ерофеев, И. Ю. Формирование исследовательских умений у студентов факуль­тетов дошкольного воспитания [Текст] : дис. .канд. пед. наук / И. Ю. Ерофеев. -М, 1986.-192 с.

  31. Есарева, 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы [Текст] / З.Ф. Есарева. - Л.: ЛГУ, 1974. - 112 с.

  32. Есипов, Б. П. Основы дидактики [Текст] / Б. П. Есипов. - М. : Просве­щение, 1967. - 472 с.

  33. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б. П. Есипов. - М ., 1961. - 172с.

  34. Жданова, Л. С. Использование в учебно-воспитательном процессе ре­зультатов научных исследований и новых педагогических технологий [Текст] / Л. С. Жданова // Научно-исследовательская и учебно- методическая работа в средних профессиональных учебных заведениях: Сб. материалов НМЦ СПО. - М., 2000. - С.82-100.

  35. Жданова, Л. С. Исследовательская работа в колледже [Текст] / Л. С. Жданова // Среднее профессиональное образование. - 1999. - №8. - С. 21­23.

  36. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст] / В. И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990. - 166с.

  37. Забродин, Ю. М. Профессиональное становление: от профобразова­ния - к профессиональной карьере [Текст] / Ю.М. Забродин. - Омск, 1993. - 267 с.

  38. Загвязинский, В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического иссле­дования [Текст] / В. И. Загвязинский, А. Ф. Замирова // Педагогика. — 1997. -№2, -С.9-14.

  39. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического иссле­дования [Текст] /В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика. - 1982. - 160 с.

  40. Загвязинский, В. И., Алексеев, М. Н. Формы и методы логического мыш­ления в педагогических исследованиях [Текст] / В. И. Загвязинский, М. Н. Алексеев // Методология педагогических исследований / под ред. А. И. Пис- кунова, Г. В. Воробьева. - М., 1980. - 208 с.

  41. Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь [Текст] / В. И. Загвя­зинский. -М. : Педагогика, 1980. - 210 с.

  42. Загузов Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике [Текст] / Н. И. Загузов. - М : Издательский дом «Ореол-Лайн». - 1998. - 182с.

  43. Зинченко, В.П. Живое знание: психология и педагогика. 2-е допол­ненное / В.П.Зинченко. - Самара, 1998. - 296 с.

  44. Ильина, Т. А. Педагогика : Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

  45. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально - пе­дагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И. Ф. Исаев. - Москва - Белгород, 1993.- 219 с.

  46. Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии: В 2 ч. [Текст] / Л. Б. Ительсон. - Владимир, 1960. -268 с.

  47. Кабанова-Меллер, Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников [Текст] / Е. Н. Кабанова-Меллер. - М., 1962. - 372 с.

  48. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приёмов умственной деятель­ности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. - М., 1968. •

  49. Ким Н. П. Теория и практика формирования умений самообразования слушателей высшей школы МВД [Текст]: монография. - Костанай, 1999. - 396 с.

  50. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 176 с.

  51. Кожукова, М. Ю. Формирование исследовательских умений старше­классников в научном обществе учащихся [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. Ю. Кожукова. - Оренбург, 2004. - 152 с.

  52. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 1 [Текст] /Я. А. Коменский. - М: Педагогика, 1982. - 656 с.

  53. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. - М., 1955. - С. 164-446.

  54. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педа­гогики [Текст] : учебник для студентов пед. ин-тов. - 5-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1982. - 447 с.

  55. Корнева Т. И. Этапы становления учителя-исследователя [Текст] // Дополнительное профессиональное образование на современном этапе: концепции, технологии, пути модернизации (Материалы областной науч­но-практической конференции) — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003 - с.


117-119

  1. Котова, И. Б., Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — М. : Академия, 1999. - 488с.

  2. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования [Текст] / В. В. Краевский. - Самара, 1994. - 164 с.

  3. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для ву­зов по специальности "Педагогика" [Текст] / В. В. Краевский. — М. : Ака­демия, 2006. - 254 с.

  4. Краевский, В. В. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Внедрение достижений педагогики в практику школы [Текст] / В. В. Краевский. - М., 1981. - 316 с.

  5. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

  6. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л.: Изд. ЛГУ, 1980. - 172 с.

  7. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей [Текст] / Н. В. Кузьмина. - СПб. : Из-во ЛГУ, 1961. - 98 с.

  8. Кулько, В. А., Цехмистрова, Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться [Текст] / В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. - М., 1983.

  9. Кульневич С. В. Единое образовательное пространство области (обос­нование синергетической разработки) [Текст] / С. В. Кульневич. — Воро­неж.- 1998-30с.

  10. Левина, М. М. Технология профессионального педагогического об­разования [Текст] / М. М. Левина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-272 с.

  11. Левитов Н. Д. Психология характера [Текст]. - М., Просвещение, 1969.-424 с.

  12. Леонова, А. А. Историческая реконструкция как моделирование ис­торического процесса / А. А. Леонова. - СПб: ЛГПИ, 1990. - 27 с.

  13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1997.-304 с.

  14. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981.- 184 с.

  15. Литовченко, В. Н. Формирование исследовательских умений студен­тов педагогических специальностей университета средствами НИР [Текст] : дис.канд. пед. наук / В. Н. Литовченко. - Минск, 1990. - 197 с.

  16. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций. [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1998. - 464 с.

  17. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспита­ния [Текст] / Ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. — М. — Тверь: ООО "ИПФ" "Виарт", 2004. - 336 с.

  18. Ломоносов, М. В. О воспитании и образовании [Текст] / М. В.Ломоносов / Сост. Т. С.Буторина. - М.: Педагогика, 1991. - 334 с.

  19. Лузина, Л. М. Событийная общность как воспитывающая среда и воспитательное пространство [Текст] / Л.М. Лузина // Теоретико- методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр./ Под ред Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004. - с. 119­130.

  20. Люблинская, А. А. О моральных представлениях и моральных при­вычках [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Педагогика, 1990.- 184 с.

  21. Маркова, А. К. Педагогические критерии и ступени профессиона­лизма [Текст] / А. К. Маркова // Педагогика. - 1995. - №6. - С.55-63.

  22. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М., 1999.-326 с.

  23. Махмутов, М. И. Проблемное обучение [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

  24. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школь­ника [Текст] /Н. А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1990.- 184 с.

  25. Милерян, Е. Н. Психология формирования общетрудовых политех­нических умений [Текст] / Е. Н. Милерян. - М.: Педагогика, 1973. - 300 с.

  26. Мингалеева, JI. Б. Формирование исследовательских умений студентов при освоении информационных технологий в естественно-математических дисциплинах [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / JI. Б. Мингалеева. - Казань, 2006.- 173 с.

  27. Митрош, О. И. Сущность, структура, процесс формирования педаго­гических исследовательских умений [Текст] / О.И. Митрош // Пути вне­дрения психологической теории в практику. - Минск, 1991. - С. 27-32.

  28. Митрош, О. И. Формирование исследовательских умений у уча­щихся педучилищ [Текст] : дис. канд. пед. наук / О. И. Митрош. - Минск, 1993.- 174 с.

  29. Мишаткина М. В. Формирование у старшеклассников потребности в определении смысла учебной деятельности [Текст] : автореферат дис. канд. пед. наук / М. В. Мишаткина. - Волгоград: ВГПУ, 2005. - 20с.

  30. Моделирование как метод научного познания (Гносеологический анализ) [Текст] / Б. А.Глинский, Б. С.Грязнов, Б. С.Дынин, Е. П. Никитин. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1965. - 248 с.

  31. Новик, И. Б. О моделировании сложных систем [Текст] / И. Б. Новик. -М.: Мысль, 1965.-118 с.

  32. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией [Текст] / А. М. Нови­ков. - М.: Педагогический поиск, 1994. - 148 с.

  33. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении [Текст] / А. М. Новиков. - М., - 1996. - 131 с.

  34. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

  35. Орлов, В. И. Знания, умения и навыки как результаты обучения [Текст] / В. И. Орлов //Специалист. - 2003. - №10. - С.23 - 26.

  36. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Психология индивидуальных различий. [Текст] : Тесты / И. П.