Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– определены критерии, показатели, уровни готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона

  • определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих овладение студентами комплексом теоретических знаний об учебно – исследовательской деятельности и практических умений, и навыков в данном направлении;

  • разработана и реализована педагогическая модель формирования готовности будущих учителей к учебно – исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении в историко – культурном пространстве региона (Ставропольского края);

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи:

  1. Определить исследуемое понятие, его структурные компоненты.

  2. Определить критерии, показатели, уровни готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.

  3. Выявить педагогические условия подготовки будущего учителя к учебно – исследовательской деятельности школьников в условиях историко – культурного пространства региона

  4. Разработать и реализовать модель готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона; определить ее эффективность.

Теоретико – методологической основой исследования явились: положения системного (В.Г. Афанасьев, А.В. Брушлинский, В.И. Загвязинский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин), системно – деятельностного (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.В. Краевский) и компетентностного (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, А.С. Хуторской) подходов к определению сущности и содержания профессионального развития педагога, принцип единства теории и практики в построении процесса становления личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн), дидактические основы отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.В. Давыдов, Г.А. Ильин, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин) и обоснование основных направлений формирования готовности будущего педагога к организации разных видов деятельности обучающихся с учетом требований к профессии и условиям труда в системе образования. Исследование опирается на теории образования личности с учетом развития образования (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Ш.А. Амонашвили, В.В. Зайцев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Г. Горецкий, Т.Г. Рамзаева) и их детерминации в педагогике высшего образования (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, О.Г. Грохольская, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина), внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс (Н.С. Гедулянова, И.Я. Зимняя, А.М. Митяева, П.И. Образцов, В.Н. Правдюк, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков) и организации проектной деятельности (В.П. Беспалько, И.В. Богданов, Д. Дьюи, У. Х. Килпатрик, В.М. Монахов, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат) и технологий формирования готовности будущих учителей к ее реализации (В.П. Беспалько, В.А. Болотов, Е.И. Исаев, Т.Ш. Шихнабиева).


Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (поисково – подготовительном, 2015 – 2017 гг.) проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме; обобщался опыт вузов по формированию готовности к учебно – исследовательской деятельности будущего педагога; определялись проблема исследования, его объект, предмет, задачи, гипотеза; разрабатывались методология и методики опытно – экспериментальной работы.

На втором этапе (экспериментальном, 2018 – 2020 гг.) выполнялся констатирующий эксперимент по анализу исследовательской деятельности практикующего учителя в рамках традиционного образовательного процесса, определялись сущностные характеристики, механизмы и модель подготовки студентов к учебно – исследовательской педагогической деятельности.

На третьем этапе (обобщающем, 2021 – 2022 гг.) экспериментально проверялась эффективность предложенной модели подготовки будущего учителя к учебно – исследовательской деятельности посредством формирующего и контрольного экспериментов, обосновывались и внедрялись в практику научно – методические рекомендации, систематизировались полученные данные и оформлялась рукопись диссертации.

Опытно – экспериментальной базой исследования явился Ставропольский государственный педагогический институт, обучающиеся по программам высшего образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) раскрыты сущность, содержание готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников;

2) результаты исследования расширяют научные представления о методическом обеспечении формирования готовности будущих учителей к учебно – исследовательской проектной деятельности;

3) разработана система принципов, обеспечивающая успешность реализа­ции процесса подготовки будущих учителей к учебно – исследовательской деятельности, в которую входят: принципы интеративности, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов, свободного выбора студентом образовательной траектории, креативности, мультимедийности;

4) спроектирована и теоретически обоснована педагогическая модель формирования готовности будущих учителей к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.



Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Определены теоретические основы проблемы формирования готовности будущего педагога к учебно – исследовательской деятельности в аспектах:

– анализа педагогической деятельности с позиций современных методологических подходов;

– уточнения понятийно – категориального аппарата исследования сущностной характеристики учебно – исследовательской деятельности; научно – исследовательской работы; историко – культурного пространство региона.

– рассмотрения учебно – исследовательской деятельности как компонента профессиональной культуры современного педагога;

– выявления специфики исследовательской педагогической деятельности.

  1. Разработаны организационно – педагогические и методические основы процесса формирования исследовательских умений в условиях межпредметного взаимодействия дисциплин разного цикла (исходные теоретические основания педагогического процесса, характеристика его этапов, требования к построению дидактического пространства исследовательских задач).

  2. Предложена концептуальная модель формирования готовности будущего педагога к исследовательской деятельности, включающая целевые, содержательные и процессуальные характеристики.

Практическая значимость. Спроектированная педагогическая модель формирования готовности будущего учителя к учебно – исследовательской деятельности в образовательном учреждении и все созданные для ее реализации методические материалы могут быть использованы во всех вузах.

Обоснованность и достоверность полученных в исследовании данных обеспечивается: четкостью исходных методологических позиций, применением различных методов исследования, соответствующих его целям и задачам, количеством вовлеченных в исследование объектов и субъектов, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом и опытом личной преподавательской деятельности диссертанта.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно – экспериментальной работы и выводы обсуждались на XIII межвузовской научно – практической конференции студентов и молодых ученных «Молодежь и образование XXI века» (ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт») 15.04.2016 г. «Формы организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона», Вузовская олимпиада «Основы исследовательской культуры» среди аспирантов и студентов (ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт») 07.04.2016 г. «Организация учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона», статья РИНЦ (опубликована 30.06.2021 г.), «Формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения региональной истории: опыт Ставрополья», научая статья ВАК.

На защиту выносятся:

  1. Определение понятия «готовность будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона», его структурные компоненты.

  2. Критерии, показатели, уровни готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона

  3. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя к учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве.

  4. Концептуальная модель готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляют страницу. Работа содержит таблиц, рисунка. Список литературы включает наименований.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА.

1.1. Учебно – исследовательская деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.

В последнее время наблюдается всплеск интереса к изучению региональной истории, свидетельством тому может служить, в частности, появление целого ряда энциклопедических изданий, разностороннее освещающих прошлое и настоящее того или иного региона, проведение научных конференций, посвященных региональной истории культуре, переиздание трудов отечественных краеведов. Этот интерес, обусловлен многими факторами. Среди них – формирование нового регионального самосознания и высокая общественная потребность в поиске так называемых «мест памяти», способных консолидировать современный социум.

Историко – культурное пространство региона включает: национальные языки, традиционные формы бытового и хозяйственного уклада, рецепты народной кухни, приемы воспитания детей, архитектурные и художественные памятники, региональные центры народного и профессионального искусства, религиозные конфессии, природные заповедники, исторические, культурные ландшафты, города – музеи, места памятных исторических событий.

Неповторимый историко – культурный облик каждого региона определяется сочетанием многих факторов: в их числе – географические и природные особенности, этнокультурный облик населения, структура социокультурных взаимоотношений между городами, а также между городом и деревней. Общественная мысль, научная и популярная литература способствует формированию узнаваемых образов регионов в общественном сознании, региональной идентичности и исторической памяти социума.

Действующее законодательство Российской Федерации не позволяет в полной мере сохранить и реализовать историко – культурный потенциал исторических поселений, остро стоит проблема недостаточной разработанности градостроительной политики по отношению к историческим городам и проблема несоблюдения уже существующих норм. Помимо этого, недостаточно высокий уровень общей культуры является барьером для вовлечения широких слоёв населения в деятельность по сохранению своего культурного наследия. Между тем, историко – культурный потенциал поселения важен не только для культурной, но также социальной, и экономической сфер жизни города. Актуализация культурного наследия исторических поселений – важнейший фактор не только культурного, но и экономического подъёма как города, так зачастую и всего региона. В этой связи разработка концепций по идентификации, интеграции и интерпретации культурного и природного наследия приобретает огромное значение.