Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Историческая культура Российской империи стала предметом изучения научного коллектива Института гуманитарных историко – теоретических исследований под руководством И.М. Савельевой в коллективной монографии под соответствующим заглавием. Один из участников этого научного проекта, А.Н. Дмитриев, указывает, что «понятие исторической культуры охватывает многообразные отношения между профессиональной историографией и более обширной сферой общественных представлений об истории» [Дмитриев А.Н. Прошлое нашего прошлого: проблематика исторической культуры в Российской империи // Историческая культура императорской России: формирование исторических представлений о прошлом: коллект. моногр. в честь проф. И.М. Савельевой / отв. ред. А.Н. Дмитриев. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 551 с.]. Он вводит также понятие «пространство исторической культуры», которое, с точки зрения исследователя, включает в себя взаимодействия профессиональной историографии и исторического сознания общества: с одной стороны, «критический пересмотр повседневных, массовых или обыденных представлений о прошлом»; с другой стороны – область популяризации, распространения, своеобразного «низового» переписывания истории. Роль посредника между профессиональной историографией и историческим сознанием общества, по мнению Дмитриева, играли «многочисленные исторические, археологические, краеведческие и этнографические общества, а также полулюбительские общественные объединения и организации, связанные с изучением прошлого» [Дмитриев А.Н. Прошлое нашего прошлого: проблематика исторической культуры в Российской империи // Историческая культура императорской России: формирование исторических представлений о прошлом: коллект. моногр. в честь проф. И.М. Савельевой / отв. ред. А.Н. Дмитриев. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 551 с.]. Можно заключить, что целый ряд исследователей определяет «историко – культурное пространство» или «историко – культурную среду» как сферу взаимодействия профессиональной исторической науки и коллективных представлений о прошлом. Историко – культурное пространство трактуется как обладающее внутренней целостностью пространство культурных объектов, где интегрирующая роль принадлежит историческому знанию и исторической памяти. Внедрение этого понятия в методологический инструментарий педагогической науки открывает новые перспективы для изучения российской провинции: она предстаёт как разнородное пространство, включавшее в себя множество уникальных «культурных гнёзд» и в то же время, обладавшее устойчивыми типологическими характеристиками.
Опираясь на эти теоретико – методологические работы, можно предложить следующий подход к изучению регионов как историко – культурного пространства в научных исследованиях. Историко – культурное пространство региона включает в себя совокупность научных знаний и массовых представлений об историческом прошлом данного региона, о его месте и роли в истории. При этом учитывается, что такие знания и представления формируются как «извне» (усилиями академических учёных и деятелей культуры из других регионов), так и «изнутри» (усилиями местной интеллигенции); что они включают в себя как логико – дискурсивный компонент («знания о прошлом»), так и образно – эмоциональную составляющую («образы прошлого»). В контексте этого метода исследовательская задача сводится к тому, чтобы выяснить, как региональный материал встраивался в «большой нарратив» отечественной или всемирной истории, с какими «образами прошлого» ассоциировался определённый регион в исторической памяти общества (взгляд «извне»); и в то же время – определить, вокруг каких «мест памяти» формировалась историческая идентичность самого регионального сообщества (взгляд «изнутри»). Решение этих взаимосвязанных задач позволит определить место региона на «ментальной карте» страны или всего мирового сообщества.
Историко – культурное пространство России – это многофакторный, многоплановый феномен, исторически подвижный, меняющийся по своему компонентному составу. Каждый значимый период, каждая эпоха в российской истории имели своё, особое значение, своё культурно – цивилизационное лицо. В каждый из них складывались специфические территориальные особенности историко – культурного пространства. Но всегда существовала общность этого пространства, существовали его доминанты, делающие узнаваемой, продуктивной российскую культуру. Такой российская культура предстаёт в контексте культурно – антропологического подхода, историко – культурного стандарта.
В современном школьном образовании учебно – исследовательская деятельность (далее – УИД) рассматривается в качестве эффективной технологии, направленной на развитие личности учащегося. Значение исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования подчеркивается в документах ФГОС: метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
-
владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. -
индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно – исследовательской, социальной, художественно – творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно – исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных 25 областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.
Однако анализ применения этой технологии в школе выявляет ряд проблем. Например, существует проблема использования УИД в массовой образовательной практике. Должным образом эта форма организации образовательного процесса реализована лишь при работе с одаренными детьми. Применение ее учителями общеобразовательной школы по отношению к учащимся с разным уровнем способностей и мотивации до сих пор оставляет желать лучшего.
Существует проблема отсутствия общепринятой формулировки понятия «учебно – исследовательская деятельность», в том числе в документах ФГОС ОО. Выдвигается гипотеза, что создание структурной модели понимаемой формулировки понятия «учебно – исследовательская деятельность» поможет конкретизировать соответствующий термин с целью формирования необходимых ориентиров для всех участников образовательного процесса. Определение термина УИД давалось многими авторами, однако общепринятой формулировки, так же, как и единых подходов к выделению структурных элементов этого вида деятельности, в настоящее время не существует. Причину такого положения дел объяснить сложно, особенно на фоне наличия определения схожей по функциям проектной деятельности. В результате руководитель исследовательской работы школьника, испытывает трудности в понимании своей роли. Нами было выдвинуто предположение, что построение структурной модели УИД поможет конкретизировать соответствующее понятие и создать термин, содержащий необходимые ориентиры для всех участников образовательного процесса.
В результате исследования были проанализированы определения понятия УИД, принадлежащие нескольким авторам.
-
А.С. Обухов, исследовательская деятельность учащихся – это эффективная образовательная технология, отвечающая задачам развития творческих способностей, социализации, профессионализации, развития социальной мобильности молодого поколения. -
А.В. Леонтович, исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательные задачи. -
А. Н. Поддъяков, исследовательская деятельность есть деятельность, характеризующаяся направленностью на получение нового знания. Она служит способом активного поиска, построения знаний, формирования нового опыта. -
Т. Л. Брославская, исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. -
О. А. Вихорева, учебно – исследовательская деятельность – средство индивидуализации обучения, формирования субъектности учащегося в процессе учебной деятельности. -
Д. И. Мычко, учебно – исследовательская деятельность – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Проанализировав данные определения, нами было выдвинуто свое понятие, учебно – исследовательская деятельность – это особый вид деятельности и форма познания человеком действительности. Она направлена на достижение понимания человеком окружающей действительности. Он, так или иначе, использует приобретенные знания в своей практической деятельности и через это убеждается в их истинности или отвергает их как ложные.
Исследование – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки). Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как базирующуюся на научной методологии деятельность субъекта по получению нового научно обоснованного знания, предназначенного для целенаправленного изменения существующей реальности, которая осуществляется в логически систематизированной последовательности с применением специальных средств научного познания. Исследовательская деятельность осуществляется во всех сферах жизнедеятельности человека.
Педагог не научный работник, его функция не в том, чтобы добывать новое знание. Должен ли он решать исследовательские задачи и если да, то какие? Ответ на эти вопросы в ходе эволюции педагогической мысли и образовательной практики менялись вместе с изменениями моделей самой деятельности педагога.
Для нашего исследования, которое связано с образовательным процессом, имеет значение четкое разведение понятий «научно – исследовательская деятельность» и «учебно – исследовательская деятельность». Под научно – исследовательской деятельностью мы вслед за В. П. Копниным понимаем «индивидуальное научное познание, нацеленное на раскрытие внешних и внутренних связей, свойств, законов, отношений между объектами и явлениями окружающей действительности» [3]. «Учебно – исследовательская деятельность» – это понятие, включающее в себя сущностные характеристики как исследовательской, так и учебной деятельности. Учебная деятельность предполагает развитие личности учащегося в процессе его взаимодействия с педагогом. Таким образом, одно из отличий учебно – исследовательской деятельности от научно – исследовательской заключается в составе субъектов деятельности. В науке субъектом выступает ученый, индивид, а в образовании – ученик под руководством учителя.
Исходя из этого, понятия «учебно – исследовательская деятельность» и «научно – исследовательская деятельность» близки по смыслу, но в то же время употребимы в собственном значении. Определение «научно – исследовательская деятельность» является более широким по отношению к понятию «учебно – исследовательская деятельность»
С позиции рассматриваемого нами вопроса, учебно – исследовательская подготовка специалиста – это сложный междисциплинарный системно – структурный процесс, предусматривающий общенаучную, психолого – педагогическую и специальную подготовку на основе исследовательской направленности функций современного процесса обучения, создание определенной морально – психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, психологического, педагогического, методического толка, обеспечивающих готовность будущего педагога к учебно – исследовательской деятельности.
Необходимость в исследовательской направленности педагогической деятельности в современных условиях определяется рядом обстоятельств.
Во – первых, происходящие социально – экономические преобразования в стране обусловили потребность коренного изменения функции системы образования. Как отмечалось нами ранее, современная парадигма образования ориентирована на функционирование в нем педагога нового типа, способного к нестандартным решениям. Таким образом, исследовательская деятельность учителя выступает средством обновления образовательной практики.
Во – вторых, гуманизация и гуманитаризация образования, направленные на «развитие и проявление способностей человека» [97, 84], обусловливают направленность деятельности учителя, которая обеспечивала бы адаптацию образовательного процесса к запросам и потребностям личности обучающегося, возможность ее самораскрытия.
На наш взгляд, исследовательская деятельность учителя должна касаться: содержания образования; методов обучения; организации учебного процесса; готовности учителей к внедрению современных методов обучения; отношений педагог – обучающийся; разработки системы дополнительного образования и организованного досуга детей; использования информационных технологий в образовании.
В условиях трансформирующегося общества изменяется содержание, значение, способы передачи культурного наследия прошлого для новых поколений; соответственно возникает проблема определения, с одной стороны, характеристик и состояния культурного наследия, а с другой – той новой роли, которую оно приобретает сегодня. Это требует осмысления новых концепций и идей, обобщения мирового опыта функционирования культурного наследия в условиях рыночной экономики. В данной связи неизмеримо возрастает потребность в научном анализе и теоретическом резюмировании как эмпирического материала, так и практического регионального опыта адаптации к модернизационным изменениям.