Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание курса

Тема 1. Педагогическая действительность и ее изучение.

Общая методология научного педагогического исследования Педагогическое исследование как целенаправленный научный: реше­ния актуальных педагогических проблем изучения и пения закономерно­стей функционирования педагогических тем; дальнейшее развитие теории и практики воспитания.

Классификация педагогических исследований по типу связи науки и практики: фундаментальные, прикладные, разработки.

Основные принципы исследования проблем воспитания и обучения: конкретно – историческое изучение педагогических явлений сем многообра­зии их связей, зависимостей; принцип несводимости законов смежных на­ук к педагогике; диалектического единства общего и особенного в педаго­гических явлениях; положение о взаимосвязи и взаимообусловленности педагогической теории и практики.

Тема 2. Основные этапы научного педагогического исследования.

Компоненты научного аппарата Этапы научного исследования. Методологическая (теоретическая) и процедурная (практическая) части. Основные компоненты педагогического исследования: определение проблемы; объекта и предмета исследования; формулировка темы; изучение литературных источников; анализ базовых понятий; уточнение терминологии; постановка задач исследования; пред­варительный анализ имеющейся информации; условий и методов решения данного типа и уровня познавательных задач; формулировка исходных ги­потез; составление плана исследовательской работы; накопление фактов из педагогической практики; теоретическая и экспериментальная проверка гипотез; анализ и обобщение результатов; их научная интерпретация по­строение теоретических выводов; разработка научно – методических реко­мендаций практике; оформление результатов научного исследования; вне­дрение результатов исследования в практику.

Актуальность, новизна, достоверность, применимость, практическая значимость, оправданность расходов на педагогическое исследование как критерии для оценки его результатов.

Ознакомление с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме исследования. Правила составления библиография. Ознакомление со справочными и библиографическими изданиями. Работа с литературой. Рекомендации по конспектированию литературных источ­ников. Структурное построение литературного обзора: феноменологиче­ское описание; место данного явления среди рассмотрения, соответствую­щую системному, целостному, комплексному или средовому (и т.д.) подхо­ду; сущность, природа явления; имеющиеся определения данного явления; закономерности, которым подчиняется явление; прикладное, практическое использование явления (свойства, функции) или учет его характеристик.


Тема 3. Методы педагогического исследования

Метод научного познания как способ выявления достоверных фактов, установления существующих между явлениями связей и зависимостей, за­кономерных тенденций развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.

Принцип совокупности методов и принцип адекватности метода су­ществу изучаемого предмета, конкретному продукту исследования как ос­новные для выбора методов решения исследовательских задач. Многообра­зие подходов к классификации методов научных педагогических исследо­ваний: методы собственно педагогические и смежных наук (философии, социологии, истории, психологии, физиологии); методы констатирующие и преобразующие

Педагогическую действительность; эмпирические и теоретические; методы количественной и качественной оценки педагогических явлений и т.д.

Теоретические методы исследования: анализ и синтез, индукция и де­дукция, интегрированная систематизация, метод сходства и различий, ме­тод сопутствующих изменений. Изучение явления на уровне сущности, раскрытие существенных закономерностей, создание теоретических обоб­щений.

Терминологические методы исследования. Методика анализа базовых и периферийных понятий (терминологических гнезд с использованием те­заурусов, рубрикаторов, дескрипторных словарей как инструментов раз­мещения информации в памяти ЭВМ; технология построения репертуар­ной решетки.

Эмпирические методы исследования: наблюдение, изучение и обоб­щение педагогического опыта, изучение педагогической документации, продуктов детской деятельности, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, – их направленность на непосредственное изучение педагоги­ческих явлений.

Тема 4. Педагогический эксперимент – главный метод проверки исходных, теоретических положений

Общее понятие эксперимента как метода научного познания, с помо­щью которого в естественных или искусственно созданных, неконтроли­руемых, управляемых условиях исследуется явление, ведется поиск нового способа решения проблемы, разрешения возникших противоречий.

Педагогический эксперимент как научно поставленный опыт, сово­купность методов, позволяющих получить новые знания о причинно – следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одним или нескольки­ми факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или педагогической системы. Сущность педагогиче­ского эксперимента как научно – обусловленной педагогической деятельно­сти, связанной с целенаправленным внесением принципиально важных из­менений в ход педагогического процесса в соответствии с задачами иссле­дования и его гипотезой.



Этика педагогического эксперимента, недопустимость риска для фи­зического и психического здоровья испытуемых, их эмоционального бла­гополучия и развития в настоящем, и будущем. Вероятностный характер результатов эксперимента.

Классификация педагогического эксперимента, по масштабу экспери­ментальной работы: глобальные, локальные и микроэксперименты. Сущ­ность естественного и лабораторного педагогического эксперимента. Па­раллельный и перекрестный эксперименты как модификация естественно­го эксперимента, – Понятие «контрольная группа», Констатирующий, фор­мирующий (преобразующий) и контрольный (итоговый) эксперименты как этапы педагогического эксперимента.

Основные правила организации и общая логика педагогического экс­перимента по инвариантной схеме: разработка новой педагогической кон­струкции (метода, средства, системы, комплекса, модели условий и пр.); составление программы ее опытной проверки на эффективность; поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки; пре – дэкспериментальная разработка показателей, критериев для оценки эффек­тивности опытно – экспериментальной работы; проведение, корректировка хода эксперимента на основании данных контрольных срезов, проверка эффективности результатов эксперимента по .реальным показателям с по­мощью надежных критериев.

Своеобразие проведения педагогического эксперимента с детьми до­школьного возраста в условиях педагогического процесса детского сада. Методика наблюдения естественного педагогического процесса в ОУ, изу­чения документации учреждения, анкетирование педагогов и родителей, создание игровых, проблемных ситуаций, методика диагностики уровня освоения детьми основных разделов образовательной программы.

Тема 5. Опытно – экспериментальная работа в образовательных учреждениях Роль передового педагогического опыта в совершенствовании учебно – воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Эксперимент в дет­ском саду – мода на творчество или необходимость. Инновация, новшество как педагогическое понятие. Основные направления опытно – экспериментальной работы.

Городская (районная) экспериментальная площадка как особая форма организации совместной деятельности педагогической науки и практики по реализации социально – педагогических инициатив в области проектирова­ния и разработки стратегически важных направлений образовательной по­литики. Статус городской (районной) экспериментальной площадки в го­роде Сургуте, состояние и перспективы развития. Реферат по педагогике как средство углубления и расширения теоретических знаний, формирова­ния навыков и умений
самостоятельной работы с научной литературой, приобщения к научному; исследованию. Методика работы над рефератом по этапам: первичное ознакомление с проблемой, основательное изучение литературы по избранной теме и написание первого варианта реферата оформление реферата; защита реферата. Примерная проблематика рефера­тов, динамика усложнения требований от курса к курсу критерии оценки.

Цитирование. Ошибки цитирования, их причины: неразборчивость, недобросовестность цитирования. Требования академического этикета. Правила оформления цитат. Знаки препинания в цитатах.

Пересказ, его назначение, требования к нему. Тезисы, их виды и пред­ставление.

Реферат. Предназначение, требования к реферированию. Задачи, тер­минология реферата, его структура, оформление.

Аннотация, ее виды, предназначение. Требования к аннотации.

Резюме, его содержание, предназначение, требования к резюме.

Курсовая работа как средство подготовки специалиста с высшим обра­зованием в области дошкольного воспитания. Примерная тематика курсо­вых работ. Этапы и методика выполнения. Требования к курсовой работе и критерии ее оценки руководителем.

Выпускная квалификационная работа как показатель результативно­сти обучения студента А педагогическом университете, еп научного потен­циала и готовности к педагогической деятельности Примерная тематика и требования к содержанию выпускной работы. Структурные компоненты квалификационной работы. Методика выполнения работы по этапам и их примерные сроки. Требования к оформлению. Защита выпускной квалифи­кационной работы. Критерии оценки.

Тема 6. Язык и стиль научного рассуждения.

Требования, предъявляемые к языку научного документа: выразитель­ность, точность. Некоторые особенности научного языка.

Особенности академического речевого этика а. Предложение и его компоненты: логико – грамматический субъекта и логико – грамматический предиката Абзац. Особый порядок слов. Номинативная функция языка на­учной речи Союзные слова Тенденции к стандартизации. Логоса авторско­го рассуждения. Использование приемов формальной логики в рассужде­ниях. Устойчивые модели выражений, модели синтаксических конструкций с союзными словами, обороты речи. Точность фразировки.

Особенности употребления некоторых слов и словосочетаний.


Существительные. Термины, их многозначность, обслуживание раз­ных понятий, заимствование из других языков (иностранные термины). Синонимы и эквиваленты терминов (дуплеты). Противоречие или несоот­ветствие термина понятию. Краткость термина Правила построения опре­делений. Фамильные термины. Правила введения в текст термина Терми­нологический источник. Стандартизированные термины. Профессиональ­ный жаргон.

Относительные прилагательные. Местоимения. Числительные в языке научной речи. Глагол. Краткая форма страдательного причастия. Дееприча­стный оборот.

Некоторые особенности синтаксических построений в языке научного документа. Сложные и осложненные предложения.

Союзы и союзные слова Частицы. Текстовые сокращения и аббревиа­туры. Перифраз.

Ошибки в языке научной речи; грубые (нарушение орфографии, грам­матики, стиля), языковые помехи (семантические и синтаксические ошиб­ки), информационный шум, тавтология, наукообразность изложения. Уст­ранение ошибок.

Тема 7. Формы представления цифрового, иллюстративного материала и справочно – библиографической информации. Оформление научного текста

Таблицы: аналитические, неаналитические, математические, экономи­ческие, справочно – информационные и др. Требования к цифровой инфор­мации. Элементы таблицы. Нумерация, оформление таблиц. Иллюстрации, фотографии, основные требования к ним. Диаграммы, графики их виды применение, построение. Подписи ее элементы. Нумерация. Словесно – цифровая форма записи информации.

Библиографический аппарат в научном документе. Элементы библио­графического описания: заголовок, заглавие (название) работы, подзаголо­вочные данные, выходные данные, количественная характеристика (дан­ных), надзаголовочные данные, примечания.

Элементы авторского описания, схемы описания многотомных изда­ний, статей из газет (журналов, продолжающихся изданий), научных работ.

Ссылки, сноски их расположение в документе. Основные недостатки в организации труда при оформлении научного документа студентами и ас­пирантами.

Создание чернового варианта рукописи. Конспектирование первоис­точников. Условия корректного конспектирования. Способы конспектиро­вания. Правила оформления, хранения и использования собранных данных. Общие правила заполнения карточек. Система отбора и хранения инфор­мации.

Проверки рукописи. Правка: правка – вычитка, правка – сокращение, правка – переделка и правка – обработка. Использование корректурных зна­ков.