Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание курса
Тема 1. Педагогическая действительность и ее изучение.
Общая методология научного педагогического исследования Педагогическое исследование как целенаправленный научный: решения актуальных педагогических проблем изучения и пения закономерностей функционирования педагогических тем; дальнейшее развитие теории и практики воспитания.
Классификация педагогических исследований по типу связи науки и практики: фундаментальные, прикладные, разработки.
Основные принципы исследования проблем воспитания и обучения: конкретно – историческое изучение педагогических явлений сем многообразии их связей, зависимостей; принцип несводимости законов смежных наук к педагогике; диалектического единства общего и особенного в педагогических явлениях; положение о взаимосвязи и взаимообусловленности педагогической теории и практики.
Тема 2. Основные этапы научного педагогического исследования.
Компоненты научного аппарата Этапы научного исследования. Методологическая (теоретическая) и процедурная (практическая) части. Основные компоненты педагогического исследования: определение проблемы; объекта и предмета исследования; формулировка темы; изучение литературных источников; анализ базовых понятий; уточнение терминологии; постановка задач исследования; предварительный анализ имеющейся информации; условий и методов решения данного типа и уровня познавательных задач; формулировка исходных гипотез; составление плана исследовательской работы; накопление фактов из педагогической практики; теоретическая и экспериментальная проверка гипотез; анализ и обобщение результатов; их научная интерпретация построение теоретических выводов; разработка научно – методических рекомендаций практике; оформление результатов научного исследования; внедрение результатов исследования в практику.
Актуальность, новизна, достоверность, применимость, практическая значимость, оправданность расходов на педагогическое исследование как критерии для оценки его результатов.
Ознакомление с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме исследования. Правила составления библиография. Ознакомление со справочными и библиографическими изданиями. Работа с литературой. Рекомендации по конспектированию литературных источников. Структурное построение литературного обзора: феноменологическое описание; место данного явления среди рассмотрения, соответствующую системному, целостному, комплексному или средовому (и т.д.) подходу; сущность, природа явления; имеющиеся определения данного явления; закономерности, которым подчиняется явление; прикладное, практическое использование явления (свойства, функции) или учет его характеристик.
Тема 3. Методы педагогического исследования
Метод научного познания как способ выявления достоверных фактов, установления существующих между явлениями связей и зависимостей, закономерных тенденций развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.
Принцип совокупности методов и принцип адекватности метода существу изучаемого предмета, конкретному продукту исследования как основные для выбора методов решения исследовательских задач. Многообразие подходов к классификации методов научных педагогических исследований: методы собственно педагогические и смежных наук (философии, социологии, истории, психологии, физиологии); методы констатирующие и преобразующие
Педагогическую действительность; эмпирические и теоретические; методы количественной и качественной оценки педагогических явлений и т.д.
Теоретические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, интегрированная систематизация, метод сходства и различий, метод сопутствующих изменений. Изучение явления на уровне сущности, раскрытие существенных закономерностей, создание теоретических обобщений.
Терминологические методы исследования. Методика анализа базовых и периферийных понятий (терминологических гнезд с использованием тезаурусов, рубрикаторов, дескрипторных словарей как инструментов размещения информации в памяти ЭВМ; технология построения репертуарной решетки.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, изучение педагогической документации, продуктов детской деятельности, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, – их направленность на непосредственное изучение педагогических явлений.
Тема 4. Педагогический эксперимент – главный метод проверки исходных, теоретических положений
Общее понятие эксперимента как метода научного познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, неконтролируемых, управляемых условиях исследуется явление, ведется поиск нового способа решения проблемы, разрешения возникших противоречий.
Педагогический эксперимент как научно поставленный опыт, совокупность методов, позволяющих получить новые знания о причинно – следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одним или несколькими факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или педагогической системы. Сущность педагогического эксперимента как научно – обусловленной педагогической деятельности, связанной с целенаправленным внесением принципиально важных изменений в ход педагогического процесса в соответствии с задачами исследования и его гипотезой.
Этика педагогического эксперимента, недопустимость риска для физического и психического здоровья испытуемых, их эмоционального благополучия и развития в настоящем, и будущем. Вероятностный характер результатов эксперимента.
Классификация педагогического эксперимента, по масштабу экспериментальной работы: глобальные, локальные и микроэксперименты. Сущность естественного и лабораторного педагогического эксперимента. Параллельный и перекрестный эксперименты как модификация естественного эксперимента, – Понятие «контрольная группа», Констатирующий, формирующий (преобразующий) и контрольный (итоговый) эксперименты как этапы педагогического эксперимента.
Основные правила организации и общая логика педагогического эксперимента по инвариантной схеме: разработка новой педагогической конструкции (метода, средства, системы, комплекса, модели условий и пр.); составление программы ее опытной проверки на эффективность; поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки; пре – дэкспериментальная разработка показателей, критериев для оценки эффективности опытно – экспериментальной работы; проведение, корректировка хода эксперимента на основании данных контрольных срезов, проверка эффективности результатов эксперимента по .реальным показателям с помощью надежных критериев.
Своеобразие проведения педагогического эксперимента с детьми дошкольного возраста в условиях педагогического процесса детского сада. Методика наблюдения естественного педагогического процесса в ОУ, изучения документации учреждения, анкетирование педагогов и родителей, создание игровых, проблемных ситуаций, методика диагностики уровня освоения детьми основных разделов образовательной программы.
Тема 5. Опытно – экспериментальная работа в образовательных учреждениях Роль передового педагогического опыта в совершенствовании учебно – воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Эксперимент в детском саду – мода на творчество или необходимость. Инновация, новшество как педагогическое понятие. Основные направления опытно – экспериментальной работы.
Городская (районная) экспериментальная площадка как особая форма организации совместной деятельности педагогической науки и практики по реализации социально – педагогических инициатив в области проектирования и разработки стратегически важных направлений образовательной политики. Статус городской (районной) экспериментальной площадки в городе Сургуте, состояние и перспективы развития. Реферат по педагогике как средство углубления и расширения теоретических знаний, формирования навыков и умений
самостоятельной работы с научной литературой, приобщения к научному; исследованию. Методика работы над рефератом по этапам: первичное ознакомление с проблемой, основательное изучение литературы по избранной теме и написание первого варианта реферата оформление реферата; защита реферата. Примерная проблематика рефератов, динамика усложнения требований от курса к курсу критерии оценки.
Цитирование. Ошибки цитирования, их причины: неразборчивость, недобросовестность цитирования. Требования академического этикета. Правила оформления цитат. Знаки препинания в цитатах.
Пересказ, его назначение, требования к нему. Тезисы, их виды и представление.
Реферат. Предназначение, требования к реферированию. Задачи, терминология реферата, его структура, оформление.
Аннотация, ее виды, предназначение. Требования к аннотации.
Резюме, его содержание, предназначение, требования к резюме.
Курсовая работа как средство подготовки специалиста с высшим образованием в области дошкольного воспитания. Примерная тематика курсовых работ. Этапы и методика выполнения. Требования к курсовой работе и критерии ее оценки руководителем.
Выпускная квалификационная работа как показатель результативности обучения студента А педагогическом университете, еп научного потенциала и готовности к педагогической деятельности Примерная тематика и требования к содержанию выпускной работы. Структурные компоненты квалификационной работы. Методика выполнения работы по этапам и их примерные сроки. Требования к оформлению. Защита выпускной квалификационной работы. Критерии оценки.
Тема 6. Язык и стиль научного рассуждения.
Требования, предъявляемые к языку научного документа: выразительность, точность. Некоторые особенности научного языка.
Особенности академического речевого этика а. Предложение и его компоненты: логико – грамматический субъекта и логико – грамматический предиката Абзац. Особый порядок слов. Номинативная функция языка научной речи Союзные слова Тенденции к стандартизации. Логоса авторского рассуждения. Использование приемов формальной логики в рассуждениях. Устойчивые модели выражений, модели синтаксических конструкций с союзными словами, обороты речи. Точность фразировки.
Особенности употребления некоторых слов и словосочетаний.
Существительные. Термины, их многозначность, обслуживание разных понятий, заимствование из других языков (иностранные термины). Синонимы и эквиваленты терминов (дуплеты). Противоречие или несоответствие термина понятию. Краткость термина Правила построения определений. Фамильные термины. Правила введения в текст термина Терминологический источник. Стандартизированные термины. Профессиональный жаргон.
Относительные прилагательные. Местоимения. Числительные в языке научной речи. Глагол. Краткая форма страдательного причастия. Деепричастный оборот.
Некоторые особенности синтаксических построений в языке научного документа. Сложные и осложненные предложения.
Союзы и союзные слова Частицы. Текстовые сокращения и аббревиатуры. Перифраз.
Ошибки в языке научной речи; грубые (нарушение орфографии, грамматики, стиля), языковые помехи (семантические и синтаксические ошибки), информационный шум, тавтология, наукообразность изложения. Устранение ошибок.
Тема 7. Формы представления цифрового, иллюстративного материала и справочно – библиографической информации. Оформление научного текста
Таблицы: аналитические, неаналитические, математические, экономические, справочно – информационные и др. Требования к цифровой информации. Элементы таблицы. Нумерация, оформление таблиц. Иллюстрации, фотографии, основные требования к ним. Диаграммы, графики их виды применение, построение. Подписи ее элементы. Нумерация. Словесно – цифровая форма записи информации.
Библиографический аппарат в научном документе. Элементы библиографического описания: заголовок, заглавие (название) работы, подзаголовочные данные, выходные данные, количественная характеристика (данных), надзаголовочные данные, примечания.
Элементы авторского описания, схемы описания многотомных изданий, статей из газет (журналов, продолжающихся изданий), научных работ.
Ссылки, сноски их расположение в документе. Основные недостатки в организации труда при оформлении научного документа студентами и аспирантами.
Создание чернового варианта рукописи. Конспектирование первоисточников. Условия корректного конспектирования. Способы конспектирования. Правила оформления, хранения и использования собранных данных. Общие правила заполнения карточек. Система отбора и хранения информации.
Проверки рукописи. Правка: правка – вычитка, правка – сокращение, правка – переделка и правка – обработка. Использование корректурных знаков.