Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Историческая культура Российской империи стала предметом изучения научного коллектива Института гуманитарных историко – теоретических исследований под руководством И.М. Савельевой в коллективной монографии под соответствующим заглавием. Один из участников этого научного проекта, А.Н. Дмитриев, указывает, что «понятие исторической культуры охватывает многообразные отношения между профессиональной историографией и более обширной сферой общественных представлений об истории» [Дмитриев А.Н. Прошлое нашего прошлого: проблематика исторической культуры в Российской империи // Историческая культура императорской России: формирование исторических представлений о прошлом: коллект. моногр. в честь проф. И.М. Савельевой / отв. ред. А.Н. Дмитриев. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 551 с.]. Он вводит также понятие «пространство исторической культуры», которое, с точки зрения исследователя, включает в себя взаимодействия профессиональной историографии и исторического сознания общества: с одной стороны, «критический пересмотр повседневных, массовых или обыденных представлений о прошлом»; с другой стороны – область популяризации, распространения, своеобразного «низового» переписывания истории. Роль посредника между профессиональной историографией и историческим сознанием общества, по мнению Дмитриева, играли «многочисленные исторические, археологические, краеведческие и этнографические общества, а также полулюбительские общественные объединения и организации, связанные с изучением прошлого» [Дмитриев А.Н. Прошлое нашего прошлого: проблематика исторической культуры в Российской империи // Историческая культура императорской России: формирование исторических представлений о прошлом: коллект. моногр. в честь проф. И.М. Савельевой / отв. ред. А.Н. Дмитриев. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 551 с.]. Можно заключить, что целый ряд исследователей определяет «историко – культурное пространство» или «историко – культурную среду» как сферу взаимодействия профессиональной исторической науки и коллективных представлений о прошлом. Историко – культурное пространство трактуется как обладающее внутренней целостностью пространство культурных объектов, где интегрирующая роль принадлежит историческому знанию и исторической памяти. Внедрение этого понятия в методологический инструментарий педагогической науки открывает новые перспективы для изучения российской провинции: она предстаёт как разнородное пространство, включавшее в себя множество уникальных «культурных гнёзд» и в то же время, обладавшее устойчивыми типологическими характеристиками.


Опираясь на эти теоретико – методологические работы, можно предложить следующий подход к изучению регионов как историко – культурного пространства в научных исследованиях. Историко – культурное пространство региона включает в себя совокупность научных знаний и массовых представлений об историческом прошлом данного региона, о его месте и роли в истории. При этом учитывается, что такие знания и представления формируются как «извне» (усилиями академических учёных и деятелей культуры из других регионов), так и «изнутри» (усилиями местной интеллигенции); что они включают в себя как логико – дискурсивный компонент («знания о прошлом»), так и образно – эмоциональную составляющую («образы прошлого»). В контексте этого метода исследовательская задача сводится к тому, чтобы выяснить, как региональный материал встраивался в «большой нарратив» отечественной или всемирной истории, с какими «образами прошлого» ассоциировался определённый регион в исторической памяти общества (взгляд «извне»); и в то же время – определить, вокруг каких «мест памяти» формировалась историческая идентичность самого регионального сообщества (взгляд «изнутри»). Решение этих взаимосвязанных задач позволит определить место региона на «ментальной карте» страны или всего мирового сообщества.

Историко – культурное пространство России – это многофакторный, многоплановый феномен, исторически подвижный, меняющийся по своему компонентному составу. Каждый значимый период, каждая эпоха в российской истории имели своё, особое значение, своё культурно – цивилизационное лицо. В каждый из них складывались специфические территориальные особенности историко – культурного пространства. Но всегда существовала общность этого пространства, существовали его доминанты, делающие узнаваемой, продуктивной российскую культуру. Такой российская культура предстаёт в контексте культурно – антропологического подхода, историко – культурного стандарта.

В современном школьном образовании учебно – исследовательская деятельность (далее – УИД) рассматривается в качестве эффективной технологии, направленной на развитие личности учащегося. Значение исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования подчеркивается в документах ФГОС: метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

  2. индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно – исследовательской, социальной, художественно – творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно – исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных 25 областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.


Однако анализ применения этой технологии в школе выявляет ряд проблем. Например, существует проблема использования УИД в массовой образовательной практике. Должным образом эта форма организации образовательного процесса реализована лишь при работе с одаренными детьми. Применение ее учителями общеобразовательной школы по отношению к учащимся с разным уровнем способностей и мотивации до сих пор оставляет желать лучшего.

Существует проблема отсутствия общепринятой формулировки понятия «учебно – исследовательская деятельность», в том числе в документах ФГОС ОО. Выдвигается гипотеза, что создание структурной модели понимаемой формулировки понятия «учебно – исследовательская деятельность» поможет конкретизировать соответствующий термин с целью формирования необходимых ориентиров для всех участников образовательного процесса. Определение термина УИД давалось многими авторами, однако общепринятой формулировки, так же, как и единых подходов к выделению структурных элементов этого вида деятельности, в настоящее время не существует. Причину такого положения дел объяснить сложно, особенно на фоне наличия определения схожей по функциям проектной деятельности. В результате руководитель исследовательской работы школьника, испытывает трудности в понимании своей роли. Нами было выдвинуто предположение, что построение структурной модели УИД поможет конкретизировать соответствующее понятие и создать термин, содержащий необходимые ориентиры для всех участников образовательного процесса.

В результате исследования были проанализированы определения понятия УИД, принадлежащие нескольким авторам.

  1. А.С. Обухов, исследовательская деятельность учащихся – это эффективная образовательная технология, отвечающая задачам развития творческих способностей, социализации, профессионализации, развития социальной мобильности молодого поколения.

  2. А.В. Леонтович, исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательные задачи.

  3. А. Н. Поддъяков, исследовательская деятельность есть деятельность, характеризующаяся направленностью на получение нового знания. Она служит способом активного поиска, построения знаний, формирования нового опыта.

  4. Т. Л. Брославская, исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.

  5. О. А. Вихорева, учебно – исследовательская деятельность – средство индивидуализации обучения, формирования субъектности учащегося в процессе учебной деятельности.

  6. Д. И. Мычко, учебно – исследовательская деятельность – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.


Проанализировав данные определения, нами было выдвинуто свое понятие, учебно – исследовательская деятельность – это особый вид деятельности и форма познания человеком действительности. Она направлена на достиже­ние понимания человеком окружающей действительности. Он, так или иначе, использует приобретенные знания в своей практической деятельно­сти и через это убеждается в их истинности или отвергает их как ложные.

Исследование – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объектив­ностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки). Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как базирую­щуюся на научной методологии деятельность субъекта по получению ново­го научно обоснованного знания, предназначенного для целенаправленного изменения существующей реальности, которая осуществляется в логически систематизированной последовательности с применением специальных средств научного познания. Исследовательская деятельность осуществляет­ся во всех сферах жизнедеятельности человека.

Педагог не научный работник, его функция не в том, чтобы добывать новое знание. Должен ли он решать исследовательские задачи и если да, то какие? Ответ на эти вопросы в ходе эволюции педагогической мысли и об­разовательной практики менялись вместе с изменениями моделей самой деятельности педагога.

Для нашего исследования, которое связано с образовательным процессом, имеет значение четкое разведение понятий «научно – исследовательская деятельность» и «учебно – исследовательская деятельность». Под научно – исследовательской деятельностью мы вслед за В. П. Копниным понимаем «индивидуальное научное познание, нацеленное на раскрытие внешних и внутренних связей, свойств, законов, отношений между объектами и явлениями окружающей действительности» [3]. «Учебно – исследовательская деятельность» – это понятие, включающее в себя сущностные характеристики как исследовательской, так и учебной деятельности. Учебная деятельность предполагает развитие личности учащегося в процессе его взаимодействия с педагогом. Таким образом, одно из отличий учебно – исследовательской деятельности от научно – исследовательской заключается в составе субъектов деятельности. В науке субъектом выступает ученый, индивид, а в образовании – ученик под руководством учителя.

Исходя из этого, понятия «учебно – исследовательская деятельность» и «научно – исследовательская деятельность» близки по смыслу, но в то же время употребимы в собственном значении. Определение «научно – исследовательская деятельность» является более широким по отношению к понятию «учебно – исследовательская деятельность»


С позиции рассматриваемого нами вопроса, учебно – исследовательская подготовка специалиста – это сложный междисциплинарный системно – структурный процесс, предусматривающий общенаучную, психолого – педагогическую и специальную подготовку на основе исследовательской направленности функций современного процесса обучения, создание определенной морально – психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, психологического, педагогического, методического толка, обеспечивающих готовность будущего педагога к учебно – исследовательской деятельности.

Необходимость в исследовательской направленности педагогической деятельности в современных условиях определяется рядом обстоятельств.

Во – первых, происходящие социально – экономические преобразования в стране обусловили потребность коренного изменения функции системы образования. Как отмечалось нами ранее, современная парадигма образования ориентирована на функционирование в нем педагога нового типа, способного к нестандартным решениям. Таким образом, исследовательская деятельность учителя выступает средством обновления образовательной практики.

Во – вторых, гуманизация и гуманитаризация образования, направленные на «развитие и проявление способностей человека» [97, 84], обусловливают направленность деятельности учителя, которая обеспечивала бы адаптацию образовательного процесса к запросам и потребностям личности обучающегося, возможность ее самораскрытия.

На наш взгляд, исследовательская деятельность учителя должна касаться: содержания образования; методов обучения; организации учебного процесса; готовности учителей к внедрению современных методов обучения; отношений педагог – обучающийся; разработки системы дополнительного образования и организованного досуга детей; использования информационных технологий в образовании.

В условиях трансформирующегося общества изменяется содержание, значение, способы передачи культурного наследия прошлого для новых поколений; соответственно возникает проблема определения, с одной стороны, характеристик и состояния культурного наследия, а с другой – той новой роли, которую оно приобретает сегодня. Это требует осмысления новых концепций и идей, обобщения мирового опыта функционирования культурного наследия в условиях рыночной экономики. В данной связи неизмеримо возрастает потребность в научном анализе и теоретическом резюмировании как эмпирического материала, так и практического регионального опыта адаптации к модернизационным изменениям.