Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Монография. – Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – 250с.
-
Ставринова H.H. Роль исследований в профессиональном труде педагога: ретроспективный анализ взглядов учёных. – Вестник Московского государственного областного университета. – 2006. – 3. – С. 52 – 61. -
Ставринова H.H. Теоретические аспекты подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности. (Монография). – Донецк: Восточный издательский дом, 2005. – 220с. -
Ставринова H.H. Управление научно – исследовательской работой студентов: Методические рекомендации. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. – 43с. (В соавторстве с C.JI. Зубаревой). -
Степанов В.А. Педагогическая исследовательская рефлексия в системе формирования самооценочной деятельности будущих учителей: Дис.... канд. пед. наук. – Челябинск, 1999. – 168с. -
Степанова Г.А. Теория и практика формирования профессионально – педагогической готовности студентов к реабилитации детей средствами физической культуры: Дис. ...д – ра пед. наук. – М., 1999. – 314с. -
Сухобская Г.С., Горбунова JI.JI. Развитие исследовательских компонентов деятельности учителя как важнейшее условие совершенствования его профессионализма. // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. – М.: АПН, 1990. – С. 61 – 71. -
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения в 4 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 4. – 496с. -
Сычкова Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 224с. -
Сычкова Н.В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета: Дис. ... д – ра пед. наук. – Магнитогорск, 2002. – 400с. -
Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов: СарГУ, 1987. – 175 с. -
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1975. – 343с. -
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1988. – 175с. -
Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: Педагогика, 1979. – 208с. -
Типовое положение об учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. // Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации. – № 28. – 12 июня 1993 г. -
Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288с. -
Токмазов Г.В. Формирование исследовательских умений в процессе решения математических задач: Учебное пособие. – М.: Прометей, 1996. – 90с. -
Толлингерова Д., Голоушкова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. – М.: Педагогика; Прага, 1994. – 48с. -
Тонков Е.В., Сердюкова Н.С. Исследовательско – творческая деятельность учителя как фактор формирования профессионально – педагогической культуры. – Белгород: Издательство Белгородского гос. ун – та, 1998. – 120с. -
Торгашина Т.И. Научно – исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их технического творческого потенциала: Автореф.... канд. пед. наук. – Волгоград, 1999. – 23с. -
Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий. // Вестник образования. – 1996. – 10. – С. 18 – 21. -
Тулъкибаева Н.М., Усова A.B. Методы обучения учащихся умению
решать задачи. – Челябинск, 198186с.
-
Туркина М.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов в условиях проблемно – деятельностного обучения в вузе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Астрахань, 2000. – 24с. -
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192с. -
Усова A.B. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся. // Советская педагогика. – 1980. – 2. – С. 45 – 48.
ЗМ.Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. / Под редакцией A.M. Его – лина. – М. – Л.: Изд – во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 – 1952. – Т. 1. – С. 24; Т. 5. – С. 355.
-
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе – М.: Педагогика, 1989. – 208с. -
Философский энциклопедический словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1987. – 590с. -
Философский энциклопедический словарь. – 2 – е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 911с. -
Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В.Я. Ляу – дис. – М.: МГУ, 1989. – 240с. -
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368с. -
Французова Н.П. Методология научного познания: Программа спецкурса. – М.: Изд – во МГСУ «Союз», 1996. – 20с. -
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288с. -
Фридман Л.М., Турецкий E.H. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. – 2 – е изд., доп. – М.: Просвещение, 1984. – 175с. -
Фролов И.Т., Юдин, Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. – М.: Политиздат, 1986. – 399с. -
Фролов С.С. Социология. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1998. – 360с. -
Халпери Д. Психология критического мышления. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512с. -
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Высш. школа, 1990. – 576с. -
Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Дис... д – ра пед. наук. – М., 1997. – 423с. -
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. – М.: Педагогика, 1981. – 380с. -
Хрусталева Р.Ю. Исследовательская деятельность учителя и ее организация в условиях средней общеобразовательной школы: Дис... канд. пед.наук. – М., 1990. – 189с. -
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 320с. -
Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики.
-
М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Издательская фирма «Логос». – 1993. – 181с.
-
Шамова Т.И. Исследовательский подход к управлению школой. – М.: Педагогика, 1991. – 64с. -
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. / АПН РСФСР. – М., 1963. – Т.1. – 503с., Т.2. – 476с., Т.З. – 492с., Т.4. – 328с. -
Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа: Дис ... канд. пед. наук. – М., 2002.
160с.
-
Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. / Отв. ред. В.А.Лекторский. – М.: Наука, 1988. – 175с. -
Швырев B.C. Научное познание как деятельность. – М.: Политиздат, 1984. – 232с. -
Шиян O.A. Исследовательский метод обучения учителей в США. // Управление школой. – 1997. – 14. – С. 14 – 15. -
Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1967. – 266с. -
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 350с. -
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144с. -
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно – ист. теории JI.C. Выготского). – М.: Тривола, 1994. – 167с. -
Эльконин Д. Т. Роль мотивов в формировании навыков. // Ученые записки Одесского педагогического института, т.VII. – Одесса, 1941, – 68с. -
Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Высшая школа, 1972. – 215с. -
Эсаулов А.Ф. Активизация учебно – познавательной деятельности студентов. – М.: Высшая школа, 1982. – 223с. -
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 391с. -
Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. – М.: Наука, 1987. – 223с. -
Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения. // Вопросы психологии. – 1995. – 2. – С. 31 – 42. -
Яковлева Н.М.Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Дис... канд. пед.наук. – Челябинск, 1977. – 240с. -
Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. ... д – ра пед. наук. – Челябинск, 1992. – 403с. -
Якунин В.А. Обучение как процесс управления (Психологические аспекты). – Л.: ЛГУ, 1988. – 159с. -
Ястребов A.B. Моделирование научных исследований как средство оптимизации обучения студента педагогического вуза: Автореф. дис. ... д – ра пед. наук. – Ярославль, 1997. – 35с.
Приложение 1 Учебные программы специализированных курсов
Авторский спецкурс «Ведение в педагогическое исследование»
Пояснительная записка
Совершенствование теоретической и практической подготовки будущего учителя, воспитателя является важнейшим направлением развития педагогического образования. Новые исторические и политические реалии, необходимость гуманизации и дифференциации учебно – воспитательного процесса, смена целевых ориентации подготовки педагогических кадров требуют подготовки не просто воспитателей и учителей – предметников, но прежде всего профессионалов, способных видеть и изучать возможности, особенности и результаты развития, воспитания и обучения учащихся. Данный подход аюуализирует применение результатов исследования при проектировании и организации учебно – воспитательного процесса в образовательном учреждений. В этом плане особую значимость приобретает профессиональная готовность будущих педагогов к педагогическому изучению детей. Знание педагогом особенностей развития каждого ученика, воспитанника, уровня его возможностей и способностей подлежащих дальнейшему развитию, способствует организации эффективного управления всем процессом развития, воспитания и обучения.
Педагогика – постоянно развивающаяся наука. Ведущим источником накопления педагогического знания являются научные исследования в области воспитания; дидактики, управления образованием. Стратегия развития современного образования предполагает тщательное изучение образовательных запросов, квалифицированную экспертную оценку образовательных программ и педагогических технологий, конструирование микрорегиональных образовательных систем в целях полноценного развития ребенка на всех возрастных этапах и предоставления его семье качественных образовательных услуг. В связи с этим научное творчество студентов приобретает все большее значение и превращается в один из необходимых компонентов профессиональной подготовки будущих педагогов.
Цель курса «Введение в педагогическое исследование» является подготовка студентов к планированию и организации и проведению педагогического исследования, оптимальному, целенаправленному выбору методов сбора, хранения информации и обработки полученных данных. Он ориентирован на обучение студентов грамотному ведению научного педагогического исследования, подготовку их к работе в образовательном учреждении в режиме опытно – экспериментальной работы, на формирование у будущего педагога интереса к исследовательской деятельности, творческого отношения к решению исследовательских задач, возникающих в профессиональном труде педагога.
Курс органически связан с содержанием базовых дисциплин педагогического цикла, его программа содержит систематизированную информацию о теории и методике научных исследований по педагогике. Программа курса предполагает также ознакомление студентов с основными формами научно – исследовательской работы в педагогическом вузе (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа и пр.) и требованиями к ним.
Своеобразие курса в органическом сочетании теории с самостоятельной научно – исследовательской работой студентов под руководством научных руководителей. Общий объем аудиторного времени на изучение курса – 36 – 40 часов.
Задачи курса.
-
Помочь студентам овладеть ориентировочной основой решения круга исследовательских задач, профессиональными исследовательскими умениями, осознать их личностную и социальную значимость в работе с детьми всех возрастных категорий. -
Формировать у студентов альтернативные подходы к выбору методов
исследования и диагностических методик.
3. Совершенствовать навыки подготовки, оформление, представления и оценки научного текста.
Основными формами организации учебной деятельности студентов при изучении данного курса являются лекции – дискуссии, лекции – конференции, семинары разных видов и практические занятия. Акцент делается на самостоятельную работу студентов.
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (зачет – собеседование, зачет – стендовая защита миниисследования, зачет – конференция и т.п.) в зависимости от уровня готовности всей группы и каждого отдельного студента.
При составлении данной программы мы ориентировались на современные квалификационные требования к педагогам – специалистам по всем направлениям профессиональной подготовки, осуществляемой в СурГПИ, на созданную автором модель выпускника педвуза в части исследовательской деятельности.
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Тру – доем кость | Всего аудит. | ЛК | ПР | СРС | |||||
1 | Педагогическая деятельность и ее изучение. Общая методология научного педагогического исследования. | 4 | 2 | 2 | | 2 | |||||
2 | Основные этапы научного исследования. Компоненты научного аппарата. | 12 | 6 | 2 | 4 | 6 | |||||
3 | Опытно экспериментальная работа в образовательных учреждениях. | 16 | 8 | 2 | 6 | 8 | |||||
4 | Научное педагогическое исследование в системах подготовки студентов педагогического вуза. | 16 | 8 | 2 | 6 | 8 | |||||
5 | Язык и стиль рассуждения. | 12 | 6 | 2 | 4 | 6 | |||||
6 | Формы представления цифрового, иллюстративного материала и справочного библиографической информации. Оформление научного текста. | 16 | 8 | 2 | 6 | 8 | |||||
Всего | 76 | 38 | 12 | 26 | 38 |