Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Монография. – Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – 250с.

    1. Ставринова H.H. Роль исследований в профессиональном труде педа­гога: ретроспективный анализ взглядов учёных. – Вестник Московско­го государственного областного университета. – 2006. – 3. – С. 52 – 61.

    2. Ставринова H.H. Теоретические аспекты подготовки будущих педаго­гов к исследовательской деятельности. (Монография). – Донецк: Вос­точный издательский дом, 2005. – 220с.

    3. Ставринова H.H. Управление научно – исследовательской работой сту­дентов: Методические рекомендации. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. – 43с. (В соавторстве с C.JI. Зубаревой).

    4. Степанов В.А. Педагогическая исследовательская рефлексия в систе­ме формирования самооценочной деятельности будущих учителей: Дис.... канд. пед. наук. – Челябинск, 1999. – 168с.

    5. Степанова Г.А. Теория и практика формирования профессионально – педагогической готовности студентов к реабилитации детей средства­ми физической культуры: Дис. ...д – ра пед. наук. – М., 1999. – 314с.

    6. Сухобская Г.С., Горбунова JI.JI. Развитие исследовательских компо­нентов деятельности учителя как важнейшее условие совершенство­вания его профессионализма. // Взаимосвязь теории и практики в про­цессе подготовки и повышения квалификации педагогических кад­ров. – М.: АПН, 1990. – С. 61 – 71.

    7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения в 4 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 4. – 496с.

    8. Сычкова Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 224с.

    9. Сычкова Н.В. Формирование у будущих учителей умений исследова­тельской деятельности в условиях классического университета: Дис. ... д – ра пед. наук. – Магнитогорск, 2002. – 400с.

    10. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов: СарГУ, 1987. – 175 с.

    11. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1975. – 343с.

    12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1988. – 175с.

    13. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: Педагогика, 1979. – 208с.

    14. Типовое положение об учреждении высшего профессионального об­разования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. // Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации. – № 28. – 12 июня 1993 г.

    15. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288с.

    16. Токмазов Г.В. Формирование исследовательских умений в процессе решения математических задач: Учебное пособие. – М.: Прометей, 1996. – 90с.

    17. Толлингерова Д., Голоушкова Д., Канторкова Г. Психология проекти­рования умственного развития детей. – М.: Педагогика; Прага, 1994. – 48с.

    18. Тонков Е.В., Сердюкова Н.С. Исследовательско – творческая деятель­ность учителя как фактор формирования профессионально – педагогической культуры. – Белгород: Издательство Белгородского гос. ун – та, 1998. – 120с.

    19. Торгашина Т.И. Научно – исследовательская работа студентов педаго­гического вуза как средство развития их технического творческого по­тенциала: Автореф.... канд. пед. наук. – Волгоград, 1999. – 23с.

    20. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий. // Вестник образования. – 1996. – 10. – С. 18 – 21.

    21. Тулъкибаева Н.М., Усова A.B. Методы обучения учащихся умению


решать задачи. – Челябинск, 198186с.

    1. Туркина М.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов в условиях проблемно – деятельностного обучения в вузе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Астрахань, 2000. – 24с.

    2. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педаго­гика, 1990. – 192с.

    3. Усова A.B. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся. // Советская педагогика. – 1980. – 2. – С. 45 – 48.

ЗМ.Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. / Под редакцией A.M. Его – лина. – М. – Л.: Изд – во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 – 1952. – Т. 1. – С. 24; Т. 5. – С. 355.

      1. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе – М.: Педагогика, 1989. – 208с.

      2. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1987. – 590с.

      3. Философский энциклопедический словарь. – 2 – е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 911с.

      4. Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В.Я. Ляу – дис. – М.: МГУ, 1989. – 240с.

      5. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

      6. Французова Н.П. Методология научного познания: Программа спец­курса. – М.: Изд – во МГСУ «Союз», 1996. – 20с.

      7. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.

      8. Фридман Л.М., Турецкий E.H. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. – 2 – е изд., доп. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.

      9. Фролов И.Т., Юдин, Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. – М.: Политиздат, 1986. – 399с.

      10. Фролов С.С. Социология. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1998. – 360с.

      11. Халпери Д. Психология критического мышления. – СПб.: Издательст­во «Питер», 2000. – 512с.

      12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Высш. школа, 1990. – 576с.

      13. Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Дис... д – ра пед. наук. – М., 1997. – 423с.

      14. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Писку­нов. – М.: Педагогика, 1981. – 380с.

      15. Хрусталева Р.Ю. Исследовательская деятельность учителя и ее орга­низация в условиях средней общеобразовательной школы: Дис... канд. пед.наук. – М., 1990. – 189с.

      16. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 320с.

      17. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики.

  • М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа­листов, Издательская фирма «Логос». – 1993. – 181с.

  1. Шамова Т.И. Исследовательский подход к управлению школой. – М.: Педагогика, 1991. – 64с.

  2. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. / АПН РСФСР. – М., 1963. – Т.1. – 503с., Т.2. – 476с., Т.З. – 492с., Т.4. – 328с.

  3. Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа: Дис ... канд. пед. наук. – М., 2002.


  • 160с.

    1. Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, фор­мы, проблемы. / Отв. ред. В.А.Лекторский. – М.: Наука, 1988. – 175с.

    2. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. – М.: Политиздат, 1984. – 232с.

    3. Шиян O.A. Исследовательский метод обучения учителей в США. // Управление школой. – 1997. – 14. – С. 14 – 15.

    4. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности со­ветского учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1967. – 266с.

    5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 350с.

    6. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвеще­ние, 1986. – 144с.

    7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции куль­турно – ист. теории JI.C. Выготского). – М.: Тривола, 1994. – 167с.

    8. Эльконин Д. Т. Роль мотивов в формировании навыков. // Ученые за­писки Одесского педагогического института, т.VII. – Одесса, 1941, – 68с.

    9. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Высшая школа, 1972. – 215с.

    10. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно – познавательной деятельности сту­дентов. – М.: Высшая школа, 1982. – 223с.

    11. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 391с.

    12. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. – М.: Наука, 1987. – 223с.

    13. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения. // Вопросы психологии. – 1995. – 2. – С. 31 – 42.

    14. Яковлева Н.М.Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Дис... канд. пед.наук. – Челябинск, 1977. – 240с.

    15. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. ... д – ра пед. наук. – Челябинск, 1992. – 403с.

    16. Якунин В.А. Обучение как процесс управления (Психологические ас­пекты). – Л.: ЛГУ, 1988. – 159с.

    17. Ястребов A.B. Моделирование научных исследований как средство оптимизации обучения студента педагогического вуза: Автореф. дис. ... д – ра пед. наук. – Ярославль, 1997. – 35с.



    Приложение 1 Учебные программы специализированных курсов

    Авторский спецкурс «Ведение в педагогическое исследование»

    Пояснительная записка

    Совершенствование теоретической и практической подготовки буду­щего учителя, воспитателя является важнейшим направлением развития педагогического образования. Новые исторические и политические реалии, необходимость гуманизации и дифференциации учебно – воспитательного процесса, смена целевых ориентации подготовки педагогических кадров требуют подготовки не просто воспитателей и учителей – предметников, но прежде всего профессионалов, способных видеть и изучать возможности, особенности и результаты развития, воспитания и обучения учащихся. Данный подход аюуализирует применение результатов исследования при проектировании и организации учебно – воспитательного процесса в обра­зовательном учреждений. В этом плане особую значимость приобретает профессиональная готовность будущих педагогов к педагогическому изу­чению детей. Знание педагогом особенностей развития каждого ученика, воспитанника, уровня его возможностей и способностей подлежащих дальнейшему развитию, способствует организации эффективного управле­ния всем процессом развития, воспитания и обучения.

    Педагогика – постоянно развивающаяся наука. Ведущим источником накопления педагогического знания являются научные исследования в об­ласти воспитания; дидактики, управления образованием. Стратегия разви­тия современного образования предполагает тщательное изучение образо­вательных запросов, квалифицированную экспертную оценку образова­тельных программ и педагогических технологий, конструирование микро­региональных образовательных систем в целях полноценного развития ре­бенка на всех возрастных этапах и предоставления его семье качественных образовательных услуг. В связи с этим научное творчество студентов при­обретает все большее значение и превращается в один из необходимых компонентов профессиональной подготовки будущих педагогов.

    Цель курса «Введение в педагогическое исследование» является под­готовка студентов к планированию и организации и проведению педагоги­ческого исследования, оптимальному, целенаправленному выбору методов сбора, хранения информации и обработки полученных данных. Он ориен­тирован на обучение студентов грамотному ведению научного педагогиче­ского исследования, подготовку их к работе в образовательном учреждении в режиме опытно – экспериментальной работы, на формирование у будущего педагога интереса к исследовательской деятельности, творческого отноше­ния к решению исследовательских задач, возникающих в профессиональ­ном труде педагога.


    Курс органически связан с содержанием базовых дисциплин педаго­гического цикла, его программа содержит систематизированную информа­цию о теории и методике научных исследований по педагогике. Программа курса предполагает также ознакомление студентов с основными формами научно – исследовательской работы в педагогическом вузе (реферат, курсо­вая работа, выпускная квалификационная работа и пр.) и требованиями к ним.

    Своеобразие курса в органическом сочетании теории с самостоятель­ной научно – исследовательской работой студентов под руководством науч­ных руководителей. Общий объем аудиторного времени на изучение курса – 36 – 40 часов.

    Задачи курса.

      1. Помочь студентам овладеть ориентировочной основой решения круга исследовательских задач, профессиональными исследовательскими уме­ниями, осознать их личностную и социальную значимость в работе с деть­ми всех возрастных категорий.

      2. Формировать у студентов альтернативные подходы к выбору методов

    исследования и диагностических методик.

    3. Совершенствовать навыки подготовки, оформление, представления и оценки научного текста.

    Основными формами организации учебной деятельности студентов при изучении данного курса являются лекции – дискуссии, лекции – конферен­ции, семинары разных видов и практические занятия. Акцент делается на самостоятельную работу студентов.

    Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (зачет – собеседо­вание, зачет – стендовая защита миниисследования, зачет – конференция и т.п.) в зависимости от уровня готовности всей группы и каждого отдельно­го студента.

    При составлении данной программы мы ориентировались на совре­менные квалификационные требования к педагогам – специалистам по всем направлениям профессиональной подготовки, осуществляемой в СурГПИ, на созданную автором модель выпускника педвуза в части иссле­довательской деятельности.

    Учебно – тематический план



    Название темы

    Тру – доем кость

    Все­го ау­дит.

    ЛК

    ПР

    СРС

    1

    Педагогическая деятельность и ее изу­чение. Общая методология научного педагогического исследования.

    4

    2

    2




    2

    2

    Основные этапы научного исследова­ния. Компоненты научного аппарата.

    12

    6

    2

    4

    6

    3

    Опытно экспериментальная работа в образовательных учреждениях.

    16

    8

    2

    6

    8

    4

    Научное педагогическое исследование в системах подготовки студентов педа­гогического вуза.

    16

    8

    2

    6

    8

    5

    Язык и стиль рассуждения.

    12

    6

    2

    4

    6

    6

    Формы представления цифрового, ил­люстративного материала и справоч­ного библиографической информации. Оформление научного текста.

    16

    8

    2

    6

    8

    Всего

    76

    38

    12

    26

    38