Файл: Протокол судебного заседания сущность, требование, особенности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Соответственно, в целях исправления возможных ошибок и неточностей, допущенных в протоколе судебного заседания, федеральный законодатель не только установил нормативные требования к изготовлению протокола, но и наделил участников уголовного судопроизводства правом знакомиться с протоколом и при необходимости подавать на него замечания, которому корреспондирует обязанность председательствующего судьи обеспечить возможность осуществления данного права (пункт 17 части второй статьи 42, пункт 17 части четвертой статьи 47, часть седьмая статьи 259 и статья 260 УПК Российской Федерации).
Текст протокола судебного и текст приговора во многом корреспондируют друг другу, а потому требования к содержанию и форме протокола являются принципиальными.
Однако следует иметь ввиду, что технические ошибки, то есть, опечатки, описки не влекут отмену приговора. Однако существенные опечатки и описки в протоколе могут повлечь отмену приговора.
Чаще всего протоколы судебного заседания составляются неполно либо с искажениями. Вариаций такого рода нарушений множество.
Грубые нарушения ведения протокола судебного заседания не остаются без внимания вышестоящей судебной инстанции. Например, если в протоколе не будет отражен полное содержание речи в прениях защитника и не будет приобщена его письменная речь, суд апелляционной инстанции отменит приговор, поскольку неполнота протокола лишает апелляционную инстанцию возможности проверить обоснованность приговора.
Отсутствие протокола судебного заседания является безусловным основанием для отмены приговора суда, но на практике такое маловероятно.
В практике, чаще возникает вопрос о том, что считать отсутствием протокола. Поскольку это не только случай, когда протокола в материалах дела нет физически. Считается, что протокол отсутствует, если он не подписан секретарем или судьей, либо в нем отсутствует составная часть и подписи на ней.
Либо, исходя из вышеприведенного примера, отсутствие соответствующих подписей на составной части.
Нужно учитывать, что вероятность нарушения, связанного с изготовлением полноценного протокола, увеличивается, если по делу проходило множество заседаний. Секретарь и судья могут забыть подписать протокол за какое-то судебное заседание.
Если протокол не оформлен том виде, в каком он должен быть оформлен и не содержит необходимые обязательные реквизиты, предусмотренные УПК, то это должно расцениваться как отсутствие протокола. Ведь несоблюдение судом обязательной процедуры фиксации уголовного процесса, ставит под сомнение законность и обоснованность вынесенного приговора.
Вместе с тем следует помнить, что претензии к протоколу не должны носить характер мелочных придирок, например, описка в инициалах подсудимого.
Ошибка в реквизитах не всегда означает отсутствие даты или места составления протокола. Однако ошибка в содержании реквизита тоже может стать камнем преткновения.
На практике грубыми ошибками признавались следующие:
-
неверно указаны даты составления протокола; -
неверно указаны данные о судебном составе; -
в протоколе нет указания (строчки) о том, что суд предоставил подсудимому последнее слово; -
в протоколе судебного заседания перепутаны адвокаты подсудимых; -
один из адвокатов указанных в протоколе не принимал участия при решении вопроса о необходимости исследования письменных материалов дела, в дополнениях и судебных прениях; -
отсутствуют сведения о времени удаления суда в совещательную комнату, выхода из нее, и нет отметки о времени окончания заседания. Эти ошибки не позволяет достоверно определить время провозглашения приговора и соблюдение тайны совещательной комнаты.
Эти примеры свидетельствуют, что даже чисто технические по форме ошибки по своему содержанию могут быть приравнены к существенным нарушениям требований УПК и повлечь отмену приговора и постановления суда.
Стоит обращать внимание и на ошибки, которые не связанных напрямую с его реквизитами, но также имеющих существенное значение. Например, при рассмотрении дела в ходе чередующихся судебных заседаний может неоднократно меняться государственный обвинитель по делу. Каждый раз, когда он меняется, суд обязан обращать на это внимание и разъяснять право на его отвод. Об этом делают соответствующую пометку в протоколе. Если ее нет, то это нарушение права подсудимого на отвод.
Другая частая ошибка - дата вручения подсудимому обвинительного заключения. Судебное заседание не может быть назначено ранее семи суток с этой даты. Эта дата тоже обязательно отмечается в протоколе.
Есть примеры судебной практики, когда сработал один из распространенных доводов защиты — упрек суду в том, что он копирует в приговоре содержание обвинительного заключения.
Показания свидетелей в протоколе судебного заседания слово в слово совпадают с их же показаниями, изложенными в протоколах допроса на следствии. Из этого вышестоящий суд делал вывод, что в судебном заседании свидетели вообще не допрашивались.
И так, анализ протокола судебного заседания — одна из ключевых частей работы по уголовному делу со стороны вышестоящего суда, защиты и обвинения.
Государственный обвинитель своими своевременными замечаниями на протокол может спасти приговор от отмены. Если судья видит, что замечания действительно избавляют приговор от критической ошибки, то он восстановит прокурору и срок для подачи замечаний.
Процедура рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания, предусмотренная статьей 260 УПК Российской Федерации не может использоваться для такой корректировки протокола, которая не отвечала бы принципу его объективности, т.е. для исправления допущенных при разбирательстве дела в суде первой инстанции существенных, фундаментальных ошибок и отступлений от законной процедуры судопроизводства путем искажения в любой форме подлинных обстоятельств, имевших место при судебном рассмотрении дела и способных повлечь отмену судебного решения по обращению, адресованному суду вышестоящей инстанции. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что данная статья не дает судье возможность расценить содержащиеся в жалобе на не вступившее в законную силу судебное решение доводы осужденного или его защитника в качестве замечаний на протокол судебного заседания (определения от 22 марта 2012 года N 591-О-О, от 23 апреля 2013 года N 557-О, от 27 октября 2015 года N 2337-О и др.).
2 АУДИОПРОТОКОЛИРОВАНИЕ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ
2.1 Общие правила организации аудиопротоколирования
С 1 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Кодекс Административного судопроизводства, Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Уголовный процессуальный кодекс РФ, устанавливающие обязательное ведение аудиопротокола судебных заседаний.
Согласно данным изменениям в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций по гражданским, уголовным, административным делам (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется протоколирование, с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) и составляется протокол в письменной форме.
Фиксация хода судебного разбирательства с использованием средств аудиозаписи осуществляется на основании норм процессуального законодательства Российской Федерации.
Использование средств аудиозаписи в закрытом судебном заседании не допускается, кроме случаев предусмотренных нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Контроль за использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания обеспечивает секретарь судебного заседания либо по поручению председательствующего помощник судьи.
Администратор суда или работник аппарата суда, назначенный председателем суда в качестве лица, ответственного за техническое обеспечение аудиопротоколирования, осуществляет общий контроль за функционированием средств аудиозаписи суда и взаимодействует с филиалом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента.
Временным регламентом организации ведения аудиопротоколирования хода судебного заседания в федеральных судах общей юрисдикции, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 23 августа 2019 г.№185 определяются общие правила организации ведения протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) в кассационных судах общей юрисдикции, кассационном военном суде, апелляционных судах общей юрисдикции, апелляционном военном суде, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах, районных судах, городских судах, межрайонных судах, гарнизонных военных судах.
Согласно указанного регламента, секретарь судебного заседания либо помощник судьи заблаговременно до начала судебного заседания проверяет работоспособность средств аудиозаписи.
Секретарь судебного заседания (помощник судьи) при осуществлении ведения аудиопротоколирования хода судебного заседания выполняет действия, не требующие специальных технических знаний (включение и выключение оборудования). При обнаружении технических неполадок (невозможности использования) средств аудиозаписи, предназначенных для проведения судебного заседания, секретарь судебного заседания (помощник судьи) незамедлительно информирует об этом председательствующего по делу судью, лицо, ответственное за техническое обеспечение аудиопротоколирования, а также выясняет возможность использования иных средств аудиозаписи (в том числе используемых в других залах судебных заседаний).
Лицо, ответственное за техническое обеспечение аудиопротоколирования, незамедлительно принимает меры для обеспечения надлежащих условий ведения аудиопротоколирования судебного заседания (проводит предварительную проверку исправности средств аудиозаписи, возможность устранения неполадок), а также связывается с филиалом ФГБУ ИАЦ Судебного департамента для организации ремонта неисправных средств аудиозаписи, поставляемых в рамках централизованных закупок.
Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется в ходе судебного заседания непрерывно.
Если в ходе судебного заседания выявлено, что вследствие технических неполадок протоколирование с использованием средств аудиозаписи фактически не осуществляется, секретарь судебного заседания (помощник судьи) незамедлительно информирует об этом председательствующего по делу судью для принятия решения о возможности продолжения судебного заседания.
В случае если факт перерыва записи либо отсутствия аудиопротокола , выявлен после окончания судебного заседания, об этом незамедлительно сообщается председательствующему по делу судье, а также составляется акт об отсутствии аудиопротокола, в котором указываются сведения о времени начала записи, времени перерыва, причинах возникшего перерыва. Акт подписывается секретарем судебного заседания (помощником судьи), лицом, ответственным за техническое обеспечение аудиопротоколирования, и судьей.
После окончания судебного заседания файл с аудиозаписью судебного заседания должен быть сохранен на рабочем месте секретаря судебного заседания (помощника судьи) или на сервере суда.